Произведение « Кубанский шлях. Ч.2. Гл. 10. Обретение»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Сборник: Кубанский шлях
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 45
Дата:

Кубанский шлях. Ч.2. Гл. 10. Обретение

 

На Петра и Павла Степан  приступил к жатве. Перед ней атаман собрал казаков и распорядился, как обычно,  об охране жнецов: их поля растянулись на север и запад. С востока же к станице подступали древние курганы с каменными бабами. Все степные жители считали их священными, и с этой стороны угрозы от татар /1/ и черкесов не ожидалось. Однако один, ближний от Степанова поля курган, был  очень опасный. О нём в станице говорили шёпотом и при этом крестились и плевали через плечо. Якобы в старину  древние волхвы наложили на курган страшное проклятие, многократно усиленное   жертвоприношениями  домашнего скота, а иногда и пленниками – у подножья находили человеческие кости.   

Станичники рассказывают, а им поведали ещё первые кубанские казаки /2/, что люди, побывавшие на  этом кургане, от ужаса сходили с ума. Всех новиков от посещения этого места остерегали, и Степан тоже время от времени с опаской косился на страшное место. Но это не омрачало праздничного состояния его души. Жатва!

Для Степана  хлеб был долгожданным и дорогим. К нему в своих, казалось, несбыточных мечтах крепостной пахарь  шёл через всю Россию.  Он размял колос, и на ладонь легли тяжёлые золотистые зёрна. Раскусив одно, с наслаждением пожевал его. Да, это хлеб! Его  собственный хлеб, выращенный на своей земле. Жаль, рядом нет Степанидушки. Порадовалась бы за своего мужа, на урожай глядючи.

Он посмотрел по сторонам: и слева и справа  белели войлочные шляпы жнецов и платки их жён и дочерей, слышались смех и песни. А по границам полей гарцевали на конях охранники. Один из них приветственно помахал рукой. Фролка! Степан в ответ ему приподнял войлочную шляпу. Страда в самом разгаре! 

Он передвинул на поясе кинжал, чтобы не мешал при работе, прочитал молитву, и так, с именем Господа, как принято  у православных, тоже приступил к жатве. С великой радостью и тщанием срезал серпом колосья за колосьями и клал пучки ровными рядами. Не ощущая усталости, связывал их в тугие снопы, чтобы потом обмолотить и засыпать в   закрома своего новенького  амбара. Он сравнивал прежний урожай на барском поле и свой и готов был целовать кубанскую  землю-матушку, столь щедрой она оказалась. Ему ли,  крестьянину, это не оценить?

Ничто не помешало и жатве: ни дождь, ни ветер, ни злые вороги. Степан чувствовал безмерную признательность   друзьям и соседям за помощь и поддержку. Спасибо Терентию за семена, Михаилу за упряжку, Фролу, охранявшему его поле  во время жатвы. Всем он отвёз с благодарностью мешки с житом. Фрол поблагодарил за хлеб, Мишка и Терентий отказывались брать, Степан  настаивал на своём:

– У вас семьи. А мне много ли одному надо.

На что Терентий ответил:

– Женю я тебя, Степан. Посажённым отцом на твоей свадьбе буду. Вот скажи только, на ком ты хочешь жениться? Приглянулась какая?

Фрол, который не упустил случая приехать к Терентию со Степаном, чтобы повидать Катерину, ухмыльнулся:

– За его невестой надо Кубань переплывать.

Терентий строго посмотрел на Фрола,  а Степан нахмурился и обиженно проговорил:

– Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

– Нашли тайну, – пожал плечами Фрол.                                                    
 На окраине станицы, на пригорке, стояла небольшая общинная ветряная мельница, вот туда и отвёз Степан мешки с зерном. Полученную муку засыпал в ларь, но вся всё равно не поместилась. Пришлось сбивать ещё один. Через два двора от Степана жили одинокие старики, Трифон и Манефа, – за беспомощностью, они не могли заниматься сельскими делами:  единственная коза и та была уже  в тягость. Им, как водится у казаков,  помогали всем миром. Кто убоины принесёт, кто рыбы, кто муки…  Степан бессемейный, и редкий день не навещал стариков.  Что-то во дворе подправит, перенесёт тяжесть, поделится добычей, расскажет новости. Вот и в этот раз он тоже  понёс старикам муку. После обычных приветствий, новостей и крестьянских разговоров об удачном новом урожае, гость отнёс мешок с мукой в амбар и хотел, было, попрощаться. Но Трифон, сухощавый, с редкими белыми   усами и острой бородой старик, прошедший две войны, поблагодарив  молодого казака за хлеб, позвал его в хату и усадил  его в красный угол, под образа. Вёл он себя так серьёзно торжественно, что эти чувства невольно передались и Степану.
Трифон с трудом выдвинул на середину хаты дубовый сундук с восточным орнаментом по бокам и  поднял тяжёлую крышку.  Степан заглянул в него и не поверил глазам – сундук был битком набит «справой», казачьими вещами, о которых говорил Афанасий Бычков, –   нужными казаку для службы!

– Вот, сынок! Ни детей, ни внуков у нас со старухой нет – всех Господь прибрал, – прекрестившись, невесело вздохнул дед Трифон,  – что ж, такое казачье добро будеть ветшать у рундуке?!

Он, указывая на сундук, с печалью в голосе произнёс:

– Вот, Стёпушка, смотри! Тута и моё, и сыново.

Глаза старика увлажнились.

– Мы со старухой поговорили и решили: тебе подойдёть. Сынушка у нас был тожеть могутный, да и я в молодые года с тебя был –  он попытался выпрямить согбенную спину, но не получилось. Старик махнул рукой своим мыслям и обратил взор на сундук, содержимое которого  напоминало ему   тревожную боевую жизнь. Он бережно тронул ладонью чёрную смушковую папаху, лежащую сверху и густо посыпанную листьями ореха от моли, а Манефа зашмыгала носом и протёрла фартуком глаза.

– Таперя усё  тута твоё, Степушка, – закрыл сундук Трифон и погладил его, будто попрощался с живым человеком.

          Затем дрожащей рукой снял со стены черкесскую шашку в потёртых ножнах и, поцеловав её лезвие, протянул молодому казаку:

– Бери, Степан, и она твоя. И   защитить, и страх на врага наведёть. Береги её и помни: шашка для казака – та же рука.

Степан бережно принял подарок и тоже поцеловал его острое лезвие.

Трифон натужно пододвинул к Степану сундук и хриплым от волнения голосом проговорил:

–  Отдаю тебе вместе с рундуком. Вот, Степан! Пользуйся!

Как отблагодарить стариков за доброту их! Степан почти забыл нежность  далёкой, с детства,  бабки своей и ласковый взгляд Мокеевны. А больше, пожалуй, никто парня по-родительски и не жалел. У Степана  защемило сердце – и как кто-то толкнул его в спину. Степан упал перед Трифоном и Манефой  на колени:

– Благословите, отец, мать! Вы мне не родные по крови, будьте названые. 

Старики  растрогались. Их щёки  опять заблестели слезами.

        Но дед Трифон всё же, как смог, выпрямился, приосанился и с достоинством выдохнул:

– Да будеть так!

Он пригладил бороду, усы и распорядился:

– Мать, неси икону. 

Старик снова открыл сундук, засунул руку на дно и вытащил  плётку.

– Ну, терпи, казак, атаманом будешь!

Замахнувшись, дед Трифон ударил Степана ногайкой три раза по спине, причём довольно больно, громко и торжественно каждый раз приговаривая:  

 – Как сына учил, так тебя учу. Будь же мне сыном.

Аккуратно положил плётку на место со словами: «Казак без нагайки — что монах без молитвы»,  – и  взял из рук старухи икону Спаса на престоле. Троекратно перекрестил Степана:

– Бог благословляеть, и я благословляю.

Баба Манефа тоже перекрестила его и нежно поцеловала:

– Благословляю тебя, сынок, на ратный путь, на счастливую, долгую жизнь.

Так у Степана появились названые родители. А это куда дороже, чем казачья справа. Хотя справа – тоже очень хорошо.


[hr]
[1] Общее название для тюркоязычных народов, в том числе и для ногайцев.
[2] Так в России называли игнатовцев.
Послесловие:
 

Обсуждение
Комментариев нет