Рождеству Христову посвящается
В С Т Р Е Ч А
Осень в Святогорске выдалась просто замечательная : теплая, сухая, мягкая. Природа, чувствуя приближение ненастья и в попытке надышаться, полна совершенно неописуемых красок, особенной осенней силы жизни, которой она готова поделиться и дать заряд на всю долгую зиму. Холмы, поросшие лесом, из изумрудных превратились в золотые и на фоне бледно-голубого осеннего неба привораживают взгляд. И в этом красно- золотом обрамлении на высокой меловой скале стоит, сияя куполами, древний монастырь, жизнь в котором размеренна и величава как река, текущая у его подножья.
На небольшой полянке, рядом с перелеском, что на вершине холма, лежит распластавшись крестом монах. Глаза его прикрыты, лицо с легкой благодатной улыбкой, одухотворенно молитвой. Ласковый утренний ветерок играет с его длинными темно-русыми волосами и краями черной рясы. Очнувшись от этого благостного молитвенного состояния, от зазвучавшего в утренней тиши мелодичного перезвона к заутренней, отец Александр приподнялся на локте всматриваясь вдаль. Он любил бывать здесь, на этой полянке, с которой открывается такой простор с далеким горизонтом, где можно встречать восходы, размышлять, творить молитву в этой первозданной тишине, вдали от немного суетной монастырской жизни. Странные вещи, иногда, происходили на ней: в каком бы состоянии духа он не приходил сюда, все наносное, все заботы, волнения испарялись куда-то и что-то радостное, вечное вливалось в душу, неся покой и благодать. Однажды, лежа на траве, он ощутил как его волосы и трава стали единым целым, как эта сила, которая дает маленькому ростку пробиваться к свету, даже через бетон, входит в его сознание, неся некое просветление, чувство единства и взаимосвязанности всего сущего, сознание того, что все окружающее его по- своему, по разному живет и возносит, как умеет, хвалу Предвечному Творцу. На таких местах в старину ставили храмы.
Вот уже почти двадцать лет, как отец Александр ведет смиренную иноческую жизнь, постигая вершину творчества, искусство искусств – молитву сердечную. И сегодня, в день Ангела, когда ему исполняется сорок лет, на него нахлынули воспоминания, унося его в прошлое, без анализа, которого невозможно отдать себе самому отчет о прожитом, и которое является основой для будущего.
Да, скоро сорок, а для бессмертия еще ничего не сделано, - усмехнулся он про себя, перефразируя известное высказывание, которое приобрело для него сегодня совсем другой, сокровенный духовный смысл.
Он чувствовал, как изменился за последнии годы: и не только внешне- по старому монастырскому обычаю, зеркал в келиях не было, и он не мог видеть себя со стороны, и только во время церковных праздников, когда в монастырь приезжает много разного народа: и священики, и монахи с других монастырей, паломники, он слышал за своей спиной восторженный шепот и чувствовал заинтересованные, иногда завистливые взгляды.
Изменился он и внутренне: перешел некую грань, достиг возраста духовной зрелости, когда все силы души и тела получают полное свое выражение, возраста зрелого творчества, мужества и свершений. И те кто были с ним все эти годы, те кто окружали его или приходили к нему за помощью и советом, когда он еще только стал иеромонахом, не давали ему ошибиться в этом.
Одно осталось неизменным в нем – это его тайна, о которой знал только его духовный отец, связанная с его, или скорее не его, решением стать иноком, и до сих пор волновавшая его своей непознаностью и непостижимостью. Это было похоже на далекий детский сон, который оставил глубокий след в душе двенадцатилетнего мальчика и сегодня, спустя много лет, отец Александр чувствовал, что также далек от понимания его как и тогда.
Спустившись по тропинке к нижнему храму, он услышал первые гласы хора иноков. И когда волны стройного славословия наполнили его, он занял свое место и уже целиком отдался этому звучному сиянию завораживающей неземной красоты, которое уносила его выше и выше, за грань телесного естества, отодвигая все земные и церковные заботы. Пел хор, пел отец Александр. Мужественные басовитые голоса входили в созвучие, и порой казалось, что уже не они поют, а звуки льются сами по себе, утверждая победу добра и света над миром зла. Сердца всех находящихся в храме, наполнялись то радостью, то светлой печалью, то мужеством духовной борьбы. Очарованные этим пением, стояли немногочисленные прихожане. Закончив акафист, отец Александр вышел из храма слегка опьяневшим, как пьнеют светом и воздухом, вырвавшиеся на волю из тесного, мрачного жилища и вытер восторженные слезы. Да, редко пелось так, как сегодня.
Только подойдя к своей келии, он пришел в себя после этого таинственного, оживляющего, дающего смысл и полноту жизни состояния. Внутри ее был полумрак, горели лампады у икон, пахло ладаном и травами. Почувствовав некоторую физическую слабость, обычную после высоких духовных состояний, отец Александр присел на край скамьи и предался размышлениям и воспоминаниям, подводя, в каком-то смысле, итоги своей иноческой жизни с ее опытом самонаблюдения, взлетами, падениями, терзаниями и противоречиями. Прошлое, совершавшееся некогда с ним и вокруг него, проходило сейчас перед его мысленным взором, но уже видимое им, как бы со стороны, с высоты его жизненного и иноческого опыта.
Да, многое видел, прочувствовал и осознал отец Александр за это время: были здесь и интриги среди священников и даже братии; видел он как привозили в монастырь родственники своих близких, больных последней болезнью для покаяния, которые, как заблудшие овцы, потерялись среди всевозможных сект и течений лжехристианского толка, возглавляемых зарубежными пасторами, и которых выворачивало и сгибало дугой только от одного вида Богородичных икон; и как старцы и братия, терпеливо с любовью очищали и облегчали их души, а иногда, если успевали, то и тела. И тогда еще, в юношеском порыве, он отчаянно молился за людей, которые не понимали, что страна, где были явленны такие светильники веры как Сергий Радонежский, Серафимушка, Старцы Оптинские и Печерские, и многие другие, которых церковь наша знает поименно, уже не нуждается в иноземных учителях веры, а сама может просвещать вселенную; и что нет веры духовнее, величественнее, чище и светлей, чем православная.
Вспомнил он, как однажды, после службы слышал спор баптиста, зашедшего в храм, с прихожанами. Он, стоя перед старинной иконой, разлагольствовал, что и краски на иконе прекрасные и мастерство художника, но не чувствует он духовной силы в ней. Отец Александр уже хотел вмешаться, как маленькая совсем девочка, лет пяти, которая стояла рядом, ему тихо шепнула:
Дядя, а вы встаньте на колени.
И это так поразило его, что он встал на колени перед иконой. И по тому, как стало менятся его лицо, все поняли, что вдруг все преобразилось для него, открылось ему нечто такое, чего он до этого момента не чувствовал.
Видел он и людей, пришедших в монастырь от отчаяния и безысходности, разочарованных в жизни, бежавших от обстоятельств, которые мучились в новой для них среде, не в силах забыть мир и буквально таяли на глазах. Видя их страдания и не в силах помочь, осознал он слова старцев, что в монастырь идут не от безысходности, а только по любви.
До сих пор волновал его и вопрос отношения инока к миру. С одной стороны он, как человек, выбравший путь отшельничества, понимал, что необходимо уходить от суеты и шума, от поверхностности мира в тишину монастыря, куда не проникают большинство пороков, для обучения и познания своей двойственной натуры, но с другой, его сердце говорило ему, что время абсолютного иночества прошло и нужно иногда выходить в мир, неся любовь, знания и опыт; что научить молится мир – это также важно, как и творить молитву о нем. Дать голодному не рыбу, а удочку и научить ее пользоваться. Ведь можно и в монастыре быть мирянином, а миру монахом, как говорили великие затворники, что и видел не раз отец Александр. Вспомнился ему древнеарийский эпос о Нарайяне, который изучали они в семинарии, и говорящий о том, что быть праведником в миру сложнее, чем в отшельничестве. Поэтому каждый раз, испрашивая благословения у своего духовника на поездку в другие монастыри или по святым местам, он весь горел желанием делиться своим молитвенным опытом, знаниями, сея в души зерна веры, христовой любви.
- Отец Александр, вас просит к себе игумен, - раздался неожиданно голос молодого послушника за дверью. – Он у себя в келии.
Сейчас буду, спасибо, - ответил он, прервав свои размышления.
Войдя в келию настоятеля, они сердечно поздоровались:
С днем Ангела , отец Александр, долгих лет тебе, - произнес отец Силуан.
Спасибо батюшка, вашими молитвами. Отец Силуан, благословите на поездку к старцу Иеремеи в Косьмо-Дамиановсий монастырь, что в Крыму, - с поклоном произнес отец Александр. – Давно к нему собирался, да вот и подгадал ко дню Ангела.
Много слышал о нем, правда, самому не довелось видеть. Все заботы, дела монастырские. Поклонись от меня. Старцев нынче всего пятеро на всю Россию.Поезжай, знаю вопросы у тебя есть, на которые только затворники святые и дадут ответы.Детское видение покоя не дает, да?
Да, и видение, и боюсь снова возвыситься. - сказал отец Александр.
Получив благословение своего духовника на поездку, отец Александр вернулся в келию и задумчиво глядя на пламя свечи, еще раз с благодарностью вспомнил ту неоценимую помощь отца Силуана, его мудрость и понимание сути духовной жизни, которые всегда поддерживали его и ограждали от еще более сильных падений, без которых, впрочем не бывает и взлетов, возможных, правда, только с опытным наставником.
Один из таких уроков он получил на день канонизации святого Иоанна, затворника-монаха жившего в Святогорском монастыре в прошлом веке. После крестного хода и праздничной службы, выйдя из храма, отца Александра окружили верующие, прося благословения. Они любили и ждали его, потому-что в отличии от многих, окружавших его надменных священников, у него для каждого из них у него находились искренние нежные слова поддержки и утешения в их обстоятельствах. Здесь же на паперти стоял и один из схимников, окруженный монахами.Старец Илия – древний, мудрый со светлым взором и тонкой душевной обходительностью затворник. Пройдя через толпу, отец Александр, поклонился схимнику и сложил руки под благословение. Отец Илия положил свою, благословляющую руку, на руки отца Александра, и вот, когда он наклонился и хотел прикоснуться губами к ней, старец неожиданно перевернул руки и сам быстро приложился к руке Отца Александра. А потом, во время христианского обьятия, старец шепнул ему на ухо:
- Брат мой, ты весь просто истекаешь прелестью – этим духовным корыстолюбием. Ты обмазан ею, как медом.
Все, что произошло никто не видел, настолько искусстно старец сделал свое замечание, которое просто поразило отца Александра. Он долго, потом, думал об этом уроке смирения , молился, безуспешно, пытаясь найти ответ. И вот, ближе к Пасхе, на исповеди у отца Силуана, он рассказал о тех словах
|