Теологи приписывают Богу те свойства, которые не присущи людям: абсолютная единичность, бесконечность, неизменность, всемогущество, вездесущность и всеведение.
Вместе с тем утверждается, что Бог есть разумное, живое существо по той причине, что он создал всё, в том числе и свой образ в виде разумного и живого - человека.
Таким образом, ограниченные в своем существовании, но понимающие собственную конечность люди, не могли не создать в своем воображении существо, объединяющее в себе то, чем обладают они, и вместе с тем то, что они хотели бы иметь, приобретя тем самым опору, надежду и покровителя.
Явная противоречивость этого «существа» отступала под натиском его необходимости в страшном и непредсказуемом мире быстротекущего времени, в котором опасность подстерегает человека на каждом шагу, а смерть является неизбежностью.
Поэтому каждый скрывал надежду найти за пределом этого гибельного порога хотя бы покой.
Устоять на безбожной позиции удавалось немногим, да и они склонялись в основном к пантеизму или агностицизму, а к концу жизни ими неизменно овладевало беспокойство из-за сомнений в отношении потери собственной наработанной личности, которую хотелось бы сохранить.
По этой же причине, но не полагаясь на Бога, самые богатые или владетельные особы из простаков-атеистов, полагающих верным только то, что лежит на поверхности, при поддержке некоторых хитрых наукообразных всерьез надеются на личное бессмертие, ассигнуя на это бесперспективное дело немалые суммы,
Как бы то ни было, но главной теоретической ошибкой паразитирующих на несчастьях быстротекущей жизни теологов было помещение этого высшего существа в потустороннее ничто.
Обычная логика указывает на то, что в ничто можно «быть» лишь ничем, и тем более, из этого ничтожества невозможно непосредственно и произвольно сотворить вдруг бытие.
Если Бог является разумным и живым существом, то в соответствии с этим определением он должен жить сознательной жизнью наподобие того, как живут люди, то есть участвовать в различных деяниях, развиваться, сознательно изменять окружающее в ходе тех или иных событий, менять себя самого, то есть формировать своё «настоящее».
Спросим себя, возможно ли всё это до того, как Бог создал мир?
Вне времени и пространства живое и разумное, да еще в единственном числе, проявиться никак не способно.
Тем не менее, если даже допустить существование в ничто одинокого, по определению, разумного высшего существа, то, как известно, разум может проявляться только в общении с аналогичными разумными существами, – без общения разум, сознание ни проявляться, ни развиваться не в состоянии, - но их нет. Кроме того, жить Богу, который, по определению, живой, вне времени и пространства нет никакой возможности потому, что в ничто нет предметов, нет событий, значит, не может быть не только жизни, но и обычного движения, да и нечего там делать.
Однако, Бога, создавшего всё, нельзя признать неразумным.
По-видимому, придуманный теологами Бог был помещен в ничто вследствие того, что они встали перед необходимостью полностью отделить это существо от суетного мира, сделав его необыкновенным, и им было не до учета всех возникавших при этом противоречий.
Как бы то ни было, но, чтобы избежать указанной противоречивости, Богу, если он есть, необходимо быть бесконечным и вместе с тем проявляться в конечном, то есть быть как вне времени, так и во времени.
Живой и разумный, по определению, Бог не может быть неизменным, поскольку сама жизнь есть непрерывное изменение, а разум есть сознательный участник этого изменения жизни, которая протекает в рамках пространственно-временных измерений, или в бытии.
Отсюда следует, что, либо Бог является изменяемым и находится в этих измерениях, либо он не имеет ни жизни, ни разума, то есть его нет.
Бог не может быть всемогущим в силу парадокса Рассела.
Его суть состоит в следующем: «Пусть К – множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли К само себя в качестве элемента? Если предположить, что содержит, то мы получаем противоречие с «Не содержит себя в качестве своего элемента». Если предположить, что К не содержит себя как элемент, то вновь возникает противоречие, ведь К – множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента, а значит, должно содержать все возможные элементы, включая себя» [1, гл. II. § 4, 5].
Следствием этого математического парадокса для множеств является парадокс всемогущества, который заключается в том, что если существо выполнит действие, которое ограничит его способность выполнять действия, то это ограничит его собственную способность выполнять действия, следовательно, существо уже не будет всемогущим. Если же существо не может ограничить свою способность выполнять действия, то оно не может выполнять самоограничивающие действия и поэтому не является всемогущим [2].
Бог не может быть вездесущим, поскольку он, по определению, считается неизменным, значит, он не может разделяться. Следовательно, он не может предоставить какие-то частицы, которые проникали бы всюду, во все измерения бытия.
Если Бог признается разумным, то он не может быть всеведущим, поскольку сущность любого живого разума состоит в стремлении к бесконечному познанию, развитию, но никак не к знанию заранее всего, следствием чего является ненужность познания, как такового, для Бога. Но ведь он – живое существо?
В подобной теологической интерпретации Бог есть сущность, надуманная несовершенными, ограниченными, смертными людьми, которые желают в таком противоречивом существе реализовать себя в виде бессмертного, всемогущего, всеведущего существа, которое, тем не менее, было бы таким же живым и сознающим, как они, не принимая в расчет того, что всё живое и, тем более, сознающее, существует только потому, что совместно, а не в одиночестве, действует, так или иначе, во времени и пространстве в подходящих для жизни условиях.
Таким образом, признание Богом такого противоречивого и, тем самым, совершенно фантастичного существа выглядит неадекватным.
Вместе с тем отрицание существования творца, или Бога, как это прокламируется атеистами, тоже несостоятельно вследствие того, что они своим отрицанием высшего, или бесконечного существа автоматически признают высшим созданием разумного, но конечного человека, человечество, что само по себе - нонсенс, поскольку конечное, в данном случае как человек, так и человечество, по определению. не может быть вечным и вездесущим.
Вернемся всё же к некоему надмирному, или потустороннему, в котором теологи «разместили» Бога.
Действительно, Бог не может быть конечным и ограниченным во времени жизни.
Поэтому он должен «располагаться» во вневременной бесконечности и/или быть бесконечным во времени.
Если в этой божественной бесконечности отсутствует время, то Бог в ней представляет собой всё, и оно должно быть единым, слитным, и вместе с тем - скрытым, или непроявленным, то есть это божественное Всё совпадает с Ничто.
Если Бог только таков, то он равноценен небытию, поскольку бытие невозможно без текущего времени.
Тем не менее, бытие, как мы знаем и чувствуем, вполне себе существует, что означает присутствие Бога, если он есть, и во времени, которое его никак не ограничивает, что намекает на то, что время он и производит.
Предположим, что все объекты мироздания можно свести только к двум категориям – активному и пассивному.
Действительно, к активному можно отнести все материальные объекты, обладающие субъектностью, то есть – той или иной степенью сознания, позволяющей им организовывать как себя, так и собственное окружение, питаться, размножаться и действовать в этом окружении, приспосабливаясь к нему для более-менее комфортного существования.
Для этого активное должно иметь программу собственного развития и действия (геном), те или иные рецепторы, центры, обрабатывающие поступающую информацию, а также формообразующие способности, представляющие окружающее в удобоваримой для существования этого активного форме.
Но всё это невозможно без базы, в которой активное должно размещаться и действовать.
В некотором упрощении и огрублении активное аналогично программе компьютера, но программе самодеятельной и креативной, в отличие от известного нам искусственного интеллекта.
[justify]Поэтому активное, являясь как бы софтом, не может обойтись без железа - пассивного, которое, являясь бесформенным и представляя собой материю, лишенную сознания, принимает только те формы, которые нужны активному для собственного существования и развития, то есть пассивное составляет фон - упорядоченную в том или ином отношении окружающую среду для активного, и элементы этой среды структурно связаны и взаимодействуют друг с другом не самодеятельно, а в соответствии с закономерностями, определенными активным, которое, раз оно так или иначе