Произведение «СЕРИЯ - Мои коллекции - 1.» (страница 1 из 3)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Читатели: 1172 +2
Дата:
Предисловие:
    Мне трудно сейчас припомнить то время, когда я пристрастился к чтению книг. В детстве оных наклонностей не имел. Юность моя подобное исключала полностью. Ну, а зрелость... Видимо да. Отсчёт, пожалуй, начинать надо отсюда и по одной простой причине: откуда же ещё? Сейчас в моём "арсенале" много печатных изданий прочитанных мною. "Печатные издания" я пишу вполне осознанно: читаю я всё подряд не взирая художественная ли литература, беллетристика, периодика ли. Да и научной не брезгую. К этому могу добавить, что если взял в руки издание - нравится или не нравится до конца читаю. И этому есть причина. Я обратил внимание на то, что во всех, даже глупых или мало понятных для моего разума произведениях всегда найдутся изречения, высказывания, обороты очень даже интересные. А в некоторых случаях и восхитительные. Ну разве не замечательно М. Горький в своём рассказе "Проходимец" подметил, что "человек всегда немножко рисуется, кто бы он ни был". Опровергните это? Или вот у Толстого: "Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света". Это "Анна Каренина". Оборот такой как вам: "В три часа я приехал в Английский клуб, названный так по тому что вряд ли хоть один англичанин принадлежит к нему", - К. Фрэнкленд, из книги "Жизнь Пушкина рассказанная им самим и его современниками". Ну, а вот Виктор Гюго в своих "Отверженных" рассказывает: "... Ей предлагали такое же удовлетворение, как той арабской женщине, которая получив пощёчину от мужа, пошла жаловаться своему отцу, требуя отмщения. "Отец! - сказала она. - Ты должен воздать моему мужу оскорблением за оскорбление". Отец спросил: "В какую щеку он ударил тебя?". - "В левую". Отец ударил её в правую и сказал: "Теперь ты можешь быть довольна. Поди скажи своему мужу, что если он дал пощёчину моей дочери, то я дал пощёчину его жене". Не поучительно ли?
    Таковых выписок у меня великое множество. Я бы и далее продолжил свои изыскания, однако увы, жизнь ограничена, а это занятие отнимает много времени. Да и интересами теперь владею я другими.
    Как вам известно, всякое количество переходит в качество. Кажется момент такой у меня наступил. Я готов с вами поделиться кое-какими своими познаниями в этой области. Единственно жалею о чём, очень редко указывал на героя, коему принадлежит то или иное высказывание, или какому герою принадлежит та или иная характеристика. Но и то успокоительно, что какой бы герой не говорил, да уста его вещают устами автора, то бишь человеком написавшим эту книгу, или статью.
    Я не буду делать каких-либо анализов, пояснений или комментариев к выписанной цитате, речевому обороту или характеристике кого. Не в этом моя цель. Я просто решил вас ознакомить с тем, что меня заинтересовало в том или ином случае.
    Возьмём к примеру...  

СЕРИЯ - Мои коллекции - 1.

                                                     ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ: "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ".

                                                                         Собрание сочинений в семи томах.
                                                                         Том шестой.
                                                                         Серия: классики русской и зарубежной литературы.
                                                                         Москва. Лексика - Lexica. 1996 г.
                                                                         Ответственный за выпуск Н.И.Павленко.
                                                                         Редактор С.К.Шумеева.
                                                                         Корректор Т.А.Кузьмина.


    1. Стр. 11. Аделаида Ивановна, тотчас же после увоза, мигом разглядела, что мужа своего она только презирает, и больше ничего. Таким образом, следствия брака обозначились с чрезвычайною быстротой...

    2. Стр. 11. ... Деревеньку же и довольно хороший городской дом, которые тоже пошли ей в приданое, он долгое время и изо всех сил старался перевести на своё имя чрез совершение какого-нибудь подходящего акта и наверное бы добился того из одного, так сказать, презрения и отвращения к себе, которое он возбуждал в своей супруге ежеминутно своими бесстыдными вымогательствами и вымаливаниями, из одной её душевной усталости, только чтоб отвязался. Но, к счастью, вступилось семейство Аделаиды Ивановны и ограничило хапугу.

    3. Стр. 12. ... а по другим - плакал навзрыд как маленький ребёнок, и до того, что, говорят, жалко даже было смотреть на него, несмотря на всё к нему отвращение.

    4. Стр. 12. В большинстве случаев люди, даже злые, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем.

    5. Стр. 16. Фёдор Павлович хотя и кутил, и пил, и дебоширил, но никогда не переставал заниматься помещением своего капитала и устраивал делишки свои всегда удачно, хотя, конечно, почти всегда подловато.

    6. Стр. 16. Софья Ивановна была из "сироток", безродная с детства, дочь какого-то тёмного дьякона, взросшая в богатом доме своей благодетельницы, воспитательницы и мучительницы, знатной генеральши-старухи, вдовы генерала Волохова. Подробностей не знаю, но слышал лишь то, что будто воспитанницу, кроткую, незлобивую и безответную, раз сняли с петли, которую она привесила на гвозде в чулане, - до того тяжело было ей переносить своенравие и вечные попрёки этой, по-видимому не злой, старухи, но бывшей лишь нестерпемейшею самодуркой от праздности.

    7. Стр. 16. ... Фёдор Павлович предложил свою руку, о нём справились и его прогнали ...

    8. Стр. 28. ... Особенно указывал он на свой нос, не очень большой, но очень тонкий, с сильно выдающеюся горбинкой: "Настоящий римский, - говорил он, - вместе с кадыком настоящая физиономия "древнего римского патриция времён упадка".

    9. Стр. 31. Социализм есть не только рабочий вопрос, или так называемого четвёртого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю.

    10. Стр. 51. Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли?

    11. Стр. 55. Есть в народе горе молчаливое и многотерпеливое; оно уходит в себя и молчит. Но есть горе и надорванное: оно пробьётся раз слезами и с той минуты уходит в причитывания. Это особенно у женщин. Но не легче оно молчаливого горя. Причитания утомляют тут лишь тем, что ещё более растравляют и надрывают сердце. Такое горе и утешения не желает, чувством своей неутолимости питается. Причитания лишь потребность раздражать беспрерывно рану.

    12. Стр. 59. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да и совершить не может совсем такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божью любовь. Али может быть такой грех, чтоб превысил Божью любовь?

    13. Стр. 59. А об одном кающемся больше радости в небе, чем о десяти праведных, сказано давно.

    14. Стр. 59. На людей не огорчайся, за обиды не сердись. Покойнику в сердце всё прости, чем тебя оскорбил, примирись с ним воистину.

    15. Стр. 59. Любовью всё покупается, всё спасается.

    16. Стр. 59. Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь.

    17. Стр. 62. Облегчение не есть ещё полное исцеление.

    18. Стр. 63. Для счастия созданы люди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: "Я выполнил завет Божий на сей земле". Все праведные, все святые, все святые мученики были все счастливы.

    19. Стр. 63. Кто может сказать про себя, что он счастлив?

    20. Стр. 65. - Он говорил так же откровенно, как вы, хотя и шутя, но скорбно шутя; я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц.

    21. Стр. 66. То, что вам кажется внутри себя скверным, уже одним тем, что вы это заметили в себе, очищается.

    22. Стр. 73. Пред одной только церковью современный преступник и способен сознать вину свою, а не то что пред государством.

    23. Стр. 73-74. Церковь, как мать нежная и любящая, от деятельной кары сама устраняется, так как и без её кары слишком больно наказан виновный государственным судом, и надо же его хоть кому-нибудь пожалеть. Главное потому устраняется, что суд церкви есть суд единственно вмещающий в себе истину и ни с каким иным судом вследствие сего существенно и нравственно сочетаться даже и в компромисс временный не может. Тут нельзя уже в сделку вступать.

    24. Стр. 77. ... Даже когда он волновался и говорил с раздражением, взгляд его как бы не повиновался его внутреннему настроению и выражал что-то другое, иногда совсем не соответствующее настоящей минуте. "Трудно узнать, о чём он думает", - отзывались иной раз разговаривающие с ним. Иные, видевшие в его глазах что-то задумчивое и угрюмое, случалось, вдруг поражались внезапным смехом его, свидетельствовавшим о весёлых и игривых мыслях, бывших в нём именно в то время, когда он смотрел с такой угрюмостью.

    25. Стр. 78. Лицо его сделалось вдруг важно и внушительно, что придало ему, однако, решительно злой вид.

    26. Стр. 79. Произнеся это, Дмитрий Фёдорович так же внезапно умолк, как внезапно влетел в разговор.

    27. Стр. 79. Нет добродетели, если нет бессмертия.

    28. Стр. 80. Но и мученик любит иногда забавляться своим отчаянием, как бы тоже от отчаяния.

    29. Стр. 80. Но благодарите Творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться...

    30. Стр. 84. ... Дмитрий Фёдорович страшно нахмурился и с невыразимым презрением поглядел на отца.

    31. Стр. 87. Вот тебе завет: в горе счастье ищи.

    32. Стр. 90. - Влюбится человек в какую-нибудь красоту, а тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за неё собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество; будучи честен, пойдёт и украдёт% будучи кроток - зарежет, будучи верен - изменит.

    33. Стр. 98. "Мне всё так и кажется, когда я вхожу куда-нибудь, что я подлее всех и что меня все за шута принимают". Фёдор Павлович Карамазов.

    34. Стр. 98. Ему хотелось всем отомстить за собственные пакости.

    35. Стр. 113. Божье дитя-сирота всем родня.

    36. Стр. 117. Но влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя.

    37. Стр. 120. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед!

    38. Стр. 121. Всё на свете загадка!

    39. Стр. 122. Красота - это страшная и ужасная вещь!

    40. Стр. 122. Слишком много загадок угнетают на земле человека.

    41. Стр. 122. Иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Ещё страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны.

    42. Стр. 122. Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой.

    43. Стр. 122. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей.

    44. Стр. 123. ... я хоть и низок желаниями и низость люблю, но я не бесчестен.

    45. Стр. 123. Кто ступил на нижнюю ступеньку, тот всё равно непременно вступит и на верхнюю.

    46. Стр. 129. От иного восторга можно убить себя.

    47. Стр. 130. В Москве у них дела обернулись с быстротою молнии и с неожиданностью арабских сказок.

    48. Стр. 145. С одного вола двух шкур не дерут.

    49. Стр. 145. Он хоть и не понимал хорошо, что говорят,но что-то из всей этой дребедени вдруг понял и остановился с видом человека, вдруг стукнувшегося лбом об стенку.

    50. Стр. 147. Времени Бог мало дал, всего во дню определил только двадцать четыре часа, так что некогда и выспаться, не только покаяться.

    51. Стр. 149. Русская земля крепка берёзой. Истребят леса - пропадёт земля русская.

    52. Стр. 151. ... сердце у вас лучше головы.

    53. Стр. 153. ... у вас ещё вместо крови молочко течёт.

    54. Стр. 153. По моему правилу, во всякой женщине можно найти чрезвычайно, чёрт возьми, интересное, чего ни у которой другой не найдёшь, - только надобно уметь находить, вот где штука!

    55. Стр. 160. К чему же лгать пред собою, когда все люди так живут, а пожалуй, так и не могут иначе жить.

    56. Стр. 162. ... такие такими и остаются.

    57. Стр. 180. Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека.

    58. Стр. 180-181. Всяк ходи около сердца своего, всяк себе исповедайся неустанно. Греха своего не бойтесь, даже и сознав его, лишь бы покаяние было, но условий с Богом не делайте. Паки говорю - не гордитесь. Не гордитесь пред малыми, не гордитесь и пред великими. Не ненавидьте и отвергающих вас, поносящих вас и на вас клевещущих. Не ненавидьте атеистов, зло учителей, материалистов, даже злых из них, не токмо добрых, ибо и из них много добрых, наипаче в наше время. Поминайте их на молитве такое: спаси всех, Господи, за кого некому помолиться, спаси и тех, кто не хочет тебе молиться. И прибавьте тут же: не по гордости моей молю о сём, Господи, ибо и сам мерзок есть паче всех и вся... Народ Божий любите, не отдавайте стада отбивать пришельцам, ибо если застанете в лени и в брезгливой гордости вашей, а пуще в корыстолюбии, то придут со всех стран и отобьют у вас стадо ваше. Толкуйте народу Евангелие неустанно... Не лихоимствуйте... Сребра и золота не любите, не держите...

    59. Стр. 191. ... милый сын мой Алексей Фёдорович, было бы вам известно, потому что я в скверне моей до конца хочу прожить, было бы вам это известно. В скверне-то слаще; все её ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто ...

    60. Стр. 191. С деньгами стоит только захотеть... всё и будет.

    61. Стр. 192. ... а с подлецами и я подлец.

    62. Стр. 199. ... оба губят себя неизвестно для чего, сами знают про это и сами наслаждаются.

    63. Стр. 207. - Он мне стал  ж а л о к,  это плохое свидетельство любви.

    64. Стр. 209. Что для других лишь обещание, то для неё вековечный, тяжёлый, угрюмый может быть, но неустанный долг.

    65. Стр. 211. - А вот какой, - пролепетал Алёша, как будто полетев с крыши...

    66. Стр. 219. Он похож был на человека, долгое время подчинявшегося и натерпевшегося, но который бы

Реклама
Реклама