Произведение «Леспромхоз» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 45
Читатели: 156
Дата:
«Леспромхоз» выбрано прозой недели
04.08.2025

Леспромхоз

            События эти происходили в  сибирском городке, расположенном на берегу живописной реки. Здесь располагался Леспромхоз, предприятие лесной промышленности. В Леспромхозе имелся небольшой флот речных судов, основу которых составляли водометные катера, предназначенные для сплава леса и буксировки небольших барж. Самым крупным судном этого речного флота считался теплоход "Ангара". Все события, описанные ниже, произошли на этом теплоходе.
            Василий Груздев после окончания десятилетки пролетел с поступлением в институт и болтался без дела. На глаза ему попалось объявление о наборе на курсы судоводителей. Леспромхоз выплачивал курсантам стипендию с условием, что они должны отработать на предприятии не менее одного года. Васю приняли, т.к. по образованию и здоровью он вполне соответствовал всем требованиям, предъявляемым к работникам маломерных судов речного флота.  На курсах Вася добросовестно изучал судовождение, устройство судовых двигателей, лоцию и другие, необходимые для работы на речном флоте, науки. После окончания курсов ему повезло, он попал на самое крупное судно Леспромхоза теплоход "Ангара", являющееся флагманом маломерного леспромхозовского флота.  Экипаж судна состоял из четырёх человек: капитана, механика и двух матросов-мотористов, одним из которых был Василий. Ранней весной началась подготовка судов к предстоящей навигации. В первую очередь перебрали судовой двигатель, произвели притирку клапанов, регулировку топливного насоса высокого давления, заправку кислородного баллона, предназначенного для воздушного запуска дизельного двигателя. Самой неприятной и грязной работой была очистка трюма от мазута и воды, зато приятно было под пригревающим весенним солнцем красить свежей краской корпус, ограждения и палубу судна. Вася с товарищем по несчастью Серегой безупречно выполняли все работы под чутким руководством капитана Брагина и механика Блинова, даже не подозревая какие испытания ждут их впереди. Брагин и Блинов отходили не одну навигацию и пользовались заслуженным авторитетом у руководства Леспромхоза и товарищей судоводителей. Подготовка к навигации закончилась, и теплоход "Ангара", рассекая носом лёгкую волну, вышел на просторы великой сибирской реки. За штурвалом в рулевой рубке гордо стоял капитан Брагин, гудками приветствуя встречные суда. Но продолжалось это не долго, с нижней палубы раздался голос механика Блинова: "Всё готово!"  Капитан передал штурвал Васе и предупредил, что ему с Серегой оказывается большое доверие, и теперь они несут ответственность за безопасность движения их судна. Вася был ошарашен, т.к. до этого ему никогда не приходилось управлять судном, а теоретические знания никогда не заменят практического опыта, которого ни у Васи, ни у Сереги не было. Капитан с механиком устроили пьянку по случаю начала навигации, а водки и закуски у них было немеряно! Первое, что сделал Василий, убавил скорость движения судна до минимальной, потом всучил Сергею вымпел, которым судоводители делают отмашку для безопасного расхождения судов, и на малой скорости "Ангара" продолжила движение в пункт назначения. Командный состав теплохода, надравшись в стельку, дружно храпел в кубрике. Под вечер из-за поворота показался дебаркадер, к которому должны были причалить наши горе путешественники. В связи с неопытностью рулевых причаливание и швартовка заняли более часа. 

          В дальнейшем такая практика повторялась раз за разом, капитан с механиком напивались и дружно засыпали, но хуже, когда они под воздействием винных паров начинали спорить, кто на теплоходе главный, без кого судно не сможет функционировать. Вася однажды оказался в центре их пьяных разборок и пожалел, что родился, что увидел проклятое объявление о курсах, что попал на этот долбаный теплоход. После долгой перебранки пьяный в дрезину механик спустился в машинное отделение и заглушил судовой двигатель, теплоход застопорил ход, но неугомонный капитан Брагин вновь запустил его кнопкой из рубки, тогда механик освободил стопор на брашпиле и освобожденный якорь с грохотом якорной цепи ушёл в глубину. Теплоход начал вращаться вокруг якорной цепи и занял большую часть акватории. Проходящие суда начали тревожно гудеть и сигналить всеми возможными средствами. Создалась опасная судовая обстановка, которая могла завершиться кораблекрушением. Капитан приказал Васе выбрать якорь вручную, используя механическую лебёдку, что тот в поте лица своего добросовестно исполнил, но тут подбежал механик Блинов и вновь освободил якорь, который с тем же грохотом исчез в речной глубине. Капитан снова приказал Васе поднимать якорь, но тот взбунтовался и наотрез отказался выполнять приказ. В средние века за подобное непослушание Васю бы вздернули на рее, но в наш просвященный век его всего лишь покрыли отборным трехэтажным матом и конфликт капитана с механиком исчерпал себя. Они спустились в каюту капитана и продолжили пьянку. Вася поднял якорь и продолжил движение. Серёга не раз сокрушенно говорил Васе: "Ох, Васька, утопят они когда-нибудь "Ангару" вместе с нами." Василию нечем было возразить, действительно можно было считать чудом, что они до сих пор ещё никого не взяли на абордаж и вообще ни с кем не столкнулись. 
               Однажды летней лунной ночью Василий заступил на вахту вместе с механиком Блиновым, который непривычно трезвый стоял у штурвала, а Вася дремал в рубке под тихую музыку, транслируемую радиостанцией "Маяк". На буксире у "Ангары" в кильватере на длинном тросе тащился плавучий кран. Блинов не глядя буркнул, что идёт в машинное отделение, уверенный, что Вася возьмёт в свои руки штурвал управления судном, но Вася дремавший в кресле, его не услышал и продолжал грезить о чём-то своём. Спасло их то, что шли они против течения, и, что берега реки густо поросли тальником, который смягчил удар судна о береговую кромку, а кран не пришёл "Ангаре" в корму. Когда Блинов как ошпаренный влетел в рубку и быстро-быстро вращая штурвал предотвратил неминуемое столкновение "Ангары" с берегом, а плавучего крана с теплоходом. Василий в полной мере смог насладиться колоритом русского языка, в котором кроме отборного мата не было других слов, но слава Богу всё обошлось без жертв, травм и материального ущерба.
            В середине навигации на теплоходе возникло неземное создание в лице дочери механика Олечки Блиновой! Олечке было всего лишь тринадцать лет, но её острые грудки могли уколоть через лёгкое летнее платьице,  упругую попку это платьице туго обтягивало и всё это выглядело весьма и весьма обольстительно. Оказывается мама Олечки сломала ногу и находилась на лечении в травмологическом отделении районной больницы. Отец вынужден был забрать Олечку на своё судно. Василий на появление Олечки никак не отреагировал и продолжал выполнять свои обязанности матроса-моториста с прежним усердием. Однако на него весьма необычно отреагировала Олечка. На судне узкие переходы и коридоры между надстройками и два встречных человека не могут пройти мимо друг друга не прикоснувшись. Олечка стала довольно часто попадаться Василию на глаза и проходя мимо, она либо толкала его локтем, либо больно щипалась. Васе это надоело, и при очередном щипке он схватил её в охапку и хотел отшлепать по её маленькой заднице, но на свою беду глянул в её синие-синие глаза, в которых он увидел детскую беззащитность и затравленность, а ещё в её глазах читалось чисто женское желание привлечь его внимание к своей особе. Вместо порки, он внезапно поцеловал её в подставленные пухлые губки, она с готовностью ответила на его поцелуй обвив своими руками его шею. С этого времени окружающий мир заиграл для Василия всеми цветами радуги, он чувствовал необычную эйфорию и ещё не понимал, что это первая влюблённость. Теперь Вася и Олечка искали уединённые места, чтобы целоваться, целоваться и целоваться! Олечка устраивалась на коленях у Василия и с удовольствием подставляла для поцелуев губы, глаза, щеки и шею, при этом они крепко обнимались тесно прижимаясь друг к другу. Несмотря на то, что Василию было уже восемнадцать лет, но у него не было сексуального опыта, с женщинами он был робок и не решителен. В сексуальном плане его привлекали взрослые женщины, к Олечке он испытывал нежные чувства, они целовались до одури, но у него не возникало желания дотронуться до её маленьких упругих грудок, или засунуть руку ей между ног. Впрочем, и Оля этого не хотела и его ничем не провоцировала. Позже он где-то прочитал, что такие чувства называются "платонической любовью" и означают "возвышенные отношения, основанные на духовном влечении и романтической чувственности без физического влечения". Такое положение дел могло бы продолжаться ещё долгое время, но однажды отец Олечки застукал их, целующихся в его каюте. Он был откровенно ошарашен, так как никак не ожидал от своей маленькой дочурки такой недетской страсти. Василий вылетел из каюты как ужаленый, а через какое-то время Блинов пригласил Васю в рулевую рубку, в которой никого не было, так как теплоход был надёжно пришвартован к дебаркадеру. Вася понюхал поднесенный к его носу промасленный внушительных размеров кулак судового механика и получил строгое внушение. Он узнал, что целуясь с Олей, он совершает уголовное преступление, так как она ещё несовершенолетняя и его действия могут быть расценены, как совращение малолетней. После этого случая Оля стала избегать Василия и перед её убытием с их корабля он узнал, что отец пообещал дочери утопить незадачливого ухажера, если увидит их вместе. Без Олечки рутина флотской жизни для Василия стала скучной и неинтересной. Капитан с механиком периодически напивались в дым и на следующий день никак не могли припомнить события минувших суток. Однажды утром Вася услышал странный грохот и, спустившись в отсек, где находились каюты капитана и механика, понял что в дверь изнутри стучит капитан с воплями: "Кто меня закрыл? Открывайте суки!" Вася с помощью монтировки освободил капитана из заточения. Выяснилось, что пьяный в стельку капитан на автопилоте ввалился в свою каюту, закрылся на ключ, который вынул из замка и засунул в один из шкафов. Утром он никак не мог вспомнить как попал в каюту и как закрылся в ней и потому решил, что его закрыли снаружи. Позже он, понизив голос до шопота, спрашивал Василия, не видел ли он, кого из женщин он приводил в каюту и трахал в ней, так как утром проснулся в своей койке совершенно голым и без трусов. Василий заверил капитана, что тот прибыл с берега абсолютно невменяемым, но был совершенно один.
              У командного состава теплохода "Ангара" было ещё одно пагубное занятие, которое их впоследствии и погубило. Любили они на дюралевой лодке с быстроходным мотором "Вихрь" промчаться с ветерком по ближайшим протокам, бросив в воду "кошку", которой они собирали сети, установленные местными рыбаками. Сети были полными рыбы, браконьеры их не выбирали, а просто бросали на дно лодки, выборку

Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
            Интересное произведение. Так бывает: вроде бы ничего особенного нет, а… цепляет. Чем? Ну, вот чем?

          Язык изложения, однозначно, хороший. Лёгкий. История прочитывается на одном дыхании. При этом видно, что писал человек, что называется, «с натуры»: узкоспециализированные и профессиональные термины говорят сами за себя. И при этом они совершенно не мешают восприятию, не перегружают сознания читающих, заставляя постоянно задумываться: «А что это может значить?» «А вот тут про что?» Как сейчас принято говорить: «Всё интуитивно понятно».

Вначале кажется, что это произведение как будто состоит из двух частей: первая часть – это описание приключений Василия Груздева на корабле, вторая – его только-только начинающие зарождаться первые чувства к молодой девушке, практически девочке. И только после неоднократного перечитывания рассказа, понимаешь, что описанные события – это не разделение на две части, это – сплав мелодрамы, комедии, житейской прозы, который очень быстро (отсюда и легкость восприятия) погружает читателей в атмосферу сибирского городка. На фоне всего этого прослеживается безмятежность природы и… полнейшая неразбериха человеческих судеб. При всём при этом автору удаётся создать живую картинку, в которой отражаются реалии работы речного флота и при этом показано, что за романтикой жизни на воде (а служба и работа во флоте часто ассоциируются именно с ней) скрываются весьма серьёзные испытания.


Начнём с того, что главный герой рассказа – Василий Груздев – только-только начинает свой путь в профессии судоводителя. Немудрено, что его одолевают страхи и переживания перед новой для него ответственностью: раньше ничем подобным он не занимался, и вдруг оказалось, что судовождение намного сложнее, чем то, что ему преподавалось на курсах. Нужно отметить, что не только в начале, но и на протяжении всего рассказа автор мастерски передаёт чувства неопытности и растерянности Василия в условиях, когда опытные капитан и судовой механик, погруженные в алкогольные дебаты, проявляют к молодому парню одновременно и доверие, и, как это ни странно, полное безразличие. Чем не своеобразная метафора безалаберного подхода к труду, который в то же время напоминает что-то вроде безвольного существования!


Отличительной чертой произведения становится гротеск, который автор использует в течение описания событий. Постоянное веселье экипажа на фоне серьёзной работы подчёркивает и лёгкость, с которой они относятся к судьбе теплохода, и взгляд самого автора на мир профессий. (Достаточно упомянуть эпизоды, в которых описываются причаливание и швартовка, а также то, как корабль едва не врезался в берег из-за того, что остался без управления). В весьма колоритных картинах нескончаемых пьяных разборок двух опытных речников – капитана и судового механика – используются элементы так называемого «чёрного юмора», что совершенно не портит текст, а, скорее, придаёт ему особый шарм и одновременно с этим некоторую драматическую напряжённость.


Нельзя не отметить, что такой подход к раскрытию темы ответственности и профессионализма в непростой рабочей среде очень актуален. Автор удачно показывает, что судовождение в рассказе выступает своеобразным символом – если хотите, символом жизни, где неопытность молодых людей натыкается на полное безразличие более старшего поколения, и ответственность порой оказывается на плечах единиц, чего по логике быть не должно.


          Что касается сюжета, то он, несмотря на метания в разные стороны, всё-таки идёт к кульминации. И, скорее всего (если включить фантазию) рассказ закончился бы тем, что Василий всё-таки стал бы отстаивать свою точку зрения, чем вызвал бы недовольство капитана и его механика. Либо корабль попал бы в затруднительную ситуацию вроде столкновения или оказания на мели, если бы в описываемые события не вклинилась бы… любовь!


          Поскольку и Василий, и Олечка не имели опыта любовных отношений, автор показывает, как постепенно разворачиваются события. Интерес друг к другу не угасает, но само чувство развивается не быстро. Автор не торопит своих героев, их отношения прорисовываются  штрих за штрихом. И, конечно, трогательная наивность и первые поцелуи хорошо передают чистоту невинной влюблённости, вырисовывая чистоту юных сердец, одновременно наивных и полных надежд.


          Всё же, несмотря на лёгкость первых моментов, автор выводит сюжет  ещё на одну линию, поднимая важные вопросы: что в этой жизни разрешено, а что – недопустимо. Всё не так однозначно, и разговор с отцом юной Олечки ставит всё на свои места, когда любовь, казавшаяся безоблачной и лёгкой, оказывается под угрозой. Конфликт между невинностью чувств и строгими моральными устоями приводит к тому, что молодым людям пришлось расстаться.


          Постепенно в рассказе изменяется не только эмоциональный настрой, но и временные рамки. Автор удачно показывает момент, когда повзрослевшие Василий и Ольга встречаются спустя много лет. В рассказе подчёркивается, что встреча получилась не столько радостной, сколько грустной: Ольга в деталях рассказывает о гибели своего отца и его помощника – судового механика. И хотя считается, что между прошлым и настоящим существует определённая взаимосвязь, читатель понимает, что на этой встрече всё заканчивается: желания видеться друг с другом  ни у одного из действующих лиц больше не возникает.


          В заключение хочется добавить, что произведение «Леспромхоз» является не только увлекательным рассказом о непростых буднях работников речного флота, но и проникновением в душу человека, который ищет своё место в мире.


          Сочетание  юмора, драмы, лёгкости делает его интересным для широкой публики. Возможно, что кто-то из читателей узнáет при прочтении себя или увидит похожие черты, какие проявляются у Василия Груздева.


          Грамматических ошибок не выявлено.


Стиль автора, с использованием живого и образного языка, создаёт действительно впечатляющие наглядные образы, при этом погружая читателей в детали, начиная колоритом разговора речников и заканчивая описанием тихих ночей на теплоходе. Ключевые моменты – чаще это неожиданные события, происходящее в вахтенное время – добавляют в рассказ драматичности, заставляя читателей задуматься о хрупкости человеческой жизни и об отношениях, показывая при этом, насколько быстро может всё измениться.


На основании вышеизложенного, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.


Ссылка на первоисточник:



Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 22.11.2025
18:20 26.11.2025(1)
АЛЛА ВОЛОНТЫРЁВА.
С интересом прочитала! Житейская история Написано хорошо, читается легко!
14:08 28.11.2025
Большое спасибо, Алла! Рад, что понравился рассказ! 
21:41 23.11.2025(1)
Irina Krupenina
Хороший рассказ. Прочла с интересом. Было бы смешно, ели бы не было так грустно. Спасибо, Николай.
08:11 24.11.2025
Благодарю, Ирина! Рад, что Вам понравился рассказ! 
05:48 24.11.2025(1)
Рогочая Людмила
Славный рассказ, а для меня и познавательный. Спасибо, Николай. 
08:09 24.11.2025
Вам большое спасибо, Людмила, за то, что прочитали рассказ и за доброжелательный отзыв! 
23:39 22.11.2025(1)
Роза Госман
Замечательный  рассказ! Читала с интересом, а где-то и с улыбкой.  
Концовка несколько огорчила. Такая необъяснимая кончина двух друзей-выпивох. Но, видимо так было суждено...
18:01 23.11.2025
Благодарю, Роза, за прочтение рассказа! В Сибири жестоко наказывают людей, которые воруют рыбу из чужих сетей. В зимнее время таких воришек привязывали к дереву и обливали водой пока они не превращались в ледяные статуи. 
17:19 08.08.2025(1)
Насколько богата и разнообразна жизнь человека... Сколько разных героев, приключений... Рассказ хорош своей жизненностью, правдивостью!
18:38 08.08.2025
Благодарю, Элина, за доброжелательный отзыв! 
С теплом. 
Гость11:20 06.08.2025(1)
Мне понравилось изложение - правдивое и жизненное.  Но уж больно какое-то печальное всё... А светлые окошки хоть какой-то радости? Неужели всё так только плохо?
17:23 06.08.2025(1)
Есть в рассказе и радость, это чистые отношения девочки и матроса. Такая радость бывает в жизни не у каждого... 
Гость10:15 07.08.2025(1)
Да. Ваши слова - приняты. Но уж больно мало как-то... Как форточка!, а не окошко... 
10:17 07.08.2025
Трудно всем угодить, у вас получается? 
21:02 29.07.2025(1)
Ирина Гасникова
Замечательный рассказ, Николай.
06:24 30.07.2025
1
Спасибо, Ирина! 
23:50 24.07.2025(1)
Магдалина Гросс
Ой, хорошо написано! 
Вспомнилось, как два года назад на одном речном судне (не буду говорить названия) старпом  то ли уснул, то ли отвлекся, и пассажирский (!!!) теплоход чуть не влетел в закрытые шлюзовые ворота. Ситуацию спас парень-практикант, который учился на последнем курсе училища. Ну, и то, что теплоходик был "тазиком", а не килевой махиной - тоже сыграло на руку.
Жаль, право слово, что здесь выше "пятёрки" ничего нельзя поставить.
07:12 25.07.2025
Благодарю, Магдалина! Мне очень приятно именно от вас получить такой лесных отзыв! 
С признательностью. 
11:28 24.07.2025(1)
Замечательно написано, Николай! Прочитал на одном дыхании. Понравилось всё - реалистичный сюжет, лёгкость изложения. Видно, что автор знаком с темой не понаслышке. И не удивился, что подобный ужас реально имел место. Ещё раз повторюсь - замечательно написано!
11:35 24.07.2025
Спасибо, Вячеслав! Всё происходило реально, я знал этих людей. 
С признательностью.