1 февраля 1884 года родился Евгений Замятин (1884 – 1937).
Евгений Иванович Замятин, инженер-кораблестроитель, – автор проблемных повестей и рассказов, публицист и критик 10-х – 20-х годов ХХ века, знаток классической и современной ему литературы, новатор в области литературного стиля, автор знаменитого романа «Мы», оказавшего влияние на развитие не только русской, но и зарубежной прозы (традиции Замятина продолжили О. Хаксли и Д. Оруэлл).
Жизненный и творческий путь Замятина – путь человека неординарного, смелого, решительного, прозорливого, наделённого острым умом и чувством собственного достоинства, путь честного российского интеллигента, далеко не равнодушного к судьбам своей родины и своего народа, путь человека культуры, носителя культуры, путь талантливого писателя-новатора, просветителя и творца.
Имя писателя Евгения Замятина стало известно читателю в начале ХХ века, когда в печати появились его первые повести и рассказы. Самые известные из его произведений той поры - повести "Уездное" (1911, о нравах русской провинции), "На куличках" (1914, о быте военного гарнизона на Дальнем Востоке (тираж повести был конфискован цензорами за «обличение офицерства», а сам Замятин был привлечён к суду и сослан в Кемь)), "Островитяне" (1917, сатира на английский быт (эта повесть написана во время командировки в Англию для участия в строительстве российских ледоколов)). После возвращения в Россию в сентябре 1917 года Замятин создал целую серию рассказов, сказок, повестей: «Север» (1918), «Землемер» (1918), «Ловец человеков» (1918), «Дракон» (1918), «Сподручница грешных» (1918), «Иваны» (1918), «Огненное А».
В продолжение первых лет после Октябрьской революции 1917 года Замятин печатал публицистические статьи в российской прессе (иногда – под псевдонимом «Мих. Платонов»). В своих статьях он не обходил стороной такие моменты деятельности большевиков, как цензура, отмена смертной казни в России и другие события, критиковал политику большевистского правительства. Это стало основанием для его политического преследования властями. В марте 1919 года он был арестован. Вопрос о его высылке дважды обсуждался на Политбюро, но в ту пору он был отпущен «без последствий».
Замятин играл большую роль в тогдашнем литературном процессе. В петроградском Доме Искусств он организовал класс художественной прозы, а затем создал Литературную студию и сам читал лекции по истории литературы. Из его слушателей вскоре выделилась группа молодых одарённых писателей, назвавших себя «Серапионовы братья» (Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Елизавета Полонская).
В 1921 году рукопись романа Замятина «Мы», написанного в 1920-м году, была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина, с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, как известно, передало копию рукописи в США для перевода и издания на английском языке. В России советская цензура усмотрела в романе скрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения.
В 1922 году имя Замятина по формальным причинам (публикация рассказа «Арапы» в «Петербургском сборнике») было включено в списки на высылку из Советской России, а 17 августа он был арестован. С резолюцией «высылка отсрочена до особого распоряжения» Замятин провёл почти месяц в тюрьме ГПУ, однако, благодаря стараниям друзей (в частности, Юрия и Елены Анненковых), приговор был отменён.
Роман «Мы» был издан на английском языке в 1925 году в Нью-Йорке, а затем последовали зарубежные издания романа на чешском (1927) и французском (1929) языках. Эти переводы заметно повлияли и на европейскую литературную жизнь, и на судьбу самого Замятина.
В 1929 году советским издательством «Федерация» был приостановлен на четвёртом томе выпуск собрания сочинений писателя. Последовала жёсткая критика и травля писателя. В 1929 году Замятин заявил о выходе из тогдашнего Союза писателей, а в июне 1931 года написал письмо И. В. Сталину, прося разрешить ему выезд за границу. Вот цитаты из этого письма:
«Мое имя Вам, вероятно, известно. Для меня, как для писателя, именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся, травли.
Я ни в какой мере не хочу изображать из себя оскорбленную невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой. В частности, я никогда не скрывал своего отношения к литературному раболепству, прислуживанию и перекрашиванию: я считал – и продолжаю считать – что это одинаково унижает как писателя, так и революцию. Если я действительно преступник и заслуживаю кары, то все же, думаю, не такой тяжкой, как литературная смерть, и потому я прошу заменить этот приговор высылкой из пределов СССР – с правом для моей жены сопровождать меня. Если же я не преступник, я прошу разрешить мне вместе с женой, временно, хотя бы на один год, выехать за границу – с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова».
Благодаря ходатайству М. Горького, он получил положительный ответ.
В ноябре 1931 года Замятин уехал — сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебрался в Париж. Вернуться ему было не суждено: он умер в Париже 10 марта 1937 года, в возрасте всего лишь 53 лет.
Ныне среди самых заметных «возвращённых» произведений литературы ХХ века – роман Замятина «Мы».
Он многим уже не кажется актуальным, занимая в представлениях современного читателя место романа «о революции». Между тем, это, скорее, роман о взаимоотношениях государства и человека; а поэтика романа странным образом предвосхищает художественные достижения литературы постмодернизма. И с этой точки зрения Замятин актуален и интересен сегодня…
