Произведение «Снова развели мосты»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 5
Оценка редколлегии: 9.2
Оценка рецензентов: 8.5
Баллы: 85
Читатели: 1028 +1
Дата:
«Снова развели мосты» выбрано прозой недели
20.04.2020

Снова развели мосты

Погода не удержалась и перебрала с дождем. Такое часто бывает, когда насаждаемое терпение перестает восприниматься как необходимость. Мои промокшие босоножки, словно тонущий корабль, в этот вечер потеряли всякую надежду на спасение. Я иду… Да, я пока еще иду, не различая заполнивших тротуар остывающих луж и нескончаемых потоков. А вода, спускающаяся со свинцового неба, прибывает и прибывает. Что-то подобное творится и у меня внутри. И это неимоверно тяжело: нести пусть даже и по утоптанной веками мостовой состояние подавленности, беспомощности и ощущение наивысшего драматизма от внезапно обрушившегося «ливня».

Какое же странное это притяжение, когда ты совершенно не можешь, не хочешь и просто не представляешь себя без него – единственного человека. В этот момент ты становишься сильной в одном и в тоже время – слабой в другом. Оно сглаживает многие шероховатости и вместе с тем обостряет тебя до предела. Это своего рода испытание счастьем. Кому-то оно выпадает часто, а кто-то довольствуется единожды. Но каждый мечтает и ждет. Однако с годами мечты и ожидания перерастают в слабеющие надежды и в навязчивое предчувствие, что лучшее, на что ты обречена, к сожалению, осталось за спиной, во вчера. Глупо учиться плавать в ванной либо спать с открытыми глазами. Найти единственного мужчину, который предназначен именно тебе практически невозможно. А стоит ли вообще пытаться, платить жизнью за поиск, который неизвестно чем может закончиться? Гораздо приятнее коллекционировать повседневные победы, растрачиваться на расслабляющие вечеринки, увлекающее общение и на обывательский смысл жизни. Пространство заполняется движением, если ты сам в нем движешься в общепринятом направлении, иначе оно превращается в стену, через которую далеко не каждому удается пройти. Но в любом случае нас постоянно сопровождает выбор, без которого все, от солнца до подземелья, забивало бы наши ставшие серыми глаза таким же серым безразличием. Отдать предпочтение той или иной личности, связав себя определенными обязательствами, – просто. Но совершить это безошибочно – задачка со звездочкой и, к сожалению, без ответа, который обычно печатается на последних страницах учебника. Поиск мужчины своей мечты напоминает выбор одежды в бутике, а по большей части – в сэкондхэнде. Процесс увлекаем, и может продолжаться до бесконечности. Здесь не тот фасон, там не те пуговицы. Это немодно, то чересчур экстравагантно. Либо старит, либо просто не в вашем вкусе. А то и вовсе – не лежит, и все тут. Чем выше планка выбора, тем меньше вероятность, что эта высота окажется взята. Сложно сделать правильный выбор, особенно когда многие жаждут адреналина от всех окружающих и во всем окружающем. Даже когда в супермаркете преодолена мавзолейная очередь к кассе, за одного человека, по сути дела в последний момент, на флажке, несмотря на то, что корзина задыхается от переполнения, ими овладевает безудержное желание купить что-либо еще, начиная от спрайта или мороженного и кончая вырезкой или фаршем. Вот в этот момент и рождаются рекорды на короткие дистанции с препятствиями. Составить компанию таким рекордсменам-адреналинщикам, экстремально обменявшись кольцами, не всем по силам, да и не к чему.

Полчаса назад моя любовь остановилась... Внезапно и бесповоротно. И мне кажется, что эта остановка, как смерть, каким-то невообразимым по мощности взрывом разнесла мою душу, безвозвратно растворив ее над шумящим и не успокаивающимся ночным проспектом. Сегодняшняя ночь для остальных – не исключение: по-прежнему не иссякает поток встречных прохожих. Он временно уменьшается между перекрестками, но тут же восполняется посетителями, покидающими бодрствующие питейные заведения. Не обходится и без пристающих, хлынувших в общую массу пешеходного движения и разбавляющих количество пытающихся отыскать избавление от присутствующего одиночества. Если ты знаешь себя на все 200 процентов, то одному гораздо проще справиться с негативом окружающей действительности. Одно дерево – это еще не роща, но, во всяком случае, уже не пустыня. А я с детства именно этим и занималась: проникала в себя по поводу и без него, чтобы, как необитаемый остров, знать о себе все, но при этом оставаться непознанной для проплывающих мимо кораблей. Вот такая я: в чем-то простая и в тоже время сложная, со своими «нет» и «может быть», тонкая, как волосок, нетерпящая исключения, и в тоже время являющаяся, самым что ни на есть, сногсшибательным и неповторимым исключением из правил. Именно тех правил, норм, принципов и строжайших условностей, живущих в воспоминаниях моих родителей о 80-х, которые в свое время навязывались не пошатнувшимся комсомолом, бытовым этикетом и отсутствием жевачки. Да, я исключение для прошлого, но вряд ли обретшая такую же соизмеримую индивидуальность для настоящего. Моя обыденность лаконичная и не кичащаяся: будильник, наушники, универ, наушники, и опять будильник. А в промежутках – он, подруги, стихи, разочарования и вновь он. Стоп… Самое время идти босиком. А там, впереди, снова развели мосты.

Не бывает рек без воды, как и не бывает любви без учащенного сердцебиения. Но когда теряешь своего единственного, то замирают идеи, надежды, восприятие, улицы, скверы, целые города и годы. Никакие таблетки неспособны заглушить боль, заполнившую не тело, а душу. Но, по крайней мере, я знаю, что это случилось сейчас, а не случится завтра или послезавтра. Хочется исчезнуть, как пропадают звезды по утрам. Безвозвратно зарыться в плед с головой и даже не курить. Простить себя за беспомощность и разбитость. Любой поступок или шаг закономерен и логичен, только его логика не всегда открыто лежит на поверхности. Любовь – это бессмертное человеческое чувство, но для каждого оно преходяще-уходящее, как и костер, который рано или поздно превращается в пепелище. А любимых? Любимых не обижают – их в одночасье подло бросают. Отыграть все назад? Нет, ни за что! Прошлое тем и хорошо, что оно никогда не повторяется до мельчайших подробностей, а лишь так, отдельными штрихами.

Вернулась домой, став на три этажа ближе к небу. А там, теперь позади, завтрашней ночью снова разведут мосты под проливным необязательно питерским дождем. Но это будет чей-то другой дождь. Ведь мы, несмотря на свою индивидуальность, во многом похожи, начиная от внешности, характера, поступков и заканчивая самостоятельно выстроенной судьбой.
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
В литературе, так же, как и в живописи, есть термин, который обозначает художественный приём, пришедший к нам в начале XX века – «Поток сознания». Чаще всего это название связывают с модернистским жанром, поскольку от образцов классической литературы произведения, написанные с помощью вышеупомянутого художественного приёма, далеки. Человеческим  сознанием они воспринимаются как нечто неординарное и сложное.  Я, скорее всего, не ошибусь, если предположу, что многие люди считали и продолжают считать данный приём одним из самых противоречивых литературных жанров, поскольку для того, чтобы понять произведение, написанное в жанре «потока сознания», человеку надо максимально включить свою фантазию и научиться воспринимать героя (или героев) произведения с разных позиций, а это нелегко. Как, скажем, можно воспринять героя одновременно и со стороны, и так, как он воспринимает себя сам? 

Автор миниатюры «Снова развели мосты», выбрал для себя именно этот жанр.  Всё произведение – это непрерывный диалог  главной героини. «Диалог с кем?» – сразу же последует вопрос. Да с самой собой! «А разве такое может быть?» - удивится читатель. Представьте себе – может! Потому что на этом не имеющем конца и края диалоге и построен приём «потока сознания». Причём в таком диалоге соседствуют отрывки воспоминаний, рассуждения, внутренние монологи, фантастические представления, умозаключения, переживания – и всё это невообразимо перемешивается. Будь это музыкальное произведение слушающие назвали бы его «какофонией» (набором звуков). Таким же набором, только не звуков, а слов предстаёт перед читателем внутренний мир ЛГ, который словно противостоит тому, что его окружает. Разговаривая с кем-то невидимым, героиня произведения постепенно выводит на свет свою личную точку восприятия действительности.
 
Начинается произведение с того, что девушка сравнивает свои переживания с дождем, который обрушился на неё не столько с неба, сколько возник где-то внутри. Автор предлагает обратить внимание на то, что данном случае между внешним и внутренним мирами проходит своеобразная связующая нить.  Такое смешение восприятия очень характерно для «потока сознания», где нет границ, где полностью размыто время, а фрагментарность эпизодов кажется словно вырванной из повествования, поэтому граничит с бессвязностью. Но связь между мыслями, возникающими в голове главной героини, всё же есть. Она не прекращает рассуждать о том, что самым главным в этом мире является движение. Пространство ДОЛЖНО быть заполненным движением, считает девушка, но на этом её мысли касательно движения не заканчиваются. Если уж и двигаться – то только в общепринятом направлении. В этих мыслях есть очень большая доля правды: и дело не в том, что человек должен слепо подчиниться воле общества и идти только туда, куда идут все. В данном случае, автор с помощью мыслей своей героини пытается показать правдивость пословицы «Один в поле не воин». То есть если двигаться против толпы, перед тобой возникнет что-то вроде непробиваемой стены, пройти через которую удаётся далеко не всем.

Основную тему своего повествования автор вкладывает во вроде бы сбивчивые мысли героини миниатюры. На самом деле, они, при всей своей разобщенности, проносят через всё произведение то, о чём мечтает каждая девушка или женщина – найти такого мужчину, чтобы он был именно «второй половинкой», а не вещью, которую сравнивают с находящейся в бутике одеждой (тут пуговицы не так пришиты, тут фасон не тот, а это – и подавно полная безвкусица).
И тут же, несмотря на разрозненность и отсутствие причинно-следственной связи, мысли дают чёткую установку: чем выше планка выбора – тем тяжелее эту планку преодолеть. И это несмотря на то, что, по мнению автора, процесс поиска человека, который действительно сможет понять её даже в мелочах, может продолжаться до бесконечности. Впрочем – стоп: до бесконечности ли? ЛГ вновь вступает в противоборство с самой собой: с одной стороны, встретить мужчину своей мечты сложно, для этого нужно время. С другой – сравнивая себя с бегуном на короткой дистанции -  героиня произведения понимает, что если замешкаться – тебя с дистанции просто отодвинут. Тут главное – не растеряться и вовремя принять решение. Чем не проглядывающие сквозь строчки слова известной поговорки: «Куй железо, пока горячо?» То есть упущенное время догнать будет невозможно, и вот тогда мосты уже точно будут разведены. Мосты между ней и тем, кого она ищет в этой жизни.

Отдельно хотелось бы остановиться на том, что прорисовывая работу сознания, которое перемещается из реальности в своеобразное виртуальное пространство,  автор показывает постоянную взаимосвязь между реальным  восприятием мира и фантазиями. С одной стороны, главной героине хочется реализовать свою фантазию и исчезнуть, подобно утренней звезде. С другой – она тотчас пытается проанализировать, будет ли этот шаг закономерным и логичным. Исчезновение, каким бы логичным оно ни казалось, завтра будет уже поступком из прошлого. И хотя автор подчёркивает, что «прошлое,  тем и хорошо, что оно никогда не повторяется до мельчайших подробностей…»  -ЛГ как бы «притормаживает» в своих мыслях, несущихся на бешеной скорости: стОит ли исчезать из этого мира, в котором есть такое чувство, как любовь… А дальше – снова мысли, которые словно играют в догонялки в голове главной героини: с одной стороны, любовь – это бессмертное человеческое чувство. С другой – это что-то вроде костра, который рано или поздно превращается в пепелище. Поиски себя самой и поиски любви продолжаются...

Я отношусь к тем, кто предпочитает читать классическую литературу, поэтому воспринять написанное с первого раза мне показалось сложной задачей. Но это было только сначала.
Жанр «потока сознания» тем и хорош, что, когда к нему привыкаешь, он начинает казаться «своим», и от него уже трудно оторваться. Трудно, потому что перескакивающие друг через друга мысли, создают особую реальность повествования, которая притягивает к себе особым стилем изложения. По крайней мере, мне, как читателю показалось именно так.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=20822





Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 30.12.2020
     07:16 23.03.2023 (1)
Весьма интересные размышления. Спасибо автору! 
     10:57 23.03.2023
И Вам спасибо.
Гость      23:54 22.05.2022 (1)
Комментарий удален
     02:04 23.05.2022
1
По поводу афоризмов - не ко мне, а, например, к Карелу Чапеку.
Гость      22:16 26.07.2021
 
Никакого потока сознания тут нет. Я увидела образованную девушку, с интеллектом, работающую над собой.


Гость      02:48 26.07.2021 (1)
Комментарий удален
     18:20 26.07.2021
Спасибо Вам и за прочтение, и за отзыв.
Гость      04:39 06.11.2020 (1)
Комментарий удален
     10:45 06.11.2020 (1)
1
Огромнейшее Вам спасибо за внимательное прочтение!!!
Гость      11:28 06.11.2020 (1)
Комментарий удален
     20:05 10.11.2020
1
Никогда не поверю, что Вы засмущались от моего предыдущего коммента. Лукавите... вижу-вижу.
     04:05 04.11.2020 (1)
Если ты знаешь себя на все 200 процентов


Больше ста процентов не бывает. 200 процентов, это знания о двух людях...

Не очень понятно за что звезду дали, похоже на Олеговы сетования - наверное душевные терзания заслуживают особого внимания.
     12:21 04.11.2020 (1)
Мне тоже непонятно. А можно было бы размещать где-нибудь такого рода пояснения, и тогда вопросов было бы меньше, а жарких дискуссий больше.
     12:41 04.11.2020 (1)
1
Я работал в редакции и оценивал публикации. Механизм такой, кто-то из редакторов обязан предоставить на суд коллег понравившуюся публикацию, коллеги за неё голосуют, если публикация набирает большинство голосов - проходит на "звезду".
Никто не объясняет за что - понравилась публикация и получила звезду!
А уже в комментариях начинается дискуссия, как правило все в восторге.
А мне тоже одну "звезду" дали, только не за то стихотворение, которое я бы сам выбрал. Но я убедился в том что, либо вкусы не совпадают, либо выбирают наобум. Потому что читать не хочется.
Но я не считаю, что Ваша миниатюра не заслуживает внимания. Не могу сказать, что для меня это она стала откровением - наверное не тот возраст. Но и сказать, что мне в ней что-то не понравилось тоже не могу. Счёл бы её за поиск формы - пробу пера...
Удачи.
     13:00 04.11.2020 (1)
Огромное Вам спасибо...
     13:10 04.11.2020
Не за что
     18:42 04.10.2020 (1)
1
Питер хандры умеет добавить погодой, как, например, в этот момент.
     08:34 05.10.2020
За это на него не в обиде.
     18:04 08.08.2020 (1)
1
Семьи заводим, разводим мосты.
Перетерпеть?.. Не скажи.
Шлёпать по лужам, как делала ты!
Только не боль, а всю жизнь…
Все так похожи, но разные мы.
Иначе бы… не случись…

К небу навстречу считать этажи,
только ты не... откажись
     18:46 08.08.2020 (1)
Многие обладают одновременно и дружбой, и любовью. Счастливые люди! Но когда периодически наступает период потерь, то легче пережить подставу друга, чем предательство любимого человека. Любви без боли не бывает...
     20:24 08.08.2020 (1)
1
Написано столь доходчиво и искренне, что я сразу понял - герой "Л" - счастлив! Любила. Со свой колокольни (не значит что умнее, но долговязее вдвое минимум - по возрасту), скажу, что она - везучая, Ваша барышня. Испытать чувство дано не каждому, а она любила...  А лет через десять-двадцать, окажись на босу ногу на улице, вообще не фонтан. Первые чувства они такие, болючие... если "периодически наступает период потерь", отнестись бы философски к ним, а никак...

     20:47 08.08.2020 (1)
А лет через десять-двадцать, окажись на босу ногу на улице, вообще не фонтан.

Когда любите, то парите. Если плачете, то ручьями. От сильной любви и при потере сильной любви человек не обращает внимание на мелочи, и поэтому идет и пойдет босиком по тротуару, не взирая на возраст.
     21:56 08.08.2020
я имел ввиду что развод и девичья фамилия...после энного срока брачных уз
     19:03 21.07.2020 (1)
Спасибо. Понравилось
     19:17 21.07.2020
Благодарна. Приятно.
     13:10 22.07.2013 (1)
1
до чего же скучное чтиво(
     00:10 23.07.2013 (1)
Спасибо за высказанное мнение.
     00:40 16.04.2020 (1)
-1
Да, Мона.. Никакого тут тебе сталинизьма с путинизмом - о чём читать?? Скукота

А ты уже не взрослый, дядя, ты уже старенькая какашка... подсохшая.
     08:35 23.04.2020
1
Вот  ты  затронул   Мону и я  лишний  раз  убедился  в  твоей  глупости Сева. Ты  лезешь к  взрослым,  а  хвост  телячий и  мордашка  сопливая.
Реклама