Предисловие: Клоны ходят по планете.
Так называется очередной роман английского писателя японского происхождения Кадзуо Исигуро. Фантастический роман производит фантастическое впечатление.
И в связи с этим в первую очередь на память приходят слова одного из булгаковских персонажей : "Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно? Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого".
В романе Исигуро речь идет не о Спинозах, а об обыкновенных клонах, более того, о клонах, которых делают из отбросов общества - наркоманов, проституток, преступников, то есть из тех, кого обществу не жалко терять.
Овечка Долли волнует людей и по сегодняшний день. Ведь если Спинозу может родить любая здоровая баба, то для нездоровых людей можно сотворить клона, взять у него органы и подсадить к больному человеку.
Такова мысль Исигуро.
Он описывет так называемую донорскую школу в одном из местечек Англии- Хейлшеме. Там растут и формируются клоны. Одновременно их вводят в курс, каково их предназначение - быть донорами , помощниками доноров, готовиться к "выемкам", их которых самое большое число - четыре , а потом, как правило, клон умирает. Смерть клона между собой они именуют словом "завершение". И их предупреждают с 12 лет, что у них никогда не будет детей.
Проблема однако в другом.
Писатель предлагает нам задуматься о том, а каково же живется самим клонам до завершения? Кто они, бездушные человекоподобные роботы или самостоятельные мыслящие и чувствующие существа?
Те, кто занимается разведением клонов, проводят эксперимент. Они предлагают клонам выразить себя в творчестве. И с ужасом и горечью убеждаются, что это - обычные люди. Потому что в их рисунках, стихах и скульптурах есть то, что мы называем слово " душа".
К.Исигуро очень скрупулезно описывает взаимоотношения клонов между собой, между ними и их опекунами- воспитателями и их отношение к внешнему миру. Они влюбляются, дружат, ссорятся и мирятся, анализируют свои и чужие поступки и мысли. Все это происходит совершенно одинаково с обычными людьми.
В то же время есть детали, указывающие и на их отличие. Например, отношение к сексу, как к чему-то весьма обыденному и необходимому. Здесь происходят даже какие-то сбои программы, в том смысле, что иногда они готовы спать с первым попавшимся, даже с дворником, чтобы удовлетворить стихийно возникнувшее желание.
Еще одной особенностью клонов является тайная мечта найти свое" возможное я". То есть того, с кого они были клонированы. И не из отбросов общества, а обычного нормального человека. Увидев женщину в кафе, одна из клонов, Рут, воображает, что это ее возможное я и пытается выяснить. так ли это на самом деле.
Среди клонов ходит устойчивый слух о том, что если двое влюбленных докажут, что у них любовь "настоящая", они получат отсрочку от донорства на три -четыре года.
Когда двое главных героев, Кэти и Том, убеждаются, что это лишь легенда, их настигает настоящая, человеческая, депрессия.
В романе Исигуро описано фантастическое время, когда человечество с помощью клонов победило многие болезни, в том числе рак.
Писатель заставляет нас задуматься о том, какой страшной ценой могут достигнуть люди такого прогресса. То есть жизни одних отданы во имя жизней других людей.
Открытия - это феноменально. Но не является ли создание клонирования таким же открытием, как и создание термояда?
А что же с " не отпускай меня"? В реальности это обычная песенка 1956 года в исполнении Джуди Бриджуотер.
"Что, собственно, в этой песне было такого? К словам, надо сказать, я толком не прислушивалась — просто дожидалась этого места: «Детка, детка, не отпускай меня…» И мне представлялась женщина, которой сказали, что у нее не может быть детей, — а она всю жизнь очень-очень хотела их иметь. Потом случается какое-то чудо, у нее рождается ребенок, и она прижимает этого ребенка к себе, ходит с ним и поет: «Детка, детка, не отпускай меня…» Поет отчасти потому, что очень счастлива, но еще и потому, что очень боится чего-то, что может произойти, — что дитя заболеет или его отнимут у нее. Я и тогда понимала, что это неверное толкование, что оно противоречит другим словам песни. Но для меня это было не важно. Песня была о том, о чем я сказала, и я слушала ее одна снова и снова при первой возможности".
Собственно, добавить к этому уже нечего.
|