Произведение «Величайший обман на Земле (черновик)» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Сборник: Черновики
Автор:
Баллы: 1
Читатели: 1000 +1
Дата:
Предисловие:
NB! Автор данной статьи не настаивает на содержащихся в ней тезисах и аргументах. Всё нижесказанное – лишь черновой набросок, который может использоваться в качестве пищи для размышлений теми, кому интересна данная тематика.

Величайший обман на Земле (черновик)

НИКОЛАЙ ШАВЕКО


Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
П.Ж.Беранже
Величайший обман на Земле… Нет, не религия, как утверждается в фильме «Дух времени». Точнее, не совсем религия. Она – лишь часть этого обмана – «золотого сна» человечества, которым окутаны тысячелетия мировой истории... «Заброшенные» в этот мир, мы обречены познать его бессмысленность, свою беспомощность, обречены почувствовать «на собственной шкуре» безжалостность судьбы. «Ты должен быть сильным – иначе зачем тебе быть?», - поёт Цой. И – да, в этом мире надо быть сильным. С детства нас только этому и учат. Терпеть, мириться с нуждой, бороться. Мы сидим за школьными партами десять лет только чтобы научиться учиться – класс! Научиться выполнять то, что необходимо. Научиться дисциплине. Таковы требования мира сего. «Золотой сон» на этом фоне выглядит не то пугающей, не то печальной закономерностью.
Анализируя своё письменное творчество, я замечаю теперь, что каждая мысль моя служила лишь одной цели: утверждение разумного в человеке, оправдание разума, мысли, а следовательно и стремления к истине. Понятие разума, в свою очередь, тесно связано с понятием дисциплины, или самоконтроля. Речь идёт о способности следовать разуму, а не чувствам, об умении сохранять беспристрастность в процессе познания, которые обычно ассоциируют с волей. К последней категории воли я подхожу только сейчас, хоть она и связана неразрывно с понятием разума. Воля, в сущности, есть способность быть разумным. Ибо мало поставить перед собой разумную цель, её надо ещё и добиться, а в этом вопросе определяющую роль играет уже сила воли. И если разум говорит нам о ценности таких понятий, как доброта, бескорыстие, взаимоуважение и забота о ближних, то что как ни воля поможет нам уберечься от соблазнов корысти и алчности, гордыни и эгоизма? Так, воля теперь приобретает для меня главенствующее значение. И это значение раскрывается через значение разума, ценность и величие которого я безустанно отстаивал последние годы, и выразил недавно в следующем тезисе: «Не быть счастью, миру, добру, не быть всем благам цивилизации без уважения к Разуму. Не важно, какие мы от природы, и что является естественным для человека, – мы не обязаны следовать этому. Но если мы не последуем зову совести и светлых идеалов, жизнь обратится глубоким отчаяньем». Как видно, в этой краткой заметке, сделанной мною на полях тетради, всё благополучие человека и человечества я связал с разумом. Но ведь действительно: только глубокий ум и трезвый рассудок позволят нам преодолеть низменные эгоистические мотивы во имя общего блага, только они способны обеспечить рациональный миропорядок, только здравый смысл поможет избежать войны и не позволит человечеству использовать свои достижения себе же во вред.
Рассмотрим в качестве примера наиболее фундаментальное понятие – понятие счастья. По моему мнению, счастье зависит исключительно от правильного отношения к действительности: оно не в событиях и вещах, а в том, как мы к ним отнесёмся; не в богатстве, благополучной семье и хорошей работе, а в нашем умении получать от всего этого удовольствие (ведь нам не дано знать, насколько хорошо или плохо то или иное явление на самом деле). Из этого следуют выводы: нужно видеть положительные стороны во всём происходящем, а не преувеличивать свои беды, кроме того следует отказаться от навязанных извне желаний, поняв, что многое из того, что мы хотим, нам вовсе не нужно. Хорошо, но для того, чтобы выработать и сохранять такое отношение к действительности, нужен ясный ум, и кроме того – нужна стойкая вера в истинность изложенного понимания счастья! Всё опять упирается в разум и волю!
Приведу другой пример – идеал свободы. Если отбросить банальное понимание свободы как отсутствия причинности в природе, и рассматривать её как противоположность иррациональности и зависимости от предрассудков, то в сущности свобода будет означать следование разуму. Свобода есть беспристрастность и объективность разума. Действительно – когда мы говорим о свободе, мы редко подразумеваем свободу от физических законов: гораздо чаще мы говорим о свободе как о свободе воли, свободной воле. Так что от разума и воли зависит ещё и свобода личности.
Наконец, от них зависит ещё и то, что мы привыкли считать самым важным в жизни – любовь. Ведь настоящая любовь невозможна без свободы, нравственности и духовности; в любви, как и во всём нужна дисциплина, внимательность и терпение.
Таким образом, воля и разум являются наиглавнейшими категориями. Но вот незадача. Если всё определяется в конечном счёте только ими, то напрашивается вопрос: а насколько вообще в человеке развиты эти качества? И вот тут обнаруживается явный прокол. Человек, видимо, и вправду существо очень гордое, раз осмелился называть себя разумным. Я смотрю вокруг себя, и вижу людей, которые только и желают, что отказаться от остатков своего «разума»: ибо свобода выбора накладывает ответственность, и проще быть частью толпы – безответственным и всемогущим одновременно. А чтобы следовать толпе, вовсе не нужен разум; для этого, наоборот, нужно стать марионеткой. Я смотрю вокруг, и вижу неофашистов, продажных чиновников, порно в Интернете, шлюх, гопарей и наркоманов в подворотне, рекламу (где только её не размещают!). Я вижу загрязнение вод, вырубку лесов, горы гниющего мусора. Я наблюдаю цинизм, эгоизм, жадность, расчётливость, грубость, воспринимающиеся как норма. Я схожу с ума каждый раз, когда вновь осознаю низость господствующей массовой культуры. В каждом выпуске новостей я слышу о грязных политических играх, и иногда кажется, что политики обманывают не только народ и друг друга, но и каждый из них – самого себя. Впрочем, здесь они не отличаются от других людей – все поголовно занимаются самообманом, пытаясь обвинить в своих бедах других, и оправдать себя, в том числе своё бездействие. Я вижу людей, которые беспрерывно ищут удовольствия, не понимая, что тем самым они обрекают себя на вечное недовольство. Их потребности удовлетворяет отупляющая, погружающая в летаргический сон и иллюзорные миры индустрия развлечений – кино, концерты, клубы и дискотеки, популярная музыка, компьютерные игры. Меня бросает в дрожь от тех фильмов, которые показывают сегодня в кинотеатрах, и явно не потому, что это фильмы ужасов, а потому что их культурный уровень настолько низок, что слова «культура» и «искусство» здесь вообще вряд ли применимы. Меня выворачивает наизнанку от тех книг, которые продаются сегодня в книжных магазинах: жанр фэнтези только поначалу кажется противным, пока не увидишь «Дом 2: жизнь после шоу» или серию книг Дарьи Донцовой. Но всё это мелочи, по сравнению с тем, что каждый день я вижу людей «униженных и оскорблённых», павших с небес, преданных и раздавленных судьбой, разочарованных в жизни. В лучшем случае они просто чертовски устали от однообразных будней, от пребывания в роли автоматов, от разыгрывания изо дня в день одних и тех же ролей, от бесконечных обязанностей и бесконечного стресса. Но рано или поздно происходит срыв, и тогда их души заполоняют эгоизм, злость и безжалостность. Я вижу людей слабых, не способных более сопротивляться обстоятельствам, бороться за высокие ценности, к чему-то стремиться. Их силы – растрачены, воля – на нуле. И они готовы признать, что Донцова – это нормально, лишь бы от них отстали, лишь бы больше не думать ни о чём.
И вот верь после всего этого в торжество разума, в то, что человек разумен, что он может всё, если захочет. Ага, и счастье, конечно, возможно, и добро будет царить в мире, ибо будет царить в сердцах людей. Ага, и настоящая любовь возможна, только после секса. И истина в цене, пока она на вашей стороне, играет на руку и приносит прибыль. И мы, конечно, сами строим свою судьбу, никто за нас этого сделать не может. (Что касается последнего утверждения, теперь столь популярного, меня тошнит каждый раз, когда я слышу нечто подобное.)
И что действительно странно, мы продолжаем во всё это верить! – наивно полагать, что когда-нибудь всё будет хорошо. Почему? Какие у нас основания думать, что всё вдруг изменится? Может быть, кто-то надеется на Бога, на его милость и доброту? Но что, если Бог – лишь выдумка, образ и подобие человека? Что если он – только совокупность всех тех идеалов и благ, которые мы хотим достичь? Мы ведь так в нём нуждаемся – не удивительно, что он существует! А на самом деле окажется, что все религии есть не что иное, как следствие психологической нужды человека в Идеале: мы хотим верить, что всё происходящее – правильно, и все беды в конечном итоге оправданы, что смерть – не конец, что миром правит добрый парень… Миф о Боге, вероятно, является главной составляющей грандиозного обмана, которым кружит себе голову Человек Разумный. Без Бога вера в возможность счастья на Земле теряет всякое основание.
Достоевский в «Братьях Карамазовых» устами Ивана говорит: «На всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных… если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди уверовали в свое бессмертие». То есть: нет Бога – нет любви, нет добродетели. Но, в то же время, вся «Легенда о Великом Инквизиторе» Ивана сводится к одной только мысли: человек не может существовать без Бога в душе, сколько бы против него не восставал. Инквизитор, обвиняя Христа, обнажает бессмысленность своих устремлений. Да и я вот: пишу эти строки, а в Бога-то верю!
Но и идея Бога спасает не всегда. Рано или поздно прокрадывается-таки в сознание мысль, что все великие учителя мира сего, вещая красивыми фразами об истине, самопожертвовании, любви и милосердии, лишь притворяются, скрывая за фасадом всё те же проклятые своекорыстие, алчность и черствость души. Слушая их, мы начинаем верить в возможность праведной жизни, бороться со злом, но случится удар судьбы – и открываем в себе самые низкие качества в невероятной наготе. (Между тем уже сама Библия недвусмысленно указывает на тщетность наших нравственных усилий и бессмысленность надежд на лучшую жизнь: "Всё суета! Что пользы человеку от трудов его… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем", - говорится в Книге Экклезиаста.) Да и потом, как верно подметил Достоевский, обещанная Богом мировая гармония не может оправдать страдания хотя бы одного только маленького ребёнка, ибо дети ещё не знают, что хорошо, а что плохо – и не могут сознавать своих поступков, а потому безгрешны. Но они страдают, мучаются – и Достоевский приводит тому ужасающие примеры.
Таким образом, религиозная вера не уберегает нас от той мысли, что есть роковая неудача всех высших устремлений человечества. Великая французская революция с лозунгами «свободы, равенства и братства» обернулась террором якобинцев, проповедь Христа – инквизицией, и так далее. Человек пронизан этой двойственностью: духа и материи, свободы и рабства, божественного и животного, – и эта антиномия никогда не позволит ему достичь


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама