Произведение «О некоторых вопросах современности» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 16
Читатели: 1458 +1
Дата:

О некоторых вопросах современности

«…В основе нравственности лежит стремление не к личному счастью, а к счастью целого: племени, народа, класса, человечества. Это стремление не имеет ничего общего с эгоизмом. Напротив, оно всегда предполагает большую или меньшую степень самопожертвования».

Г.В. Плеханов



      Если весь мир сошел с ума, и уже не хватает слов и действий, которые могли бы остановить его от безумия, остается предложить некий рецепт, на первый взгляд, быть может, нелепый, но, по всей вероятности, спасительный. Речь вот о чем. Когда-то, еще до заката советской эпохи, один собственный корреспондент уважаемой газеты написал, что противостояние Запада и Востока, в смысле их идеологий, подходит к концу, но на смену им грядет противостояние гораздо более неуправляемое и страшное, противостояние двух религий, мусульманской и христианской. Это были восьмидесятые годы. Тогда написанное казалось каким-то интеллектуальным казусом, упражнением корреспондента в словесности, но ни как не пророчеством нашей действительности. Оказалось, что казалось. Это был Иона Дронов. Его напечатали. Еще бы. Собственный корреспондент «Литературной Газеты»! Я помню свое первое впечатление от прочитанного. Леденящее кровь ощущение приближения к осознанию проблемы и, как следствие, паника чувств и мыслей. Как от прочитанного, так и от безразличия окружающих. Впрочем, в то время мало кто был озабочен подобными проблемами. Но статья оказалась пророческой. Прошло более двадцати лет. Мир изменился. Теперь нет стран Варшавского договора. Нет Советского Союза. Даже Болгария – страна, член НАТО. Американцы – в Ираке. И хотя корни американского нашествия находятся в иной плоскости, тем не менее, при известной интерпретации, этому нашествию можно легко придать окраску противостояния религий!

    На чью мельницу льют воду американцы?
    Комментарии средств массовой информации наталкивают на простую мысль о том, что к иракскому ополчению могут присоединиться, или могут быть втянуты в военные действия Иран, Сирия, Иордан и ряд других исламских государств. Такой ход событий выльется в ужасающую мировую драку, и жизнь на планете, во всяком случае, жизнь разумная, окажется перед угрозой исчезновения.
      Спасительный рецепт? Объединение! Не кого-то против кого-то, а объединение мировых религий с целью организации разумной, без войн и вооруженных конфликтов, жизни на планете. Ведь сколько колоссальных задач творческого плана и поистине планетарного масштаба, стоит перед человечеством! Потенциал, растрачиваемый людьми на разрушительные цели, необходимо направить в русло созидания и осознания бесценности жизни не просто человеческой, а жизни вообще, как таковой. И пусть на первый взгляд такой рецепт спасения планеты кажется утопическим, но ведь немало торжествующих ныне идей или не воспринималось современниками никак, или же воспринималось агрессивно, в силу чего этим идеям пришлось пройти через распятия, костры, революции и прочие прелести человеческой глупости.
      Конечно, можно возразить, что теория объединения религий настолько же хороша, насколько и утопична, особенно на фоне не виданной доселе практики международного терроризма. Но нельзя забывать, что за любыми деяниями в обществе стоят определенные группы людей, связанных схожими устремлениями, помыслами, замыслами или умыслами, подводящих под программу своих действий некие философские концепции, коих напридумано предостаточно за историю человечества. Вот эти то самые концепции в руках и умах профессиональных манипуляторов общественным мнением, могут отражать, на первый взгляд, самые что ни на есть гуманные принципы, а на деле противостоять друг другу и иметь в своей основе либо подлинное человеколюбие, либо явное человеконенавистничество. Зло порождает зло. Террору противостоит антитеррор, что тоже есть насилие. Желания и философия одних находятся в остром противоречии желаниям и философии других. Мудрости политиков, представляющих интересы разных групп людей, едва хватает на недопущение глобального конфликта, который, если вдруг все-таки произойдет, отбросит мир ко времени, когда еще не было ни самой философии, ни производных от нее концепций. Тогда к чему войны? К чему, пусть даже локальные, конфликты? Во имя каких благородных целей детские плач и слезы, сиротство и реки, моря крови? Ответы просты и лежат на поверхности – это деньги, власть и обладание недрами планеты. Бедное человечество! Позволять себя дурачить на протяжении десятков веков, не осознавать, что тебя дурачат и продолжать угодливо следовать за своими поводырями, кумирами, коих они сами же сотворили, коим молятся и в угоду кому несут на жертвенную плаху свои жизни и жизни своих детей!
      Уверен, не ошибаюсь, в заповедях всех мировых религий красной нитью проходит учение о всепрощении, смирении и любви к ближнему. Любая религия учит любви, доброте, милосердию, нравственности. Ни одна религия не призывает к войне, насилию или унижению. Так почему ради высшей цели, - спасения человечества, мировым религиям не объединиться? Логическим следствием или же необходимой причиной такого объединения могло бы стать образование единого, планетарного государства, или же союза государств по примеру современной единой Европы. Раз уже делаются существенные шаги в этом направлении, значит, наиболее одаренные умы чувствуют дыхание эпохи и осознают правильность выбранной стратегии.
      Могут возразить, что в основе европейского объединения лежат экономические причины, и соображения материального порядка для человечества вообще и для европейцев в частности гораздо важнее категорий нравственности и морали. Но планка духовности и расцвет культуры народа напрямую связаны с его благосостоянием, а значит, с экономикой. Смена исторических формаций в обществе и завоевательные войны были вызваны теми же причинами, и переход от политеизма к монотеизму объясняется тем же. Но если древние религии, исповедующие многобожие, на известном историческом этапе оказались перед фактом необходимости воцарения единого бога, то религии современные столкнулись с той же проблемой сейчас. То есть, нет многобожия, но есть разные формы поклонения богу, регламентируемые Библией, Талмудом, Кораном и т.д. Таким образом, вероисповедание, долженствующее нести людям благость и укрепление духа, на самом деле, разделяет людей по религиозным признакам и провоцирует международные конфликты. От Понтия Пилата до крестовых походов, от сжигания еретиков на кострах до Варфоломеевской ночи, от еврейских погромов до геноцида армян, от вражды суннитов и шиитов до десятилетиями не стихающего арабо-израильского конфликта, - всюду ужасы и кровь, в том числе и на религиозной почве. Даже в русле одной религии существуют различные направления и толкования, переходящие зачастую по отношению друг к другу в состояние антагонизма. Поэтому, с учетом современных реалий, вопрос объединения религий уже не кажется чем-то утопичным и праздным, а может и должен рассматриваться под углом зрения той степени блага, которое человечество получит в результате его разрешения. Другой вопрос: как это осуществить?
     Тем временем мировой терроризм приобретает национально-религиозную окраску, хотя и рядится в патриотическую тогу и пытается, порой небезуспешно, подвести под себя какую-нибудь подходящую философскую концепцию. Террор прошлого несопоставим по своим масштабам с террором новейшего времени (за исключением, пожалуй, режимов Гитлера и Сталина, но это – другая тема). И Ку-клукс-клан в Америке, и ЭТА в Испании, и ИРА в Ирландии, и масса мусульманских образований на основе такого понятия, как «джихад», - все это звенья одной цепи далекого от совершенства человеческого общежития. И Понтий Пилат в древнем Риме, и Оливер Кромвель в Англии, и Максимилиан Робеспьер во Франции, и Адольф Гитлер в Германии, и Бенитто Муссолини в Италии, и Иосиф Сталин в Советском Союзе и т.д. – вот лишь некоторые крупнейшие представители, с образом которых олицетворяется само понятие терроризма. Но вердикт истории по отношению к этим личностям и их деяниям, к сожалению, мало что меняет. Кровь продолжает литься, погибают массы ни в чем не повинных людей, и очень часто нагнетание религиозной истерии оказывается благодатной почвой для приведения в исполнение террористического замысла.
      Еще более концентрировано терроризм проявляется в периоды назревания революционных ситуаций (патриотическая романтика), революций (диктатура и пр.) и постреволюционной реакции (разгул террора, возведение террора в ранг государственной политики и доведение общества до национальной трагедии). На этих отрезках времени служители культа, как правило, не в почёте, сами культовые воззрения либо подвергаются радикальному пересмотру, либо упраздняются совсем. Не затаившаяся вовремя паства объявляется злейшим врагом прогресса и жесточайшим образом преследуется. И уже сама церковь становится объектом террора. Вообще говоря, в эпоху революций, ни одной из областей человеческой деятельности не удаётся избежать примерки в террористической костюмерной. На этом фоне поэтическое сравнение революций с локомотивами истории представляется чем-то вроде черного юмора забавляющихся на досуге гениальных теоретиков. Вереницы цистерн с людской кровью рассекают историческое пространство вслед за этими веселыми локомотивами, и с помощью этой же крови растворяются очередные и очевидные тупики человеческого прогресса. И или же это – проклятье человеческого рода, или его младенчество и тогда есть какие-то надежды на будущее, или же это непроходимая и окончательная глупость толпы.
      Вот о чём говорил Робеспьер в своём выступлении 5 февраля 1794г. о принципах внутренней политики: «Если движущей силой правительства в период мира должна быть добродетель, то движущей силой народного правительства в революционный период должны быть одновременно добродетель и террор – добродетель, без которой террор пагубен, террор, без которого добродетель бессильна. Террор – это не что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость, она, следовательно, является эманацией добродетели; он не частный принцип, но следствие общего принципа демократии, используемого при наиболее неотложных нуждах отечества».
      Каково? Террор, как эманация добродетели! Для нужд отечества!
      Владимир Молчанов писал в книге «Монтаньяры»: «…смертная казнь, применяемая в массовых масштабах без всякого ясного и точного обоснования её необходимости, возводится в роль решающего средства нравственного воспитания людей». Правильно! Людей надо воспитывать! Смертными казнями, так их, благо способов умерщвления человеческой плоти изобретено на любой вкус предостаточно. Тогда люди станут умными, покладистыми и восприимчивыми к любым революционным тезисам.
      Вот она, обратная сторона так называемого прогресса, вот он – террор над человеческими телами и душами, вот она, станция назначения кровожадного локомотива!
   
    По-видимому, неписанные законы жизни общества в эпоху революционных преобразований в разных странах и

Реклама
Обсуждение
     14:18 27.10.2012 (1)
1
честно говоря, не нашёл верных толкований, среди лёгших в основу написания данного эссе
но наличие мыслей порадовало, как и сопереживание, на внутренний диалог вызвать удалось :)

в статье пара основных мыслей, но я вычленю одну из них, бо, вторая, несколько размыта... да и есть ли...

Зачем призывать к созданию единой религии, если они уже едины - по сути своей?  
В обчестве крайне модно приклеивать эпитеты - религиозный ко всему, что используешь в своих целях, жажда использовать "дармовую" энергию у любителей халявки не пропадала никогда.
У Вас неверное понимание что такое религия, как и движущих сил истории, хотя, во-втором случае,
Вы изредка поминаете коренные причины, но не разглядев найденного следуете далее по привитому Вам видению

Религия - путь одиночки
Да, в общине, церкви, братстве, сангхе и так далее, но одиночки - лишь данный конкретный человек дойдёт до вершины. Да, попутчиков и соратников множество, но решает каждый именно свои проблемы, решение проблем чужих принесёт ему счастье, но религия это путь решения собственных проблем, через обретение истинного видения происходящего и через то прозрение и обретение.
И обретёт всё это именно прозревший, и его прозрение на остальных не повлияет никак, кроме тонких изменений, ведомых лишь ему - прозревшему, но легко игнорирумых нежелающими их - то помощь лишь таким же как он сам
Если ты на этом пути, то все идущие по Пути тебе братья и все едины
Если же ты лишь используешь Их для сугубо своих мелочных идеек, то будешь иметь то, что люди и имеют - боль и страдания

У Вас в саммо начале прозвучала одна грубая ошибка
С одной стороны Вы недоумеваете множеству случаев использования религии в личных целях, против других людей, использованию её в социальном плане, и тут же предлагаете религиям стать локомотивом, движущим социальное общество к вершинам его развития :)
С одной стороны, возмущаться использованию религии в среде общества, и тут же призывать её решать проблемы этого самого общества :)
Но религия, это Путь, путь изменения личности!!! а не общества
Общество изменится лишь тогда, когда подобных личностей станет большинство - лишь тогда!
Но никак не применением методов Пути к обществу :)
     17:24 27.10.2012
Спасибо, Арджуна!
Не я выставил эту свою старую записку в анонс. И думаю, было бы правильней удалить её совсем. Потому, что мера душевных затрат, необходимая для мобилизации защиты собственных взглядов, несоизмерима с вульгарной трансформацией идеи, лежащей на поверхности.
Я с уважением отношусь к Вашим отеческим наставлениям и искренне рад мудрости и твёрдости Вашего видения ситуации.
И думаю, что:
"...На всех и сразу Божье откровенье,
К несчастью, никогда не снизойдет...
На вечное противопоставленье
Историей назначен наш народ…"

Рад Вашему вниманию.
Гость      12:17 27.10.2012 (1)
Комментарий удален
     12:45 27.10.2012 (2)
Спасибо, Лариса!
Публицист из меня, конечно же, никудышный, и тут я трезво оцениваю свои возможности, а с талантливым писателем Вы явно переборщили.  
Рекомендованную Вами литературу обязательно почитаю на досуге, хотя, говоря откровенно, то, что волновало меня в 2004 году, теперь, ввиду невостребованности и явной утопичности идеи, вызывает у меня одну лишь снисходительную усмешку и чувство запоздалого недовольства самим собой.
Однако, что-то мне подсказывает, что эта очевидная, на данный момент времени, своей тупиковостью   идея, тем не менее, буквально витает в воздухе. Витает, вне зависимости от учёных рассуждений высоколобых интеллектуалов.
Рад Вашему вниманию!
     12:51 27.10.2012
Да, витает уже не одно тысячелетие и даже будет реализована в конце времён (надеюсь, я до этого не доживу!). Привет моему любимцу Артёмке! С уважением,  
     12:51 27.10.2012
Кстати, Лариса, приглашаю Вас прочесть моё стихотворение "Пулковские бдения". Там и на эту, в том числе, тему. И там поэт точно одерживает верх над публицистом.  
     10:59 27.10.2012 (1)
Земля напоминает шарик, подрагивающий на всё более раскаляющейся сковородке. И меры по её спасению видятся в одном – во всеобщем объединении.

Прочитала ваше эссе, и в душе осталось ...светлое чувство, не смотря на то, что вместе с вами увидела все глобальные проблеммы человеческого общества и прошла по кровавому пути истории нашего человечества.
Предствила наш шарик на раскалённой сковородке. Многие описаные факты известны, но в вашем эссе всё так "спресовано", остро обозначено, грамотно и логически чётко выверено, позиция автора настолько захвтывает, что немедленно хочется действовать. Но увы, маленькому человеку - песчинке в этом мире не под силу сдвинуть горы. Но, надеюсь, что ваше эссе станет пророчеством, добрым пророчеством об объединении наций и религий в недалёком будущем, которое, наконец, положит конец террору, локальныым войнам, религиознвм противостояниям, уничтожению природы... самой планеты.  
Человечество не настолько глупо, надеюсь, чтобы уничтожить себя.
Чтоб потом гуманоиды с других планет не смогли  занесли в свои хроники
информацию о том, как погибла планета "Земля".

Я не читала раньше это произведение. И поскольку оно мне понравилось, анонсирую, потому что  хочу, чтобы ваше эссе прочло больше читателей.  
     11:05 27.10.2012
Спасибо, Татьяна!
Только и остаётся, что надеяться на человеческое благоразумие. И на природный инстинкт самосохранения.
Хотя то, что происходит в мире, говорит явно о противоположном.
Искренне рад Вашему вниманию!
Реклама