Украинский синдром
Даже очередное кровавое преступление Евросоюза – убийство зоорасистами генетически неполноценного датского жирафа не отвлекло русский интернет от Украины.
А на Украине бушует второй Майдан. В южной России так называют базарную площадь. Однако наш братский народ обогатил русский язык принципиально новым значением. Ныне майдан – это массовое выступление народа против власти. Буза, словом.
Первый Майдан стоял в 2004-ом против Виктора Януковича. А за того горой стояла Россия. Не вся, конечно, но самая весомая её составляющая. Януковича тогда в президенты не пропустили. Выбрали Виктора Ющенко, который… Впрочем, не буду оценивать чужих начальников. Напомню лишь, что Ющенко выдвинулся на второй срок, но избиратели его проигнорировали. И путь ко второму Майдану лежал через его президентство. Но дело вовсе не в Ющенко. Он даже не повод.
От первого Майдана России достался и термин «Оранжевая революция». (По-украински: "Помаранчева революція"). Это есть стойкий ночной кошмар многих постсоветских вождей. Ещё бы: Грузия, Киргизия. Прямо-таки моровое поветрие. С той поры появилось в официальном политновоязе и ругательство «оранжист». Это, говорят, даже хуже, чем «троцкист» сталинских времён. Но и «оранжевая революция» – это лишь слова.
Я бы и назвал происходящее «украинским синдромом». Пока в узком смысле этого термина.
Тогдашняя буза (бунт 2004-го года) была карнавальной. Её и определили широкой компанией мирных протестов.
Нынешний Майдан довёл Украину до общенационального траура. Помянем и мы погибших.
Прошло 10 лет, а Майдан вновь стоит против Виктора Януковича. Тот выиграл выборы у заклятой соратницы Ющенко - Юлии Тимошенко. Её самоё определил в тюрьму. Мог бы жить и жить спокойно. Но на славном пути президента вновь стал Майдан. Однако дело совсем не в Януковиче. Это лишь повод.
Янукович, в конце концов, победил на честных выборах. Узаконил русский язык. И до поры до времени успешно сидел меж двух стульев – России и Евросоюза. С последним даже собирался ассоциироваться. Однако в решающий момент пожал протянутую Москвой руку. Рука эта была с траншем. Говоря совсем по-русски, с кредитом или деньгами – материальной помощью. И по-своему, президент был прав. Штопать-то надо сейчас, а когда ещё удастся ссучить европейские нитки. Часть украинцев, которые изучили географические карты и знали, что Украина ближе к «настоящей» Европе, чем Россия, что в Страсбург путь лежит через Львов, а не через Москву, это возмутило. Однако дело всё же не в Евросоюзе. Это лишь повод.
Официальная Россия на сей раз была осторожна. Она сразу отделила оппозицию от экстремистов. Конечно, полного нейтралитета не было. Это логично. Янукович всё же законный президент, а майданщики пока ещё толпа. Но в случае чего, и с ними придётся жить. Что творилось в зазеркалье, нам неведомо. Но дело не в России. Она всего лишь повод.
А интернет резвился по полной программе. Он всё знал, всё понимал. И твёрдо знал, где выход. Пути в светлое будущее братской Украины предлагались разные. От: «мирно разойтись по домам и начать вкалывать». До: «немедленно бомбить, если не Страсбург, то хотя бы Львов». И возносились молитвы к духу Сталина, дабы он немедленно реинкарнировался в каком-нибудь нынешнем начальничке и навёл бы «порядок». Кого надо расстрелял, кого надо посадил, а совсем ни на что не годных – в Сибирь. И пресловутый Запад, который после казни жирафа доказал, что способен на любое преступление, объявил бы мифом и ересью.
«Фабула», естественно не осталась в стороне. Тема было отражена не только обильно, но и разносторонне и разнообразно. На любой лицевой страничке – десяток опусов. От прямых репортажей, как «за», так и «против», до стихов и даже литературной критики. И всё это весьма интересно.
Однако, на наш скромный взгляд, чтобы понять, что происходит на Украине, надо вернуться к нашей недавней, ещё кровоточащей истории. Когда затрещал по швам Советский Союз, некоторые аналитики предсказывали, что вслед ему начнут разваливаться и республики сталинской матрёшки. Посмеялись. Но сбылось. Рвануло в Закавказье. Конфликт Армении и Азербайджана из-за Карабаха изменил и политическую карту региона, и этнографическую картину. От Грузии откололись две её автономии. Распалась Молдавия. В Среднюю Азию и заглядывать не хочется. Да и России пришлось дважды воевать с Чечнёй. А на Украине восстановилась Крымская автономия.
Распад СССР ещё не завершён. И события на Украине – его новый этап. Что произойдёт нам неведомо. Хорошо или плохо для России? Мнение есть, но не скажу. Пусть украинцы сами решают.
Сейчас, похоже, Майдан начинает брать верх. Но Майдан – хрупкая конструкция. На земле, на площади, на виду он силён. А в кабинетах стремительно трансформируется в обычную власть со всеми её пороками.
Но поскольку Украина – вторая по значению держава на Постсоветчине, то и происходящее в ней изменит картину этого пространства.
«Украинский синдром» – это болезненно, но объективно. Можно объявить его иноземной заразой, но это не поможет. Даст лишь корм для пропаганды. Словами такие приступы не купируются.
«Украинский синдром» в широком смысле – хвороба и благоприобретённая, и системная для Постсоветчины. Да и для всех посткоммунистических стран. Самый острый случай, помните ж, имел место в Югославии. И недуг этот надолго. И нам с ним жить. И следующим поколениям тоже жить.
Но время лечит. Через век-другой, глядишь, войдёт в берега.
Но любая война, чем бы она ни закончилась, станет поражением России.
PS. Как констатируют, но уже постфактум, вдумчивые комментаторы, Украинская Советская Социалистическая республика прекратила своё существование. Стартовая фаза нового этапа распада СССР завершена. А на самой Украине всё только начинается. 23.02.14.
15.04.
PPS. События развеваются стремительно. Правда, больше слов и декораций, чем событий. И слова о намерениях, порой, выдаются противной стороной за совершенное.
В ответ забузили Восток и Юг Украины. Хорошо это или плохо, не знаю. Но при любом исходе, при любом уровне дурости или здравого смысла верхов украинский кризис обойдётся России в копеечку.
Есть у земель, не приемлющих новую власть, одна очень серьёзная проблема. Януковича-то - это уже битая карта. А ни одного лидера ни на Востоке, ни на Юге Украины, который хотя бы на вершок был выше толпы или столешницы в своём кабинете, не видно.
Вторая украинская буза обогатила русский язык словечком "майданутый". Переругались и писатели-фантасты двух стран. Скорее всего, от обиды на на жизнь, которая превзошла все их фантазии.
А интернет продолжает резвиться. Смотри ниже ссылку. Выдаётся за подслушанный разговор, но видно перо литератора.
Мне нравится Ваша сдержанность в оценках украинских событий, что так редко встречается на просторах интернета.
С уважением,
Е.К.