Произведение «Старая фотография.» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка редколлегии: 7
Баллы: 6
Читатели: 638 +1
Дата:

Старая фотография.

Как вы думаете, чем отличается первый учебный день от второго? Первый день - это праздник, с цветами, улыбками, поздравлениями, а второй - это будни.

Первые школьные будни у Толи Плюшкина начались очень рано. В школу он прибежал за полчаса до уроков. Около здания собралась небольшая толпа младших школьников, внутрь их не пускали дежурные пятиклассники.

Толик заскочил на крыльцо. Путь ему тут же преградила здоровенная нога пионера. Плюшкин ловко поднырнул под нее и оказался в фойе. Навстречу ему ринулся еще один пионер с повязкой. Дежурный, махая руками, хотел не то задержать Плюшкина, не то просто отвесить оплеуху. Толик увернулся и пулей взлетел на второй этаж. Класс оказался открытым, но пустым. Пребывание в нем навевало большую скуку, и Плюшкину сразу же захотелось вернуться на улицу. Толик вышел из школы, погулял десять минут и снова взошел на крыльцо. Дежурные пионеры стояли на том же месте, но в школу уже пропускали без задержки.

В классе находились трое учеников. Двое из них спорили, кто пришел первым. Толик попытался доказать, что первым был он, но они отнеслись к его высказыванию с большим недоверием. Обидевшись, Плюшкин уселся на свое место и достал букварь, обернутый тонкой светлой бумагой. Вскоре пришел Коля Пшеничников - сосед по парте и тоже стал готовиться к уроку.

Он выложил круглый деревянный пенал, расписанный золотыми узорами. “Такой, поди, стоит копеек 50” - с завистью подумал Плюшкин (у Толика пенал был железный, плохо закрывающийся, и стоил он 6 копеек).

Колька оказался парнем серьезным и очень смышленым. Он часто поднимал руку. Толик не отставал от Пшеничникова и даже поднял руку на два раза больше своего соседа. “Хорошо бы с ним подружиться, знает он не меньше меня ”- подумал Плюшкин. Но не судьба: ему не удалось подружиться с Колей за все 10 лет учебы.

После уроков их пересадили. Толика посадили за вторую парту в первом ряду у окна. Его соседом оказался плотный, здоровый парнишка - Женька Грязнов. “Такой еще драться начнет, и фиг его забьешь, и выше и здоровее, да и смотрит не слишком дружелюбно”. Женьку тоже пересадили, до этого он сидел с другом из соседнего подъезда - Андреем Новосельцевым. Дружили они еще с яслей, их горшки и кровати стояли рядом. Андрея посадили за соседнюю парту.

Но настоящее знакомство с новым соседом состоялось на следующий день. Первым уроком было рисование. Учительница попросила нарисовать, кто как провел лето. Толик задумался: “Если нарисовать, как он провел лето, день за днем, то во всей школе не хватит бумаги”. Его выручил новый сосед, Женька уверенно начал рисовать: лес, дорогу, машину. Толику рисунок понравился: деревья он рисовать умел. Плюшкин также изобразил лес, но уже без машины. В последнее воскресенье августа он с родителями и еще двумя знакомыми поехали в лес на “Жигулях”. Шофером был Гена - папин родственник. Отец обещал показать грибные места. Пока собирали грибы, шофер удалился в неизвестном направлении, выпил водки и заснул. Его искали в течение нескольких часов, бесполезно. Он пришел сам, когда уже стемнело, с трудом найдя собственную машину.

Вспомнив этот случай, Толик решил машину на своем рисунке не изображать.

Женька оказался парнем компанейским, общаться с ним было легко и интересно. Он рассказывал кучу историй из своей садиковской жизни. Для Толика эта тема была новой. Особенно ему понравилась история про какого-то Сережку, который на прогулке залез на яблоньку и наелся зеленых ранеток, а во время сончаса его пробрал понос. Женька рассказывал азартно, изображая то Серегу, то воспитателя, то медика. Понос он изобразил звуками.

Толик с Женькой были парнями высокими, и их после первого урока посадили на предпоследнюю парту. “Ну, сплошь одни пересадки” - подумал Плюшкин. На последней парте сидел Олег Грачев – толстый невысокий парень, чем - то похожий на популярного артиста Моргунова. Бабушка Олега работала в школьной библиотеке. В детский сад Грачев не ходил, и весь последний год провел у бабушки на работе. Телосложения Олег был нехилого, и книги он читал под стать себе, тоже очень толстые, но не сказки, как все нормальные дети в его возрасте, а исключительно фантастику и приключения. В данный момент он тоже читал что - то космическое.

- Что читаем? - поинтересовался Плюшкин.

- Спрос, кто спросит, тому в нос! – по - хамски ответил Грачев…

- Ну, какие мы умные, вот только на горшок не просимся! - съехидничал Толик.

Наверное, эти слова чем-то задели Олежку, потому что на следующей перемене он подкрался к Плюшкину и обхватил его сзади своими пухлыми руками. Толик ущипнул нападавшего. Грачев разжал руки. Плюшкин показал ему язык и гордо направился в туалет. Хождение туда было делом небезопасным, там часто ошивались самые хулиганистые из пионеров. Они курили, писали на стенах всякие гадости и часто обижали младшеклассников. Особенно усердствовал в этом парень из соседнего дома - Серега Уточкин. Однажды он поймал трех второклассников и заставил их петь “Интернационал”. Толика Уточкин знал, но еще лучше он знал Толиковского старшего брата, который не раз отвешивал ему во дворе подзатыльники, поэтому для Толика туалет был не опасен.

Уточкин в данный момент находился на своем рабочем месте - у окна, с сигаретой во рту. Он представил Толика своим друзьям- хулиганам, и те пообещали Плюшкина не обижать. Теперь хоровое распевание “Интернационала” Толику не грозило.

Толик вернулся в класс за несколько секунд до звонка. Грачев угрюмо сидел на своем месте, делая вид, что читает. Увидев Плюшкина, Олежка оторвался от чтения, показал ему кулак и снова уткнулся в книгу. Женька в этот момент рассказывал о том, как в туалете какие-то хулиганы схватили Толика и устроили ему серьезную разборку. Плюшкин дружески похлопал своего соседа по плечу и успокоил, сказав, что это его знакомые. “Ну, у тебя и знакомые!” - удивился Женька. Толик улыбнулся и гордо сел на свое место.

В одном классе с Плюшкиным учились две девчонки из его дома: Ленка Подберезова и Надька Совкова. “Обратно из школы через дорогу будешь ходить с ними!” - назидательно заявила Толику мама. Плюшкин сначала возражал, но потом понял, что это бесполезно.

После уроков Толик с Ленкой и Надькой отправились домой. Плюшкин подумал, что сразу же отправятся во двор, но девчонкам вдруг вздумалось прогуляться. Как истинный джентльмен, Толик не мог бросить своих дам, пришлось идти с ними. Дамы превратились в блудливых Аникиных коров, а Плюшкин из кавалера превратился в их пастуха. Тут, как назло, еще Мишка Пестиков с соседней парты увидел их троицу и громко закричал: “Бабий пастух!” Это было обидно. Так его называл Эдик Краснов в раннем детстве, по глупости. Толик играл с ним в машинки и сказал: “Сосед, закурить не найдется?”, а тот обиделся. Причиной явилась целая серия анекдотов: муж уехал в командировку, а сосед заявился к его жене... Чего объяснять? Анекдотов была целая куча, половина матерных. Эдька вообразил себя этаким соседом и обиделся. “А ты тогда - Михаил! Михаил коров доил, сиськи рвал, домой таскал! Бабий пастух!” Убедить Краснова в том, что слово “сосед” не обидное было невозможно.

И вот теперь Толик снова превратился в бабьего пастуха. Девчонки шатались целый час: заглянули в окна стоматологической поликлиники, забрели на стройку, во двор к тетке, еще на одну стройку. Плюшкин был не рад. Через час его мучения кончились. Больше он с ними из школы не возвращался.

Будни есть будни. Женька оказался парнем воспитанным и аккуратным. На первом же уроке физкультуры он переоделся и повесил свою одежду на спинку парты. Толик изумленно покачал головой: его никто никогда не обучал, как надо правильно обращаться со своей одеждой, поэтому, он просто скинул свою форму, скомкал ее, после чего, сел на эту кучу, одел кеты, зашнуровал их, умудрившись при этом испачкать левый рукав пиджака пыльной обувью.

Аккуратность Грязнова проявлялась во всем: в одежде, в речи, в учебе. И все - то у него получалось: палочки в тетрадях были прямыми, а хвостики с петельки ровными и красивыми. Толиковское же письмо напоминало его мятую одежду после урока физкультуры.

Первые оценки по письменным предметам вызвали разочарование. Женька получил “4”, а Толик просто “минус ”- черточку. Сия оценка соответствовала двойке, но двоек в первой четверти не ставили.

Толику было невдомек: получить “4” и огорчаться? В первый день пятерку не получил никто. Они появились в классе дня через три, в том числе и у Женьки. У Плюшкина минусы не переводились, и лишь изредка мелькали троечки. “Весь в брата пошел ”,- ворчали родители. Старший брат Сергей был прогульщиком и двоечником. Он смеялся и дружески хлопал Толика по плечу: “Так держать, братишка!” Плюшкин фыркал и обижался.

А Женька получал четверки с пятерками по всем письменным предметам. Однажды у него сломался карандаш, а рисовали листья деревьев. “Сам погибай, но товарища выручай!” - вспомнилась Толику русская народная поговорка. Так говорили настоящие мужественные герои: революционеры, коммунисты, русские богатыри. И Толик тоже решил совершить подвиг - он отдал свой карандаш Женьке Грязнову. Тот взял его безо всякого угрызения совести и продолжил свой рисунок.

Прошла уже большая часть урока, когда к их парте подошла учительница Галина Павловна. “У него сломался карандаш, и я отдал ему свой! ”- гордо заявил Плюшкин. Галина Павловна не поняла, какой мужественный, геройский поступок совершил ее ученик. Она просто принесла запасной карандаш. За оставшееся время Плюшкин успел не только изобразить два листика тополя, но и успеть их раскрасить. Краска еще не успела высохнуть, когда он закрыл и сдал свой альбом.

На следующем уроке рисования учительница раздала работы. Толик раскрыл альбом и глянул на свое творчество. Свежая краска склеила альбомные листки, и учительнице пришлось их отдирать. То, что осталось от рисунка, напомнило Толику картины буржуйских художников- абстракционистов. В нижнем правом углу красовалась оценка - скромненький “минус”. Женькин рисунок украшала большая красивая пятерка. “Что-то не то в наших пословицах ”- подумал Плюшкин. Желание жертвовать собой на благо Родины и прочих учеников у него куда-то улетучилось.

Бедный Толик, он не знал простой истины: если ты делаешь доброе дело, то не жди за это благодарности от людей.

В конце сентября, в один из солнечных дней в класс пришел фотограф и сделал несколько снимков. При раздаче фотографий Плюшкина опять обделили, ему досталась неудачная карточка, где он был плохо изображен на заднем плане. А в начале октября Толика снова пересадили.

Через год после окончания школы 26 июня Плюшкину позвонил курсант военно-политического училища - Евгений Грязнов:

- Толик, привет.

- Здравствуй, Женька, с Днем Рождения тебя!

- Спасибо. Приходи ко мне, меня только что отпустили в увольнительную.

Плюшкин пришел, принес подарок. Посидели, выпили. Начали смотреть семейный альбом. Вдруг Толик увидел старую фотографию: за партой сидели два первоклассника - Женька Грязнов и Толик Плюшкин. Фотография была большая и очень четкая.

- Толик, мы разве с тобой сидели в первом классе?

- Женька, ты первый класс


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:35 12.11.2013 (1)
Трогательно!
Удалось передать "детский" язык и "детский" взгляд на мир.
     16:14 11.07.2014
СПАСИБО!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама