Произведение «Что значит "мне больно"?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 663 +1
Дата:

Что значит "мне больно"?


Сказка сказкою,
    а вы вот
сделайте из сказки вывод.
Полюбите, дети, труд -
как написано тут.
Защищайте
     всех, кто слаб,
от буржуевых лап.
Вот и вырастите -
              истыми
силачами-коммунистами.

Владимир Маяковский, 1925


Случайно мне попался документальный фильм на жужжалке...
"Смертельная игра Маяковского". Сценарий Дмитрия Демина.

Пожалуй, тайна смерти Маяковского раскрыта. Все таки это было самоубийство.
Все таки "любовная лодка разбилась", а не мечта о будущем.

Не буду смаковать.



-1-

Такой известный поэт, и можно сказать гений, как Владимир Маяковский застрелился при странных обстоятельствах, а, может быть, ему помогли. Криминальная истина мало кого интересует, интересует Истина с большой буквы. В юности Маяковский писал так называемые обличительные стихи. Далее поэт решил, согласно мнению составителей школьных программ, что нужно делать социалистическое искусство. И перед смертью начал сочинять обличительные стихи и пьесы ПРОТИВ социализма. С чего начал к тому и пришел. И закончил просто - как и все смертные.

У Владимира Маяковского я нашел стихотворение "Мрак", и сравнил его со своим стихотворением "Шлак". Есть сходство, хотя есть и различия между Маяковским и ... мной. Кроме того, когда в рамках школьной программы учили наизусть "Облако в штанах", меня отчитывали за негатив, высказанный в сочинении наперекор принципу партийности - дескать, утверждать что общество развитого социализма при Брежневе имеет недостатки неправильно, тем более для комсомольца. СССР есть лучший из возможных миров, о чем и следует писать стихи и прозу. Такая была путевка в жизнь.


Но, все же, коррупция как коррозия. В Книгу Рекордов Гиннесса СССР попал, но точку зрения Салтыкова Щедрина никто не отменял. Партия в ежовых рукавицах Сталина еще как-то управляла страной, а последующая либерализации и оттепель закончились демократизацией по Ельцину, Гайдару и Чубайсу. То есть Маяковский застрелился правильно.

Ах, если бы только Маяковский... Сколько еще смертей. И правильно пишет пиндос, даром что он не из СССР,  Бредбери - "смерть дело одинокое". А как умирали в нищете звезды советской культуры?

Хотя не очевидно то, что умирать нужно молодым. Есть примеры когда и 80-летние пишут интересные книги. Юнг и Хомский, например, или китайские и японские писатели. В Британском музее я видел замечательную скульптуру - бюст городского жителя, который закончил этап светской жизни и посвятил себе самоусовершенствованию. Впрочем, кто-то и не ждет старости, а посвящает себя Богу в ранней молодости. А многие и ближе к старости не желают отказываться от материализма и простых рецептов успеха.

Правда мозг и тело, я слышал, изнашиваются. Тогда лучше использовать эту "аппаратуру" как можно раньше, а потом можно и пулю в висок.

Зачем нужен мозг и нервная система можно поспорить. И поспорить о том, что такое "зачем". Но нервная система как hardware души определена у Лири. Если его не любят как пиндоса, так мало ли что... Павлов тоже хорош с обличениями русского идиотизма.


-2-

Иосиф Бродский пишет фельетон про тиранов. Дескать, у них гастрономические излишества, смерть "от пениса" и так далее. Получается, что тирания жалкое удовольствие. Но когда Лев Толстой сравнивает Наполеона и Кутузова - то же самое. Волею судеб можно попасть на трон, в кресло или в книгу рекордов - а удовольствие то жалкое. А вот простая смерть - есть ли в ней что-то от подвига?

В "Подростке" есть умирающий старик. Бродский заметил, что старцы у Достоевского пованивают. Но тут другой случай. У постели умирающего сидит юноша и удивляется тому что дедушка, и на самом деле, смерти не боится.

Но так ли это бывает - уходит ли страх перед просто болью. Ведь боль это эмоция, запрограммированная миллионы лет назад. Человеку это перешло по наследству, и со страхом боли считаются. Как альтернатива Дарвину есть теория, что люди жили и в эпоху динозавров, но тело было такое же как у динозавра или иного мелкого животного той эпохи.

Возможно, что вынести пытки от других людей легче, чем в последний момент сознательно сделать себе больно самому.

Я все пытаюсь это представить. Этот подвиг, может быть, и не рекламируемый в книге рекордов.

Смерть может быть случайной и очень болезненной. Сработает механизм шока - единственная надежда. Сильная боль будет длиться секунды, но все равно она будет.

Так в чем же состоит подвиг смерти?


-3-

Все повторяется и возвращается, все циклично. Оптимизм хочет верить в диалектику и движение по спирали. Только по спирали можно и деградировать. Так "дисциплинарно-санаторный режим" моего детства возбуждал у меня очень нехорошие чувства и ощущение лживого прогнившего общества. Все бы было хорошо, но тут подлили масло в огонь постсоветские демократы или дерьмократы, спираль-то никуда не перешла в лучший мир. А ведь этот виток находится внутри более общего цикла.

Мне кажется, что я не одинок.  Схема проста - в юности кажется, что можно просто обличать недостатки, а ближе к концу жизни оказывается, что зло вечно.

Конец жизни, возможно, это как раз тот самый момент, когда понимаешь, что ничего хорошего уже не произойдет.

Но тут и всплывает боль, страх боли - физической и душевной. В таком состоянии смерть становится подвигом.

Но Витгенштейн все время возвращается к выражению "мне больно" и доказывает, что оно отличается от других фигур логики. Потому что нельзя почувствовать чужую боль. Хотя религия учит - можно. Но на то она и религия.

На словах "возлюби ближнего как самого себя" привычно. Но Витгенштейн уверен, что если бы в школе учили что все планеты и звезды движутся по прямым - то школьники бы верили в это. А вместо любви и Христа на деле имеем ненависть и Сатану. Хотя ум сопротивляется.


- 4 -

Сталкиваясь с глобальной фрустрацией, можно переключиться на любовь к конкретному человеку, или существу - женщине, ребенку, лошади, кошке, собаке или даже хомячку. Это спасательный круг.

Ницше в Турине стал защищать лошадь, которую избивал извозчик. Но стресс был последний. Пришел домой и стал смеяться и плакать, его и отправили в сумасшедший дом с диагнозом прогрессивный паралич. Диагноз всегда найдется.

Но всегда вспоминается то, что боль то может продолжаться секунды и потом шок и забвение. Поэтому, видимо, мысль о самоубийстве может приносить облегчение. Но тогда эта мысль становится привычкой и даже эффектом терапевтическим.

Тогда реальное самоубийство может быть просто случайностью. Сотни попыток виртуальных и одна, и последняя, реальная. В таком состоянии, возможно что скрытого психоза, можно жить годами. Мысль о смерти будет даже палочкой выручалочкой - а при этом можно и лгать в свое удовольствие, понимая что смерть это подвиг.

Вероятно, реальное самоубийство озадачит общественность. Начнутся пересуды - почему? Страх перед старостью, обиды на думающих иначе, любовные страсти. Но ничего такого не было.

Просто пистолет выстрелил в какой-то момент физически и пуля произвела остановку процесса. Или веревка не порвалась, или в трахею вода попала, или керосин вспыхнул ярко и парализовал рефлексы. Читайте энциклопедию Чхарташвили.


- 5 -

Так что психическая защита даже кошке нужна. И если защита срабатывает, то можно посвятить себя обществу и  стать коммунистом.  То есть лгать, следуя генеральной линии и очередным задачам. Если нервная душа революционного матроса или фининспектора от литературы даст сбой, а при прочих равных условиях курок сбой не даст и пороховые газы направят пулю в важный узел тела - это "хорошо".

Существует плотность вероятности. Но с точки зрения детерминизма Сократ смертен. Так что да - любая смерть это подвиг, но за пределами православия и, вообще, правильно построенных выпускниками литературного института разговоров. Кстати, Институт Общества это левиафан, злобное чудище, или просто лимит свободы по определению. Так что, если еще Институт Литературы - то это дорога на кладбище домашних животных.

- 6 -

Я однажды в Крыму встретил литературного мецената. Он, вообще-то, всего лишь хотел продать мне полдюжины бутылок "Массандры" по случаю. Я не купил, так как в кармане не нашлось рубля. Но меценат тут же отомстил и сделал литературные замечания не за, а против. "И кипрское хлещет вино!" - писал Гельдерлин.

Потом в лагерь пришел другой пацан и рассказал, что он стукач КГБ, дескать, он не любит дураков. Но любит литературу.

В это время вся Ялта слушала "Группу крови на рукаве". Кого-то от этих магнитофонов и однообразия радиопрограммы тошнило.

Так что умирать молодым просто одно удовольствие. Но ты попробуй досмотреть золотые сны в золотом городе до самого конца!



Поколение




Послесловие:
Моя бабушка вышла замуж за друга детства, большого партийного босса, инструктора марксизма на Украине в 1921 году. Они из Одессы. Оба красные профессора.

бабушка и дедушка, революционеры

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Реклама