Щепинские рассказы, или Яшкины были.
Дневниковые записи-* неоконченные изыскания князя *
= ВЕЛИКАЯ ПОРУХА =
-быль-
Россия-Русь, крестьяне в поле
Сгорает день в июльской мгле,
А я один в пшеничном море
Русь золотая вся в огне!
Закончен путь, я странник вечный
Конец дороги...вот тропа
Она поросшая травою
К родному Храму привела...
Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1858 г. Шуя.
"неотправленное письмо матушке"
... Беглый казак Андрей, сын Ферапонта Селяниновича из древнего града Ярославля, был он дородный, непонятного с первого взгляда какого возраста, видно крепкий когда-то, огромного роста мужик, с большими и крепкими как кузнечные меха руками. Было видно, что ему в жизни досталось много лиха, ибо ныне худой, измученный и избитый дальней дорогой. Сейчас он с трудом передвигал опухшие, усталые и больные от трудов ноги. Уже три дня, лишь с третьей попытки,ему удалось сбежать от жестокого польского пана, владельца большой скобяной лавки в городе и небольшого поместья. Тот был жаден на прокорм русского батрака, захваченного когда-то, уже около семи лет, им в
свою бытность,ещё когда он с польским отрядом завоёвывал русские земли. Свобода была заказана для батраков, и если кто-то пытался бежать от него, местные помещики сплачивались и с собаками отыскивали беглецов. Бывало, что кроме побоев, батраков и пленённых мужиков, более думается в пример другим и в наказанье, особо дерзких смутьянов просто вещали, но это было редко, ибо они были ценным товаром на басурманском рынке, и если кто не уживался с помещиками, то их продавали туркам и басурманам крымским. После побега из плена, свобода вскружила беглому голову, а сердце впервые за последние годы билось ровно и спокойно. Осенняя пора, холод, проливные
дожди непрекращавшиеся уже три дня,а то и боязнь преследования и наверняка теперь неминуемой казни за сей дерзкий поступок, мешала Андрею особо расслабиться и возгордиться, порадоваться удаче, ибо теперь ему надобно было к кому-то прислониться, ибо он отощал и ослаб за эти дни окончательно. Да и быти одному на дороге, или в лесу, было чревато гибелью любому,а то и пленением. Один из пленённых поляками казаков, когда умирал, то рассказал ему тайну, тщательно им скрываемую от других, о казацком племени и свободной жизни у них на Волге, в граде Астрахань. Правда, как добраться до него, умирающий сообщить ему не успел, так как помер от побоев раньше, но успел сообщить имя атамана, звали оного смелого и независимого владыки своего отряда, Иван Заруцкий. О его храбрости и дерзости поведения и поступков, говорили в народе все, и каждый обездоленный мечтал примкнуть к нему. Деревни и сёла, что попадались беглецу на пути, были по большей части пусты и разорены, ибо жителей или перебили поляки с литовцами, или истребил вечный голод русского народа. Многие прятались от незнакомых путников, опасаясь за свои жизни. Не верили никому. Дети и взрослые, вечно голодные больные и убогими, были все худосочные, с большими "дутыми" животами и гноящимися глазницами. Просить их дать что либо было бесполезно, и казаку приходилось на панских посевах пшеницы и ржи, воровать, чтобы окончательно не помереть в этой глуши. Он, отойдя подальше от селений, прятался в глуши лесов и приправляя семя - зёрна посевов, божьей травкой кашицей. Так наверное бы и сгинул наш казак, но в один из дней на него нарвался казачий разъезд из войска Заруцкого. И судьба дала ему шанс стать человеком. Его обогрели и накормили в лагере атамана и дали, пусть и ветхую, но настоящую казацкую амуницию и одежды. Жизнь "пришлого казака" Андрея Ферапонтовича как-бы наладилась, и уже через два месяца, его было не узнать. Заруцкий обратил на него внимание, ибо его могучая и огромная фигура даже из далека казалась богатырской и воинственной. Особенно атаману понравилось то, что Андрей был молчалив и не многословен в беседах, да и не пил он как многие, и по этой причине был всегда трезв и готов был выполнить любой приказ атамана. Через пол года его Заруцкий взял с собою в Польшу, а польский говор Андрей помнил и знал с детства, и во многом стал помощником славного атамана. Однажды ему даже пришлось быть при беседе послов от Московии в Варшаве в феврале 1605 года, по делам многим переговорным и по определению знакомства дочери пана Юрия Ежи и пани Ядвиги Тарло Мнишек с новоявленным женихом. В начале переговоры ни к чему не привели, ибо паны Мнишек отказались родниться с русичами,и для решения воли боярской думы, им пришлось бы договариваться о венчании в хлопотных трудах и условиях торговли с выгодой для поляков. Единственное, что тормозило начало договора, это отказ Папы Римского Лев XI, разрешить католички выйти за муж за православного "москаля". Но к радости, или по воли божьей 27 апреля 1605 года папа Римский Лев XI внезапно и загадочно быстро умирает, правив в Риме лишь 28 дней. Другой владыка христианских душ, дальновидный Папа Павел V, не стал препятствовать симу великому началу, ибо сразу по восшествии на папский престол, он делал всё, чтобы Московия-Русь была принята в лоно Католического Рима. Письма и иезуиты-переговорщики, направленные им к королю Польского государства Сигизмунду III, с предложением дружбы и помощи в деле по освящению Руси латинской, истинной Веры, ибо римско-католическая божественна в своём начале. Король довольно благосклонно отнёсся к сим предложениям, и уже 30 марта 1605 года, состоялась встреча Юрия Мнишек и Димитрия I, а в апреле этого же года, Дмитрий Иванович приносит присягу и принимает латинскую веру под надзором иезуитов. Андрея, тогда возмутила наглость Рима, поляков и дерзость бояр,о чём он прямо высказал атаману бывшему свидетелем сих резких преобразований,но тот жёстко присёк сию тему на корню, и посоветовал не совать свой нос в политику, иначе и он потеряет свою буйную главу по приезде в Москву. Так прошло более года и уже в начале мая 1606 года Мария Юрьевна Мнишек въезжала на венчание в златоглавую столицу древней Руси, Москва. Для важности события, отцу Марии, Юрию , и ей дали упряжку из двенадцати белоснежных лошадей, впряжённых в богато золочёную карету европейской красоты, польских королей. Коронация, как и скоропалительное венчание произошли в Москве, в ночь с 8 на 9 мая 1606 года.
И хотя официально Павел V не дал своего благословения по политическим мотивам, на венчание, но оно состоялось вопреки всех обстоятельств с провозглашённым русским царём Димитрием I. Историки, впрочем как и завистники и злопыхатели называют его Лже Дмитрием I, но не сам народ, не предоставив на то веских доказательств. Венчание произошло в стенах Храма Кремля и с возложением, по воле Мнишека отца, на главу дочери, а теперь Московской
Царицы Марии Мнишек,высшего символа русских Царей, Шапки Мономаха Великого. Нарушение сих правил коронации в последствии обошлись Мнишек горем и позором, ибо русский народ долго помнит зло и унижения.Но это уже будет потом, а ныне Бояре и атаман Заруцкий, и многая высокочтимая знать, князья, поляки и немцы, праздновали великое посвящение и коронацию русского и польки. Небольшой конфуз с ложками, ибо русский народ ел используя деревянные ложки, был быстро исправлен, по просьбе отца царицы Юрия Ежи Мнишек, и пир продолжался три дня, с перерывами на отдых и протрезвления. Шло время,всё перепуталось на Руси, вся муть поднятая политикой бояр, привела к тому, что после убийства "мингерца" Дмитрия I, Мнишек вдруг неожиданно для бояр, признала за него лже пророка Димитрия II, якобы чудом спасшегося в городе Стародубе, её мужа Дмитрия I Ивановича. Польская знать вначале отъехала во свои владения,а оставшаяся часть, стала ждать послов и ответа из Польши. Русь боролась с восстаниями дерзкого Болотникова и разрастающимся волнением в городах и весях Московского государства. Великий Князь Московский Шуйский, оказался между двух огней, боярства и народом, его шаткое положение усугубляло ещё и то, что лже Дмитрий, объявивший себя Царём и наследником трона, успешно начал изгонять из земель отечества поляков, так ненавидимым русичами из покон веков. На верность Дмитрию II, дерзновенному, государственного обояния вождя, один за другим стали присягать города и сёла, крепости и бояре. Поляки, ведшие себя отрицательно и нагло, оскорбляя Русь и московитов, их детей и Храмы, вскоре осознали, что русский народ не вправе никогда оное терпеть. Возмущение народа достигло предела, казак Андрей, получил от атамана Заруцкого волю на сбор ополченцев и казаков, и право возглавить свой отряд. В это время пришла весть о том,что Дмитрию пришло многочисленное подкрепление из Вятки и Казани, присягнувшие на верность Царю. С сими силами, Заруцкий и казаки Андрея, захватили Козельск и Стародуб отчаянно пытавшихся не допустить войско Заруцкого на свои земли. Ответным ударом Великий Князь с войском, осадил Тулу, и взял её после трудной осады длившейся полгода. Но, столица звала его. Возмущения горожан против хамства и насилия над ними поляков, были отчаянно и с огромным трудом остужены государем после возвращения в Москву, но гнев люда не прошёл и начались погромы и сжигания имущества поляков и прочие бедствия для них. Беда не приходит одна. Перевес сил был слишком значительным у Дмитрия, ибо его войска, постоянно пополнялись людьми недовольными действиями Князя московского, ибо тот, видя сии беды вынуждено заключил четырёхлетний мирный договор с поляками, об их отъезде из Москвы к себе в Польшу. С ними наметился отъезд послов,воевод, пана Сандомирского и Марии Мнишек в сопровождении охраны пятисот русских казаков... Но вскоре, после многодневных испытаний и мучений в пути, хотя и удачного побега, их на смоленской дороге окружили казаки Лже Дмитрия и взялись доставить в лагерь царя. В то время Дмитрий II, или как его не благодарные москвичи прозвали, "тушинский вор", подошёл к Москве. Смута и восстания давили на поведение московского государя, но в силе воли ему не откажешь, он боролся с самозванцем до последнего, и лишь когда узнал, что его предало ближнее окружение, бояре, ведшие тайно переговоры и с поляками, и с Лже Дмитрием, он "признал своё поражение", ибо схватившие его в спальне бояре, перебившие его личную охрану, до последнего защищавшие государя, предложили ему 17 июля 1610года,один выбор, смерть или монастырь, что в принципе оказалось одним и тем же. Прошло два года. Битвы, сражения и узурпация власти обошлась полякам большой, великой кровью и "великому" сидению в Кремле, где они в большом количестве умирали с голода, поедая с начало лошадей, собак, дойдя до кошек.
[justify]Освобождение в 1613 году Москвы народным ополчением, воителями Мининым и Пожарским, от польского ига и вышвыривания их из всей Земли московской, убийство Царя Димитрия I, а затем народившегося из небытия Димитрия II. Всё смешалось на Руси и смутное время породило жестокость и смерть правых и не правых. Сговор и предательства лишили Мнишек права на трон. Само бегство Мнишек с сыном Иваном Дмитриевичем, внуком царя Ивана IV Грозного, и сына Дмитрия I, породили слухи о их гибели. Хотя