Произведение «Человек - сначала душа его, а потом тело»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 507 +1
Дата:

Человек - сначала душа его, а потом тело

Процесс исторического развития характеризуется двумя моментами: количественным изменением основного качества развивающегося общества (накоплением однотипных элементов), происходящим стихийно, исподволь, и его качественным изменением, в значительной степени осуществляющимся сознательной деятельностью людей (реформы, революции). Моментом количества в Марксовой системе являются производительные силы – совокупность средств производства и людей, производящих продукты материального потребления. Моментом качества в Марксовой системе являются прежде всего отношения собственности, то есть формы собственности, которые представляют собой так называемый базис всех отношений и идей: устройства государства, идеологии,  веры, художественных и прочих взглядов. И потому способ производства материальных благ (производительные силы и производственные отношения в единстве) определяет собой образ жизни людей: как люди работают, так и живут.

Рабовладельческий способ производства материальных благ – самая бесчеловечная форма эксплуатации, здесь частная собственности распространяется не только на материальные средства производства, но и на человеческую жизнь. Феодальный способ производства материальных благ – смягченная форма зависимости, работник юридически полусвободен, доминирует частная собственность  на основное средство производства, на землю. Капиталистический способ производства материальных благ – наконец работник юридически свободен. Историческое развитие демонстрирует ослабление власти частной собственности над работником, который медленно, но неуклонно становится субъектом исторического развития, творцом истории, становится юридически свободным человеком.  Остается только одно препятствие – частная собственность на орудия и средства производства. Путем революции пролетариат берет в свои руки политическую власть и убирает последнее препятствие, приводит в соответствие форму собственности с уровнем развития производительных сил.      

Итак, количественная сторона процесса исторического развития, по Марксу, – медленное, спонтанное развитие производительных сил, то есть совершенствование технических средств и человеческих умений. Качественная сторона процесса исторического развития – совершенствование, поднятие, приспособление общественных отношений, создание нового противоречия. Так из рабовладельческого способа вышли феодальные отношения с  двумя новыми враждебными друг другу классами – феодалами и крепостными крестьянами (колоны и колонат в Римской империи),  так из феодального способа вышли буржуазия и пролетариат. Суров закон истории, но закон. А что произошло в недрах капитализма? История вдруг поменяла порядок перехода к новому способу производства: пролетариат (одна из противоположностей), осознавший свою мировую миссию класс, сам становится единственной производительной силой, которая произвольно меняет общественные отношения. Что касается автора теории, то он ставит себя в позицию  Бога, которому известно, что было, что есть и что будет до конца веков. Историческое развитие закончилось, последняя истина открыта…  Диктатуру пролетариата и единомыслие испытали на России русские большевики. Полное научное название общественного порядка, который они создали, – Главное управление лагерями, колхозами и Большой зоной.        

Как мы видим, марксистская трактовка истории (непримиримая классовая борьба угнетенных против угнетателей, революции, диктатура пролетариата) привела нас в конечном счете к оправдание нового типа рабства, более жестокого и изощренного, чем классическое… В отличие от животного, человек – сначала душа, а потом тело, и жизнь человеческого коллектива может быть понята прежде всего как жизнь духовная.  Поэтому Марксовы «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства материальных благ» – приемлемы лишь для сферы  экономики, но не для объяснения общего развития. В истории количественное накопление человеческих потенций, умений, способностей, идей  связано с совершенствованием воли и разума, с совершенствованием духа, а не только с совершенствованием материальных производительных сил. И изменение реальных отношений, изменение  действительности происходит тогда, когда выросло общественное самосознание коллектива. Нетрудно освободить порабощенное тело – стоит лишь узника выпустить за ворота лагеря, а порабощенная душа, чтобы сбросить с себя ярмо подавленности, неразумного послушания, должна долго и упорно поработать над собой. Так, самосознание нашего народа до сих пор сковано цепями марксистского единомыслия. Новая  идеология,  являясь итогом спонтанно выработанной в недрах общественного сознания(в умах философов, ученых)  новой идеи, овладевает умами самой активной части общества, стимулирует ее деятельность. Через изменение в сфере власти изменяются и отношения собственности. Экономика – основа общественной жизни, но не сущность ее, не образ ее. Люди живут так, как думают и чувствуют, как оценивают человеческую жизнь, по законам нравственности и разума, а не так, как потребляют и производят предметы материального потребления. Суббота, 2 ноября 2013 года




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:42 02.11.2013 (1)
Прошу прощения за своё несогласие с вашими постулатами. Не вдаваясь в научный спор: человек , увы!, прежде всего именно тело, животное, и появилось на Земле в результате эволюции. Согласна, что в человеке очень важна ДУША, пока не совсем выясненная субстанция.
Согласна, что рабство бывает разным, и самое страшное - рабство души, угнетения психики человека.Преступно любое угнетение. ( о Марксе не стоит вспоминать) Но именно сейчас слишком многие оказались в положении рабов - как физически, так и душевно. И частная собственность ни при чём. Каждый человек может быть рабом прежде всего своих убеждений, а чаще предубеждений.А самое страшное - когда человек фактически не имеет Души. А это сплошь и рядом.
     21:14 02.11.2013 (1)
Спасибо за ответ. Почему душа стоит впереди тела? Потому же, почему Вы сначала смотрите, куда можно шагнуть, а потом шагаете. Да, смотреть надо, куда шагаешь, иначе... Душа - это глаза нашего тела. Да и Маркс считал свою теорию глазами, но всем прочим велел идти за пролетариатом, не глядя, не размышляя. Спор здесь идет тысячи лет. Успехов!
     22:59 02.11.2013 (1)
Ах, оставьте Маркса в покое. Мужик был умный, но не пророк же. Никто не может знать куда кривая выведет. И если говорить о душе, то это внутреннее наше Я. И к сожалению, так много грязных душ,
особенно сейчас. Но на то и даны мозги, чтобы думать и отсеивать  мусор. И вам успеха! Только когда читаете и слушаете кого-то - сравниваете и анализируйте, этого требует истина.
     11:40 03.11.2013 (1)
Именно Маркс превратил русских интеллигентов в идиотов. Они сейчас и стонут: ах, не трогайте Марса! Всегда неприятно, когда трогают твою болячку.
     12:47 03.11.2013
Мне просто смешно! Тем более, что русская интеллигенция всегда занималась поиском "истины" и металась между разными точками зрения. И чего беспокоиться о Марксе, его давно нет. Поразительно то, что он всё же сумел определить линию развития человечества. Но как модно отметать - не только Маркса, но и всю философию, предавать анафеме тех, кто не согласен с "новыми" воззрениями, при этом не замечать всемирных проблем. Между прочим, "интеллигенции" неплохо было бы занятся изучением всемироной философии - во всех ракурсах. Глядишь - умнее станут.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама