Ты должен делать добро из зла,
потому что его больше не из чего делать.
Роберт П. Уоррен
Проснулся Дорожная Пыль от того, что кто-то шёпотом чертыхнулся, споткнувшись о порог в дверном проёме и опрокинув гулко звякнувшее ведро.
Последнюю неделю он спал на сеновале. Во-первых, так, на его взгляд, он меньше докучал своим новым знакомым, а, во-вторых, сон на сухой душистой траве доставлял ему неописуемое удовольствие.
- Кто здесь? – сонно спросил он.
- Это я, - послышался тихий голос Сашки, взбирающейся по приставной лестнице к нему. - В доме душно, наверное, сейчас дождь будет, а я обожаю в такую погоду тут валяться. Я не сильно помешаю тебе?
- Нет-нет, что ты! – ответил он виновато улыбающейся мордашке, появившейся рядом с его лицом.
- Ага! Прямо, как в анекдоте: «Ты спишь?» - «Уже нет!»
Сашка поднялась наверх и, раскинул руки, растянулась на сене.
Шерстяной спортивный костюм натянулся, подчеркивая её прекрасные формы. Дорожная Пыль как-то автоматически отметил это, перехватив её умный и внимательный взгляд.
По крыше застучали первые тучные капли дождя. Вдалеке слышалось ворчание грома.
- Здорово, что ты здесь спишь, - потягиваясь, сказала она. – Может быть, с сегодняшнего дня и я к тебе присоединюсь.
Дорожная Пыль лежал на боку и грыз сухую травинку. Он тоже любил летнюю грозу и ещё в детстве заметил, что лучше всего засыпать под шум дождя и треск близких молний.
- Слушай, Сашка, - задумчиво сказал он, - вчера был такой сложный день…, много говорили, и всё больше про тебя. Вот только не понимаю: ты-то почему молчала? Ведь ты Фея Добра и Зла! Это мы тебя должны были слушать, а ты - только что не заревела.
- Сэсэ всё правильно говорил, - улыбнулась Сашка. Она подтянула штанину и оголила ногу, - Смотри, как меня вчера комары покусали! Знаешь, как чешется!? - и она начала тереть свою лодыжку. - …А что ты хочешь от меня услышать? Фея должна действовать, а не говорить. Инициировать к добру не значит разговаривать об этом.
- Я понимаю... Ну, вот, допустим, он говорил, что добра и зла нет. Вроде, да. Но вся наша жизнь пропитана этим, вся мораль, отношения, человечность, гуманизм. Понимаешь? А тут на тебе: нет этого - и всё!
- Добра и зла нет вне нас. Но они есть внутри нас. Это наша эмоциональная реакция и оценка событий мира. Поэтому это важно для нас, для наших жизней. Я – фея, которая отражает мир человека, а не природы. Без человека меня нет. Поэтому Сэсэ и назвал меня химерой. Конечно, не очень-то приятно это сознавать девушке, но что делать? - пожала она плечами.
- Вот и меня это всегда удивляло. Сначала Бог обвинил первых людей в грехе за то, что они познали добро и зло, а потом фактически всю Библию посвятил разъяснению, как и чего с этим добром и злом делать. Странная логика, согласись?
- У-у, какой ты! - нахмурилась Сашка.
- Какой!? – удивился Дорожная Пыль.
- Каверзный. Добро и Зло - две стороны одной медали, называемой событием. Ребро этой медали узкое, как лезвие бритвы, и называется мудростью. Её-то мне и не хватает. Я не могу инициировать к добру, пока мне не подвластна эта грань, пока я не познала мудрость. Где прячется эта фея мудрости? Никому не известно. Вообще, есть ли она на самом деле? Как думаешь?
- Откуда мне знать? Что-то вы намудрили чересчур. В нашем мире всё просто. Вот тебе Ветхий Завет, вот - Новый Завет, вот - Завет Справедливости, вот - Завет Любви. В своём мире я это попытался людям как-то объяснить, но меня послали подальше - я и пошёл. Так у вас и оказался.
- Не всё так просто, как ты говоришь. Действительно, все стайные животные используют кодекс, позволяющий сосуществовать вместе. Допустим, нельзя есть члена стаи, хотя члена другой стаи - вполне возможно. Когда люди сформулировали этот кодекс, они сделали огромный шаг вперед. А то, что они сделали этот кодекс достоянием всего народа или даже человечества, означало, что они стали рассматривать народ или даже всё человечество как одну стаю. Ты замечал, что фактически все заповеди начинаются с "не"? Не делай того, что разрушает стаю. Например, убийство - это всегда вердикт: "Мы с тобой не из одной стаи". Значит, "не убий". Понял? На этапе формирования государства главным цементирующим фактором стала справедливость. Ты же говорил с мамой об этом? Правда?
- Да, мы говорили об этом, когда она меня хоронила. Справедливость невозможна без воздаяния или возмездия. И крайне желательно, чтобы это было неотвратимо. Можно даже сказать, что цементирующим фактором общества справедливости является страх. Страх неотвратимого возмездия. Этот страх основан на том, что ты знаешь заранее об этом возмездии, ещё до проступка и признаешь его заслуженным. Появление суда и юриспруденции вообще невозможно без этого. Справедливость – это публично объявленное воздаяние, признанное всеми членами общества.
- Всё верно. Маме в логике не откажешь. Даже животные имеют представление о справедливости. Наша кошка знает, что по грядкам ходить нельзя. Когда мама видит её следы и зовет её, та от стыда на дереве прячется. Чувство вины - дитя справедливости. Заставь кого-нибудь испытывать вину, и он станет слабее. Вина забирает силы.
- А ещё твоя мама говорила, что библейские заповеди к справедливости отношения не имеют, а являются только правилами общежития. Немного странно, но я не стал с ней спорить.
- Смешной ты! Конечно, это просто правила общежития. Ты правильно сказал, их специально объявили публично, чтобы наказание за их нарушение признавалось всеми справедливым. И их разместили в такой важной книге, подчеркнув тем самым, что даже Бог будет отслеживать справедливость возмездия при их нарушении. Поэтому неотвратимость наказания за такие нарушения в сознании народа доведена до предела. В условиях формирования государства очень правильный ход, - засмеялась она. - Но мир справедливости слишком несовершенен, чтобы хоть сколь-нибудь долго развиваться. Во-первых, есть много исключений, когда поступки с позиций справедливости слишком неэффективны или даже разрушительны. К примеру, мир детства абсолютно несправедлив. Мы постоянно отдаём ребенку ресурсы, не получая ничего взамен. Да и всё остальное. Это нарушение принципов справедливости.
- Ну, это легко исправить. Надо добавить в кодексы справедливости временные отсрочки - и всё. Скажем, наказание за уголовные преступления до определенного возраста не применяется, то же и с ресурсами. Возврат ресурсов можно отсрочить до взросления.
- Я знаю, вы так и пишете свои законы. Но есть и другая беда. Человек устроен так, что он поворачивается к миру той стороной, какой мир поворачивается к нему. Это свойство человека - необходимый элемент его выживания. Посуди сам, если человек сталкивается с агрессией, то он, очевидно, должен быть мобилизован для ее отражения. Верно и обратное: если ты поворачиваешься к миру определенной стороной, то и мир в конце концов сделает то же самое. В этом суть известной мудрости: «Если хочешь изменить мир, измени самого себя». Когда некто порождает зло, энергия этого зла обрушивается на других людей. Мир справедливости – это мир праведного возмездия, поэтому, если ты хочешь быть справедливым, ты должен повернуться к этому злу той же стороной. В результате зло отражается и ещё больше усиливается, потому что к его энергии добавляется энергия агрессии праведного мщения и энергия, потерянная через чувство вины. Так формируются, множатся и усиливаются цепочки зла, отражаясь в зеркалах справедливости. В конце концов, мир справедливости оказывается пронизанным энергией зла. Это истощает тех, кто населяет такой мир, и ведёт к его разрушению. Все «революции начинаются с требований справедливости и заканчиваются тем, что "революция пожирает своих детей". Суть мира справедливости хорошо выразил Конфуций. Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
- Почему ты называешь это зеркалами?
- Потому что они всё отражают. Нет доступа к сердцу. Переполненный праведным гневом не слышит голоса разума и не чувствует сердечного тепла тех, кого он отражает.
- Сашка, я же могу отвернуться от зла, не замечать его, поставить мысленную стену, положить разделительный карандаш или что-нибудь в этом роде. Я же тогда не буду отдавать свою силу злу?
- Да, не будешь. Но энергия зла, однажды возникнув, практически плохо затухает во времени. Этим она принципиально отличается от энергии добра. Ты просто не станешь отражать зло, но в мире справедливости это ничего не изменит. Зло распространяется не только зеркалами справедливости. Зло ставит людей в такие условия, что перед ними возникает проблема: либо они должны сами породить зло, чтобы первоначальное зло не разрушило их жизнь, либо должны добыть где-то ресурсы, чтобы погасить энергию зла. Не всегда у человека есть ресурсы для нейтрализации цепочки зла. И тогда он совершает уже свое зло, которое добавляется к первоначальному.
- Какой ещё "ресурс"?
- Какой хочешь. Это могут быть деньги, когда ты гасишь чей-то долг, время твоей жизни, когда ты берёшь брошенного ребенка, твои знания, или что-нибудь ещё.
- И что же делать, как прервать разрастание цепочек зла?
- Ваш Мессия учил вас ввести в жизнь любовь. Любовь отрицает справедливость. Ты не поворачиваешься ко злу той же стороной, ты не даёшь ему отразиться от себя, и не просто игнорируешь его, а гасишь. Гасишь внутри себя. Это требует немалых сил. Это требует умения терпеть зло. Понимаешь? Чтобы нейтрализовать зло, надо научиться его терпеть. Нетерпение - служанка справедливости. Ваш Мессия полагал, что терпеть зло помогает любовь.
- Да, чтобы уничтожить зло, его надо сначала принять и вытерпеть.
- Это необыкновенное свойство любви - способность принимать и терпеть зло. Оно происходит оттого, что любовь безжалостна, в ней отсутствует жалость к себе. Она направлена на объект любви, а не на себя. Но не всегда любви достаточно. Вот в чём беда!
- Любовь не достаточно всесильна?
- Да, иначе мир был бы другим! Представь себе, что организация, где ты работаешь, выдала кредит другой организации, но их обманули мошенники. Заёмщик не смог вернуть деньги, вам не смогли выдать зарплату, детей нечем кормить, жизненно необходимое лекарство жене купить не на что. Короче, пошла обычная цепочка зла. Ты даже не знаешь тех, кто сделал первоначальное зло. И ни у кого нет ресурсов погасить распространение зла. Скажи, как поможет твоим детям и жене твоя любовь к тем, кто не выплатил честно заработанные деньги? Ты будешь страдать независимо от того, какой стороной повернёшься к злу. Тебе надо делать выбор: либо, страдая, погубить детей и жену, либо пойти воровать и продлить цепочку зла.
- Но если в мире будет
| Помогли сайту Реклама Праздники |
То есть обычный человек.
Но вначале, в прологе, уродливая цивилизация описана очень зримо. Как понять? Если это метафора - то как-то слишком уж герой "сведущ" в простых радостях простой не-помоечной жизни. Если это буквально - то всё равно ниччччччччччего не понимаю!