Произведение «В окне»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка редколлегии: 8.5
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 76
Читатели: 657 +1
Дата:
«В окне» выбрано прозой недели
26.06.2023

В окне

Без вариантов и уговоров, с пессимистическим либо с революционно-авангардистским выстрелом наступившее утро, пусть оно пасмурное или радостно-улыбчивое, конечно же, помнит все произошедшее вчера от начала и до самого позднего вечера, когда закрываются глаза даже у самых стойких и пообещавших провести бессонную ночь пернатых. Настойчиво, сначала под углом, искоса и плавно бескомпромиссно-деятельное утро заливает любую комнату признаками наступающего очередного дня, и только выглянув из-за приспущенных жалюзи или занавешенных штор либо тюля, позволяется безошибочно понять истинное развитие событий на ближайшее время, причем правдивее, чем об этом не первый час сигналят интернетовские сайты.

Приходить в себя после ночи, как это обычно бывает, особо и не пришлось, потому что меня переполняет такое ощущение, по которому очевидно, что со сном на сей раз, увы, не встретилась, а с отдыхом, к сожалению, разминулась. Почему и за что у любого из нас происходят вот такие вот агрессивные давления на внутреннюю свободу, безусловно, понятно: не подчинилась, не договорилась, не призвала к единению. Напрасно? Характерно? Необдуманно? Эти вопросы теперь не оставят меня в покое долгое время, несмотря на то, каким выдастся утро в каждый из этих долгих дней. Однако, неоспоримо то, что не теряют того, кого не приобрел. Мнимое понимание близости и зримое присутствие наяву вводят в заблуждение, но если голова трещит от вопросов и сомнений, то, это значит, что что-то далеко не так, и в данной ситуации следует держаться на безопасном расстоянии от всего происходящего. Но, к сожалению, это не получается, и вера с надеждой шагают, взявшись за руки, как этому не препятствуй. Смотрит ли он сейчас в окно?... Глупый вопрос. И это не наверно, а точно. Ну как же хочется свободы, равенства и братства в душе, Отчизне, на земле. Нет-нет-нет революцией здесь и не пахнет. Разве нельзя этот лозунг, как и все иное, переложить на приземленный уклад, понятный каждому из нас?...

А утро? Утро незаметно перетекло в день. Пасмурно... Еще немного и сорвется дождь, увлекая за собой мысли под монотонный стук по карнизу. Границы, которые только что казались размытыми, снова приобрели свои яркие и твердые очертания, разделяя нас на два противоположных мира. Вот прямо сейчас голодным «веером» взмыла с Дворцовой. А собственно-то, какая разница, откуда взлетать, ведь смысл же в том, чтобы чувствовать, понимать и стремиться в то место, куда стоит безошибочно приземлиться. Конечно же, карнизы намного интересней крыш, потому что обрыв – это острота, а плато – постоянство.

Нева течет сама себе.
Деревья листья потеряли.
Устали крылья. Что в окне?
А там – интимные детали...
Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
Автор известен тем, что пользуется немного неординарным стилем изложения, который принято называть «Потоком сознания», когда события проносятся перед глазами читателя, и при этом не имеют причинно-следственной связи. Предпочтение отдается принципам зрительных, слуховых, мыслительных ассоциаций. При этом вышеуказанные ассоциации могут переплетаться меж собой, вроде бы не имея логики. Они перескакивают друг через дружку, соединяются и вновь разъединяются – одним словом ведут себя как мысли в голове: неупорядоченно, то и дело переключаясь на что-то стороннее, то следуя по прямой, то возвращаясь к уже обдуманному.

Можно ли стиль данного произведение отнести к потоку сознания? С одной стороны, вроде бы, нет, поскольку сознание – это мысли, а им очень часто присуща скачкообразность. В произведении же этого не наблюдается. Автор прокладывает сюжетную линию прямолинейно, почти не заставляя читателей возвращаться к тому, что уже было сказано. С другой стороны, налицо явная заинтересованность в том, чтобы показать не столько внутреннюю жизнь главного действующего лица, сколько воображаемую нить жизни, которая затрагивает чувства и состоит из предположений и ощущений.

Можно сказать, что данное произведение если не является выражением стиля потока сознания, то стоит очень близко к нему. Это – скорее всего, внутренний монолог, который автор предлагает вниманию читательской аудитории. Повествование ведется от лица птицы, заглянувшей в окно человека, это уже само по себе достаточно необычно. Итак, попробуем разобраться в том, о чем, с точки зрения человека, может думать птица и как она представляет себе наш мир.

Предусмотреть, что будет являть собой наступивший день, и как будут развиваться события – черта чисто человеческая. Причем автор применяет наречие «безошибочно». Как все мы знаем из поговорки, человеку свойственно ошибаться. Получается, что автор достаточно категоричен в своем решении: чем правдивее окажутся итоги попытки отгадать, что человеку готовит наступивший день – тем лучше. Ведь речь идёт не столько о желании угадать каким будет ближайший промежуток времени – сколько о том, чтобы дать ему оценку. Каким оно будет – пессимистичным или авангардистски-настроенным? Это уже во многом зависит от самих людей: каким они его воспримут – таким и будет.

При этом автор применяет прилагательные – "революционно-авангардистский", "радостно-улыбчивый", "бескомпромиссно-деятельный". Три сложных и даже можно сказать, необычных прилагательных на один небольшой абзац – это говорит о неплохой фантазии автора, а так же о желании выразить свои мысли несколько неординарно. Утро, которое может быть бескомпромиссно-деятельным, только подтверждает всю серьёзность намерений: деятельность, как таковая, всё-таки начинается. И шага назад  (компромисса) нет: она всё равно шагнет вперед с нулевой отметки.

Далее автор (опять же от лица существа, которое обладает более низким уровнем сознания, чем человек) оценивает настоящее. В этом настоящем много вопросов, на которые сложно найти ответы. Стиль выдерживается сообразно тому, как течет сейчас наша жизнь: вопросительные предложения следуют одно за другим.

Место для рассуждений в произведении тоже есть: Ну как же хочется свободы, равенства и братства в душе, Отчизне, на земле!  В глаза бросается то, что свободы сначала хочется в душе, а потом уже, если это возможно – во всей Отчизне.  Таким образом, автор ещё раз хочет показать: любому человеку, прежде всего, надо начинать с себя. Если каждый обратится к самому себе и строго спросит себя, чего он хочет в этой жизни, то есть наведет порядок внутри себя, тогда уже можно будет переходить к более глобальным переменам. «Революцией здесь не пахнет», - убежден автор, и в этом с ним нельзя не согласиться. Революцию, прежде всего, надо начинать внутри себя. Перемены должны произойти в собственной душе, и только после этого можно спрашивать (а иногда даже и потребовать) с других. Если человек пассивен  (или позволю себе вернуться к первым строчкам произведения – пессимистичен), на грандиозные свершения его просто не хватит.

… И вот утро позади. Наступает день. Автор интересно подходит к его описанию: вроде бы на улице пасмурно, но очертания границы дня, тем не менее, имеют яркие и твердые. Невеселое настроение словно качается на качелях с позитивом: интересно, кто же всё-таки перевесит? При этом мир будто разделен на две противоположные по значению половины – и это кажется вполне естественным и объяснимым.

Конец произведения – это только законченные мысли автора. Если читатель заинтересовался прочитанным, он так или иначе вернется к нему ещё и ещё, чтобы подумать над тем, в каком мире мы сейчас живем.

Тем временем, птица, которая оставила все свои рассуждения за оконным стеклом, взлетает и устремляется вверх.

«Неважно откуда взлетать, - думает при этом она, - главное – это приземлиться в нужном месте». Будь на её месте человек – он бы сказал: «В нужном месте и в нужный час».

Про час не сказано ничего. Самое главное – это приземлиться  безошибочно. С чего рассказ был начат – тем же он, по сути, и заканчивается.

Возможно, потому, что жизнь, хоть и дает нам послабления и на многое закрывает глаза, серьёзных ошибок всё-таки лучше не делать.

Грамматических ошибок не выявлено.

С точки зрения лексикологии и стилистики, произведение соответствует нормам и стилю изложения. На основании вышеизложенного, произведение заслуживает достаточно высокой оценки.

Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=104849

 



Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 25.12.2022
     22:40 29.06.2023
1
А мне кажется, вам нужно избегать длинных и путанных предложений. Вы ещё слишком молоды для этого!
     19:38 26.06.2023 (1)
1
Красиво, поэтично, раздумчиво интересно и очень ОБРАЗНО. 
Спасибо за приятную встречу с прекрасной поэмой в прозе. Успеха Вам и радости
во всем, всегда!  В Избранное — обязательно.
     19:44 27.06.2023
Благодарна Вам за позитивный и развернутый отзыв, за пожелания и высказанное мнение.
Рада, что это произведение нашло отклик в Вашей душе. Очень приятно.
Гость      21:55 27.12.2022
Удивили! До того здорово, классно. Вы - классная!
     20:14 26.12.2022
"хочется свободы, равенства и братства в душе, Отчизне, на земле", - в данном случае слово "Земля" пишется с большой буквы.
     22:53 23.07.2021 (1)
Хорошо,Марта! Понравилось!
     16:32 24.07.2021 (1)
Спасибо Вам за отзыв.
     20:03 26.12.2022
"Хорошо,Марта!" - пишется с пробелом
     08:03 26.12.2022 (1)
     10:49 26.12.2022
1
     00:03 06.08.2022 (1)
Хмурое утро...
Я точно никогда не привыкну к сумеречным утрам
     00:15 06.08.2022
Своим комментом заставили меня перечитать миниатюру.
Да, утро хмурое... но в хорошем смысле.
Когда есть цель, то хмурость и дождливость - не помехи.
     07:48 29.05.2022 (1)
Марта, ты очень хорошо умеешь передавать свои мысли на бумагу. Читаешь и думаешь вместе с тобой.
     14:12 29.05.2022
Огромное Вам спасибо!!!
Очень приятно такое слышать.
     21:58 29.07.2021 (1)
1
Помню, помню про птичку:))
     21:15 31.07.2021
Да, да. Про нее.
Гость      16:01 30.07.2021 (1)
Комментарий удален
     19:31 30.07.2021
Ваш вариант симпатичен, но эта миниатюра о птице.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама