Произведение «Неизвестное творение Аристотеля Фиораванти» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 1418 +1
Дата:
Предисловие:
Смотрите также видео на Ютубе: http://www.youtube.com/watch?v=U0Pd_W26mUs&feature=share&list=UUJpzEpGwlpYIZwv2LzJmaIw

http://youtu.be/F7jDUkKKFzY  ,  http://youtu.be/_R7h5pwiL7A 

Неизвестное творение Аристотеля Фиораванти

Статья  известного исследователя древнерусской архитектуры В.П. Выголова «Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря»,  опубликованная в сборнике "Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Пространство и пластика." – М.Наука,1991,  посвящена уникальному и малоизвестному памятнику архитектуры, белокаменному собору  XV века, аналогу Успенского собора Московского Кремля, находящемуся на самой окраине Тверской области. Автор очень заинтересованно, детально исследует руины этого величественного сооружения и задаётся вопросом о том, в связи с чем был построен этот «исключительно своеобразный» памятник архитектуры,    кто мог быть ктитором и строителем  собора,  кто положил начало одному из четырёх самых больших монастырей на Руси?  В.П.Выголов не дал однозначного ответа на эти вопросы, лишь осторожно предположив, что строителем собора мог быть сам Аристотель Фиораванти.

Кто-же же основал Красно-Холмский монастырь, который в разные времена величали и Бежецким, и Антониевым,  очевидно с единственной целью скрыть подлинных его владельцев и строителей?  Само название -  Краснохолмский Николаевский  Антониев,  уже наводит на размышления. Прежде всего, вызывает удивление наименование монастыря в честь двух святых:  Святителя Николая архиепископа Мирликийского и некоего  инока Антония. Такое двойное наименование  редкое  в Русской православной истории. В  России  известно три десятка мужских Николаевских монастырей и больше дюжины женских (три из них построены здесь, на р. Мологе-Могоче)  но, ни один из этих монастырей не удостоился чести  освящаться  сразу во  имя двух святых.

Никто не знает подробностей жития  Антония Краснохолмского, так же, впрочем, как и  Нектария  Бежецкого, пришедших  в наши места в одно, и тоже время, но не ведавших друг о друге. Это тем более странно, потому как недалеко от Твери в середине XV ст. был и другой  Нектарий, житие которого более-менее известно.

Умалчивает история  и о том, кто же пригласил монахов из Белаозерья в свою вотчину?  Нектарий приходит из Кирилло-Белозёрского монастыря в Бежецк в 1461г. и основывает там Введенскую пустынь.  В то же самое время, в 1461г.,  Антоний под Красным Холмом основывает Никольскую пустынь и строит деревянный храм. И уже в 1481г. приступает к строительству белокаменного Никольского собора на месте деревянного. Вспомним, что белокаменный собор в монастыре, основанном Сергием Радонежским, построили через сто лет после его смерти, а Антоний Краснохолмский (Холмский) за  год до своей смерти в 1481 году, пригласив итальянских мастеров, начал строительство белокаменного  Никольского собора!

Кто же такой Антоний: безымянный монах или родовитый боярин принявший монашество на склоне лет? А может быть это сам Дмитрий Красный, сын Ивана Всеволодовича Холмского  и Анастасии Дмитриевны Донской?

Монастырь согласно летописи стоит на искусственной земляной насыпи, на которую ушло множество тонн насыпного грунта. Чем оправдано строительство такой грандиозной насыпной площадки в пойме реки длинной - 75 саж., шириной - 45 саж., высотой 2 сажени (190 х 114 х 5 = 108 000 куб.м)?  Конечно, никакой Нелединский-Мелецкий, которого Летописец XVII в. указывает как основного пожертвователя,  не смог бы осуществить столь масштабные работы.
Н.М.Карамзин,  в  «Истории государства Российского»  (т.VI стлб.87, прим.201, М.1989), цитирует «Разрядную книгу»:  «… по его Государеву изволению распущены из княжеских дворов и из боярских служивые люди, и тут им  имена, кто чей бывал, как их поместил государев писец  Дмитрий Китаев…. Мустафины, Татьянины, Нестеровы, Нороватые, Нелединские: те шереметевские послужильцы 5 семей».
 
Исследователи, изучавшие происхождение рода Нелединских-Мелецких:  Буганов В.И.  «Разрядные книги последней четверти XV- нач. XVIIв.в. как исторический источник» М.1962;  Бычкова М.Е.  «Родословные книги XVI-XVII в.в. как исторический источник» М. 1975;  она же, «Польские традиции в русской генеалогии XVIIв.»  (журнал «Советское славяноведение», 1981, №5), установили, что в конце XVIIст. Нелединские-Мелецкие при помощи подложных грамот со ссылкой на легендарного выходца из Польши Станислава Мелецкого пытались доказать древность и знатность своего рода. Палата родословных дел, куда Нелединские-Мелецкие представили свои документы, признала родословную их фальшивой, установив,  что Станислав Мелецкий,  из Польши никуда не выезжал.  (Исаков В.З. Примечания к «Памятникам литературы древней Твери», Тв. 2002г. стр.248-250).

Вероятно, фамилия Нелединских-Мелецких образовалась от местных гидронимов, речек Неледины и Мелечи, притоках реки Могочи, на которой стоит Краснохолмский Николаевский монастырь. Это предположение высказал ещё в конце XIX в. историк А.К.Жизневский («Древний архив Краснохолмского Николаевского монастыря» М. 1879).

В. П. Выголов в своей статье отмечает, что  «влияние Нелединских-Мелецких при Иване III к концу 15 в. значительно падает, что не позволяет ставить вопрос об  их ктиторстве».
Возвышение Нелединских связано, скорее всего,  с опричниной, именно тогда в XVI ст. Нелединские получили вотчины от Иоанна Грозного в районе Удомельских озёр, в уделах князей Холмских (Рюриковичей) и бояр Юрьевых (Романовых).  На этом фоне обладание Нелединскими землями Бежецкого Верха столетием позже, т.е. на момент написания Летописи о монастыре,  кажется вполне правдоподобным.

Однако, где бы и когда ни писалась история Краснохолмского монастыря начинается она с доброхотных даров странствующему  монаху Антонию, родовитыми Нелединскими, которых в конце XV ст. здесь не было и в помине.  И до сих пор историки продолжают приписывать им  воеводства и наместничества в Вологде, Устюжне, Бежецке, Угличе, Ржеве, Нижнем Новгороде…

Летописи указывают также на князя Андрея Угличского (Горяя), как господина Бежецкого Верха.  Как известно, он получил эти земли среди прочих в 1461г., за год до смерти своего отца Василия Тёмного, и с этой исторической даты начинается история монастырей в Бежецке и Холме.  Но нельзя забывать о том, что с 1491г. Андрей Горяй был лишён власти над этими землями и был прикован братом Иваном III на два года цепями к стене.  Однако, за год до смерти в 1493г. … предусмотрительно внёс земельный вклад Николо-Антониевому монастырю.  Именно в это время здесь начинается постройка второго белокаменного собора – Дмитриевского, с трапезой и также из белого камня …

Удивляет, что в Угличе, родной вотчине князя Андрея, строительство осуществлялось из кирпича: Покровский Паисиев монастырь (1479-1483), Преображенский собор (1485г.), каменный дворец  (1491г.);  в то время как Никольский собор сооружён из белого камня. К тому же,  не только строительный материал, но и техника постройки в Краснохолмском монастыре противоречат традиционной архитектуре Углича.

Соображение В.П. Выголова о том, что вопрос о строительстве в Угличе был заранее решён со строительной артелью из Ростова, возводившей собор в Покровском монастыре,  объясняет, почему Горяй, опережавший во многом Москву, не прибег к помощи самого Аристотеля для строительства дворца и соборного храма в самом Угличе - князь Андрей  уже был занят масштабным строительством в Угличе со Св.Паисием и греком Кассианом..
Не говорят ли нам драматические обстоятельства жизни Андрея Горяя и  различные  приёмы строительства, что оба каменных собора в Краснохолмском монастыре строил не Андрей Угличской, но кто-то другой?

Строителями монастыря  также могли быть -  князья Холмские,  князья Сицкие,  бояре Шереметевы;  князья и бояре, связанные не только дружбой, но и семейными узами.  Все потомки Андрея Константиновича Шереметя  – Иван, Василий и Борис присутствовали на свадьбе Василия Даниловича Холмского и любимой дочери Ивана III Софии (Феодосии) Ивановны 13 февраля 1500г.  Они находились среди ста других боярских детей в поезде с женихом.  История умалчивает о приданном Софии, о богатствах и имениях Холмских князей.  Остались лишь воспоминания об их владениях на севере в бывших землях Великого Новгорода, более чем в ста верстах к западу от Красного Холма: волость Лощемля на Мологе и волость Кострецы на притоке Волчины - Тифине в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (данные тверского краеведа Ю.М.Смирнова).
 
Конец XV в - это самый  расцвет Холмского княжества. Но само его местоположение покрыто великой завесой. Холмское княжество, и его столицу - древний город  Холм,  безуспешно  и бессмысленно ищут  в районе  Погорелого Городища на юго-западе от древней Твери, в смоленско-литовской земле в Зубцовском уезде: Погорелое городище - Держиславль  (чью славу это место у себя и под собой удерживает?), Опокы, Березуйск, Чернятин, Ржева, Хлепен, Хорвач, Фомин городок, Родня, Зубцов, Олешня, а ещё рядом Микулин, Старица, Дорогобуж, литовские Сижка, Тудин … Не слишком ли много для небольшого участка земли на границе Литвы, Москвы, Твери и Смоленска? К тому же, странным образом, топонимика этих мест во многом копирует Холмскую (Краснохолмскую).

Необъяснимо, зачем же искать Холмское княжество в Зубцове, тогда как ещё в начале XVI столетия  нынешний тверской городок Красный Холм именовался Холмом:  «Красная грамота» князя Симеона Иоанновича  Калужского, сына Ивана III-его дана была в 1508 году монастырю  «на Спас, на Преображение Христово, на Холм». Сюда  подходил древнейший в  русской истории торговый путь «из Ростова Великого  на  Белаозеро» (в XVIII ст.- «Елизаветинский  тракт»). Здесь, в двадцати верстах от города,  в 1238 г. проходила Ситская битва за обладание геополитической точкой торговых путей.

Три Николаевских монастыря хранят водный путь от Холма на Балтику и Каспий (Никола Мокрый):  до Холма добирались посуху, отсюда - по воде:  это был перекрёсток путей сухопутного и водного. Традиционно здесь проводили Крестный ход по воде на стругах по трём Николаевским монастырям и Ход из Большого Китежа в Малый Китеж - («Легенда о Невидимом Граде Китеже»).

В «Тверском Патерике» архиепископа Д.И.Самбикина в жизнеописании Благоверного Михаила Александровича, князя Тверского и Микулинского читаем: «…внук св. Великаго князя Михаила Ярославича – Всеволод Александрович  в 1348 г. уступил Тверское княжество своему дяде Василию Михайловичу Кашинскому, а сам возвратился в свой удел Холм ( но где это было княжество неизвестно, так как в нынешней Тверской губернии до 10 сёл с названием Холма, или Красного Холма. Не нынешний ли заштатный город – Красный Холм в Весьегонском уезде?»
 
Сын Всеволода, Иван  Холмский, требовал присоединить к своим уделам - трети Твери и г.Кашин.  Мог ли он, находясь на Юго-Западе Тверских земель, претендовать на Кашин, который находится на северо-востоке,  менее чем в ста верстах от Холма.

Так, где же могла быть резиденция сына Даниила Холмского - Василия Даниловича  и его супруги Феодосии, любимой дочери Ивана III,  как не в Холме - в белокаменном дворце, который пока не найден? Не остатки ли от него белые камни, что под универмагом - теперешним супермаркетом? Удивительно, но никогда, в отличие от Зубцова, не проводились здесь археологические изыскания, никто  до сих пор не рискнул исследовать


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама