В литературе, так же, как и в живописи, есть термин, который обозначает художественный приём, пришедший к нам в начале XX века – «Поток сознания». Чаще всего это название связывают с модернистским жанром, поскольку от образцов классической литературы произведения, написанные с помощью вышеупомянутого художественного приёма, далеки. Человеческим сознанием они воспринимаются как нечто неординарное и сложное. Я, скорее всего, не ошибусь, если предположу, что многие люди считали и продолжают считать данный приём одним из самых противоречивых литературных жанров, поскольку для того, чтобы понять произведение, написанное в жанре «потока сознания», человеку надо максимально включить свою фантазию и научиться воспринимать героя (или героев) произведения с разных позиций, а это нелегко. Как, скажем, можно воспринять героя одновременно и со стороны, и так, как он воспринимает себя сам?
Автор миниатюры «Снова развели мосты», выбрал для себя именно этот жанр. Всё произведение – это непрерывный диалог главной героини. «Диалог с кем?» – сразу же последует вопрос. Да с самой собой! «А разве такое может быть?» - удивится читатель. Представьте себе – может! Потому что на этом не имеющем конца и края диалоге и построен приём «потока сознания». Причём в таком диалоге соседствуют отрывки воспоминаний, рассуждения, внутренние монологи, фантастические представления, умозаключения, переживания – и всё это невообразимо перемешивается. Будь это музыкальное произведение слушающие назвали бы его «какофонией» (набором звуков). Таким же набором, только не звуков, а слов предстаёт перед читателем внутренний мир ЛГ, который словно противостоит тому, что его окружает. Разговаривая с кем-то невидимым, героиня произведения постепенно выводит на свет свою личную точку восприятия действительности.
Начинается произведение с того, что девушка сравнивает свои переживания с дождем, который обрушился на неё не столько с неба, сколько возник где-то внутри. Автор предлагает обратить внимание на то, что данном случае между внешним и внутренним мирами проходит своеобразная связующая нить. Такое смешение восприятия очень характерно для «потока сознания», где нет границ, где полностью размыто время, а фрагментарность эпизодов кажется словно вырванной из повествования, поэтому граничит с бессвязностью. Но связь между мыслями, возникающими в голове главной героини, всё же есть. Она не прекращает рассуждать о том, что самым главным в этом мире является движение. Пространство ДОЛЖНО быть заполненным движением, считает девушка, но на этом её мысли касательно движения не заканчиваются. Если уж и двигаться – то только в общепринятом направлении. В этих мыслях есть очень большая доля правды: и дело не в том, что человек должен слепо подчиниться воле общества и идти только туда, куда идут все. В данном случае, автор с помощью мыслей своей героини пытается показать правдивость пословицы «Один в поле не воин». То есть если двигаться против толпы, перед тобой возникнет что-то вроде непробиваемой стены, пройти через которую удаётся далеко не всем.
Основную тему своего повествования автор вкладывает во вроде бы сбивчивые мысли героини миниатюры. На самом деле, они, при всей своей разобщенности, проносят через всё произведение то, о чём мечтает каждая девушка или женщина – найти такого мужчину, чтобы он был именно «второй половинкой», а не вещью, которую сравнивают с находящейся в бутике одеждой (тут пуговицы не так пришиты, тут фасон не тот, а это – и подавно полная безвкусица).
И тут же, несмотря на разрозненность и отсутствие причинно-следственной связи, мысли дают чёткую установку: чем выше планка выбора – тем тяжелее эту планку преодолеть. И это несмотря на то, что, по мнению автора, процесс поиска человека, который действительно сможет понять её даже в мелочах, может продолжаться до бесконечности. Впрочем – стоп: до бесконечности ли? ЛГ вновь вступает в противоборство с самой собой: с одной стороны, встретить мужчину своей мечты сложно, для этого нужно время. С другой – сравнивая себя с бегуном на короткой дистанции - героиня произведения понимает, что если замешкаться – тебя с дистанции просто отодвинут. Тут главное – не растеряться и вовремя принять решение. Чем не проглядывающие сквозь строчки слова известной поговорки: «Куй железо, пока горячо?» То есть упущенное время догнать будет невозможно, и вот тогда мосты уже точно будут разведены. Мосты между ней и тем, кого она ищет в этой жизни.
Отдельно хотелось бы остановиться на том, что прорисовывая работу сознания, которое перемещается из реальности в своеобразное виртуальное пространство, автор показывает постоянную взаимосвязь между реальным восприятием мира и фантазиями. С одной стороны, главной героине хочется реализовать свою фантазию и исчезнуть, подобно утренней звезде. С другой – она тотчас пытается проанализировать, будет ли этот шаг закономерным и логичным. Исчезновение, каким бы логичным оно ни казалось, завтра будет уже поступком из прошлого. И хотя автор подчёркивает, что «прошлое, тем и хорошо, что оно никогда не повторяется до мельчайших подробностей…» -ЛГ как бы «притормаживает» в своих мыслях, несущихся на бешеной скорости: стОит ли исчезать из этого мира, в котором есть такое чувство, как любовь… А дальше – снова мысли, которые словно играют в догонялки в голове главной героини: с одной стороны, любовь – это бессмертное человеческое чувство. С другой – это что-то вроде костра, который рано или поздно превращается в пепелище. Поиски себя самой и поиски любви продолжаются...
Я отношусь к тем, кто предпочитает читать классическую литературу, поэтому воспринять написанное с первого раза мне показалось сложной задачей. Но это было только сначала.
Жанр «потока сознания» тем и хорош, что, когда к нему привыкаешь, он начинает казаться «своим», и от него уже трудно оторваться. Трудно, потому что перескакивающие друг через друга мысли, создают особую реальность повествования, которая притягивает к себе особым стилем изложения. По крайней мере, мне, как читателю показалось именно так.
Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=20822
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Отдельное и огромное Вам спасибо за "поток сознания". Не знала о его существовании.
Не хотелось бы своим стилем изложения оказаться для кого-то наркотиком.
Очень, очень, очень огромные спасибки за искреннюю рецензию.