Произведение «ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЖИВЁМ?» (страница 1 из 16)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Сборник: Основные работы
Автор:
Читатели: 4954 +2
Дата:
Предисловие:
Полную версию книги см. на сайте автора: https://www.shaveko.com/dlya-chego-my-zhivem

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЖИВЁМ?

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЖИВЁМ?


  Содержание:
  Введение
  Глава первая. Что мы имеем?
Основы познания
Границы познания
Смысл познания
Структура знания
Религия
  Глава вторая. Что нам делать?
Деятельность
Счастье
Смерть
Судьба
Цели и смысл жизни
Средства

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ЖИВЁМ?
Введение
Человек — единственное существо, сознающее свою смертность. Этот факт заставляет его искать смысл своего существования, ставит проблему самоопределения. Никому не хочется потратить жизнь впустую, а значит, мы должны понять, для чего живем и чего хотим. Это сложный процесс. Для начала нужно выработать правильные представления об окружающем мире (перепроверив прежние взгляды), а для этого — научиться мыслить осмотрительно и непредубежденно, научиться искать истину. Затем — понять, есть ли у нас высшее предназначение и что нам следует делать, а также определиться с правилами и нормами, которые стоят выше сиюминутных желаний, и которым будем следовать на пути к цели.
Почти все люди рано или поздно задумываются над вечными вопросами, но очень скоро начинают сомневаться в целесообразности интеллектуальной жизни. Они думают: «Что дают мне глубокие размышления, ради которых нужно жертвовать мирскими радостями? Разве такая жизнь гарантирует материальное процветание, избавляет от повседневных забот и невзгод?». Появляется искушение жить полегче, не обременяя себя метафизическими думами. Но легкая жизнь — дорога, ведущая в никуда. Она не позволит выбраться из трясины повседневности, бессмысленного движения, в рамках которого повторяются день ото дня одни и те же чувства и действия. Даже если человек чуточку прозреет и попытается положить конец убогости своего бытия, то, будучи лишенным высоких идеалов, не сможет подняться выше пьянок, любовных похождений и пр. Рано или поздно он вынужден будет признать, что жизнь прошла напрасно. Ничего существенного не сделано ни для себя, ни для кого бы то ни было. Миллионы людей проходят через жизнь, так и не поняв, зачем жили.
Я же хочу побудить читателя к раздумьям, к поиску. Вообще, если бы человек хотя бы иногда не задавался глобальными философскими вопросами, то он был бы кем или чем угодно (минералом, растением, обезьяной и т. п.), но только не человеком. Философия помогает оставаться человеком, она просветляет разум и душу, поднимает из низменного мира слепых инстинктов и примитивных страстей, где действует закон взаимопоедания, в мир подлинно человеческий. На последующих страницах, к тому же, я пытаюсь получить максимальную пользу от мудрых мыслей, все рассуждения будут иметь только одну цель — практическое применение.
Приверженцам религий данная работа не должна стать бесполезной. Во-первых, она учит быть объективным, а это всегда пригодится. Во-вторых, религии не ограничивают человека в выборе целей, которые будут соседствовать с целью праведной жизни. Праведность — скорее способ, и верующие могут выбрать многое другое в качестве одного из главных жизненных стремлений. В-третьих, моё произведение расширит ваш кругозор и широту мысли. Знания о мире состоят далеко не только из положений священных книг (они содержат только самое главное, что нужно знать), поэтому глупо руководствоваться только религиозными понятиями о мироздании. В-четвертых, человеческий разум требует системности, которая присутствует здесь. Вы сможете во многом разобраться, придав своим верованиям структуру.
Я, однако, не исключаю, что моя философия совсем не принесет читателю прока. В каком-то смысле я пишу для того, чтобы системно выложить некоторые мысли, то есть, грубо говоря, чтобы удовлетворить свои потребности в творчестве и самовыражении. Но я преследую и другую, более важную цель: помочь читателю осознать мир и себя в этом мире.
Что касается читательской аудитории, к которой я обращаюсь, — это, по моему замыслу, подростки лет 15-16-и, которым ещё только предстоит выбрать свой путь, но которые уже осознали и жаждут этого выбора, жаждут изменить мир вокруг себя, прожить жизнь достойно и полноценно.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ЧТО МЫ ИМЕЕМ?
ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ
Поиск истины важнее, чем обладание истиной.
Альберт Эйнштейн
Непознанная жизнь не стоит того,
чтобы быть прожитой.
Сократ
Итак, первоочередная задача: разобраться в окружающем мире, сформировать целостное знание о нём. Это не так просто, ибо в процессе познания нам приходится сталкиваться с ложью и ошибками, обусловленными несовершенством человеческого мышления и восприятия. Более того, даже избежав всевозможных ошибок, мы обнаруживаем, что наше знание всегда будет ограничено в связи с ограниченностью человеческого опыта. Мы не можем обладать полным, исчерпывающим знанием о мире, знанием более неопровергаемым и недополняемым (так называемой абсолютной истиной).
Однако при желании мы можем достичь объективной истины, то есть сравнительно адекватного знания, отражающего реальное положение вещей. Объективную истину можно определить как знание, которое независимо от предпочтений познающего субъекта отражает действительность (1), и в то же время является достаточно полным, то есть в получении которого задействованы все доступные возможности познания (2). Такое знание носит приближенный и незавершенный характер, но оно соответствует действительности настолько, что эффективное его применение обеспечено. К тому же оно постоянно углубляется, уточняется и совершенствуется. Поэтому, хотя некоторые мыслители и отмечают, что объективная истина формально равнозначна лжи, практического значения подобные заявления не имеют. Вопрос лишь в том, какой уровень объективности практически необходим.
Но почему объективную истину всё-таки приравнивают ко лжи? Поясню это на примере утверждения «мяч круглый». На первый взгляд оно кажется истинным, но на самом деле это не так. Мяч является таковым лишь в трёхмерном пространстве; между тем, многие учёные считают, что Вселенная содержит гораздо больше пространственных измерений, однако мы их не замечаем, поэтому в действительности форма мяча может сильно отличаться от той, которую мы наблюдаем. Несмотря на это мы принимаем утверждение «мяч круглый» за истину, потому что оно по большому счету не зависит от воли и желаний людей, и следовательно, объективно для них. Получается, что объективная истина вполне может оказаться ложью. Однако по сравнению с «обычной ложью» она имеет несравненно более высокий уровень достоверности, вследствие чего и сохраняет свою значимость в повседневной жизни. Объективная истина позволяет нам распознать обман и недомыслие, избежать многих ошибок при осуществлении своих целей.
Но чтобы её достичь, нам необходимо преодолеть свою природную субъективность. «Субъективность» означает мышление человека, предопределённое характерными особенностями его личности, его волей и предпочтениями. Объективность означает уход от такой ситуации, в некотором смысле от себя. Объективность — это суждение об объекте какой он есть, а субъективность — это то, что кажется познающему субъекту. Объективный человек смотрит на ситуацию с позиции стороннего наблюдателя, а не с позиции себя, вовлеченного в эту ситуацию, иначе говоря, трансцендируется1. Значит, чтобы быть достаточно объектив-
ным, нужно «смотреть со стороны», достаточно независимо от своего прошлого, от чьих-либо личных побуждений (в том числе от своего же Я, эгоцентризма, потребностей), от норм и культуры общества, от чужих мнений и своих личных ценностей, своей слабости или силы, зависимости, других обстоятельств. (Подробнее о том, что мешает нам быть объективным, см. в следующей теме («Границы познания») и во второй главе, в теме «Судьба».). Если это условие будет выполнено, человек не станет преувеличивать или преуменьшать, «подменять понятия», использовать другие логические уловки, а попытается быть рассудительным, мыслить sine ira et studio («без гнева и пристрастия», лат.).
Нам всем следует к этому стремиться, поскольку объективное знание — залог всего, что у нас есть. Лишь правильно понимая действительность, мы будем действовать рационально, практично и успешно. «Всеми силами души надо стремиться к истине» (Платон). Субъективность же подразумевает пребывание в другом мире — мире ложных образов и нелепых идей. Человек, не желающий объективного знания, находится во тьме. Иллюзии искажают мировосприятие и миропонимание, он больше не может отличить правду ото лжи. Кто он? Человек Разумный? Так где же его разум? — затуманен предрассудками! Это уже не великий покоритель природы, а ничтожное создание. Только прозрение снова сделает его независимым. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иисус Христос, Ин 8:32).
Все что вы делаете, вы делаете на основе приобретенных знаний. Но что если эти знания неверны? Нелегко тогда будет признать, что вы целиком и полностью ошибаетесь. И когда вы понимаете это, понимаете, что идете по неверному пути, как трудно поворачивать назад и начинать все сначала! Как же нам избежать таких тотальных заблуждений? Как избежать полнейшего своего падения? Ответ может быть только один: надо стремиться к истине, стремиться быть объективным и беспристрастным в познании, не уходить от насущных вопросов самым легким и оттого очевидным путем. Ибо правильным будет только тот поступок, который мы совершаем, опираясь на объективно воспринятые факты.
Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей его действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на мир. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям.
Некоторые люди считают, что объективная истина принципиально недостижима, но они глубоко ошибаются. Их позиция ведет, в конечном счете, к бессовестному цинизму и самообману: за истину принимается любое понравившееся или выгодное суждение, а в качестве аргументации используются хитрые логические уловки или просто психологическое воздействие безо всякой логической подоплёки. Только полный невежда может подумать, что такое наплевательство приведёт к чему-то хорошему. Да — истина труднодостижима, но поиск её — наша первейшая обязанность. Есть лишь немного случаев, когда объективной истиной можно пренебречь: когда цель, с которой проводилось познание, уже достигнута или может быть достигнута без дополнительных затрат, когда ложь необходима во спасение и т. п. Но во всех этих случаях ни на миг нельзя упускать из виду, что истина была проигнорирована, и что последующее использование несоответствующего действительности знания может оказаться губительным.
Многие философы размышляли о том, как обеспечить истинность полученных в процессе познания выводов. Рене Декарт (1596–1650 гг.), например, считал, что познание должно отвечать следующим требованиям:
— Ясность и отчетливость исходных оснований.
— Детализация познания (расчленение на простые состав-
ляющие).
— Последовательность, поэтапность познания (нужно двигаться от одного к другому, не

Реклама
Обсуждение
     10:57 10.04.2017
 Добрый день!
 Вы взялись за тему, у которой нет ответа, так как ответ на него человечеству вынесёт мать Природа или Всевышний, когда оно вымрет. А человечество вымрет неизбежно, надеюсь хоть в этом у Вас нет сомнения.
 Тем не менее стоит ли задаваться простым людям столь широкими задачами? Не полезнее ли разобраться со смыслом жизни для себя одного, любимого? Боюсь, что как раз в этом наблюдается больше неизвестного, чем во всех Ваших утопических построениях, которые тонут в невежестве.
 Смысл жизни человека (как и всей органической жизни, чьей составляющей единицей люди себя числят), как я считапю, состоит в бессмысленном и бесконечном поиске Истины...
 Для чего мы живём - это не наше дело. Наше дело жить.
Реклама