Произведение «Свобода. Реплика к тексту "Фашизм и либрализм"»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 489 +1
Дата:

Свобода. Реплика к тексту "Фашизм и либрализм"

Понятия, как люди, живут в своих  «домах», то есть в своих системах. Философские понятия живут в философской системе, в ее логике, физичеческие – в системе понятий физики, политические в политике и т.д. И нравственные постулаты «пристраиваются» либо к логике, либо к религии. Гегель построил настоящий «дворец» для философских понятий, Кант – для нравственных постулатов. Неразумным кажется мне – играть понятиями, как футбольным мячом, произвольно перебрасывая их из одних «ворот» в другие. Есть деспотизм, и есть либерализм, как качества, определяющие основное отношение граждан в коллективе, в государстве; они на противоположных полюсах предмета.  Я бы сказал: выражающие две основные тенденции исторического развития.

Ныне деспотизм порождается идеологиями фашизма – биологическая сплоченность сильных персон (один крепко стянутый пучок),  марксизма – классовая сплоченность пролетариата, исламского фундаментализма – сплачивает единая вера (бей неверных).  Нацизм возникает, когда фашизм переносится на национальную почву, здесь в кулак сжимается не всякий коллектив, а «передовая» нация. «Вредных, например, евреев, и слабых, например, цыган, следует убрать с дороги. Марксизм – идеология эксплуатируемых и угнетенных, эксплуатируемые и угнетенные должны бороться, чтобы обрести справедливость. Но для борьбы надо обязательно сплотиться и подавить свободу, которая, естественно, мешает. С дороги следует убрать буржуазию и ее пособников.  Евреев – привлечь как нацию очень сообразительную, но историей обиженную; в Окрябрьскую революции они очень помогали большевикам разорять Россию. Исламизм – идеология непримиримых на религиозной почве: нет Бога выше и справедливее, чем Аллах.

Свобода (либерализм). Какая идеология порождает свободу? Из нацизма, марксизма, исламского фундаментализма ее не следует: их главный нравственный принцип – насилие, переходящее в жестокость. А христианство в его протестантском варианте  может стать идеологией свободы, и в Европе оно стало таковым; впрочем, и католические страны идут в ногу со временем; инквизиция – пройденный этап. И у ислама есть относительно свободное течение, республика Иран отнюдь не деспотическое государство. От деспотии ныне избавились Египет, Ливия… Философия – мощнейший источник идеологии свободы. Англичане, немцы. Да, у Гегеля свобода вырастает из необходимости, но эта свобода надежная, не каприз, не произвол, а продукт духовного развития народа, объективно развивающейся идеи,  разумного государственного строя.. «Всемирная история – прогресс в сознании свободы», – сказал великий философ.  В сознании, – значит, в познании и, разумеется, воплощении ее. Древний Восток – свободен один, Античный мир – свободны некоторые, Христианская эпоха – свободны все. Экономика – хлеб жизни, свобода – ее воздух.

Духовные дети советского деспотизма называют сегодня сторонников свободы «либерастами». Или вот читаю в блоге «Философское кафе»: «Нужно полностью отказаться от невыгодной стратегии называть фашистов фашистами, нужно называть их либералами». Это не просто путаница в голове человека неосведомленного, это намеренное попытка дискредитировать одну из существеннейших тенденций мировой истории. Гегель прав, когда «рисует» движение свободы как поступательное движение, однако, кажется мне, поправку сюда следует внести: за общим планом поступательности можно обнаружить колебания, волны, когда в отдельные периоды истории за грубым насилием следует дикий произвол вместо свободы, а потом снова грубое насилие вместо порядка. Здесь порядок и свобода дискредитируют себя и приводят сознание обывателя в замешательство. Политический хаос в России в конце Первой мировой войны породил большевизм, политический хаос в Веймарской республике породил нацизм, российская перестройка, к счастью, не породила деспотизма, потому что уроки истории наши правители выучили.

Современна Россия – это попытка выпрямить линию движения. Мы уши от советского деспотизма и отошли от хаоса эпохи Ельцина, «накушались» социального зла всласть. А как быть с безумцами, которые ничего не поняли и ничему не научились? Но таковых полно в любую эпоху, революционную и спокойную, будем их терпеть. Сегодня Россия «выпрямляет» линию развития, сосредотачивается, чтобы пройти по бурному океану жизни спокойно, без потрясений.  Воскресенье, 14 июля 2013 года
Реклама
Обсуждение
     12:00 14.07.2013 (1)
Древний Восток – свободен один, Античный мир – свободны некоторые, Христианская эпоха – свободны все.

Здесь, мне кажется, чрезмерное обобщение. Идея греха, становление и расцвет церковной власти, инквизиция в последствии, не очень оно связывается с постулатом "свободны все".
Современна Россия – это попытка выпрямить линию движения.

*Современная
Сегодня Россия «выпрямляет» линию развития, сосредотачивается, чтобы пройти по бурному океану жизни спокойно, без потрясений.

Было бы неплохо. Правда, судить об этом можно будет лет через десять. Посмотрим.
     14:44 14.07.2013
Точнее это звучит так: в Христианскую эпоху знают все, что свободны. Знают, что по природе все свободны, но еще не свободны. Предмет еще не соответствует своему понятию. А на достижения полного соответствия может уйти все историческое время.

Насчет "выпрямления". И здесь, разумеется, нет полного соответствия, а есть лишь стремление. Главное - надо определить направление движения. И идти, и идти. Но жизнь полна неожиданностей. За спиной всех наших мыслей, стремлений и действий стоит еще хитрость мирового разума. Успехов! Спасибо, что зашли.
Реклама