Тема нашей, так сказать, лекции: первая фраза рассказа.
В народе говорят: «Хорошее начало – делу конец». Ой, простите, «делу венец». По литературному жаргону это звучит так: «Хорошая первая фраза – рассказу венец». Об этом должны помнить и мы, маститые писатели, и новички, вступающие на литературное поприще.
Попробуем, к примеру, разобрать: «Они сели на скамейку». Подумаем, чем эта фраза хороша и чем плоха. А я вам скажу, что ничего в ней нет хорошего, только плохое.
Одна из главных компонент первой фразы должна быть завораживающая интрига. Что бы читатель заглотнул наживку с крючком и прочёл рассказ на одном дыхании.
Давайте-ка вставим ещё одно слово: «Они сели на СВЕЖЕОКРАШЕННУЮ скамейку». Уже хорошо, но всё равно плохо. Читатель читает (извините за тавтологию), читает: «Они сели на …». У читателя невольно возникнет вопрос: «А на сколько лет?». И с этим вопросом в голове читатель не поймёт концовки фразы. Так что слово «сели» заменяем на слово «присели».
Так же над словом «они» надо основательно поработать. Кто такие «они», которые присели на свежеоокрашенную скамейку? Сколько их? Очень неконкретно! Читатель может не заинтересоваться, плюнет и прекратит чтение.
Может на эту злополучную скамейку присели отдохнуть интуристы, обалдевшие от красот города на Неве.
Может, присела группа студентов покормить голубей.
Может, два шахматиста поиграть в шашки.
Может уголовник рецидивист со своей случайной подружкой. А подружка оказалась сотрудницей угрозыска. И он в последствии, действительно, сел года на три. («сел» , а не «присел»)
Всяко может быть.
Так что лучше так: «Он и она присели на свежепокрашенную скамейку». Или лучше даже с именами: «Валя и Саша присели на свежеокрашенную скамейку». Нет, так нельзя. Запутаем читателя. Валя, кто? Мальчик или девочка? Саша, кто? Мальчик или девочка? С именами надо быть поаккуратнее.
Окончательный вариант будет таков: «Коля и Оля присели на свежеокрашенную скамейку».
Я бы мог много поговорить с вами о первой фразе, но, к сожалению, ограничен по времени. Бегу на другую лекцию. Добавлю лишь только одно. В зависимости от того, как дальше потечет рассказ, первую фразу, возможно, придется вычеркнуть и придумать другую.
Тема следующей лекции: порядок слов и знаков препинания во фразах.
14.01.2013
Похоже, этот так называемый "лектор" имеет очень слабые представления о первой фразе, если не хуже. Не то, что я.
Но каков
В шею таких лекторов надо! В шею и пинок под зад!
Была бы моя воля, я таких лекторов на пушечный выстрел к нашему сайту не допускал.
09.05.2013
Рука соскользнула, я вообще восьмерку планировала поставить. Вот как-то так.
Сама обожаю юмор, стараюсь шутить везде, где можно. (И где нельзя, естественно, тоже). Сразу поняла, что написано с юмором, и вот такой казус...