Произведение «Исторические проекты. Ответ Борису Березину» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 730 +1
Дата:

Исторические проекты. Ответ Борису Березину

Уважаемый Борис! Ваша статья замечательна тем, что пробуждает мысль, побуждает мыслить, разбивает равнодушие. О культурах и цивилизациях, национальных идеях написано немало. Попробуем проблему заузить и назовем направления исторического развития Проектами.  Не претендуя на открытие значимых истин, я высказал бы предположения. Сегодня реализуются Западный проект, Исламский, Индийский, Китайский, Японский, Российский… (Наверняка что-то не учел.) У каждого своя изюминка, своя основная характеристика или несколько основных характеристик. Каждый деятельный «хозяин» что-то строит для себя, придумывает свое или  повторяет уже придуманное. В конечном счете, все идет к одному.  

Что есть у индусов? Буддийская терпимость (сиди спокойно, и ты увидишь, как мимо тебя пронесут труп твоего врага) соединилась с западной инициативой, принесенной туда англичанами. Чем все закончится, интересно бы знать. Интересно бы знать также,  как выглядела бы Индия без английского элемента, без влияния английской культуры. Куда направлена сегодня стрела китайского прогресса? Ее направление определяет жажда элиты вырваться из многовековой экономической отсталости (из китайской отсталости). Жажда, которая определяет одновременно негативное стремление китайских политиков – задушить духовное развитие народа: этому способствует оставшийся марксистский элемент идеологии, зараженность вождей марксизмом. Япония. Стремление к корпоративности, трудовая дисциплинированность японцев сегодня сочетается с западной политической свободой, к которой они трудно привыкали (вспомним послевоенные драки в парламенте). Территориальная обделенность и великие амбиции продвинутого народа являются отличной питательной средой для созревания агрессивного чувства. Сегодня их сдерживают прежде всего американцы. Что означает Исламский проект? Строительство  царства, в котором правит Тень Аллаха. Здесь возможности выбора ограничены: послушание должно быть максимальным. Посмотрите, как неистово они молятся! Посмотрите, с какой легкостью юные исламистки идут на смерть! Больше убьешь неверных – у тебя больше шансов войти в рай. Однако элементы западной свободы проникли и через непробиваемую стену абсолютной веры. Иран, например, – свободное  государство. Есть исторические истины, для которых препятствий не существует, когда приходит их время. В свое время Россия сильно опоздала их впустить – и «получила по заслугам».  

Западный проект. Вы написали: «В определенном смысле можно сказать, что всемирная история является историей Запада».  Отчасти это верно. Экспансия, покорение, порабощение. Но существовал и Арабский халифат, он тоже успешно насаждал свою культуру. И миру пока неизвестно, на что способны Индия,  Китай. История еще не заканчивается, до конца еще далеко. Возможно, наступит момент, когда людские ресурсы будут определять ее ход. Но вернемся к Западу. В любом мощном движение имеет место масса линий, множество направлений. И у каждого проекта равнодействующая линия должна быть. Из чего она складывается? Все из тех же  экспансий, покорений, порабощений. А также из кропотливой мирной работы – экономической и культурной. Определить эту равнодействующую непросто, здесь слишком велико влияние субъективной позиции оценщика.

Вот Вам, как и всем «недругам» Запада, показалось, что Западный проект в результате «фантанирующего научно-технического прогресса» пришел к своему концу, о чем якобы свидетельствуют «институализация гомосексуализма, педофилии, зоофилии» и прочих пороков. Я же смотрю на ситуацию иначе: всякая культура, всякая цивилизация, всякий Исторический проект (включая Красный проект), как развивающийся организм, подвержен заболеваниям, кризисам, имеет шанс угаснуть и  снова возродиться. Перейти из понятия в реальность, из состояния в-себе-бытия в состояние для-себя-бытия. Трудности здесь возникли на этапе, когда права и свободы человека и гражданина, каждого отдельного человека и гражданина, законодателями были приняты во внимание.  Произошла на Западе десакрализация духовной жизни? Допускаю. Однако Вы не обратили внимания, что в прошлом веке, как на Западе, так и на Востоке, произошла десакрализация человеческой жизни как таковой: людей убивали, как скот. Что было у нацистов, мы хорошо знаем. А что было у нас? Например, в апреле 1940 года за несколько дней марксистские каратели расстреляли 22 тысячи пленных польских офицеров, расстреляли просто потому, что они им мешали. Людей  сжигали даже живьем. 23 февраля 1944 года в чеченском селении Хайбах по приказу сверху люди Берии сожгли 705 человек – взрослых и детей: они не смогли спуститься с гор для переселения. В чужом глазу соломинку мы видим… Я не могу признать сакральности в духовной жизни любого  народа – немцы это, французы или русские, – который не осудил политических убийц и пытается их оправдать исторической необходимостью, особой ситуацией, великой целью и т.д. Ты плачешь, читая «Страдания молодого Вертера»? Утри свои слезы, лицемер: твой дед служил охранником в Освенциме!

Всемирная история – прогресс в сознании свободы; каждую ступеньку свободы надо освоить и привести в соответствии с разумом. Сегодня испытывают себя политической свободой некоторые арабские страны. Вы все это относите к интригам Запада, думаю что это – не подход историка, это проявление идеологической придавленности марксизмом. Я нахожу неразумным властвование одного и того же политического «клопа» в течение 30, 40, 50 лет. Наступает момент, когда правитель  просто надоедает, становится невыносимым. Здесь и Маркс, пытавшийся навязать миру однотипную власть до конца веков, – сильно ошибался. Его «Каддафи» продержался в России 74 года – и надоел, надоел, надоел. Стал невыносимым. Хотя цари у нас и были разными, но и царизм для России стал невыносимым.

Красный проект. Вы назвали его «тектоническим сдвигом» в истории человечества. Бывают такие сдвиги, как в природе, так в жизни отдельного человека, и, разумеется, в жизни общества, когда развивающееся целое быстро осваивает новое качество, за короткое время поднимается сразу на несколько ступенек. В течение целого ряда лет отец Моцарта принуждал своего сына, Вольфганга, играть на фортепиано по десять часов в сутки. За ошибки бил по пальцам линейкой. Получился гений. Но прожил этот гений всего 36 лет. Думаю, при более разумной организации занятий выдающийся музыкальный феномен и прожил бы дольше и «продукции» выдал бы больше. Здесь речь идет все же о некотором нарушении естественного процесса, не выходящем за пределы разума. Марксистский же вариант общественных преобразований, как быстрое развитие, как скачок, означает для мира не «благо для каждого человека», как Вы пишете, а извращение естественного процесса развития, попытку не усовершенствовать общественную жизнь, но ради быстрого прогресса, ради «тектонического сдвига», влить в нее отраву. Так, с помощью некоторых препаратов агрономы увеличивают плод растения, который, однако, становится несъедобным. Поэтому Россия и «выплюнула» марксизм, и окружающие народы не приняли его.  

Вы, уважаемый Борис, написали: «Осуждать революционеров за жестокость – то же самое, что обвинять хирургов в садизме, которые ведь тоже режут по живому». Здесь я бы сказал вот что: хирург после операции переводит больного в палату для выздоравливающих, революционеры в наше время (Умолчим о Древнем мире и Средних веках) после бурного периода радикальных перемен отдают власть легитимному органу: Черные полковники в Греции, генерал Пиночет в Чили.  Ничего подобного марксистские революционеры не сделали и карали всех несогласных, пока не наступил Судный день. Хочется оправдать своих. Говорит сын:  «Мой папа хороший. Да, перестреляв охрану, он ограбил банк. Но ведь все это он сделал для нас. Мы, его дети, не работаем,  мама наша больна. А на что жить?» Русские марксисты – это тот самый «папа». Перестреляв охрану, они взяли власть и правили, пока не разорили страну. Характеристика для них существует одна: политическая банда. Она грабила и убивала для народа, но, как показала история, бандитизм в политике не проходит: в конечном счете всякая власть должна себя легализовать. Или уйти.

Моральная оценка исторических событий. Саморазвивающаяся идея имеет два аспекта: чисто познавательный и нравственный, имеет интеллект и волю. Познавая, мы напрягаемся, направляем внимание, проявляем волю, «холодное» сочетаем с «теплым». Все, что человек в истории отчуждает, есть продукт двух указанных направлений, теоретически и практически он проявляет себя. Понять и оценить надо все сделанное, произведенное. Все, что давно прошло, – устоялось, твердо положено, твердо поставлено, укоренено, постараемся понять его и не будем по его поводу лить горьких и бесполезных слез.  Однако все, что случилось вчера и происходит сегодня, еще не покинуло наше сердце: мы радуемся и страдаем по поводу случившегося. Чем ближе историческое событие, тем строже наши нравственные претензии к нему. Власть марксистов в России для меня (думаю, и для среднего поколения) – вчерашнее событие, очень близкое. Сегодня мы к ней мы не можем, не имеем права, относиться как к давней истории.

Есть еще два аспекта, которые следует учесть. Первый аспект: для значительной части  любого народа мир – это не субъект, развивающийся во времени, но всего лишь предмет,  лежащий в пространстве. Пространство близко, под носом, а время… Надо еще подумать, что это такое. Поэтому такие политические каратели, как Ленин и Сталин, уже выпали из сознания как субъекты, подлежащие нравственному суду,  и оцениваются лишь как мертвые фигуры.  Они подобны Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Наполеону. Царю Гороху, который царствовал неизвестно когда. Сталин убивал, тиранил? Но на портрете он выглядит красивым и мудрым! И убитые им люди – это уже не реальные существа, а фигурки из компьютерных игр. Второй аспект: иные граждане к  свергнутым политическим преступникам вчерашнего дня относится с симпатией, как к близким людям, которые выражали их мысли, вершили угодные им дела. И не трогали их. Таковы нацисты в Германии (а часто и их дети), не убежавшие сразу после войны в Латинскую Америку, советские коммунисты в сегодняшней России, которых после революции 90-х не только не тронули, но которым позволили осуществлять свою реставраторскую деятельность.

«Кто мы такие и куда мы идем?» – называется Ваша статья. Мы – русские и нерусские, то есть все россияне, – многонациональный народ, многоконфессиональный. Сплотили нас опасности порабощения. В XX веке мы пережили две войны с Японией, войну с Финляндией, две Мировые войны, нашествие марксизма. Мы обескровлены, особенно немцами и марксистами . «Благодетели» уничтожили самую активную часть народа, остальных сделали иждивенцами. Все наши сегодняшние беды – следствие тяжелых физических и душевных травм, полученных в прошлом веке. Мы – европейцы. Петр I и прочие цари хотели стать европейцами, даже такие политические уроды, как марксисты, при всех своих варварских причудах, стремились к этому. Но мы присоединимся к Западному проекту не в

Реклама
Реклама