(По военным воспоминаниям моего отца,
инвалида ВОв Литвака Арона Шлёмовича (1923 – 2011).
...Ян перебегал от одного пулемёта к другому. Каждый раз – одно и то же действие. Рывок и резкая пулемётная очередь бьёт по цели. На берегу, потом чуть дальше – в лесу. Ян давно уже ничего не слышит. Что значит давно – где-то с час. Его мозг и уши блокированы. Перед глазами только цель – едва различимые из-за тумана фигуры гитлеровцев на берегу. Ещё странно, как это он, бывший очкарик-скрипач, без очков сквозь молочную пелену что-то видит. А, имея абсолютный музыкальный слух – ничего не слышит.
Стрелять, стрелять, стрелять... Продержаться ещё чуть-чуть... Ещё..., пока наши не придут.
Ян, как заводной волчок, в считанные секунды появляется то у одного, то у другого, то у третьего пулемёта.
Стрелять, стрелять, стрелять... Он уже даже не целится. Всё делает автоматически. Он оглушён. Он не слышит оставшиеся на него три пулемёта, каждые несколько секунд по-очереди выплёвывающие, как из бешеного огурца смертоносные семечки – пули. Не слышит стоны товарищей, лежавших, как попало в траншее. Не видит, как и его погибшие друзья, хмурого неба и поседевшего Днепра. Но, они, ставшие вечными стражами мира и счастья, безмолвно, с одобрением «глядят на него».
Ян продолжает отстреливаться. А в это время, совсем близко от него, переправляется по понтонному мосту орденоносная 62-я Гвардейская Стрелковая дивизия.
Ян стреляет. Быстро заменяет патронную ленту. А гвардейцы продолжают форсировать Днепр. Молодой боец пока даже не осознаёт, что он сделал для своих.
Густой туман в районе Мишулин Рога, что на Украине, отвага Яна и многих других бойцов помогли советским войскам быстро и с малыми потерями выйти на другой берег Днепра в октябре 1943 года.
Вот наши уже в лесу ... Ян лежит с закрытыми глазами. Даже мысленно он продолжает стрелять. Его пулемётная рота долго держалась. Но, потом остались лишь трое пулемётчиков. В конце – он один. Он даже не был ранен. Только оглушён.
«Ничего, ничего, всё пройдёт», ласково, по-матерински приговаривала полевая сестричка, его одногодка, гладя Яна по руке. Действительно, Ян скоро вылечится от контузии и снова пойдёт на фронт. А пока он беспокойно мечется по госпитальной койке. Наверное, его тело всё ещё повторяет бесконечные рывки от одного пулемёта к другому...
Ещё очень долго Ян будет вспоминать этот день. Тогда Иван Мошляк, командир 62-й Гвардейской дивизии, долго всматривался в полевой бинокль.
«Что это за смельчак?» не переставая спрашивал он о Яне. «Приказываю представить его к званию Героя Советского Союза». Иван Никонович знал, что делает, сам являясь одним из 26-ти Героев Советского Союза, разгромивших японских захватчиков в районе озера Хасан в августе 1938 года.
«Это наш Котовский», любили с гордостью повторять его однополчане, радуюсь за присуждение ему высшей награды Родины.
Прозвище «Котовский» Ян завоевал не зря. Сам он был родом из местечка Котовск Одесской области (ранее село Бирзула, что в переводе с тюркского – чёрный лес). Ян часто приходил к памятнику знаменитого героя гражданской войны Григория Котовского, что стоял в центре местечка. Также, будучи ещё ребёнком, он мог часами простаивать возле экспонатов Музея Котовского, который был организован в доме, в котором он прожил некоторое время до своей гибели в 1925 году.
«Эй, Котовский, где твои усы? Котовский, покажи свою саблю!» кричали местные мальчишки нескладному угловатому очкарику-подростку. А он даже не обижался. В мечтах Ян отождествлял себя с этим прославленным героем, а на деле – почти всё своё свободное от школы время делил между музеем и скрипкой.
Бабушка не могла нарадоваться, слушая, как её Янык играет на скрипке. Её купили в самой Одессе! А школьный учитель музыки оказался учеником знаменитого скрипача. Для всех было загадкой, что же Моисей Наумович делает в провинциальном городке с таким талантом. Но, у каждого своя на то причина...
Словом, Яныку крупно повезло с педагогом. А что же с мечтами? В мечтах он мчался на коне с высоко поднятой саблей. Вот уже белогвардейцы совсем близко. Яныкова сабля угрожающе сверкает на полуденном солнце. Янык - сильный, мускулистый, остроглазый, впереди своего войска.
«Вперёд, вперёд, за мнооооооооооой!» кричит Янык-Котовский в воображаемом бою.
«Вперёд, вперёд, за Родину, за Сталина!» кричит Ян по прозвищу «Котовский» беспокойно мечась на больничной койке. Скоро, очень скоро он вернётся на фронт. Родине всегда нужны герои.
|
Саша