Со времени возникновения цивилизации и до наших дней человечество не перестает задаваться вопросами: откуда мы? кто мы? для чего мы? В разные этапы развития человек отвечал на эти вопросы по-разному, и каждое новое достижение науки вносило свои коррективы.
Если раньше, примерно до семнадцатого века, возникновение человека однозначно трактовалось, как Божье творение, то дальнейшее бурное развитие науки и техники и систематизация большого количества наблюдений привели к появлению разных теорий. Например, самовозникновение и дальнейшая эволюция живой природы, привнесение разума инопланетянами, наличие в космосе «спор жизни», наличие в космосе информационных или ментальных полей и т.д. Часть этих теорий, связанных, например, с постепенной эволюцией разума, в настоящее время отвергнута большинством ученых, некоторые теории пока относятся лишь к области фантастики и ничем не могут быть доказаны.
Ответ на второй вопрос «кто мы?» проистекает из принятой концепции ответа на происхождение человека.
Для верующего человека нет сомнения в его божественном происхождении, равно как и всего окружающего мира в целом. Другие же искали, продолжают и будут искать объяснение происхождения жизни в открытиях физических закономерностей и научных исследованиях. Если мнения этих групп людей о происхождении человека и самой жизни по сути антагонистичны и не имеют почвы для примирения, то ответ на третий вопрос: «для чего мы?» имеет много точек соприкосновения. Это, прежде всего, касается создания устойчивого морального общества и развития моральной личности, адаптированной для жизни в этом обществе.
Все религиозные учения, так же, как и гражданские кодексы разных стран, направлены на сохранение и выживание человечества. Поэтому все действия людей, приносящие ущерб существованию отдельных личностей или групп людей, осуждаются либо божественными заповедями: «не укради», «не убей», «не прелюбодействуй» и т.д., либо наказываются статьями уголовного или гражданского кодексов. Как религиозная мораль, так и государственные интересы требуют большого внимания к воспитанию и развитию подрастающих поколений в духе терпимости и дружеского отношения ко всем членам человеческого общества, а также к бережливому отношению к окружающей среде. Действительно, если каждый сосед с соседом, государство с государством, нация с нацией будут постоянно находиться в состоянии недоброжелательства и агрессии или даже открытой войны, то это приносит смерть не только членам общества, но и препятствует его дальнейшему развитию.
Итак – цель существования человека и человечества – его развитие. «Куда?», «Как?» Вот здесь уже начинаются опять расхождения между религиозными и материалистическими представлениями развития.
Религиозные учения утверждают, что человеку достаточно осознать свою покорность Богу и жить по его заветам. Тогда ему будет обеспечена бессмертная жизнь в Раю (или приличная инкарнация, или упокоение в нирване и т.д.). В этом случае задачей и целью человека становится самосовершенствование по заветам Бога с обязательным соблюдением предписанных ритуалов (молитв, постов) которые, являясь по сути инструментами совершенствования, единственно приводят к «праведной жизни». О самих же целях сотворения и предназначения человека ведомо только создателю. Другими словами, если все люди проникнутся любовью друг к другу и перестанут творить зло, цель будет достигнута. Такая точка зрения приводит к душевной и творческой пассивности, ибо человек надеется на помощь извне, а не на свои силы. В дальнейшем я не буду касаться религиозных концепций, поскольку в разных религиях они имеют различное толкование, сходясь лишь в одном – обращению за помощью к божественным силам через посредство религиозных институтов и их служителей.
Характерно, что и для материалистов отправной точкой развития человечества является то же самое – совершенствование личности. Человек должен измениться по своим психическим, ментальным и даже физическим параметрам, только тогда возможно движение вперед. Куда? Тоже к самосовершенствованию? Да, но с другими целями. И именно осознание этих целей явится тем инструментом, который позволит человеку подняться на высшую ступень развития. Так какие же это цели?
Рассмотрим сначала не «человека совершенного», который появится, возможно, еще не очень скоро, (а, может, и не появится совсем), а наше время. Какие задачи стоят перед человеком и обществом сейчас? Во-первых, как перед любым биологическим видом – выживание вида. Человеку это легче сделать, поскольку вид гомо сапиенс – единственный на планете. Угрозу выживанию вида несут сами индивиды по отношению друг к другу. А в отношении среды обитания и использования ресурсов планеты человек нанес уже такой ущерб, что выживание человечества подходит к критическому пределу. Стремление человека преобразовать природу под свои поистине беспредельные желания, взять от нее как можно больше, не задумываясь о последствиях, стать выше природы, ее хозяином – это мелкость и ограниченность людей.
До настоящего момента вся наука и техника служила лишь для удовлетворения требований все более и более комфортных условий жизни, а это является препятствием на пути самых крупных идей и движений мысли. Что с того, что человек стал строить более комфортные жилища, стал быстрее передвигаться, получил глобальную возможность общения? Сущность его осталась та же, что и 2, и 4, и 8 тысяч лет назад. Лозунг Древнего Рима «хлеба и зрелищ!» вполне актуален и сейчас.
Даже космические полеты, которые будут возможны в недалеком будущем, имеют своей целью либо получение новых материалов «на благо человеку», либо экспансию человечества на другие планеты. Экспансия – это вторая задача, стоящая на пути выживания вида. И деятельность людей в этом плане ярко видна в захватнических войнах, пока, к счастью, только в пределах своей родной планеты.
Можно сказать, что результатов деятельности человека (в отличие от животных) только два: знания (информация), полученные в результате мыслительно-научной деятельности, и рассеянное тепло (энтропия), то есть то, что человек затрачивает на себя, любимого. Все остальное – производство пищи, постройка жилищ, механизмов, самолетов, сооружений и т.д. представляет собой лишь промежуточные звенья. Эти две штуки – энтропия (распад) и информация (концентрация) – настолько похожи, что являются сторонами единого целого в развитии, только с разными знаками. И знак определен может быть только с точки зрения, для чего, для каких целей трудится человечество.
По-настоящему разумна та деятельность, когда больше добывается знаний, чем рассеивается энергии. А вот если наоборот, то пусть даже на промежуточных этапах появляются такие интересные вещи, как штаны или звездолеты, в целом, по-крупному, она разумной не является. Это справедливо как для отдельных людей, так и для человечества в целом.
Стремительный взлет научных достижений за последние полтора столетия при наличии разрозненных, разных по интересам и действиям и даже враждебных государств, появление блоков, монополий, партий, мафий и даже новых религий доказывает лишь неразумность действий людей (как копошение насекомых без цели – только самосохранение и экспансия). Даже век электричества, выход в космос, создание сверхматериалов или успехи в биологии не переродили мир, а лишь увеличили рассеяние энергии – энтропию. Загрязнение Земли, истощение ее ресурсов и прочие негативы – продукт деятельности, которую человек считает разумной, но таковой она не является. Перелом может наступить лишь при осознании мелкости частных дел во имя общих задач.
К сожалению, как показывает история и анализ процесса развития человечества, объединение возможно лишь в случае угрозы, реальной угрозы существованию планеты, а, следовательно, всему человечеству. Это может быть «библейский потоп», или «тепловая смерть», или, наоборот, «оледенение» планеты, или ядерное заражение вследствие все той же неразумной деятельности… Только объединенное человечество будет в силах поставить перед собой задачи, для которых накопление знаний станет важнее работы «на себя».
Итак, в чем же смысл жизни? В служении ИДЕЕ освобождения человечества. В свое время преобладало освобождение людей от произвола стихий, от порабощения другими людьми. Затем по закону «отрицания отрицания» – освобождение от первоначальных освободителей – порабощающего влияния техники, денег, власти и т.д.
Кроме того, во все времена шло освобождение через познание, через понимание МЕСТА разумных существ в планетных и космических процессах – через постижение истинного смысла вещей. Такое познание превращает людей из слепых орудий природы в соратника, напарника естественных процессов, а затем и руководителя их. Далее – освобождение через познание и накопление возможностей – энергетических и информационных.
Использование возможностей, т.е. их реализация, всегда является тратой.
В реализации должны отсутствовать порабощающие стимулы – выгода, наслаждение. Основной целью должно стать приобретение новых возможностей, более обширных, чем израсходованные, приобретение новых знаний. Уверенное владение возможностями приносит людям больше счастья, светлого, спокойного, чем древнее стремление к максимальному удовлетворению бездонных потребностей. Материальные же потребности людей должны удовлетворяться в той же мере, в какой «удовлетворяются» клетки в живом организме: в самый раз для нормального жизнедействия. Больше оптимума так же вредно, как и меньше его. Воображают ли клетки, что обеспечение делается ради их выдающихся качеств или нет, но разумному человеку лучше бы всё понимать, как есть, и заботиться об организме в целом.
Есть еще самый простой смысл жизни: распространение «гомо сапиенс» в космос. Но не всякая экспансия – благо. С этой точки зрения космическая экспансия выглядит не победой разума, а скорее торжеством инстинкта размножения, свойственного любой жизни. Разуму лишь отводится роль исполнителя.
Цивилизация, не сумевшая вовремя обуздать инстинкт экспансии, обречена на самоуничтожение. Возможно, в этом разгадка «отсутствия» братьев по разуму. Космическими долгожителями становятся только те, кто достигнет равновесия в отношениях с биосферой планеты и внутри общества.
Полеты в космос – это глубокие разведки, как, например, шахты в недра. Но не для жизни, а для приобретения знаний, позволяющих приобрести еще большие возможности. Цель полетов – поддержка любой жизни во вселенной, а это возможно лишь на принципах доверия и взаимопонимания.
Земная литература культивирует страх перед чужими мирами, основанный на наших понятиях захвата и концепциях защиты Земли. От кого? От инопланетян, которых мы наделяем нашим несовершенным разумом, предоставляя в их распоряжение совершенную технику (возможности)? Люди боятся вторжения, а нужно бояться армии, которая калечит сознание людей, внушая поведение только «с позиций силы» и никогда не будет способствовать развитию взаимопонимания. Тому наглядный пример и
| Помогли сайту Реклама Праздники |