В нашем полку прибыло, что называется. Дочь полка Грушенька, но какая связь? Статья о "стружие" и грех не проследить историю имени (слова) из глубокой древности. Роман Ф.М. Достоевского буду вспоминать часто и по каждому случаю, писатель черпал вдохновение будто по сюжету Слова. Немудрено, ведь повесть вышла только что из Парижа, в империи сплошь графья и Аграфены, а Грушенька - соседка и друг семьи по месту проживания в Старой Руссе. Её дом буквально рукой подать на другом берегу через реку Порусья, у которой 4 названия и одно - Перерытица. Всё как в жизни. Название настолько древнее и русское, что есть желание посвятить отдельное тому изыскание по части этимологии. А в романе "Братья Карамазовы", вершине творчества Достоевского много слов из повести. Роман был напечатан частями в журнале «Русский вестник». Достоевский задумывал работу как первую часть эпического романа «Житие великого грешника», произведение же было окончено в ноябре 1880 года по состоянию здоровья. Писатель умер через два месяца после публикации. И о чём там, нам остаётся только гадать.
В ПОИСКАХ КОВЧЕГА ТМУТАРАКАНИИ
В повести Слово о полку вооружённые формирования русских и половцев упоминаются Автором в разных эпизодах: рати, полки, войско, дружины, а «солдаты» в них - вои, сыны русские, дрУжино. Специально так или ради красного словца, хочу проследить по тексту. Значение и происхождение слова полк мы выясняли-выяснили и устали, с чего собственно и начинали исследование Слова о полку циклом статей, отвечая на простой себе вопрос, а были ли полки у кочевников половцев? Оказывается, полки у половцев были, но и половцы эти - люди особенные и жить в степи не привыкли, они «вернулись» в историю Московского царства и России благодаря русскому языку, вопреки науке лингвистике. И живут себе припеваючи на берегах рек Полата, Западная Двина, Сож, Ипуть, Десна - везде. Половцы от слова Полоцк, нам более знакомого из истории и географии, но корневая основа иная - "полова/пол" от которой поле, в т.ч. ополье - «снаружи» (серб.). И это красивое древнерусское слово: «Сна ружи» не оставляет сомнения в том, что ружа-роза-руса и есть то самое загадочное слово, уложенное в "стружие" и название рек: Туросна, Десна, Снов, Сейм, Руса и даже Гобейка с Овстуженкой и Снежетью. Русса Старая на реке Порусья (и Полисти бассейна Волхов) не всегда была старой, следовало бы думать так, а родилась она молодой - дитём в своём волховском язычестве. Но случилось так, что город новый - Великий - Новгород расположился по соседству на берегу одного озера Ильмерь, в результате Роуса стала старой. Теологические особенности бытия из жития городищ. И по вероисповеданию и по возрасту, стало быть - старше.
Когда нигде-нигде на земле не было русских, так пишут немецкие историки русским школьникам, то явился на эту землю обильную - князь могущественный Рюрик с родом русь в лице трёх братьев. До этого князей тут не видели. И называется это чудо «призванием варягов», которые ушли затем «в греки», да не вернулись. Но иногда, лет через сто или меньше, они из своей Тмутаракани-Европы снаряжают отряды-команды на восток. Таким образом изображал «тороватых» немцев граф А.К. Толстой (имение Красный Рог на Брянщине - половец по определению языковеда Фасмера), хорошо описал событие, называя команды - «шваль». В дополнение к Истории сочинил сказку Колобок. Из местных сказаний - о Словене и Русе известно, что сестра их Ильмерь. Меряне воевали с новым порядком и сохранили за собой право называться рушане (жители Руссы).
Призванные однажды варяги (союзом кривичей, словен, чудь, весь), те до сих пор не могут отказаться от наведения порядка на земле обильной. Меряне их изгоняли-изгоняли, так и продолжают этим заниматься. Если читать летописи внимательно, племя меря не принимало участия в призвании 862 года, но подписалось в 859, видимо, пару лет им хватило, чтобы разобраться в немецком порядке и что смена власти означала бы смену веры за их же деньги - иго начиналось так. В повести охвачены времена с 9 по конец 12 века, предшествующие явлению «монголов». История разрывается в учебниках, но в повести она цельная и последовательно изложенная. Совершенно нет противоречий, только читай. Беда в том - мы язык русский забыли. Немцы «с венедцами, греками и моравой» отмечаются Автором на заднем плане событий, они то ликуют, то кают князя Игоря. Во-первых, это хоть и косвенно, но отмечает влияние разрозненной «западной таракании», как физически - слабое, но многочисленное явление. Это не татары в монолите и не монголы. Они за кулисами, они не в состоянии повлиять на ход истории 10-12 веков. Есть только одна сила в мире - русская и сила эта подрывается изнутри княжескими распрями, навлекая погибель «снаружи». Откуда могли явиться мон-голы, то уму непостижимо нашим историкам, продолжающим исследовать статую Темучина в степи. Только вот не понимающим, что имя ей - от сына. А моголы - голь перекатная - Великая и есть рыцари за идею ковчега, но сейчас они её забросили на Арарат, который Масис у турков. Ордера от папы - католики стали заниматься попросту грабежами, прикрываясь высокой идеей, разорили Царьград, раскололи единую церковь, рухнул Константинополь. Кто-то сегодня по телеку хоть раз вспомнил про ковчег? Улыбнитесь.
Времена перекочевали в Троицу и идея опиума утратила актуальность обмана, сейчас они идут по старой памяти той же Смоленской и Брянской - Свинской дорогой, ну чисто навести порядок демократический. Так шли норики-шведы, французы и немцы с переменным успехом тысячу лет. Глядя в телевизор сегодня, меняя имена героев, понимаешь, во-вторых и третьих, чем сцены театра украшены и какова мораль постановок. Классику не узнать. Ружьё на заднике ни разу ещё не пальнуло ни у одного режиссёра. Тмутаракань ищем не там, кто такой спаситель Москвы товарищ Минин, мы не знаем, Миндовга (основателя ВКЛ) сдали Литве с потрохами, Руссу Старую забросили на произвол. Что происходит в российской культуре? Политики не понимают русскую литературу, они читают Чехова и Достоевского, но даже детям своим не смогут объяснить, почему тот не чех, а этот пишет про Грушеньку. Филолог не знает слово бяшеть, медиевистов нет от слова совсем. Уточни у отца святого за слово аминь (в бесконечных проповедях), ни бе, ни ме... Но это не мешает громить любого врага. Прав Тютчев, хоть и аршин общий утерян, не найти.
ОТ ЗАЧИНА ДО АМИНЬ - ВОИ, РАТИ, ПОЛКИ, ДРУЖИНЫ
Итак: плък - палка, плакать, толпа (с оружием) буквальные переводы, от меняющегося корня в основе - лак/лок/лик/лук. Такого слова как команда, отряд или тумен - в повести нет.
В зачине: наведе своя храбрыя плъкы на землю Половецькую за землю Руськую! - первое упоминание слова полк. Через строку этот полк в форме - «лук» Автор переносит в изменённой форме - луце, обращаясь к воинам-воям как братьям и дрУжине:
Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде отъ него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь къ дружине своей: братiе и дружино! луце жъ бы потяту быти... - Уже дружина через ударение на второй слог -ине.
Вот откуда наше слово "лучше" - от лука/луга. Внедрённое в пословицу, дескать, "лучшее - враг хорошего", а почему? Да просто красиво. Отчего же, если это любовь? Второй раз полки воспеты с певцом: «О Бояне, соловiю стараго времени! абы ты сiа плъкы ущекоталъ, скача славiю по мыслену древу...», обращаю внимание на «щекоть». «Ущекотати — воспеть в переносном смысле» так образно сообщает словарь (Слова о полку) и приводит в пример словарь Даля: «соловей щекочет в дубраве, кур. поет, свищет, трелит». Если образно, то да, пусть соловей с Бояном трелят. Как было в советское время, когда секретарша числилась стропальщицей для поднятия престижа начальнику. Когда проверяющий в годы перестройки спросил её, чем занимаетесь в рабочее время, девушка, она искренне ответила - я строполю. Сегодня по дорогам России с времён СССР мы видим автокраны двух марок: Клинцы и Галичанин. У них один механизм и задача одна - подъём груза, но «клИнцы» - дети - славянских языков и белорусского в том числе, а лик второго запасован в термин прозвище, кривым крюком до неузнаваемости. Кроме одноименной дивизии ни каких ассоциаций, хотя "галицы" (с приставкой га), были обозначены прямыми врагами русских полков-и-дружин в отличие от немцев, которые подпевали сзади. Да и предводитель их Тмутараканский - Осмомысл Ярослав Галицкий служит королю Венгрии в интересах папы католика.
УЩЕКОТАТЬ, ОКОНИ, КЛЮКИ, СТРУЖИЕ
Эти слова почти в одном предложении, перевести которое так слёту не получится. Что называется, умом понимаю, объяснять долго. Тот случай, когда самому хотелось бы разобраться в подноготной каждого, несмотря на явный «брянский говор», но клюки - не совсем сплетни и палка, а то, что дало ходу - им. Щекотка тем более. Не знаю, дойду ли до понимания "ущекотати" в этой статье, хотя на поверку, ну что тут такого?
УЩЕКОТАТЬ. Слово - «ущекоталъ» глагольной формы- «ущекотати» может предполагать контакт руки и подмышки, например: у ще контакти (дословно). Не мудрствуя лукаво, замечаю сходство терминов существительных: щекоть - щепоть, то есть троеперстие (креститься). Термин: ще котать (болг.) = «будет кормить», будзе катаць (белор.) - че мачкати (серб.ће мачкати). Слитно можно углядеть щека-чека-цека-сека с далеко идущими выводами, все коммунисты целомудренные картёжники, а женщины простые как ручная граната... Но в целом: щекотать переводится: голицање (серб.) или казытаць (белор.). А разделить термин (щеко тать), получим: украсці шчаку (белор.) - украсти образ (серб.) - украсть щеку. Тать предстал в образе вора, а щека - образом девицы?
ОКОНИ. Русский язык ставит в тупик. Равносильно подмышка - подоконник - підвіконня (укр.) - antepecho (исп.) - передняя часть груди (дословно), или грудь, выступ одним словом, но не совсем то, что выступает из-под коня. Совершенно очаровательно, когда набор звуков из підвіконня превращается: віконня = окошка. Казалось бы, окно или кошка, одно из трёх возможных: віконце (с ударением на о) неминуемо заканчивается в иконке или конце. Поясное изображение? Образ навеял то самое слово «окони», вот оно и есть, когда князь Полоцкий Вещий: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу. Тъй клюками подпръся окони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружiемъ злата стола Кiевскаго...» и так далее. Именно что «окони», сказать проще - принял веру в Богородицу (на западе культ Марии). Мы сейчас просто знакомимся со словами на скорую руку, так получилось, что четыре подряд в предложении это много, это на страницы выяснений...
КЛЮКИ. Третье здесь слово - клюками - совершенно однозначно объясняет пьянство и второстепенно клюку (кривую палку у старухи), в третьих - сплетни, слухи, кривотолки. Вмести три образа -
| Помогли сайту Праздники |