Изучили мы сказку о Царе-Салтане Пушкина, уяснили что уважаемый Султан имеет непосредственное отношение к категории земель "солёных", а по большому счёту: царь царей и королей, он же батюшка и отец в четырёх лицах. Побывали на богословском споре об опресноках, поняли что Кончак-Осмомысл-Ярослав Галицкий одно лицо - он состоял на королевской службе, потому "земли салтани" в конце обращения предопределили суть мысли Автора. Это было обращение к врагу:
Галичкы Осмомыслъ Ярославе! — высоко съдиши на своемъ златокованнъмъ столе, подперъ горы Угорскыи своими железными плъки — заступи въ Королеви путь, затворивъ Дунаю ворота — меча времены чрезъ облаки, суды рядя до Дуная, грозы твоя по землямъ текутъ: оттворяеши Кiеву врата, стреляеши съ отня злата стола салтани за землями.
А следующим предложением Игоря было - стреляй в меня, поганого (язычника) Кощея - за раны, за землю русскую...
СОЛЁНЫЕ САЛТАНИ И ПРЕСНОЕ МОРЕ
А есть ли в топонимике земли - запрятанная "соль"? Есть - река Шелонь, например, наполняющая Ильмень-море, и город Сольск на ней. Только кто догадается, что Шелонь (река), шеломы (шлемы) и Шеломы село - соль, одного понятия земли. Шеломы - брянские у границы с Беларусью, шеломы в повести (которыми Дон собирались пить) и Шелонь - впадающая в Ильмень. Такое слово соль, которое употребляется образно: "соль земли". Можно легко спутать с солнцем, тот же солярий, вкус разный. Спутать понятия-прозвища не дадут самоназвания, если русские себя позиционировали "солнечными внуками", то воевали они - ходили походами на "половцев" - в Тмутаракань "солёную" - Европу (1183-85 годы повести). Деды их воевали, вспомнить Мономаха - ходили на Сальницу (1111 год), если "рыбой" угощались, оставляли города жить. То есть - сальница - не отдельное селение за частоколом, как его зачастую преподносят, это земля. Походит три четверти века, и вот внуков на солёненькое потянуло.
Зашеломянем еси! - предлагает Игорь брату Всеволоду. Ты только шлем не забудь, а то - чем пить из Великого Дона будешь... Абсурд полный, но это основная версия на сегодня: братья поскакали на юг, там им начистили задницу. Они же воры - заднюю славу хотели похитить, переднюю поделить - чисто шайка гопников. Нет, ребята, всё не так. Попить и дома можно было - Сейм под окном, пей не хочу. Дело в религии, многие понятия перепутались, но остались и названы: село, головной убор, река. Находясь в Испании часто наблюдал как добывают соль. Из моря каналом отводится вода на несколько км, недалеко, образуется мелкое озеро. Под воздействием солнца влага испаряется, соль вычерпывают на берег в кучи, уровень озера падает - происходит естественное пополнение и так много лет это работает. Длинный транспортёр уносит соль с берега озера обратно в море - на корабль - продали. Солнце сушит морскую воду, как результат слаженной работы - получается соль, но она появилась явно позже солнца. Тогда откуда она в море и пещерах? Останки морей находим везде, получается этакое "кочующее море", а рядом - грязевые лечебницы, останки солёных озёр с плотностью воды - невозможно нырнуть, но можно сидеть. Соль, силь, сало и сила солнца - как блуждающие понятия, кочевые облака моего мозга...
Шеломы между Клинцами и Гомелем - шапка Брыни, если сказать точнее, когда Брянска ещё не было, да и России не было, и княжеств, а были "племена" радимичей-кривичей (этих мест). Санаторий-курорт Старая Русса, славится природными лечебными грязями и ваннами, посещал Ф.М. Достоевский ещё. Вот такая нам - историческая земля Арта (ср. гр. - артов) досталась, где жил-был царь трёх земель (Славия, Куявия, Артания). Каждый кулик вправе своё болото нахваливать, я констатирую летописные факты без далеко идущих выводов, если есть Ардонь - указываю где она (у г. Клинцы на Ардони-Иордани реке), есть Артек - в Крыму, Шелонь - западный берег Ильменя, Старая Русса - южный берег. Она же не всегда была старой, как думаете? Когда-то была и молодой, а подросли внуки, выстроили Новгород и прозвалась Русса старой.
Отголоски слова "стрый" есть в слове монастырь, что значит "великий" (плюс моно) - дословный перевод учреждения в который со своим Уставом не ходят. Моно латинское - соло, ср. солист с напитком кола - круг на этом не замкнулся. Калоян тот же, кол - тесать, кол вбить, "соло мия" - солнце моё. Вариантов множество в конфигурации похожих букв и звуков. Устав от слова уста - рот, губы - устье. А у истока Русского Моря - озера Ильмерь - на реке Волхов стоит теперь Новый Великий, с датой рождения 859 - по земле, когда впервые в летописи упомянута местность, не город. Город строили позже, изрыли всё в поисках Рюрикова городища, вроде как нашли - полчаса плыть на вёслах в сторону озера от Кремля. Раскопки показали Х век, но что делать... По дороге от Великого в сторону Питера расположен город Чудово, и, тоже "великий" в переводе с произношением чудОво. Затем г. Любань, ещё севернее - племя весь - вепсы у Ладоги, те прозвали Иисуса - Иржан ("Хозяин" от слова сын, ир - богатырь, Георг). Также родственно слову монастырь - богатырь. Недавно у детсада услышал слово "богатырка" - так обращались артисты шоу с детским слабым полом в Новогоднее торжество у ёлки.
В племенах - соседях - представлен весь союз призывающих: чудь, весь, словене (тут несколько любви-обильных имён в окрестности - Любытино, Любвин, Любино, Любань и др.), у Москвы - Люберцы. По моему мнению, они и есть все - кривичи, не стану утверждать заранее (Кривитебск - столица в Беларуси, соседняя область), очевидно одно: племя меря было против "призвания" 862 года. Город на юго-западе Ильмеря - Искоростень был сожжён "голубями" - знаком духа времени, а догадалась до такой мести - княгиня Ольга уже Киевская, простая псковская девчонка родом из соседних мест, по стечению обстоятельств - на реке Великой родилась. Тут был воспитан будущий князь В.Новгорода и Креститель... Затрудняюсь сказать чего, если словами историка - Киевской Руси. Читая такое, вряд ли в голову придёт, что это - год крещения всех до Урала и глубже, и шире. Остаётся впечатление, что в 988 году - крестили поселенцев у Почайны и Днепра, вот с той поры война не затухает. Владимир и Добрыня с Путятой пробовали окрестить Новгород, но "огнём и мечом" у них получилось - то, что получилось. Государство Господин Великий Новгород (с Беларусью и северо-западными землями Валдая) исчезает из учебников на 5 веков до !6 столетия, когда ВКЛ - языческое княжество - официально объявлено христианским. Но не совсем - ушкуйники продержались до времён Петра. Так совпало, что "собиранием земель" занялся князь Калита (слова калЫтка, Полоцкого происхождения), затем продолжили дело прекращения ига - дед Ивана Грозного и Сам - крайний представитель династии на Московском троне. Получается логичное повествование, если так-то, Искоростенский мир (1471-72) закончился разграблением Новгорода, снятием колоколов, все жители вырезаны. Отвлеклись от темы, но "племенная история" трёх сестёр по сказке Пушкина сводится к этим местам - исчезнувшей Гипербореи (Великой), князю Гостомыслу с родовым гнездом на реке Оредеж, приток Луги, да россыпью - Бор названий в количестве тысяч комбинаций (Заборовье, Боровичи, Борок, Борец).
Шлем - племя - лемех - lem (сл., чех.) - "подол", но = "Я есть", невозможно не заметить слова "ем" (l-em). Так латиница накрыла звук и смысл, меняя Я на L, а что это такое, если не Г вниз головой? Висячий сад, верно. Принести в подоле - нагуляла; обозначался луг в пойме реки, перешёл названием района. Это понимают "братья" Чех и Хорив, если со сл. lem = rub (хрв.), расширить = Ja sam (Я сам). Только укр. - поділ - означает: разделить, podijeliti. Чтобы всем, чисто классика. Смысл есть и в лемехе плуга - валить в обе стороны, делить бороздой, получается яруга, канава, как бы - паз продольный в рубленом бревне. Перешло на сруб - рубль (рыбу, знаем), а способы соединения углов - в лапу или чашку (во всех смыслах).
ЗАШЕЛОМЯНЕМ ЕСИ! ИЛИ НЕДОСОЛ НА СТОЛЕ...
Пойдём наваляем им, брат, покажем где раки зимуют, не учи отца и баста - можете продолжить. В контексте повести так оно и есть - воевали и достигли цели, какой ценой, а всё дорого - хоть одна жизнь. Ведомые идеей златстола от дедов, что по праву дано свыше, они пошли на земли, которые сегодня хорошо уже посолены. Тогда ещё не очень. Беларусь нынешняя - ту Ферраро-Флорентийскую унию (1438-39) подпишет через два с половиной столетия от похода. Недосол на столе - пересол на голове? Да. Родом отсюда. А вот Московское княжество откажется, и попа сменит, и 150 лет не будет платить десятину никому. Вот он и капитал, чтобы заявить во всеоружии - игу капут. И только Годунов (от слова гот+уно), без капли крови Рюрика (женат на дочери Малюты) подаст челобитную отцам святым в 1598 году на сан патриарха местному митрополиту. Чтобы по закону всё. Лет 5 прошение гуляло по кабинетам с подношениями и случилось чудо - подписали в 1603 году. Милостью божьей - забирайте и владейте (сколько можете). Карт подробных не было, но от Москвы и на юго-восток нанесено пятно Тартария (Великая). Судьба земли была предопределена, у католиков и протестантов далеко идущие планы. Но тут - Смута в разгаре, пошли Димитрии один за другим, поляки Кремль жгут, а поздно. Примерно так России достались земли, утрирую, но схема с "Бориской на царство" сработала, хоть Иван Василич и возмущался... А вот и икра заморская, кабачковая!
Писание истории от монахов с притчами и пословицами свелось к белобогу и чернобогу, большому и малому, чистому и нечистому - сам чёрт не разберёт до сего дня. Победили мономаховичи среди братьев, как результат - половцы списаны в кочевники. Если бы в Империи существовала иная идеология, сложилась бы иная трактовка произведения. Это наводит на определённые мысли сегодня.
А до этого времени - до Первого раскола церкви - смысла спорить и воевать между собой братьям по крови, не было ни какого. Склоняюсь к тому, что «старый» - один из триады ветвей, а не который - Креститель. В контексте рассказа это выглядит именно так, рассказ от Автора-современника шёл о временах ему современных без подоплёки на тысячелетие истории. Автор осветил события с середины Х века: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу...» и так далее. Это было уже по смерти Владимира Святославича (1015), сюжет о временах, когда русские князья правили Тмутараканью (дед Игоря Олег и князь Глеб). Из-за чего сыр-бор и разгорелся, а вскоре там стал княжить внук Осмомысла. По большому счёту, оба Владимира внесли лепту в это дело (развала земли), переняв власть язычника Святослава, ставившего столицу аж на Дунае. Даже учебные карты позволяют установить соотношение земель языческой и христианской, как 1:2, затем !:4 и 1:6 при Союзе и осьмушка у России. Если кто-то подумает, что я неоязычник и совсем не патриот, так нет, наоборот. Незнание не освобождает от ответственности, кроме Хатыни (спасибо Машерову), таких деревень сожжено по Беларуси и России - сотни, а "власовцы" и "бандеровцы" не явление сиюминутное - их сотни тысяч от предков тех "галиц", знакомьтесь - в повести они
См. начало: Солёные земли салатани
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=171829
