Произведение «"Забытая слава ушкуйников"» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Загадки, тайны, неведомое
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 28
Дата:
Предисловие:
Грозных ушкуйников не только опасались, но даже страшились викинги, одно имя которых заставляло дрожать население Западной Европы. Ныне же про ушкуйников мало кто вспоминает...

"Забытая слава ушкуйников"



          Все наслышаны про викингов (норманов), про их выдающееся воинское искусство, про драккары, походы и завоевания, про безумных в бою берсерков. При этом в тени остаётся немаловажный факт: упомянутые волки северных морей грабили всю Европу, на своих кораблях доходили до Америки и Африки, проникали в Средиземное море, но крайне редко осмеливались что-либо предпринимать против своих восточных соседей. А там имелось много городов, потому скандинавы именовали эти края Гардарикой – Страной городов. И городов богатых. Но тронуть их мало кто из викингов решался. По той простой причине, что населял Гардарику не менее воинственный народ, который ничем не уступал им в ратном деле и сам был горазд на дальние вылазки. Умел он строить великолепные суда – ушкуи. Потому и название эти отважные удальцы получили соответствующее – ушкуйники. Под этим именем они и вошли в историю.

 

Ушкуи ушкуйников

           Сразу вкратце о водных скакунах доблестных молодцев - ушкуях. Они ходили преимущественно по рекам и озёрам, но нередко пенили и морскую ширь. Использовались данные суда не меньше восьми веков. Немалый срок. Были как торговыми, так и военными.

           С далёких времён на Руси сооружались ладьи и насады, которые использовались преимущественно как  грузовые суда. Они имели солидную вместимость, но не отличались резвостью хода и требовали немалой глубины водных артерий, иначе просто проплыть не могли. Особенно при большой нагрузке. Лихим молодцам для специфических операций, назовём их так, требовались совершенно иные суда. Примерно в начале второго тысячелетия таковые и появились. Хотя нередко ими также попутно порой использовались ладьи и насады.

Широкое использование ушкуев явилось результатом ряда их высоких качеств: сравнительная лёгкость, быстроходность, небольшая ширина и малая осадка (около полуметра). Суда легко проходили по узким рекам и позволяли команде перетащить их через переволоку.

         Обычно изготавливали ушкуй из сосны. Сначала из одного ствола вытёсывали киль, сверху на него укладывалась широкая толстая доска и скреплялась деревянными стержнями, концы которых расклинивались. Всё это служило основанием для устройства бортовой обшивки и палубы из тёсаных досок.

         Морские ушкуи застилала сплошная палуба, а у речных она была только на носу и корме. Для гребцов устраивались 6-8 скамей. На дно укладывался балласт. Ушкуи имели высоту борта до метра, длину 12-14 метров, ширину примерно 2,5 метра и осадку около полуметра. Носы их обычно украшали головы медведей. Большинство согласны во мнении, что потому суда так и названы, ибо полярного медведя именовали ушкуй (ошкуй). Получается, что ушкуйники – это медвежатники. Вполне духе в русского символа – медведя.

         Но не все специалисты соглашаются с названной версией. Другая указывает на реку Оскуй. Это правый приток Волхова у Великого Новгорода. Здесь строились указанные суда. Возможно, потому они и получили соответствующее название - оскуй-ушкуй.

        Указанные суда могли принять на борт свыше четырёх тонн различных грузов или 30-40 тяжеловооруженных бойцов. Двигались с помощью вёсел – шесть пар уключин для двенадцати гребцов располагались ближе к носу. Имелась также съёмная мачта-однодревка в центре корпуса с одним косым или прямым парусом. Навесные рули не применялись, использовались кормовые рулевые вёсла.

Благодаря почти идеальной симметричности корпуса ушкуй имел двухсторонний ход, при необходимости был способен без разворота изменить направление движения на прямо противоположное. Это было необходимо в узких протоках или при спешном отчаливания в случае какой-либо опасности, когда на разворот просто не имелось времени. Навыки хорошо подготовленных гребцов позволяли быстро уйти от погони.

         Значительным достоинством русских ушкуев была их лёгкость. Так что ватага удальцов без особого напряга могла перенести его от одной реки до другой.

Вот на таких судах ещё в позапрошлом тысячелетии на заре русской государственности плавали ватаги добрых молодцев в чужедальние края: охотились, торговали, могли и чужое прибрать при случае. То, что «плохо лежало». Это тоже было правдой.

 

Вольные богатыри Севера

        Информации об ушкуйниках на удивление мало. И особенно, в сравнении с тем, что говорят и пишут про викингов. Сколько создано захватывающих кинолент о последних. А про ушкуйников молчок. Многое сознательно уничтожено, подчищено. Причины будут указаны ниже. Нередко ушкуйники лживо именуются пиратами, разбойниками. Хотя подобное гораздо более справедливо в отношении викингов. Но к этим отношение совсем иное.

        Следует прояснить сей момент. Отличие ушкуйников от викингов заключается в том, что действия викингов преимущественно были именно пиратскими, разбойничьими, захватническими, грабительскими. Ушкуйники же занималась торговлей, охотой, открытием новых земель. Благодаря ушкуйникам Русь прирастала землями.

        Они служили удельным князьям, защищали их уделы, участвовали в различных битвах, собирали дань, несли пограничную службу. И несли её с доблестью, ибо являлись, говоря современным языком, спецназом того времени. Конечно же, нередко целью иных ватаг являлась пожива, и сие можно было назвать пиратством. Но тогда это являлось весьма обыденным делом. Нужно всех мерить общим аршином, а не выборочно.

Известный историк Анатолий Лысенко сказал об ушкуйниках так: «На мой взгляд, наиболее обоснованная точка зрения состоит в том, что ушкуйники были пассионарной частью жителей Новгорода Великого, которая в зависимости от обстоятельств могла выступать в самых различных ролях».

Наиболее часто первыми ушкуйниками называются вольные новгородские воины невероятной отваги, которые собирались в ватаги и ходили на промыслы, в походы, на освоение новых земель, вели торговлю, охраняли караваны купцов, строили укреплённые селения. Время их появление относят, как минимум, к началу второго тысячелетия нашей эры. Но имеются данные о их деятельности и на век-два раньше.

Кстати, ушкуйники практически регулярно ходили за Уральский хребет, русы-русичи именовали его «Камнем», «Каменным поясом». Известен поход новгородских ушкуйников в Югру, который был совершён до 1032 года. Расположена Югра за Уралом и частично даже в Сибири. Данная вылазка, далеко не первая и не единственная, произошла за пять с половиной веков до известного похода в Сибирь Ермака (1581—1585 гг.), который якобы «завоевал» Сибирь. Плыл тогда атаман на стругах и ушкуях – значит, ушкуйники с ним были. Или, как минимум, их потомки.

В летописи имеются сведения о походе ушкуйников под началом воевод Александра Абакуновича и Степана Ляпы на берега реки Обь в 1363 году, за два с лишком веков до того же Ермака. Посмотрите на карте – где Новгород, а где Обь? Даже сегодня это весьма значительное расстояние. А уж тогда оно было преогромным…

Но наши пращуры проникали и гораздо дальше. Немало их служило в войсках Чингисхана и его наследников. Целые подразделения состояли из русов-русичей. Тогда они участвовали в захвате Китая, побывали в Индокитае, Бирме. В те времена около Пекина появились русские слободы (?!), просуществовавшие до конца XIV века.

Есть основания считать ушкуйников потомками варягов, каковыми были обитатели острова Руян (ныне – Рюген) и балтийских берегов. Многие отмечали сходную с тамошними витязями боевую выучку, манеру действий, род деятельности. Иные считали себя потомками тех воинов, что пришли в Новгород с князем Владимиром. Да и Новгород поначалу признавал гласную и негласную власть русов Арконы, находившейся на упомянутом выше Руяне, бывшей мировым центром язычества. Многое перенял оттуда.

Хочется отметить очень хорошее расположение Господина Великого Новгорода, что способствовало его величию и богатству. Город через систему рек и волоков имел выходы к Балтийскому морю, а также к Белому и Каспийскому. Потому отсюда уходили в далёкие походы вольные ватаги. Вернее, плыли по рекам, озёрам, а порой и по морям, на ходких ушкуях. Ушкуйники открыли много неизвестных земель. Строили крепости (обычно каменные крепости, как в самом Новгороде), которые постепенно обрастали постройками и превращались в селения, города. Власти Новгорода этому дальновидно способствовали, ведь подобная экспансия повышала безопасность их города, попутно осваивались значительные территории, где велась весьма прибыльная деятельность – охота, земледельчество и прочее. Во всём этом немалую роль играли ушкуйники.

С ними связывают имя новгородского удалого богатыря Василия Буслаева, который вошёл в былины, таковых специалисты насчитали аж 53. Правда, главным героем он является лишь в трёх из них. Между тем Василий Буслаев был реальным человеком. Сведения о нём относятся к 12-му веку. Он отличался неукротимым характером, конфликтовал с властями, а потому собрал вокруг себя таких же удальцов. Таким образом сформировал отдельное сословие воинов, которые стали известны как ушкуйники.

Они являли собой уникальный сплав людей, которые сочетали в себе немалый ум, смелость, охотничье и воинское умение. В большинстве своём ушкуйники являлись профессиональными воинами высочайшей квалификации. Иные долго в их рядах не задерживались. Происходил, как бы сказали ныне, естественный отбор в долгих и опасных походах, набегах, вылазках и т.п.

Нередко они финансировались новгородскими купцами с расчётом на добычу. Новгородские власти обычно знали о планах всех более-менее значимых походов, но открещивались от всех затей ушкуйников, именуя это проявлениям молодечества вольных людишек.

[justify]Обычно в ватагах существовала демократия, многие

Обсуждение
Комментариев нет