Царя-Салтана в сказке Пушкин представил в нескольких образах - за забором стояли: царь-батюшка, царь-отец, стороны-государь и царь-салтан, и всё это один молодой человек, потому что молодожёнов так называют. С развитием книжности этим термином - Салтан - стали обозначать также древних владык, известных из исторической и церковной литературы, а после перешло в имя собственное.
Изучая, что значит термин цезарь и кесарь от "подноготной", узнаём, что Василий был король, переводя таким образом греческое слово βασιλεύς). Вам говорят, Базилиус, базилика, "здесь был Вася", а на самом деле, кто? Однако Василевс (βασιλεύς греч.), не только - краљ (серб.), король (укр., белор., русск.), патша (татар., казах.), rey (исп. - рей), rex (лат.), хаан (монг.), но - Орех. Тюркские языки не менее информативны - Хан или паша, конечно, тюрку ближе - уважаемый, достойный, сонцеликий. В котором одновременно и сон, и солнце с чаем. В повести русские представлены «солнечными внуками» (Даждь Божии), князьями Великими и прочая, а хана Кончака упомянули (попрекнули) тем, что стреляешь хан - в войско русское, как бы издалека - за землями Салтани. Все исследователи сошлись на порочащей его связи хана с турками. Поэтому исследование "салтани" на этом не заканчивается, но чтобы вывести убедительное им одно значение - солёные - продолжим сейчас. Можно просто подставить в переводчик и убедиться, да, действительно так - СОЛЁНЫЕ, но почему? и откуда это? А тут ещё - слоёные, подразумевая жирное тесто. Переставив слог ол/ло наоборот, получим сол или сло, ср. слово, словене.
Я начинаю понимать производство словообразования: василий = "в/б а сила"; орех = о+rex, отсюда наш грех (не знать греческий и латынь). Остановились на том, что производные царь/цезарь - от дуба, но для короля неожиданно засветилось - ореховое дерево. С ним связана легенда о Пафнутии ("орех слоеный", жирный" - значение) и его дочери Ефросиньи ("Есть вера в русского сына" - дословно). Имя Пафнутий носят многие монахи, а из Ефросиний наиболее известны три - Святая Полоцкая, жена Игоря и третья - из притчи, как ушла из дома в монастырь, да ещё мужской. Отец искал, искал - не нашёл дочь. И стал ходить к понравившемуся монаху - тот его просвещал и принимал покаяния. Долго ли коротко, монах умирает и открывается отцу родному, больше некому. Тело нужно обмыть в таинстве, чтобы не узнали братья, тут игумен сообщает - я дочь твоя. Пафнутий сдержал слово, погребение у стен монастыря прошло успешно, и отец остался служить вместо дочери. Трогательная и поучительная история, как долго живут отцы.
ОРЕХОВАЯ ОПЕКА
Переводчик узнал в орехе - "опек", всё верно, есть страны ОПЕК и попечительские советы, дело в том, что русское слово, означающее плод или ореховое дерево (в т.ч. грецкий орех) имеет одинаковое начертание кириллицы с латинскими буквами. Когда переводили термины: царь-король-султан выходили на разные значение (луна, солнце, дуб), в т.ч. латинское - "rex" легло в основу "краля". На том и остановились в изучении имени Ярославны - Ефросинии, см. Салтани земли - от повести к сказке
Теперь о манипуляции сознанием - фокус букв. Если написать заглавными OREX - разница заметна сразу, а если так: "орех" = "орех", всё ровно, только звук другой. Наш ОРЕХ - OREX - ОПЕК – международная межправительственная организация создана нефтедобывающими странами в 1960 году. Россия не входит в ОПЕК, она является постоянным наблюдателем в организации. Ср. "орех" -и- орех (opeck), он пишется такими же буквами как кириллицы, так и латиницы, только получаем разный звук и значение, может означать - попечение, забота, опекунство, также дерево или плод, также - "взять на поруки". Поэтическое - пекло и духовная - богадельня, человеческий орган - печень, пЕченье - шашлык, печь - русская, а печЕнье - мучная выпечка, сушка... Сухой - не мокрый, не жирный, худой (кожа да кости), хилый.
Пафнутий - "слоистый орех" дословно; жирный - буквально, у греков он - "человек от бога", так представляется "nuti" (нути), видимо, N-новый корня - "ути" - Утиный. Ср. Утя, утка - "мать рода", "океана", баба Макошь, тайный знак язычника на памятнике Тысячелетия у группы "полоцких князей", река Утка в Питере, Утиная заводь, фамилия Путин, корня -ин аббревиатура Христа, у - знак "уноши/юноши" (клин), уно - один, Унеча - река (приток Ипути - Бога путь). Мы во временах, когда "многохерие" - Ы (знак с палкой, клюкой) сменили на "клин" (дитя, ребёнок), вместо рысь стала Русь, а девушка оказалась в мужском монастыре... Изумительная по красоте история, когда отец потерял дочь, нашёл в мужском монастыре, похоронил и стал служить на её месте. Вероятно, в память - Ореховый Спас.
ХАНА ИЛИ НЕУДАЧНЫЙ
Поход Игоря исследователи называют неудачным. Для кого и кому хана, как говорится, если его дружины вошли в Киев? Метаморфоза и в том, что уходили полки - вернулись дружины. Слава князьям, слава дрУжинам - троекратное ура! - идут по Боричеву с Пирогощей...
Неудачный - от удачи, это ясно. Удача от дачи, дача - от чего? Это земельные участки, которые цари дарили своим приближенным за службу. Дачный дар - слово «дача» происходит от старославянского глагола «дать». Того же корня дара и дать: пОдать - дань, насколько близко дача с данниками - наложниками (от ложки) - гражданами по смыслу. Слово гражданин - от грязи, кто не знает, из которой князи. Князей уж нет, а грязи вечны.
Предмет для рассуждений (заплати и спи). Остаются бесспорными земля и вопрос, откуда земля - у царя? Вороне - бог послал - ответ о сыре, это уже идеология христианских поздних лет. А до этого были племена, чуть ли не родственные связи прослеживались с землёй по рекам у летописца: племя такое-то село на реку такую-то. Понятно, что образно, с целью указать местоположение первых племён изначально, но языком понятным современнику повести с IX-ХII веков. Сели на реку, на землю, да так и повелось - на пенёк - на камень, на табурет-стул всё равно, что на земле валяется хозяином. Хозяина не стало. В какой-то момент племена и родовые общины стали княжествами, а княжества - царством-королевством в христианской земле. В тоже время (VIII-IX) зародилось слово султан-салтан. В Коране «султан» означало моральный авторитет или духовную силу для обозначения абстрактной власти (что интересно), а позже стало применяться к светскому правителю, в противоположность религиозному авторитету (ещё более любопытно). Таким было значение в первые века ислама. Первое употребление слова по отношению к светскому правителю приписывают Мухаммаду ат-Табари примерно в 875-876 годах. Титул султана стал официально использоваться для главы независимой династии с XI века, начиная с Сельджукидов. Статья вовсе не о том, просто ознакомились со словом и временем происхождения.
К термину - «неудачный» - можно также отнести группу слов с приставкой не, без которой они не существуют в языке российском. Это небрежный, неуклюжий, неряха, нельзя, невои, Нестор, Несебр, нелепый и др. Нескладуха - лепо, а "складуха" - нелепица. Наш язык на пути самообразования, ИИ - им в помощь. Наложница могу писать, а наложники - подчёркивает красным. Таким словам, как невеста, нелады нашли подмену в виде названия машин, игры в ладушки, а неудачный стал - удачливым. Удачи желать можно, и если неудачно что-то получилось, так можно сказать. А вот человек - неудачно лепый - нелепо звучит, как и ветреный - с двумя эн. Невеста может быть снохой, тут смысл в замене слова, не меняя понятия, а буквально: сноха = невеста (разных наречий). Другой вопрос, что они сформировали (в снохе), кроме сношений и родственных отношений? Сноха - соха - сохатый - история глубоких и древних отношений. У них родился Сошка, а следом - семеро с ложкой. Невеста видится моложе, в Неве, пожалуйста, быть может...
С приставкой не, в этой связи - о словах: чем они отличаются от слов с союзом. Слово султан, салтани (земли) мне видится союзным термином. Не - прижилась в языке отрицанием (неуклюж), невелик - умалением (не очень-то), нехорошо, нескоро и т.п. А с союзом - наоборот может быть самостоятельным словом, также слитно союзом: свадьба, судьба, сват, свет, свят, ся. Встречается - в десятках, если не сотнях старинных примеров для обозначения предмета или места, выхода из какого-либо состояния, возвращения откуда-либо. «Съ тоя же Каялы Святоплъкь полелѣя отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко святѣи Софіи къ Кыеву», «Се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя».
Самостоятельная буква/слово эс/се вошла(о) в состав сложных: эссе, сам, себе, строю, Смоленск, стены, соль, сын, стул, стол, состав, сустав, стоя, судьба, свадьба, сноха, соитие, студень, судья. И вот уже: Суджа, Себеж (город) и сту-день (блюдо), студия. К слову о монастыре - Студийском, обязательно туда сходим. Самый значительный монастырь средневекового Константинополя, основан у берега Мраморного моря - за стеной (древний Визант).
Часто встречается в оборотах: Се бе... се же ... будуть ли си вьси ... ся съ стѣны, или съ коня... Сейчас всё гораздо проще, если честно, я раньше не обращал на это внимания. Указывает на время, самое начало действия или события, или откуда: «Съ заранія въ пятъкъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя» (половецкие «полки поганые» - языческие). Со сну... «Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы!». Как часто в текстах и словах оно встречается, но так незаметно. «И начяша князи про малое „се великое“ млъвити, а сами на себѣ крамолу ковати, а поганіи съ всѣхъ странъ прихождаху съ побѣдами на землю Рускую». Образ, указание величины предмета или указывает на того, кто стоит во главе, руководит кем-либо.
1164: Придоша Свье подъ Ладугу, и пожьгоша ладожане хоромы своя, а сами затворишася въ градѣ съ посадникомь съ Нежатою. Новг. 1 лет., 31 (XIII в.).
1185: Игоревъ полкъ середѣ ... на передѣ ему сынъ Володимѣрь, и другии полкъ Ярославль, иже бяху с Ольстиномъ коуеве. Ипат. лет., 639 (XV в.).
1487: Бысть градъ великъ, съ яблоко с садовое. Псков. 3 лет., 223 (XVI в.).
Так же при обозначении способа, средства, орудия действия, при обозначении явления или состояния. Указывает на лицо или предмет, участвующий во взаимном действии.
1066: Ростиславу сущю Тмуторокани и емлющю дань у касогъ и у инѣхъ странъ, сего же убоявшеся грьци, послаша с лестью котопана. Пов. врем. лет, 111 (1377 г. ~ нач. XII в.). Читай - касоги - жители земли по реке Сож. Половцы - западнее по Двине и Полате (г. Полоцк). «И потомь миръ створихом с Тугорканомъ и со инѣми князи половечьскими. Поуч. Вл. Моном., 160 (1377 г. ~ нач. XII в.). Тугоркан - тесть Святополка окАянного. Святополк - сын Рогнеды и Владимира (Крестителя). Святослав, Сфендеслеф, Сергей, Всеволод - многие имена начинаются или несут звук в составе имени. А добрая ссора - даже два.
1185: Попа же бяшеть привелъ (Игорь) из Руси к собѣ со святою службою. Ипат. лет., 649 (XV в.).
1224: И приде съ поклономь съ князи половьцьскыми къ зяти въ Галичь къ Мьстиславу. Новг. 1 лет., 62 (XIII в.).
Ни Игоря, ни сыновей к тому времени уже не было. Ипатьевская летопись, читай - Киевская, но что происходит? Тем же годом "удачного" похода, когда в повести идёт рассказ о «сынах русских»
Салтани земли - от повести к сказке
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=171732
Стоял Пафнутий возле дерева ореха...
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=622022
Ефросиния - вера в русского сына
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=531973
Жила была на белом свете Ефросиния...
https://fabulae.ru/poems_b.php?id=531796
