Произведение «1.7. Столица – это, оказывается, Москва»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Темы: историянародромандетствоМоскваРоссия - разАлександр ЗарецкийТологдаХрущев
Сборник: 1. Россия, раз! Россия, два! Россия, три!.. Роман
Автор:
Баллы: 51
Читатели: 2629 +1
Дата:
«1.7. Столица – это, оказывается, Москва» выбрано прозой недели
21.03.2016
«Москва 1953-ий»
Предисловие:
Из романа «Россия, раз! Россия, два! Россия, три!..»
Он вынес веру из огня
Хроники Туголесья
Жты тологда лырыт рыхыцы
Берестяная грамота

1.7. Столица – это, оказывается, Москва


Столица – это, оказывается, Москва


Аскольд принял святое Крещение с именем Николай
Летопись

  – Это – Тологда, твоя родина, – весело сказал отец, голос его не по-офицерски дрогнул.
  – Родина твоя – Москва, а здесь ты появился на свет, – проскрипела букой мама. – Дитя Туголесья от Касьянова года, – добавила со смешком, но по-маминому нежно, словно жалея. Она сейчас была из разных слов – и колючих, и ласковых.
  Колька Кромов не помнил, где рождался, нет у него пока родины: «В края, что все называли «Россией», они приехали из Москвы, в Москву – из Далика, где их с мамой в тюрьму забрали, какая ж это родина? Да и Далик этот – так далеко, что там даже виден «го-ри-зонт».
  Москва началась с тревог. На вокзале у Кольки появилась бабушка, первая в его жизни. Не старая, но такая, которая хочет быть молодой.
  – У нас – нехорошо, Нета – в тюрьме, Петрова тоже взяли, – запричитала она. – Привяжут к Лаврентию, расстреляют. А Орлов…, – бабушка всхлипнула.
  Колька понял, что обещанная машина-карета за ними не придёт.
  «Орлов погиб, о нём забыли», – решили между собой родители, помнил Колька. Он знал, что Лаврентий – тот самый Берия, который вышел из доверия, с ним и воевал папа. И он, Колька, во время боя у Лукоморья вместе со всеми штурмовал крепость на оскаленных скалах.
  – Ты вновь замужем за генералом Мохортовым, – съязвила мама.
  – Я его не предавала, ты знаешь.
  – Что Петров – любовник твой и Неты, и, невзначай, мой отец, я тоже знаю, – ударила словами мама.
  – Ты, Ната, стала командиршей, – не смолчала бабушка.
  Мама не ответила, но видно было, что она зла и на бабушку, и на Нету, ей не жаль взятого, ясно, что в тюрьму, Петрова.
  «Нета – старшая мамина сестра, его тётя, – кумекал Колька,– а Петров, получается, его дед?».
  В доме, в глубине Москвы, оказался ещё один дед – почти неживой человек в генеральском мундире.
  «Его твой папа спас, когда тот был совсем мёртвым», – объяснили Кольке.
  Человек-дед жил в кресле, которое ездило по просторной квартире, моргал с пустого лица едкими глазами. Увидев гостей, подкатился к столику, что-то нацарапал на листе бумаги.
  – Рад видеть, пить, – прочла вслух мама. Генерал часто заморгал.
  – Ах, «выпьем!», – догадалась мама, прочтя внимательнее.
  – Третий раз с ним такое, – обрадовалась косорото бабушка. – Когда умер Иосиф, как Лаврентия убили, и теперь.
  Отец с матерью переглянулись.
  – Он радио понимает, – пояснила бабушка.
  Что дед-человек – вполне живой, Колька углядел ночью, когда шёл по нужде. Кресло подъехало к столу, рука твёрдо взяла бутылку, наполнила чарку, ловко поднесла её ко рту.
  «Дурит всех человек-дед!», – восхитился Колька, чувствуя, что есть в этих бабушках-дедушках что-то стыдное, скрытное, опасное.
   …Когда поезд перевалил Урал, по вагону пошли разговоры о том, что до столицы осталось…
  Столица эта оказалась Москвой-городом, огромным, как Сибирь. Раз сибирский, то – большой. Старшина, который папу охраняет, – сибирский великан.
  «Здесь живет вьючный народ, всё тащит на себе, людей – толполомство, – придумал Колька. – Московский – хороший, вкусный, – считалось в Далике, – и верно, мороженое в Москве – это да!».
  Из генеральской квартиры они уехали в страну-Юг, а второй раз – в Тологду – настоящую Россию. Колька не успел разобраться, что происходит в Москве-столице.
  «Ради мороженого рождаться в Москве не стоит», – решил он. – Лучше уж на юге, между живым морем и жаркими горами».
  Но там был «кон-фуз». Они ловили крабов и извозюкались. В пляжном душе, как мама стянула купальник, так вокруг них – пустота, смотрят с испугом. Мама психанула, выскочила из душевой, «раззява, ёная», – громко ругнулась по-тюремному.
  Колька сообразил, что всё из-за чёртиков у неё – на попе и спереди, где волосы почти отросли. У многих женщин в тюремной бане в Далике такие были.
  «Взрослые тёти картинок испугались», – недоумевал.
  Когда же вечером они прогулялись вчетвером по «тер-рен-ку-ру», тропа такая, где взрослые правильно ходить учатся, а папа – под ручку с мамой и при полковничьих погонах, да с охранником, все вовсе струсили.
  …Усадьба в Тологде похожа, первым этажом на тюрьму, где их с мамой держали, а вторым, который с «фин-ти-флюш-ка-ми», – на санаторий. Егор – бородатый дед-тологодский дразнил «Аскольдом».
  «Я Коля, я сколок, я осколок», – приставал, подражая воронёнку. Эта птица села утром на подоконник и сказала: «Я – Яша». Воронёнок летал только с этажа на этаж и говорил два слова. Всё равно – сказка.
  А на верхнем этаже обитал при воронёнке Платон-художник, по званию – прадед, стоявший, как бы, за дедом Егором. И была в Тологде бабушка, вторая по счёту, «двою-родная».
  «Мудрость моя», – обращался к ней Егор. «София – премудрость Божия», – объяснили Кольке, но бабушка своё имя не любила.
  – Цесаревич вылитый, – охнула Софья, увидев внука в матросском костюмчике, и… заплакала.
  Колька не знал, кто такой «це-са-ре-вич», слёз не понял.
  На берегу реки стоял против леших, что водились в лесу, замок, сложенный, по-настоящему, из камней. В усадьбе обитал кот, не говорящий, но учёный. С ним Колька ходил на речку. Кот, то шёл, то убегал. Колька смастерил ошейник. Кот спрятался.
  – Русский народ не дорос до выгуливания кошек, – веселился дед Егор, – а кот – русского норова.
  Мелкие рыбёшки были Кольке по силам, коту хватало, но мечталось поймать рыбу-голавля.
  – Нет ни голавля, ни сига, ни жереха, – огорчился дед, – изменили географию, природа слаба стала.
  – Дожди, когда рядом – река и лес, мешают жить интересно, – пожаловался отцу Колька.
  – Вот придёт зима суровая, – пошутил-пригрозил тот.
  Пошутил, а Колька испугался.
  – Зима в Тологде – тоскливая, – дрогнула голосом мама, а Колька испугался ещё раз.
  Печки в доме были красивые.
  – Изразцы или кафли, – объяснил отец.
  Колька путал и говорил: «капли». Он гладил их, чувствуя, что зимовать им с мамой в Тологде, и надеялся на печи, на то, что с изразцами они – теплее. «Зима!», – в третий раз испугался он сам по себе.
  Колька впервые попал в Россию. Люди почти все – в штатском, многие – в обносках.
  «Страна Муравия», – с ухмылкой говорил дед Егор.
  Усмешка была непонятна. «Муравьиные края и есть страна Муравия», – считал Колька.
  Как и думалось, зимовать им с мамой пришлось в Тологде. Но сперва был поход через Туголесье. Потопали все, кроме, конечно, деда-пра.
  «Это особая страна, – понял Колька. – В России, хоть кто-то живёт, а здесь – пустота человечья».
  Места всё – чёрные, чавкающие. Колька, когда его не несли или не передавали по цепочке с рук на руки, шёл сам. Отцу и Старшине дорога была нипочём. Софья постанывала, дед покряхтывал. Мама «вальсиро-вала», как сама говорила, то есть: «ба-лан-си-ро-ва-ла». Власовец, приехавший ради похода из Венецка, цедил «командирские» слова.
  – Рана беспокоит, Ор? – посочувствовала Софья.
  «Чудное имя?», – недоумевал Колька. И слово «власовец» он понимал, как ругательное, как фриц-фашист, только ещё хуже.
  Но Власовцу были рады, особенно Софья, спросившая первым делом: «Привёз?».
  Это были: тонкие свечки, что в доме, когда света нет, не годятся; фляга с маслом не для стола, а «лам-пад-ным»; что-то, пахучее.
  – Ор, ты мой, – ахнула Софья, – ладан!
  Это: «Ор, ты мой», получилось, почти как «Бог, ты мой». Софья, если такое вырывалось, крестилась и говорила: «Всуе». Колька часто это «всуе» слышал, запомнил про «грех». Про «ладан» спрашивать не стал.
  – Откуда? – спросила за него Софья.
  – У староверов конфисковал.
  Софья глянула с упрёком.
  – Они себя обеспечат, – оправдался Власовец.
  – Староверы-то, конечно, – согласилась Софья.
  Колька испугался сразу двух слов: «староверы» и «конфисковал».
  В походе он узнал про Власовца. В маму бандит стрелял, а тот закрыл её собой. Не стань на пути той пули Власовец, его бы, Кольки, на свете не было.
  – Миновали-таки самую едому, лесную страшную глушь, – просипел дед-борода утром на привале.
  – Вот и Андреева гора, – махнул рукой отец.
  – Ырцын-гора, она, – раздался голос из дерева.
  Колька дёрнулся: «Наконец-то лешие!».
  Пошли-то на охоту, но тут обнаружилось, что в чехлах у всех военных мужчин – не ружья, а автоматы.
  – Мирной, что ли, озёрный? – крикнул отец, повёл стволом.
  – Мирной, не мирной, а Кромовых нам завещано не обижать, – ответило другое дерево. – Что ни год крестили нас нещадно, пороли щедро, но властям не отдавали.
  – Давно то было, – вступил в беседу дед-борода.
  – Давно ль, недавно, а помним.
  – Вы девками нашими не брезговали, – донёсся визгливый голосок, – глядь, новый мо́лодец подрастает.
  Мама цапнула Кольку за руку. Отец расхохотался, но перекинул автомат так, чтоб та, ненароком, не выхватила.
  …Колька еще в усадьбе подслушал. «Николку возьмём непременно, Старец хочет «бла-го-сло-вить» правнука», – настаивали в лад Софья с Егором.
  Новый дед, дед-старец, тоже «пра», жил внутри горы с настоящим подземным ходом, который вёл в глубины старины, в «печеры-кельи».
  – Я ведаю о тебе, я молюсь о тебе, Николай, – молвил наедине. – Малый совсем, а вижу, дьявол к нему присматривается, – погрустил, когда рядом стояли папа и мама. – Чтоб нас, Кромовых, извести, нужна сила поболее человеческой, да и не всякий «са-та-на» решится, – успокоил.
  Колька не был уверен, что понял старца-деда, но ему всё же открыли «та-ин-ство», а оно – серьёзнее, чем военная тайна.
  Власовец в подземелье не спустился, охранять надо было. Попивал пронесённую сквозь дебри водку.
  К весне Кольке стало казаться, что и нет страны-Полежая, не его это родина.
  Следующим летом в поход по Туголесью, вернувшись с «пустячной», как сами говорили, войны, отправились отец и Старшина. Остальные ухаживали за дедом-художником, который встанет с кровати, порисует и... спать. Воротились с Туголесья походники, все поднялись на второй этаж. Дед-пра молча попрощался и умер.
  Набежали люди с портфелями. Художника хоронила вся Тологда, из Венецка приехали. Обозвали почему-то «крае-ведом».
  Дома Кромовы, а Старшина и Власовец, считай, тоже из них, расположились за накрытым столом и молчали. Это называлось «поминки».
  – Со Старцем простились, – перекрестилась Софья, – помянем Платона.
  Стали много пить-есть, шумно говорить, что тоже – «поминки». Мама сидела весёлая, не было в ней железа. И как-то по-другому смотрела на Старшину.
  «Дед-художник умер, а дед-старец – вознёсся», – осознал Колька, погрустив и порадовавшись со всеми.
  «Раз должна быть у человека родина, то Тологда-Россия сгодилась бы, – решил он, – если б не пустынная зима».
  – У тебя сейчас главное – удивление, – нахальничал Егор-дед.
  «Так и жизнь, пока маленький, такая перекатная, – понимал Колька. – Через дебри с лешими – в подземелье со старцами и таинствами. Загонят в школу, не разгуляешься. Лучше уж вновь: то – тюрьма, то – война».
***


названиеТологда
Послесловие:
Предыдущие главы:

Мой первый бой у Лукоморья
Сухопарая «кобылка» Ната
Во время смут - жизнь без судьбы, как в муравейнике
Следующая глава: Битва под Секешфехерваром

Все совпадения с реальными событиями, с существовавшими и существующими ныне людьми в романе «Россия, раз! Россия, два! Россия, три!..» являются случайными. Герои книги не несут ответственности - ни за творившееся в стране, ни за её настоящее и будущее.

Текст по изданиям 2005 года. Интернет-вариант.
Текст защищён авторскими правами
© Александр Зарецкий «Россия, раз, Россия, два, Россия, три!..». М., 2005 г.
© Рукописи из сундука. № 3. М., 2005 г.

УДК 378.4(470-25).096:070(091)
ББК 74.58(2-2 Москва)+76.01(2-2 Москва)
Р 85
ISBN 5-98405-020-X

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      01:13 04.06.2016 (1)
Комментарий удален
     01:16 04.06.2016
Моё слово. Возможно.
     15:52 26.03.2016 (2)
1
Мы не могли обезвредить даже караваны на ишаках. Я не владею военным искусством. Но знаю об этом из первых уст.

А Вы знаете, что наши же, резали наших за то, что те отказывались воевать? Нет, в самом деле, резали ночью, переодевшись в одежду духов, и оставляя в живых пару человек, которых потом переводили к вновь прибывшим, чтоб они рассказывали оным о бесчинствах и подлости "духов" в надежде вызвать всплеск патриотизма и ненависти, должные, по идее, поднять боевой дух?  И это тоже из первых уст!!!
И ещё, клеймим-таки геноцид, фашизм, забывая мирные кишлаки, которые сравняли с землёй танками из-за того, что один придурок из пары сотен жителей того кишлака выстрелил в одного из наших.

А ведь всё просто. Жить хотелось ребятишкам...
     16:25 26.03.2016 (1)
2
Афган - это самая непонятная из всех советских войн. И абсолютно бессмысленная. До того Британия об Афган зубы сломала. А уж недавно влезли Штаты и с тем же результатом.
О перевороте в Афгане, когда к власти пришёл Тараки, ТАСС сообщил раньше всех западных агентств.
Такое было впервые в истории.
     16:39 26.03.2016 (1)
1
Всё закономерно, пуштуны не менее, если не более свободолюбивы, чем русские... а достать их ещё трудней в силу ландшафтных особенностей их родины...

Курды тоже из той породы.(имхо) Думаю, если удастся помочь им обрести независимость, то (друг в беде - друг навеки) хороший союзник на Б.В. нам обеспечен.
     16:54 26.03.2016 (1)
2
Да. Курды - это проблема для всего Ближнего Востока. Иранцы, вроде бы, своих смогли придушить.
А в Ираке у них, в сущности, почти государство.  
Кстати, считается, что крестоносцев смогли одолеть именно курды.
СССР их подкармливал щедро.
     17:35 26.03.2016 (1)
1
Полагаю, наши верхи прочухали что-то, не зря же заговорили о возможной федерализации Сирии, да и бабла, похоже, не пожалеют для субъектов "сирийской федерации", а оно и правильно будет, только наша житуха от этого вряд ли лучше станет, разве что, через энное количество лет...
     17:42 26.03.2016 (1)
2
На Ближнем Востоке много несостоявшихся государств. Там же всё шло произвольно. Распадался Халифат. Европейцы захватывали колонии. И эти административные территории становились независимыми странами. А бесспорных границ в мире вообще нет.
     18:24 26.03.2016 (1)
1
Точно, нет! Да и как им стать бесспорными, если древние греки из македонского войска, и по сейчас живут на Анзобском перевале в таджикистане, я уж молчу про негров и китайцев, которых в америке уже больше чем выходцев из европы...
     18:38 26.03.2016 (1)
2
Негры считают себя американцами. Это ж эксперимент по созданию нации из двух рас.
Меня рассмешил портье в отеле в Нью-Йорке. Выдавая ключи, он предупредил, что поздно вечером надо входить на другой станции метро. Чуть дальше, но это белый район. Здесь негров нет. Сам портье был чернокожим.
     23:10 26.03.2016 (1)
2
Дык, знает кошка, чьё мясо... Погодите, они скоро что-то вроде ККК организуют, против белых пойдут и геноцид устроят, вроде резни армян турками...
     23:44 26.03.2016 (1)
2
Черный расизм - это вполне серьёзно. Но всё же большинство хотят быть белыми, точнее жить как белые. Если уж президентом выбрали...
     00:01 27.03.2016 (1)
2
Надо просто им идею про "всё отобрать и поделить" подкинуть по-умному, и негритянский нацизм  америке обеспечен А если серьёзно, то я наслышан о Гарлеме ночью... особенно для белых.
     00:06 27.03.2016 (1)
2
Но население постепенно и перемешивается. Кстати, гены белых сильнее генов чёрных.
Но на это нужны века.
В Париже, кстати, полно чернокожих полицейских.
     00:41 27.03.2016 (1)
1
Да и пусть смешаются, это Ротшильдам и иже сними на руку, уж они-то своё еврейство вряд ли с чёрными смешают, зато раса рабов как раз под "золотой миллиард" оформится, а способы управлять массами без усилий уже нарабатываются...
     08:59 27.03.2016 (1)
1
Ну, у Ротшильдов, пожалуй, самые сильные гены в мире.
     13:20 27.03.2016 (1)
1
Однако, полагаю, они скорее с врагами Рокфеллерами генетический альянс создадут, нежели с чёрными.
     13:31 27.03.2016 (1)
Так простой люд мешает гены неорганизованно.
Кто-то из знаменитых французских писателей имел негритянскую кровь. Но третье или четвёртое поколение. И это уже не отражалось на облике.
     13:49 27.03.2016 (1)
1
Да и Пушкин А.С. мало похож на негроида... но тут играет роль частота добавления исходных генов, т.е. пока количеством берём, а вот если F1 и F2 гибриды(мулаты) начнут брать в партнёры представителей чёрной группы, да ещё и регулярно, то совсем не исключено, что ген признака расы перекочует в доминантные аллели и амеры массово почернеют. В общем, вилами по воде...
     13:52 27.03.2016 (1)
Но американцы прикинули, что у двух мулатов дети ещё светлее.
Впрочем, после того, как Африка перестала стоить социализм, нам это не угрожает.
     14:24 27.03.2016 (1)
1
Нам нет. У нас и монголоиды почти выродились, только изредка промелькнёт скуластое лицо с характерным разрезом глаз... а ведь они нас лет 400 имели.
Новая эпоха Возрождения в России начнётся, когда льды растают, а растают скоро, возможно, что даже мы с Вами это увидим...
Когда, лет 10 назад прочёл статью, где японцы сильно опасались потепления и утверждали, что через 25 лет снег на территории Москвы станет редкостью... сомневался я... теперь сомнений всё меньше, и такой прогноз уже не выглядит фантастикой... Порог пройден, теперь процесс пошёл по экспоненте, последнее 10-летие: + 0,4гр.С , последние 5 месяцев: + 0,7гр.С... что дальше?
     14:33 27.03.2016 (1)
1
Но нынешний март в Москве был вполне зимним месяцем. И это стойкая тенденция.
     14:54 27.03.2016 (1)
1
Смещение сезонов идёт повсеместно и это тоже стойкая тенденция, так же, как и глобальная смена климата в плюс. Думаю, всё будет зависеть от скорости процесса, то бишь, кривизны самой экспоненты, опасность в том, что с лета прошлого года процесс стал необратимым, ибо кроме углекислоты, постоянно увеличивается и кол-во метана в атмосфере, и неясно, чем вообще всё это закончится.
     15:10 27.03.2016 (1)
1
Будут войны не за территории и нефть, а за кислород.
     21:22 27.03.2016 (1)
Не думаю, скоро природные углеводороды иссякнут, окислять станет нечего и за пару столетий, после перехода на возобновляемые источники энергии, 2% - 3% снижение содержания кислорода восстановится ибо в тропиках(а более 80% оставшейся после таяния льдов территорий будут тропиками)очень быстро идет превращение углекислоты в кислород + углеводороды твёрдого типа, да и технологии его промышленного производства не особо затратны, если содержание в исходной смеси газов более 1/10.
     21:26 27.03.2016 (1)
1
Посмотрим. Если доживём.
     21:37 27.03.2016 (1)
Мы с Вами, до тропиков,скорее нет, а вот до субтропиков - вполне!
Я в этом году виноградник закладывать буду, пока кустов на 20 - 30, так что годков через 4 - 5, надеюсь, приглашу на молодое вино.
     22:07 27.03.2016
Была такая политическая партия в 90-е "Субтропическая Россия". Они даже  в выборах раз участвовали.
     16:07 26.03.2016 (1)
Но у меня тут войны-то пока настоящей нет.
Это где-то между Берией и Венгрией.
     16:18 26.03.2016 (1)
1
Саш, просто Мирослава достала, ну я и психанул...
     16:29 26.03.2016
3
Она может. У неё клавиатура без костей.
     01:21 25.12.2015 (1)
Страна Московия в стране Россия. Ответственность не несет, но рыба гниет с головы.
     17:09 25.12.2015 (1)
У меня ж Москва лишь проездом.
Когда будут препарировать, то выяснится, откуда гниль пошла.
     04:51 26.12.2015 (1)
Ну да банька помогает скорейшему вызреванию нарыва.
     05:54 26.12.2015 (3)
Вы прочли заголовок и пытаетесь на этой основе строить некую философию.
А у меня глава-то про малюсенький городок.
Конечно, если всё, что сейчас есть в столице, мне бы досталось в молодости. я б разгулялся.
Конечно, Париж комфортабельнее. Вашингтон скучен. Нью-Йорк тяжеловат. И, кстати, вне Манхеттена похож на Москву.
     06:07 26.12.2015 (1)
Художник в провинциальном городе - Вы кому-то пожелали голодной смерти?
     06:24 26.12.2015 (5)
В советское время в каждом провинциальном городе был свой известный художник. Он живописал его пейзажи и историю. И жил не так уж плохо. А в крупных городах воспевали созидательный труд. И жили очень хорошо.
     10:34 26.12.2015 (1)
Кто дал команду ''Действовать так, чтобы потом трава не росла? ''
     19:26 26.12.2015 (1)
Я не понял: о чем это?
     19:44 26.12.2015 (1)
А у нас это можно хоть к чему применить. Хоть к 90 -ым, хоть к ГРЭС, хоть к Целине. Хоть к Колыме. ..
     19:57 26.12.2015 (1)
Хоть к 90 -ым

Мне не совсем понятны эти проклятья 90-ым. По-другому быть не могло. Рухнула огромная страна с перемешенным населением. С примитивной и нереформируемой экономикой. Но все же без 90-ых не было бы и относительного благополучия нулевых. Ибо смогли всё же перестроить экономику и она заработала.  
Что будет сейчас, я не знаю. И никто не знает.
     20:09 26.12.2015 (1)
Мы создали видимость работающей экономике. Держалась это видимость на нефтяном дожде. А теперь!!! Давление, Санкции, Импорто замещение.
     20:15 26.12.2015 (2)
Экономика, действительно начала работать. Собирали и вполне приличные автомобили. Правда, из западных деталей. Но есть и политика, и жажда власти.  И даже афронт в Хохляндии их не остановил.
     20:38 26.12.2015
1
Хохляндия - ох, уже хохляндия... Извините. Спасибо за интересную беседу. Я вторые сутки на ногах. В ванну и спать.
     20:22 26.12.2015 (1)
Все это чушь собачья, извините. Мы практически сдали рынки! Спецтехника, Горнодобывающая промышленность ( нефте, газо)  , и оборудования медицинского, но последнего у нас и не было как такого. Меня от рекламы Алмак... Короче психи уже берут.
     20:55 26.12.2015 (1)
Работала та экономика, которая была конкурентоспособна. В условиях рынка вся наша медтехника - это мусор. Как и многое другое. Ибо бытовая и прочая техника всегда шла довеском к блюмингу. Я ж назвал производство, вернее сборку автомобилей. Заработала пищевая промышленность. На западном оборудовании, но и на нашем сырье.  
Что было сдавать. Автомобиль "Москвич"?  Что было сдавать - миллионы одинаковых пиджаков из неведомой ткани.
Советская промышленность работала на план, а не на товар.
Это легко вопить: "Сдали, сдали". Научились бы делать сами, не пришлось бы сдавать. Впрочем, особо и сдавать было нечего.
А этот огромный ВПК, что висел гирей.
Дороги, чёрт побери, хоть в Москве стали без ям. Да и вылетные трассы, конечно. не хайвэй, но всё же.
Я раз, стоя в очереди к кассе супермаркета в  Вашингтоне, обратил внимание, что тележка у меня не отличается набором продуктов от московской тележки аналогичного магазина. Даже испытал некотрую гордось за страну.
А то на туалетах экономили.
     21:09 26.12.2015 (1)
Я имею в виду погрузо -разгрузочную технику, тяжелую ( бульдозеры, тягачи и т д)  , буровые, насосные станции и т д
     21:19 26.12.2015 (1)
Так и это всё хотя бы частично покупается. Международное разделение труда - великая вещь.
И вообще деловому человеку происхождение товара безразлично. Цена и качество.
     21:34 26.12.2015 (1)
Ну если с ценой хоть как то, хоть где-то, то с качеством... Я не видела не одного запроса с требованиям к материалам продукции...
     21:37 26.12.2015 (1)
Если не работает, то какие запросы.
Вы же не купите дырявый зонтик.
     21:44 26.12.2015 (1)
Боюсь как бы не дошло до этого.
     22:00 26.12.2015
Будем штопать.
     10:32 26.12.2015 (2)
В Советское время было бесплатное образование. Да и вообще на Колыму ссылали по указке Сталина. А по чьей указке стреляли друг в друга в 90 -ые? И по чьей вине закапали заживо миллионы тех кто проживал, проживает за пределами России? По чьей указке уничтожили все то лучшее, что было создано при СССР?
     18:31 26.12.2015 (1)
В 90-ые я при этой стрельбе присутствовал.  И до сих пор не пойму, сколько выпил генерал Макашов, чтобы не понять, что телецентр ему не отдадут.  Посему могу добавить, что, даже захватив телецентр, он мог бы залезть с мегафоном на крышу и орать оттуда. И больше ничего.
Посему он по-идиотски подставил безоружных людей под пули. Он не мог не знать, что здание набито спецназом. И из кабинетов, выключив свет и став за шторы, было все хорошо видно.  А вещание мы быстро возобновили. Совсем из другого места. Я, правда, так и не понял, чего ради вслед Останкину замолчало Ямское поле. Там не было ни охраны, ни штурмующей толпы.
     19:22 26.12.2015 (1)
Мне было только 20 . Мы жили в общаге,  комендант которой каждый день напоминал нам о том, что мы не легалы. И наша временная регистрация не действительна.
     19:25 26.12.2015 (1)
Это в Москве?
     19:40 26.12.2015 (1)
ТГПИ - Томский Педагогический.
     19:45 26.12.2015 (1)
Всё логично. А был шанс, когда при спокойном разводе можно было и границы утрясти, и гарантировать права переселенцев.
Но однажды утром меня будит жена: "Вставай быстрей. Государственный переворот".
И процесс стал неуправляем.
     19:54 26.12.2015 (1)
1
И сразу как по команде появились армянские обувные цеха, корейские торгоши арбузами, грузины которые тащили в свои публичные дома и чеченцы которые отвечали за порядок на базаре и кабардино болгары которые крышывали торговлю лесом. Какая же все мерзость и гадость.
     20:19 26.12.2015 (1)
Так нэп же.
Всегда в переломное время наверх выносит мусор.
Бандитов 90-ых всё же пересажали. Сейчас они уже на свободе, но на уровень преступности это не повлияло. Пришли другие. Более организованные.
     20:30 26.12.2015 (1)
И с арифметикой у них совсем не лады! Что сейчас выгодние продавать за доллары или покупать?!
     20:59 26.12.2015 (1)
1
Форма оплаты согласовывается с партнёром. А простому человеку было выгоднее покупать доллары. Не запретят же их совсем. Хотя потуги начинаются.
     21:13 26.12.2015 (2)
1
А производить на территориях РФ?! За населения в личных целях - тут вопрос...
     21:33 26.12.2015 (1)
1
Чтобы что-то производить на продажу надо платить налоги. И ещё много чего нужно.
     21:38 26.12.2015 (1)
В особенности мозги, мужские руки, соответствующие помещения. Но все равно будет выгоднее.
     21:43 26.12.2015
1
Нужна ещё и квалификация работника.
     21:17 26.12.2015 (2)
1
А у нас нельзя торговать за доллары и иные деньги. Только за рубли.  
С зарубежными партнёрами можно выбирать.
     08:58 27.12.2015
То есть выступают в числе учредителей на равне с соответствующими... Госкорпорациями, министерствами. -
     08:24 27.12.2015 (1)
Не нужно не кому ничего продавать. Кто добывает, тот и производит оборудование, тот и содержит ВУЗЫ.
     14:19 27.12.2015 (1)
-1
Такое было, но очень давно. В каменный век.
     15:32 27.12.2015 (1)
Такое это какое? Что не было торговли? Так наверное поэтому находки по технологиям лет на десять вперед. А вот чтобы ВУЗЫ, ИКБ, от производителя зависели!!!  Такого не было.
     15:41 27.12.2015 (1)
Можно, конечно, развивать чистую науку. На это есть университеты.
Но конструкторское бюро должно работать на конкретное производство. Лучше несколько конкурирующих бюро.
     15:52 27.12.2015 (1)
Конкуренция это чистая липа! Которая выходит боком. Нет наверное люди труд в нашей стране начнут уважать когда нас останется миллионов шестьдесят, России и этого много.
     15:57 27.12.2015 (1)
Кому боком, кому нет. Наши автозаводы конкуренции не выдержали. Но машины на дорогах стали лучше. А поскольку заводы должны работать на потребителя, а не на отчёт начальнику, то всё справедливо.
     16:08 27.12.2015 (1)
Конкуренция - цена. Что полетело к черту в первую очередь?! Техника безопасности на производстве, экология,  здравоохранение в том виде в каком должно быть. Зарплаты нуль шишь десятых - вывод? Если не придем к Выше написанному, то на заводах будут работать Китайцы,  на заводах в России. К этому и идем.
     16:32 27.12.2015 (1)
Они уже работают.
Про зарплаты сейчас смешно говорить. Пока работает курс доллара.
За 25 лет в стране не появились профсоюзы.  Есть какие-то типы на трибунах. Вот и всё.
     16:43 27.12.2015 (1)
Они?  Профсоюзы - не смешите меня. Я писала в профсоюзную организацию Атомной энергетики. От ответа и не знала не то рыдать,  не то смеяться.
     16:48 27.12.2015 (1)
А я чё написал
За 25 лет в стране не появились профсоюзы.
     16:53 27.12.2015 (1)
А я чё ответила! Ответ прислали!!! Но какой!!! И если честно, то... Финансовая зависимость таких организаций от предприятий контролируемых это же даже не анекдот..
     17:08 27.12.2015
Рыба гниет с головы. Допускаю! Пенсионный фонд плюс профсоюзы. Ну такого тоже НЕТ. А у кого это мысль была...
     15:02 26.12.2015 (1)
Границы нарисовал пьяный Сталин. Он же придумал и великое переселение народов. Он считал, что построил страну на века, а она рухнула без единого выстрела.
     15:09 26.12.2015 (1)
А вот я склоняюсь к тому, что страну построил Брежнев, но не поняла почему не забрал Крым. ''Великое переселение народов '' - а как было накормить страну без Целины? В то время до вахтового метода было ой ой! Как не близко. С нашей-то авиацией...
     15:17 26.12.2015 (2)
У вас совсем худо дела обстоят с историей. Целина - это хрущёвская идея. И целинники сейчас подданные Казахстана.
Брежнев строил так много, что этот недострой рухнул под собственной тяжестью.
Вы для смеха прокатитесь сейчас по стройке века - БАМу.
     15:42 26.12.2015
А вот за ''недострой'' полностью Согласна. А ЕЩЁ соглашусь за ''погоня за дешевизной''.
     15:23 26.12.2015 (1)
Это у Вас пробел. От общей идеи Целины,  Хрущевский вклад только нелепые поселки. Их потом так и называли в народе ''Хрущевские ''. Хотя они мало чем отличаются от подмосковных поселков. По плану построек по крайней мере.
     18:11 26.12.2015 (1)
Идея-то была здравая. Но сейчас целинники подданные другого государства.
     18:18 26.12.2015 (1)
В Казахстане две здравых идеи! Это Байконур и Семепалатинск,  и то не доведены до конца. Мое мнение.
     18:49 26.12.2015 (1)
Мы строим космопорт Восточный. А Байконур - это собственность Казахстана. Как и Семипалатинск. И они за него компенсации требуют. Республику придумал пьяный Коба в 36-ом, кажись.
     19:07 26.12.2015
Мир, Дружба, Жвачка из Сибири - так говорили у нас в Казахстане. Легко быть хорошим вторым, при умном первым - так говорю я. Так вот он был просто отличным вторым. Китай, Монголия, Индия - везде нужна спутниковая связь.
     08:24 26.12.2015 (2)
Выскочки они есть выскочки. Вот и до скакались. До полного...
     17:16 26.12.2015
Назовите хоть одного невыскочку, правившего после 17-го года.
Проблема в другом. Регулярной сменяемости власти.
     17:16 26.12.2015 (1)
1
Назовите хоть одного невыскочку, правившего после 17-го года.
Проблема в другом. Регулярной сменяемости власти.
     17:36 26.12.2015 (1)
Проблема в том,  что у нас не Президент, а Царь. И дело не в преемственности власти, а совсем наоборот. У нас все в куче. Экономика, политики, а главное полная зависимость от других.
     17:37 26.12.2015 (1)
Экономику практически невозможно отделить от политики.
     17:46 26.12.2015
От политики прежде всего нельзя отделять историю и культуру, а мы умудрились...
     08:16 26.12.2015 (1)
Нет России и никогда уже не будет. Год 1990 это пожалуй год окончания эпохи.
     17:18 26.12.2015
Да.... не совсем так. Шанс был до 19 августа 91-го. Но группа людей неправильно опохмелилась.
     08:07 26.12.2015
В Советские времена за образование не платили, были ВУЗЫ при заводах. У художников был оклад, а в хороших провинциальных городах ЕЩЁ и приработок. А теперь полон наш ''Тверской Арбат '' картин и т д
     06:05 26.12.2015 (1)
От слов ''экономические санкции и программа импорта замещение'' у здравомыслящих людей истерика.
     06:16 26.12.2015 (1)
Я про это не писал. у меня действие происходит через несколько лет после войны.
Импортозамещение - это обычная советская демагогия. А санкции бьют не столько по шмотью и жратве, а по основам экономики. Это намного серьёзнее. И бьют по финансам.
     06:21 26.12.2015 (1)
А я вот такую параллель провела. После войны строили все вместе. А в девяностые по трупам своих пошли. Теперь опять. И так до бесконечности.
     14:56 26.12.2015 (1)
В моей среде по трупам не ходили. Но сама жизнь доказывала несостоятельность иных авторитетов и поднимала наверх совершенно новых людей. Хотя большинство так и оставалось продуктом советской эпохи.
Сейчас совершенно иная ситуация.
     15:11 26.12.2015 (1)
Простите,  Вы юрист? Если НЕТ, то думаю СМИ не для Вас. Вы историк? Если нет то публицистика каким боком?
     18:38 26.12.2015 (1)
Я всю жизнь работал с новостями. И на радио, и на ТВ.
     19:11 26.12.2015 (1)
Я жила в Южном Казахстане. Это что касается героина. Увы. Я не верю информационным агентствам. Это как случай, что я воспринимаю информацию от них.
     19:28 26.12.2015 (1)
Мы использовали любую информацию.
     19:35 26.12.2015
Да и трактует ее тоже каждый по своему. И получается эффект сломанного телефона.
     06:03 26.12.2015 (2)
Беда  столичных жителей - не до оценивать провинциалов. Если бы мне досталось в молодости,.. Вам в молодости досталась Халява!!! А теперь эта халява лезет боком со всех сторон и для всей страны.
     14:50 26.12.2015 (1)
1
На всякий случай недооценивать
Так это слово пишется.
     15:25 26.12.2015 (1)
Да Вы правы, надо было поставить кавычки. Не суди, да не судимый будешь.
     15:56 26.12.2015 (1)
1
Просто "недооценивать" пишется в одно слово, а не в три.
     16:01 26.12.2015 (1)
Просто люди не вещи, чтобы их оценивали по себестоимости. А услуги/ работы их вообще оценить очень трудно. Все весьма относительно.
     16:13 26.12.2015 (1)
Люди не рождаются равными. Равны они могут быть лишь перед законом. Но и это лишь в идеале.
     16:20 26.12.2015 (1)
Люди равны перед своей совестью!!! При том что каждый перед своей. С этого и начинается Родина.
     17:08 26.12.2015 (1)
Совесть сдувается ветром реальности.
     17:42 26.12.2015 (1)
А это зависит от Вас! Либо она сдувается, либо Вы начинаете говорить себе ''А что я рыжий что ли? ''. Либо Вы остаетесь самим собой и живете прежде всего в мире с самим собой. А следовательно с Вами начинают соглашаться.
     17:46 26.12.2015 (1)
Это не жизненно.
     17:50 26.12.2015 (1)
А если по другому то крышка... Рано или поздно крышка и Вы потащите за собой всех кто Вам близок, дорог. Хотя как правило у людей без принципов и совести таких людей не бывает.
     18:03 26.12.2015 (1)
Конечно, не бывает. Просто эти понятия трактуются весьма вольно.
     18:12 26.12.2015
Просто человеческие ценности для них - непостижимое,  недостижимое искусство. Поэтому кем бы и где они не работали. Все равно вылезет, вопрос лишь времени.
     06:06 26.12.2015 (1)
Я родился на Дальнем Востоке.
Жил и за кордоном, и в провинциальных городах.
     06:11 26.12.2015 (1)
1
Вы сами нарвались... А уехали оттуда за счет того что продавали рыбу за валюту, а свалили все на не своевременную разгрузку.
     06:29 26.12.2015 (2)
Вы начинаете сочинять мою биографию. Это пустяк. Но на основе своих фантазий что-то строите.
     08:12 26.12.2015 (1)
И кто во время родился.
     15:08 26.12.2015 (1)
В школе я учился в Германии. А заканчивал её в Поволжье. В 90-ом я жил в Москве и даже что-то орал толпе с трибун митингов.
     15:30 26.12.2015 (1)
''Гласность,  демократия, перестройка''!!! Вместо ''Оборона страны, наука, образование,  медицина.''
     15:53 26.12.2015 (1)
Исторический ликбез. СССР распался при отсутствии внешней интервенции и даже угрозы вторжения. Он распался, ибо был слеплен Кобой по негодным лекалам.
А слова не являются созидательной и материальной силой.
     15:58 26.12.2015 (1)
Вы так и не поняли главного!!! Когда народ устраивает жизнь, лекало пофигу. Ну приходит выскочка который начинает хаять или хвалить, не важно.. Цель - войти в историю.
     16:09 26.12.2015 (1)
1
Так прогнать надо. Вместе с его историей.
     16:15 26.12.2015 (1)
1
Вот уж точнее и не скажешь ''С его историей ''. Прогнать вопрос открыт.
     17:10 26.12.2015 (1)
Иногда удавалось. Но получалось ещё хуже. Нужен просто срок, И ни секундой дольше.
     17:40 26.12.2015 (1)
Я бы не сказала, что у Брежнева получилось плохо. Легко быть хорошим вторым, при сильном и умном первым. Но если первый дурак... То второй, третий, пятый не сильно спасут ситуацию.
     17:43 26.12.2015 (1)
1
Брежневщина  - это акме социализма. Но и распад начался уже при нём. И распад начался в  мозгах кремлёвских старцев. Так нажраться, что бы сунуться в Афган?
В результате вместо возможной трансформации пошла катастрофа.
     17:52 26.12.2015 (1)
Но если бы не сунулись, то рассвет терроризма пришелся как раз на 90 -ые. Но это мое мнение.
     17:57 26.12.2015 (1)
Это официальное мнение тех, кто несёт ответственность за эту глупость. Они именно так себя и оправдывают. Но всё построено на "если бы...".
     18:01 26.12.2015 (1)
Мы не могли обезвредить даже караваны на ишаках. Я не владею военным искусством. Но знаю об этом из первых уст.
     18:15 26.12.2015 (1)
1
И много к нам пёрло караванов на ишаках. И что они у нас в Туркмении взрывали? Это сказки для детей.
Просто группа товарищей крепко выпила. И решила двинуть вперёд мировую революцию. Ибо экономика упорно буксовала.
Афган и стал первым реальным шагом к развалу СССР.
     18:28 26.12.2015 (1)
А они взрывали молодежь! Героином. И не только в Туркмении. Даже пожалуй так в республиках средней Азии они не торговали. Менталитет.
     18:43 26.12.2015 (1)
И героина стало меньше? Наоборот.
Пока растут мак и конопля, будут и наркоманы.
Хотя наши начальнички успешно воюют со снотворным.
Я же сказал, что про наркотики придумали совсем недавно те, кто всё это организовывал. А тогда это был победный шаг мировой революции в нетрезвых головах кремлёвских старцев.
     19:16 26.12.2015 (1)
При СССР в Чу была работа. И жили они не плохо. Думаю, что сейчас все далеко не так гладко. В Казахстане при СССР за пакет насвая ( или носвая) могли впаять пять лет. А наши доблестные колбиты сутками гоняли на мотоциклах типа Урал по маковым полям.
     19:20 26.12.2015 (1)
Но это ж мы про Казахстан. Его северная часть - это Южная Сибирь.
Но местные баи получили и её. Мудрая национальная политика партии и правительства.
     19:31 26.12.2015
По вопросу территориальных споров это к Жириновскому. А так две воинских части базирующихся в Казахстане не вылезали из Таджикистана и Туркмении. Согласна наши в степях,  не то, что Сибирские, но хотя бы вертолетов было достаточно.
     08:10 26.12.2015
Так все делали, кто имел к этому доступ.
Гость      05:20 21.02.2015 (1)
Комментарий удален
     11:14 21.02.2015 (1)
1
Конечно, стилизация. Но и случайная удача. Это "стилизация" под, скорее всего, стилизацию.
Когда появился интернет, я не поленился и пропустил через него все свои названия, фамилии, неологизмы и так далее. Проверил, естественно, и слово "Тологда". Придумал его просто, от "Вологды". Оно встретилось лишь раз в совершенно непонятном тексте, написанном русскими современными буквами. Но это представлялось всё же членораздельной и осмысленной речью. Имелась некая грамматика. Текст был без конца и начала. Без каких-либо комментариев.
И на его основе я и создал несколько предложений. И новых "слов".
"Жты" - наречие, "тологда" - существительное, "лырыт" - глагол, "рыхыцы" - просто так. Перевода на русский нет.
"Ы" - это сам придумал. Для загадочности.
     12:03 21.02.2015 (1)
1
Ну, про тологду - ежу понятно.)))
Жты - я думала, "Жити" - жить.
Лырыт вообще не поддается.
рыхыцы - русичи.

Моя трактовка, а?
     12:22 21.02.2015 (1)
2
Нет. Я просто складывал слова из букв. Без всякого смысла.
Слово "русичи" тогда было вообще не в ходу. Это было слово, которое раз проскочило в "Слове о полку Игореве". Возможно, кто-то из лепивших исторические книги его и употреблял. Но это не было ни культурной, ни политической проблемой.
Но членораздельный образец у меня всё же был. Я это потом понял. Но он явно имелся в подсознании.
"...откуда пошла земля Русская"
И по аналогии: "откуда Тологда пошла..."
Посему и получилось удачно. Поскольку аналогия всплывает и в чужих подсознаниях.
И в итоге получилось, что я ненароком перевёл первые слова летописи на тарабарский или искусственный язык. Не оригинальны мы. Всё уже было.
     12:39 21.02.2015 (1)
2
У вас нехилые познания в, скажем, некоторых сферах русской жизни. А вы там всё в комментах скромничаете))).
     13:16 21.02.2015 (1)
1
Я ж, в основном, в России и существовал. Вернее, в СССР, а уж потом... в постсоветчине.
     13:30 21.02.2015 (1)
2
Пишите еще.  
     14:23 21.02.2015
1
Спасибо. Может, надумаю.
Реклама