Предисловие: Хорош божий свет. Одно только нехорошо – мы..( А. П.Чехов)
Обзор рассказа Вячеслава Пьецуха " Бог в городе"
Пьецух Вячеслав Алексеевич родился в 1946 году. По образованию – учитель истории. Автор двенадцати книг. Живет и работает в Москве.
Произведения этого писателя- удивительный синтез традиции и новации. Соединение псевдореальности и реальности говорит, прежде всего, о его приверженности к постмодернизму.
Постмодернисты поставили под сомнение традиционные представления о законах общественного бытия, о человеке. В этом смысле, несомненно, показательным является известное читающей публике высказывание Пьецуха: « Человеком быть неприлично в конце ХХ столетия». Абсурд, парадокс – такова нормативная эстетика постмодернистов.
Однако поклонники Пьецуха не могут не заметить, что зачастую этот писатель словно балансирует на стыке постмодернизма и реализма. Абсурдное, изломанное переплетается в его творчестве с привычным, узнаваемым. Так происходит и в повести автора « Бог в городе», впервые опубликованной в журнале « Новый мир « в 2001 году.
Традиционной, классической, является в повести ее тема – тема русского человека, России. И в этом смысле узнаваемо в повести все, и в первую очередь ее герои, которые рассуждают о бессмертии души в пять часов утра, прихлебывая при этом водочку из заварного чайника. Привычен быт жителей одного из русских городов. Узнаваемы сами эти города, некрасивые, одинаковые, как телеграфные столбы, словно русский человек « с похмелья обустраивался или с намерением куда-то вскоре откочевать».
Действие в повести происходит в наши дни, и потому так узнаваем и привычен быт русского человека: невыплата нищенской зарплаты, постоянные отключения воды и света, коммунальные неплатежи. Так же привычно бесплодное обсуждение этих фактов людьми. И как знакомы читателю эти люди.
Маня Холодкова, одна воспитывающая двоих детей и содержащая парализованную мать, которую, в свою очередь, как сила какая-то божественная поднимает с постели, когда Маню бросает очередной муж. Маня работает сразу на трех работах. « Это была страдалица, каких мало даже и на Руси». Больная сахарным диабетом, она работает в котельной Химзавода, потому что там хорошо платят, да еще ночной няней в детском саду, да моет два подъезда в соседнем доме, и при этом она ни на что не жалуется и не считает себя героиней, а терпеливо несет свой жизненный крест.
Три других героя повести – Пыжиков, Витя Расческин и Николай Николаевич Муфель – тоже типичные русские люди. Типичность их состоит прежде всего в том расхождении мечты и действительности, которая наблюдается почти у каждого русского человека. Пыжиков мечтал стать актером – работает дамским мастером в парикмахерской. Витя Расческин хотел быть специалистом в гнойной хирургии, но он пьющий человек, и из-за этого добрался только до должности завхоза в городской больнице. Муфель, инженер – технолог на Химзаводе, « одержимый, умница и чудак», трудится по шестнадцать часов, но только что не голодает, так как ему не дают ходу как ученому.
Интересно то, что автор совсем не жалеет своих персонажей. Более того, они изображены сатирически.
Пыжиков, проснувшись однажды утром, видит в зеркале не свое привычное отражение, а человека, похожего на трамвайного кондуктора, да еще с какой-то дьявольской шишкой на носу.
Расческин, пьющий с пяти утра водку, приходит на собрание жилтоварищества в грязном халате и домашних тапочках.
Муфель, называя всех бездарями, обывателями и «прочей сволотой», способен вырастить в пробирке лишь нового гомункула - колорадского жука, которых и так пруд пруди от Бреста до Колымы.
При этом примечательно то, что автор не противопоставляет себя ни своим героям, ни своей стране в целом. И об этом прежде всего говорят предложения с личными местоимениями . « Везде люди как люди, науками занимаются,производство налаживают, а у нас предпочитают жульничать и вредить..» . « Нам что ни устрой, хоть Третий Рим, хоть диктатуру пролетариата, все – то нам не по нутру, и никуда –то нас ноги не несут, кроме как в пивную по улице Десятилетия Октября. А дело в том, что мы, в сущности, больной народ: сидит в нас какая-то зараза, которая и сбивает страну с общеисторического пути». Таково мнение автора о России и о русском человеке, которого он полунасмешливо, полуласково называет « русачок», что чрезвычайно может напомнить читателю бессмысленно мечущегося очумелого зайца с таким же прозванием по поводу цвета его шкурки.
Идея повести о погрязшем в бессмысленности бытия народе выражена оригинально: фантасмагорически и трагикомически одновременно.
В городе, в пивной, появляется « некто с длинными волосами, босой, в долгополом суконном пальто» и объявляет, что наступил для них последний, Судный день, иначе Конец Света. И действительно. В городе никак не наступает рассвет, который по времени давно уже должен был наступить. Рассвет не наступает до полудня - и все ждут наказания божьего. Что характерно, судный день все персонажи воспринимают как должное, без паники и возмущения. Это означает для писателя, что они осознают всю греховность, несостоятельность и противоестественность своего бытия. Но напрасно Пыжиков, побежавший в пивную за вином для прощального пира, просит прощения у старика за то, что украл из своей парикмахерской не нужные ему ножницы, которых у него и так полным – полно дома. Он решил, что эти ножницы были последней каплей, переполнившей чашу терпения Бога. Бог не прощает их.
Город спасает не просьба Пыжикова. Мир держится на праведниках и страдальцах – таково окончательное заключение автора. Бог откладывает свое наказание, когда узнает о Мане Холодковой. «В окно пивной ударил жемчужный луч.» Русский человек не безнадежен, следовательно? Очевидно, именно так считает автор рассказа.
Таким образом, рассказ В. Пьецуха - это смешение ирреального и реального, история одного города, наделенного булгаковскими персонажами, история, в которой юмор, фантастика, ирония и метафизика соединились для того, чтобы дать нам посмотреть на самих себя еще раз.
|