Произведение «Комментарий А. С. Пушкин поэма Медный Всадник» (страница 1 из 5)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 14
Дата:
«Комментарий А. С. Пушкин поэма Медный Всадник»
Предисловие:
Этот комментарий я посвящаю своему брату Владимиру Левашову.

Комментарий А. С. Пушкин поэма Медный Всадник

В исследовании использовался современный текст и текст, подготовленный для печати в 1917 году и опубликованный в 1923 году.

Так о чём и о ком петербургская повесть А.С.Пушкина " Медный Всадник ", и правильно ли мы понимаем замысел великого поэта... Давайте попробуем в этом разобраться.
Итак.
Произведение начинается со вступления, в котором А.С.Пушкин восторженно говорит о Петербурге. Создаёт гимн городу. Хочу обратить внимание на то, что во вступлении А.С.Пушкин и о Петре Великом говорит с восторгом, поднимая его вместе с городом на высоту:
Люблю тебя, Петра творенье...
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия...
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Конечно, у А.С.Пушкина было непростое отношение к Петру: он знал и неблаговидные поступки царя, но в этом произведении о Петре говорится только хорошее - Пётр здесь " строитель чудотворный " великого города.  Это очень важно понимать, чтобы, читая это произведение, не обманываться.

Первая часть начинается со знакомства поэтом героя с читателем:
В то время из гостей домой
Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно
Звучит приятно; с ним давно
Мое перо к тому же дружно.
Прозванья нам его не нужно...
А.С.Пушкин читателю так говорит, потому что имя героя не имеет большого значения - можно было и по другому назвать. Поэтому и " прозванья нам его не нужно ". Этот герой ( которого нам представил поэт ) после того, как заснёт, больше в повести не появится. Да - да, это первое и последнее знакомство с пушкинским героем. Будут ещё два Евгения..., но это будут его образы..., которых сиюминутный герой будет видеть во сне!
Под героем, которого А.С.Пушкин предложил назвать Евгением, явно просматривается сам поэт. Похоже, А.С.Пушкин хотел, чтобы читатель его прочитывал как прототип Евгения.
Вот строчки про Евгения, которые мы разберём:
1  В то время из гостей домой
2  Пришел Евгений молодой...
3  Мы будем нашего героя
4  Звать этим именем. Оно
5  Звучит приятно; с ним давно
6  Мое перо к тому же дружно.
7  Прозванья нам его не нужно,
8  Хотя в минувши времена
9  Оно, быть может, и блистало
10 И под пером Карамзина
11 В родных преданьях прозвучало;
12 Но ныне Светом и Молвой
13 Оно забыто. Наш герой
14 живет в чулане. Где-то служит,
15 Дичится знатных и не тужит
16 Ни о почиющей родне,
17 Ни о забытой старине.
Во 2 строчке - " Евгений молодой ", в строчках 5 и 6 говорится, что моё перо с ним дружно - сразу угадывается Евгений Онегин.
В 7 строчке говорится, что прозванья нам его не нужно.
" В 1832-м стихотворные строки о предках героя появляются в "Езерском" (V, 100), откуда, в 1833-м, переходят в "Медный всадник" (V, 138) ".
( Н. Эйдельман " ПУШКИН ")
   
Прозвание - это фамилия или прозвище. В данном тексте имеют место два значения этого слова. Первое, это фамилия Евгения. Его фамилия нам не нужна.
Второе значение имеет место в сточках 8 - 13.
В 10 сточке угадывается " История государства Российского " Н.М.Карамзина.
В строчках 8 - 13 говорится, что прозванье в прошлом блистало, под пером Карамзина прозвучало, а ныне забыто. Так что это за " прозванье "...   
Я предполагаю, что речь идёт о родоначальнике фамилии Пушкиных Григории Александровиче Морхинине по прозвищу ( прозвание )  Пушка ( ок. 1375 )
" Не так давно в городе Пушкино открыли памятник этому замечательному человеку. Иногда Григория Пушку называют первым артиллеристом России. Его отец был воеводой великого князя. Он, по легенде, освоил стрельбу из первой русской пушки — «тюфяка». Такие тюфяки помогали оборонять Москву от войск Тохтамыша. У Григория было пять сыновей, один из них — Константин Григорьевич — является прямым предком поэта. Его сыновья служили в дружине князя Дмитрия Донского и принимали участие в Куликовской битве. Григорий Александрович — родоначальник фамилии Пушкиных. "
( pravmir.ru )
" Может возникнуть вопрос, почему, имея вполне официальное имя и отчество, эти люди имели также прозвища. Это дань древней славянской традиции двухименности, требовавшей сокрытия основного главного имени и употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека. "
( pushkino-2009.livejournal.com )
Вот почему А.С.Пушкин даёт имя герою Евгений, а не своё. " Злые силы ", надо полагать, это цензоры 3 - го отделения полиции.
В 13 и 14 строчках мы узнаём, что Евгений живёт в чулане:
Чулан - один из синонимов слово каморка.
" Каморка - маленькая тесная комната, чулан. Живу в каморке под самой крышей, еле повернуться можно. "
( Толковый словарь Ушакова )
Стоит вспомнить, что маленькой тесной комнатой были комнаты лицеистов, в которой они спали. Такую комнату лицеист Пушкин называл " келья ". Видимо, А.С.Пушкин именно такую комнату и имеет виду здесь.
Не знаю, случайно ли это или нет, но упоминание " чулана " приходится на 14 строчку, если отсчёт вести со строки, с которой впервые говорится о герое: " В то время из гостей домой ":
13 " ...Наш герой
14 живет в чулане. Где-то служит "
В лицее комната лицеиста Пушкина была под номером 14!
В строчках 14 - 17 читаем:
Где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине.
А вот отрывок из стихотворения " Моя родословная " А.С.Пушкина:
Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
А чуть дальше:
Что вряд еще через два года
Он чин получит...
В августе 1824 года А.С.Пушкин оказался в ссылке в Михайловском, а в августе 1826 года - в Кремле, где имел разговор с Николаем Первым. Скорее всего, именно это имеет виду А.С.Пушкин. Пока он в ссылке, никакого продвижения по службе быть не может ( хотя он уже не служит) , а отмена её даёт шанс в продвижении. А.С.Пушкин был в чине коллежского секретаря ( 10-го класса, по Табели о рангах ). Вот почему Евгений чиновник и где - то служит.
Тут он разнежился сердечно
И размечтался как поэт.
   
Фраза " как поэт " имеет двойной смысл: прямой - в сравнительном наклонении - как и тайный - в повествовательном - поэт размечтался как должно мечтать поэту.
Дальше Евгений думает о Параше, где есть такие строчки:
Кровать, два стула, щей горшок
Да сам большой...
А вот отрывок из " Моей родословной ":
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой, я мещанин ".
Известна любовная история А.С.Пушкина с крепостной девицей Ольгой Калашниковой летом 1825 года в Михайловском, которая от него забеременела.
Если мы от её фамилии попробуем образовать имя - пусть вымышленное, никогда не существовавшее, - то получим имя Калаша. Имя возлюбленной Евгения Параша. Не трудно понять, что Калаша и Параша рифмующиеся имена, они образуют  аллитерацию - схожее звучание.
Это тоже может указывать на А.С.Пушкина как прототипа Евгения.
   
Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог...
Евгений, лёжа, думает о своей жизни, о том, что
...с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Мечтает о том, что до гроба он с Парашей проживёт свою жизнь.
И наконец он засыпает:
Сонны очи
Он наконец закрыл. И вот
Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает...
   
Не успел Евгений закрыть глаза, как уже читаем про то, что день настаёт, а ведь он когда пришёл,
Уж было поздно и темно...
Потому что, когда Евгений " сонны очи " закрыл, он стал видеть сон, вот почему так быстро день настаёт. И сны ему будут сниться до самого конца произведения. А.С.Пушкин потому и написал " сонны очи ", то есть такие очи, которые видят сон. Поэт не раз дальше будет давать подсказки про сон, а эта самая первая.
Хотя, пожалуй, первый намёк на сон находится в конце Вступления:
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
Была ужасная пора...
Об ней начну повествование.
И будь оно, друзья, для вас
Вечерний, страшный лишь рассказ,
А не зловещее преданье...
В первых четырёх строчках говорится о волнах, которые не будут тревожить сон Петра ( как пожелание - пусть ). В поэме происходит наводнение - и сон Петра первый намёк на то, что во время наводнения будет происходить сон. Сразу же за сном Петра автор начинает говорить о наводнении:
Была ужасная пора...
" повествование ", " рассказ " - этими словами автор определяет жанр, которым поведает читателю некую историю. Почему повестью и рассказом поэт определяет то, о чём он написал...
" До середины XIX века понятия рассказа и повести в России толком не различались. Любая малая повествовательная форма именовалась повестью, любая крупная форма — романом. "
( Википедия )
" В России первой трети XIX века термин «повесть» соответствовал тому, что теперь называют «рассказ». Понятия рассказа или новеллы в то время не знали, а термином «повесть» обозначали всё, что не дотягивало по объёму до романа. "
( Википедия )
Автор предлагает читателю воспринимать историю как " Вечерний, страшный лишь рассказ ", то есть то, что можно услышать вечером - на ночь, когда нечто страшное может пугать. Сразу напрашивается сказка для детей, которая, если она страшная, может и напугать. А.С.Пушкин уже здесь говорит, что это выдуманная история, и не надо её воспринимать всерьёз, как быль и противопоставляет рассказ преданью:
А не зловещее преданье...
" Понятие предания имеет точный смысл для традиций типа европейской только в противопоставлении жанру легенды. Легенда может рассказывать о персонажах священной истории, канонизированных святых или мифологических персонажах, тогда как предание повествует в основном об исторических лицах. Чудесное может присутствовать в предании, в этом случае исторические лица наделяются фантастическими свойствами. "
( Википедия )
Хоть поэт и говорит, что это не предание, на самом деле, это именно предание, да ещё зловещее!
А.С.Пушкин уже в самом начале произведения старается спрятать самое главное, чтобы оно явно не просматривалось, поэтому и намекает на то, что это не предание.
Также поэма " Медный Всадник " - это драматическая травести.
"Травести (от итал. travestire «переодевать») - род юмористической  ( иногда сатирической ) поэзии, в которой поэтический сюжет серьёзного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем,  что его содержание облекается в несоответствующую его характеру форму ( отсюда и название ), между тем как в пародии в тесном смысле, наоборот, сохраняется серьёзная форма,  но содержание ей не соответствует. Смотря по роду поэзии, травести может быть эпической, лирической и драматической. " ( Википедия )
Я хочу, чтобы читатель понимал, что все строчки любого произведения всегда подчинены замыслу автора. В данном случае Вступление это не какое - то отдельное стихотворение, а часть произведения, и тут нет ничего случайного, формального, как это может быть в стихотворении.
Итак, Евгению сниться наводнение 1824 года, наводнение, которое происходит и на яву, пока он спит.
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду

Обсуждение
Комментариев нет