Произведение «Тайна пирамиды Джосера» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Приключение
Темы: древние пирамидыисследователитайна подземелий
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 669 +1
Дата:
Предисловие:
Это глава из моей книги "В поисках потерянных гробниц"

Тайна пирамиды Джосера


Автобус остановился и, подняв глаза вверх, мы внезапно обнаружили, что прямо над нами стена, а над ней возвышается гигантская ступенчатая пирамида. Вот так ничего себе!
Мы дружно высыпали из автобуса и схватились за фотоаппараты.
- Погодите, - замахал руками гид. - Мы подойдем ближе.
- Ой, класс! - прыгала на месте Машка.
- Сначала давайте спустимся в музей, - настаивал экскурсовод, пытаясь обуздать наш энтузиазм и указывая куда-то вправо. - Экспонатов там немного - основное все вывезли в Каир, но кое-что интересное можно увидеть.
Мы немножко еще полюбовались на долгожданную пирамиду, которая возникла перед нами так неожиданно и, сумев наконец оторваться от зрелища, повлеклись за египтянином.
Темное полуподвальное помещение, в которое он нас привел, было просторным, прохладным и практически пустым. Кое-где в углах, словно бы для того, чтобы хоть как-то заполнить пространство, размещались невыразительные статуи сидящего фараона. Вероятнее всего, то был Джосер. Но в полутьме черты лица на темном камне скульптуры были практически неразличимы.
Зато во тьме ярко сияла большая плазменная панель, на которой в режиме нон-стоп демонстрировали сочные, блистающие  свежими оттенками голубого и зеленого изразцы, которые археологи сумели обнаружить в погребальном комплексе. Я подумал, что эти изразцы очень напоминают те, которыми так славится Бухара и Самарканд. Впрочем, возможно они и были привезены из Средней Азии, так как керамика делается из глины, а в Египте мы до сих пор видели только песок и песчаник.
- А почему в пирамиде Джосера шесть ступеней? - снова неожиданно прорезалась Мария.
- А сколько надо?
- Семь. Или там есть еще подземелье?
- Да, под пирамидой обнаружена вертикальная шахта, которая уходит на огромную глубину - на 28 метров. Немецкий археолог Лепсиус, который первым обследовал комплекс Джосера, спустился туда и оказался в настоящем лабиринте. В центре находилась комната с саркофагом, а вокруг - бесчисленные комнаты, переходы и коридоры… Сплетаясь и разветвляясь, все эти помещения раскинулись под землей почти на 5 километров.
- Ничего себе!
- А мумию фараона там нашли? - спросил я.
- Про мумию мне ничего не известно. Знаю только, что в этом лабиринте было обнаружено много статуй Джосера в натуральный человеческий рост. Говорят, что эти статуи предназначались для того, чтобы заменять тело фараона в ритуальных обрядах.
- О как.
- А в эту пирамиду можно войти? - поинтересовалась неугомонная Машка.
- Да, конечно.
- Так чего же мы здесь стоим? Идемте скорее!

В древности комплекс Джосера был окружен великолепной стеной из полированного песчаника, которая возвышалась аж на 10 метров. На сегодняшний день эта ограда практически полностью разрушена, но фундамент уцелел и хорошо заметен. Так что окружающий пирамиду двор, на котором когда-то проходили богослужения и погребальные ритуалы, и в наши дни имеет несомненные, четко очерченные границы.
Когда мы выбрались из пустого подземного музея, гид сообщил, что несмотря на отсутствие ограды, вход на территорию комплекса всего один. И так было всегда. В древности любопытствующие могли обойти комплекс по периметру и насчитать в сплошной стене еще 14 фальшивых дверей, которые были тщательно, с мельчайшими деталями вырезаны в камне. Единственное отличие этих входов от настоящих заключалось в том, что они не открывались. Гид пояснил, что такие, сделанные из цельного камня и потому не способные открываться двери встречаются не только в комплексе Джосера, но и в некоторых гробницах. Ученые считают, что их делали специально для душ умерших, для которых, как известно, материальные препятствия не существуют. То есть фактически то были врата, отделяющие мир живых от загробного царства.

Вход в погребальный комплекс Джосера находится в прекрасно сохранившемся и большом и соразмерном здании, расположенном над так называемой «Южной гробницей». Едва пройдя под каменной притолокой мы оказались в величественной анфиладе комнат, образованных своеобразными колоннами. Вся их поверхность была покрыта рельефами, так что казалось, будто колонны образованы плотно увязанными пучками тростника.
Даже сейчас, когда в храме остались только стены и эти необычайные колонны, мы ощутили некое подобие благоговения. Чувствовалось, что все вокруг было сделано не только с фантазией, но и с большой любовью.
Преодолев колоннаду, протянувшуюся метров на 50, мы снова попали на открытое пространство. Тут, во внутренней части двора, окружающего пирамиду, было довольно пустынно. Две потерянные, весьма скромные по численности группки туристов растерянно оглядывали окружающую их пустоту, как бы сомневаясь: а туда ли они приехали?
Слева был установлен легкий заборчик из металлических труб. Он ограждал глубокий прямоугольный провал, куда вела довольно крутая извилистая лестница, высеченная в камне. Другая лестница вздымалась вверх и там, на ее вершине располагался полицейский пост.
Да, Египет страна весьма своеобразная. Всюду, и у храма Хатшепсут, и в долине Цариц, и вот здесь, у Джосера, сурово стояли вооруженные автоматами Калашникова полицейские. Причем я заметил, что рожки автоматов у них были связаны попарно - точь-в-точь так, как делали наши воины-интернационалисты в Афганистане. Похоже, египтяне были готовы в любой момент защищать своих мертвых до последнего патрона.
Здешний пост в отличие от всех предыдущих имел одну чрезвычайно экзотическую особенность: вооруженные полицейские сидели… верхом на верблюдах. То есть хитроумный преступник, который попытался бы скрыться от погони среди песков и барханов, очень скоро был бы настигнут и схвачен. По пустыне от верблюда не уйдешь!
Помимо описанного провала и двух лестниц здесь не было ничего, кроме бесконечного неба, ровного, как ковер, песка … и самой пирамиды. Причем все шесть ее ступеней, были присыпаны песком, который выглядел словно накопившаяся пыль веков. И потому пирамида казалась как бы уставшей и опустившей плечи.
- Давайте я сфотографирую вас на этом фоне, - предложил гид. - Вам ведь нужны хорошие снимки?
- Снимки это да, - сказал я, оглядываясь по сторонам. - А что вот это такое?
Возле лестницы ведущей к полицейскому посту имелась стена, на которую мы не сразу обратили внимание. А между тем по ее вершине шел рельефный фриз, составленный из вздыбленных и распушивших капюшоны кобр. Насколько я помнил, кобра являлась символом божественного покровительства фараону.
- Это ограждение Южной гробницы, - пояснил экскурсовод.
- Разве их две? - спросила Машка. - Южная и Северная?
- В общем, да. Самого фараона, видимо, захоронили непосредственно под пирамидой. В центе того подземного лабиринта, о котором я рассказывал. А здесь, под тем местом, где мы сейчас стоим, обнаружен еще один комплекс подземелий. Туда ведет вот эта лестница.
Египтянин указал рукой вниз, и мы дружно поглядели куда показано, перевесившись через металлические перила.
- Вы помните, в музее показывали голубые и зеленые изразцы?
- Да, очень красиво.
- Такими изразцами, в едином стиле были украшены стены обеих гробниц. Когда ученые впервые спустились туда, то были поражены. В подземелье, почти под 30-метровой толщей песка, стены казались воздушными и прозрачными. Свет фонарей отражался от них, блики скользили по гладкой поверхности и казалось, что исследователи стоят не в шахте на огромной глубине, а внутри легкой тростниковой хижины на берегу благодатного Нила.
- А вы сами когда-нибудь туда спускались?
- Там сейчас идут реставрационные работы.
- Давно?
- Ну, собственно, - замялся экскурсовод, - они начались еще до моего рождения.
- Не слабо.
- А что же там реставрировать? - не утерпела Мария. - Вы же говорите, что все цело?
- Ну, я не знаю… Может быть… В той гробнице, которая находится под пирамидой, было найдено огромное количество алебастровых ваз, кувшинов и кубков. Что-то порядка 40 000 штук.
- Ничего себе!
- Вот. Причем примерно 4000 из них сохранили первоначальную форму и являются настоящими произведениями искусства.
- А поврежденные вазы ученые восстанавливают прямо там, не выходя на поверхность?
- Я не знаю, - признался египтянин. - Зато могу сказать, что здесь в Южной гробнице помимо каноп фараона Джосера, были обнаружены еще большие запасы зерна.
КАНОПА (от греч. Kanobos — город в Др. Египте), сосуд для хранения внутренних органов бальзамированного фараона (в Др. Египте) или пепла после кремации (в Этрурии). Крышка канопы имела вид головы человека или бога.
- Зерна?! - воскликнул я, тут же припомнив историю про Иосифа, боровшегося с семилетним голодом в Египте.
- Да. И в связи с этим ученые разошлись во мнениях. Одни полагают, что храмы при пирамидах использовались, как государственные зернохранилища, а другие убеждены, что запасы зерна здесь предназначались исключительно для религиозных ритуалов.
- Безумно интересно, - признался я. - Но, может быть, мы подойдем поближе к пирамиде?
- Пошли.

Специально для немногочисленных туристов по песку в направлении пирамиды была проложена дорожка из дощатых щитов. Идти по ним было легко даже с учетом того, что мы не смотрели под ноги, а без остановки вертели головами во все стороны.
- Сейчас мы находимся, - без устали вещал экскурсовод, делая энергичные указующие жесты, - на так называемом дворе для Хеб-Седа. У древних египтян было принято, что после 30-летнего царствования, фараон должен пройти через специальный ритуал - Хеб-Сед, который возвращал ему силу и молодость. Вот именно здесь все и происходило.
Мы остановились, с любопытством осматриваясь. Увы, вокруг не наблюдалось ничего особо примечательного.
- Возле вот тех строений, - наш гид указал на нечто, что мы приняли за уцелевшие остатки ограждения, - археологами были найдены три статуи в рост человека. Они сильно повреждены, но тем не менее ученым удалось разобрать, что средняя из них представляет самого Джосера.
Мы сошли с дощатой дорожки и осторожно (пару раз оглянувшись на полицейский пост) сделали несколько шагов на восток. В представшей перед нами каменной россыпи после некоторых поисков экскурсоводу удалось разыскать вышеописанные редкости.
- Вот, - указал он с некоторым сомнением.
Статуи действительно смотрелись более чем скромно. Фактически они представляли собой сильно потертый полурельеф - их спины сливались с выступами стены, а передняя часть за века практически полностью истерлась - что поделать, песчаник мягкий камень.
- Это единственное, что уцелело из статуй Древнего царства., - оправдываясь заявил экскурсовод, - Разумеется, они сильно повреждены, но центральная явно представляет Джосера. Вы видите, здесь еще можно различить фигуру с длинной ритуальной бородой, с руками скрещенными на груди… Одет фараон в длиннополый костюм, специально предназначенный для ритуала Хеб-Сед.
Мария разочарованно оглянулась на Ивана. А вот мальчики отнюдь не выглядели обескураженными и рассматривали полузатертые скульптуры с живым интересом.
- Считаешь, похоже? - спросил Али.
- Трудно судить. Но на Дмитриевском соборе тоже ведь были полурельефы…
- Простите? - не понял египтянин.
- Ну, мы просто считаем, что по манере исполнения эти изображения напоминают скульптурный фриз


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама