Культура, Интернет и будущее
Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ,
но в сочетании с разумом фантазия становится матерью
искусства и всех его чудесных творений.
Франсиско Гойя
но в сочетании с разумом фантазия становится матерью
искусства и всех его чудесных творений.
Франсиско Гойя
Развитие современных информационных технологий за 30 лет превратило персональный компьютер из подручного инструмента в универсальный центр, сочетающий функции связи, информирования и развлечений. Сегодня компьютер подобен ящику Пандоры, предоставляя неограниченный выбор возможностей: доступ к информации в любом виде; общение практически с любым жителем Земли без необходимости знать языки; возможность дистанционного обучения и саморазвития в любой области знаний; просмотр фильмов и прослушивание музыки; можно рисовать, сочинять музыку, писать книги и стихи, проектировать здания и механизмы, заниматься научными исследованиями и, конечно же, можно играть...
Но ящик Пандоры таил в себе и такие подарки, которые могли вызвать множество бед, бороться с ними приходилось долго и всем миром. Развитие технологий всегда опережает потребности общества, лишь со временем возможности новых методов и устройств осознаются и осваиваются, становясь привычными. При этом техника и технологии, как любой рабочий инструмент, несут в общество свои достоинства и недостатки, которые выявляются постепенно и изучением которых никто целенаправленно не занимается. Достоинства повышают ценность нового инструмента (материальную или моральную), расширяют рынок сбыта и стимулируют развитие технологий. А за недостатки приходится расплачиваться, и не всегда плата соответствует реальной ценности инструмента. Но технологии и производство всегда определялись общим уровнем развития общества, который формируется той субстанцией, которая и отличает человека от животных, а именно – культурой.
Общество, как единый социальный организм, всегда существует в оболочке культуры, которая содержит в себе всё, что создает человек – от примитивных орудий труда до теоретических моделей Вселенной. С развитием технологий меняется и культура. Принято считать, что культура несёт три основные функции: воспитание, образование и развитие. И сегодня эти функции работают, за последние тридцать лет изменилось лишь их соотношение и качество.
Человек по природе своей является общественным организмом и игровая составляющая его жизни является доминирующей. Первую треть своей жизни человек играет различные подготовительные роли, готовящие его к общественной жизни: ребенок, воспитанник, ученик, студент. Оставшуюся жизнь человек играет уже роли общественные: работник, родитель, воспитатель, учитель, руководитель…
Как играть и какую роль выбрать, человеку предлагает общество с учетом множества факторов (социальных, экономических и политических). Выбор роли обычно формируется общественным сознанием, которое базируется на общественных принципах, требованиях и приоритетах. А эти параметры формируются и хранятся культурой, которая распространяется в обществе средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы, книгоиздательства и киностудии, в последнее время и Интернет). В каждой стране культура помимо изменения внутренних параметров (свои обычаи, традиции) испытывает и влияние внешних факторов (заимствования, копирование или перенос чуждых обычаев и традиций). Закрыться от внешнего влияния очень трудно, да и чревато последствиями: примером может служить «железный занавес», разделявший страны социализма и капитализма, падение которого привело к радикальным мировым изменениям. С развитием коммуникаций на Земле происходит естественный процесс объединения стран: политического, экономического и культурного. Самоизоляция отдельной страны ведет к упадку во всех областях общественной жизни, снижению уровня жизни населения и, как следствие, разрушению государственного устройства и революциям, часто направленных на выход из изоляции любыми способами. Противиться глобализации бессмысленно, процессы развития общества необратимы, следует лишь правильно оценивать возможности такого объединения и заранее готовиться к грядущим переменам. И культурное объединение играет наиболее важную роль, так как она аккумулирует всё, что было создано человечеством, материальное и духовное.
Вклад каждой страны в общий «котёл» культуры определяет не только последующее общее развитие, но и будущую роль отдельной страны во всемирном сообществе. Влияние русскоязычной культуры, её вклад в мировую в 18-20 веках был велик и общепризнан. Новый век начал отсчитывать второй десяток лет, а о культурных шедеврах (ни в России, ни в других странах мира) почему-то не слышно. Экономические кризисы вполне могут быть показателями упадка общего состояния общества и тогда стагнация культуры вполне объяснима. После кризиса, как следует из истории, обычно следует подъем и новый виток развития. Часто развитие культуры отдельно взятой страны зависит от того, что она заимствует у соседей (обычно в результате войн, когда происходит контакт культур противников). Наибольшие изменения обычно претерпевает культура проигравшей стороны, это вызвано изменением экономики, политики и государственного устройства. Но и культура победителей также неизбежно меняется, пусть и не столь масштабно.
Тридцать лет назад большинство издающихся под полным государственным контролем журналов активно старалось выполнять все три основные функции с присущими тогдашнему времени особенностями (попытки совместить партийную идеологию с общественной моралью, оправдания гонки вооружений, сокрытие проблем экономики и общественных конфликтов). Эффективнее всего журналы выполняли функцию образования: десятки научно-популярных изданий активно внедряли в общество научно-техническую информацию, развивали интерес к естественным наукам и технике, пытались привить интерес к истории и другим гуманитарным наукам. Отсутствие доступа к внешним источникам информации и жесткие ограничения на свободное распространение информации внутри страны снижали эффективность научно-технических разработок, ограничивали научное развитие и препятствовали повышению уровня образования. Государством поддерживались лишь те направления науки и техники, которые были направлены на создание военного превосходства над «вероятным противником», которым являлся окружающий мир. Развитие системы образования если и не полностью игнорировалось, то поддерживалось на минимальном уровне. Проблемы образовательной системы СССР активно обсуждались, но при этом табу на критику экономических и идеологических основ не давало возможности добиться практических результатов. Перестройка, затеянная в попытках совместить развал экономики, загнанной в тупик гонкой вооружений и отсутствием реалистичных программ развития страны (в первую очередь – экономических и социальных) под руководством партийной бюрократии привела к логичному краху социалистической системы и развалу Союза.
Функция воспитания, ограниченная партийной цензурой, не могла совместить «Моральный кодекс строителя коммунизма» с моралью вседозволенности партийных функционеров. Эти противоречия порождали армию приспособленцев, принимающих установленные абсурдные правила игры и мелкие отряды оппозиционеров, не желающих в такой игре участвовать, но неспособных активно противодействовать системе. Журналы активно внедряли в сознание новых поколений двойную мораль, вынося на обсуждение частные проявления общественных отношений и тщательно избегая обсуждения основных проблем, остающихся неразрешимыми и постоянно нараставшими. Сочетание «квасного» патриотизма и лозунговой идеологии изменяло психику молодых людей, вызывая нечто подобное раздвоению личности, порождая мораль «для кухни», где можно оценивать и критиковать реальность и мораль «для жизни», которая требовала безоговорочного принятия абсурда экономики и политики. Это раздвоение приводило к возникновению постоянного конфликта в сознании личности, пытающейся компенсировать противоречие между предлагаемыми моральными ориентирами и реальными ценностями, существующими в общественном сознании. Подавление частных инициатив, направленных на изменение общественных противоречий снижало ценность человеческой жизни, заставляло активных людей искать выхода своим эмоциям и потенциям в безопасных видах деятельности (дачи, огороды, рукоделье, самоделки или подпольный бизнес), а большинство населения выбирало алкоголь, как самое доступное и быстродействующее средство для снятия стресса.
Функция развития отдельной личности и общества в целом, ещё более ограниченная цензурой и государственной бюрократией, проявлялась в ещё меньшей степени. Полноценное развитие личности предусматривает критическое отношение к действительности: выявление существующих недостатков и определение проблем, требующих решения; разработку и применение действенных методов изменения реальности, что в тоталитарном государстве воспринималось как самая большая угроза и потому находилось под запретом. Общественное развитие было ограничено рамками партийной идеологии и потому рассматривалось только с одной точки зрения, альтернативы категорически не допускались. Но коммунизм, как общественный идеал не имел четкого определения как общественная формация, представлял собой не больше чем лозунг и потому был лишен будущего. Никто, даже писатели-фантасты, не мог связно показать, каким должен быть мир коммунистического будущего в плане действующей организации общества, была лишь мечта о том, как хорошо тогда будет, но вот за счет чего и каким образом – это оставалось неопределенным, закрытым туманом идеологии. Журналы предлагали читателям развивать отдельные функции личности, основной упор делался на развитие тела и некоторых функций мозга (память, сообразительность, немного фантазии). Психология и социология, как основные инструменты, способные выявить и определить направления развития личности и общества находились в «загоне» и жестко контролировались государством, не позволявшим выходить за рамки мелких исследований. Комплексное развитие личности предполагалось в будущем, после победы над враждебными силами (политическими, природными и социальными).
Попытки отсрочить разрушение социалистической системы в конце 80-х не могли привести к успеху. Всплеск общественной активности наполнил журналы и газеты политическими разоблачениями, оставляя в тени современное положение экономики и общества. Слабые попытки объяснить застой общественной жизни, робкие потуги прогноза дальнейшего развития «развитого» социализма жестко контролировались и не доходили до широкой общественности. Тиражи популярных журналов взлетели до миллионных. Образовательная, воспитательная и развивающая функции не успели развиться за время Перестройки, оттесненные «горячими» политическими материалами. Реформа образования, о которой заговорили в школах и ВУЗах, о которой мечтали учителя-новаторы, годами державшие натиск