Как уже говорилось выше, первая профессиональная власть появилась в городах.
Причем на сугубо демократической, выборной основе. То есть жители добровольно, исключительно исходя из собственных интересов, согласились кормить человека, который осуществлял исполнительную власть - решал повседневные (то есть небольшие) проблемы горожан.
В случае же возникновения важных вопросов собиралось общегородское вече, на котором побеждало мнение, собравшее большинство голосов.
Таким образом, на заре цивилизации мы наблюдаем демократию в чистом виде. Причем власть в буквальном смысле, а не только по названию, служила народу.
Еще раз обратимся к теме монахов-воинов, живущих при городском храме. Поскольку они заняты опасным делом (разведка новых земель, преодоление водных и горных преград, защита поселений от хищных животных, поддержание правопорядка во время торга и т.п.), им не обойтись без воинской дисциплины и командира.
Демократия со спорами и голосованием хороша на досуге. А в походе и в экстремальных условиях схватки с хищными животными должно царить строгое единоначалие, где командир - царь, бог и воинский начальник.
Хотя демократическая основа сохранялась и здесь - предводитель, которому монахи-воины доверяли свои жизни, также избирался на общем собрании воинов храма. Понятно, что вожаком становился один из старших, наиболее опытных и авторитетных, поэтому естественно, что его именуют «Батька». Или, на тюркский лад - атаман (ата - по-тюркски «отец»).
Обычай выбирать войсковых атаманов сохранился у Запорожских казаков до XIX века, что подробно описано у Гоголя. Сейчас, с возрождением казачества, атаманов снова выбирают.
В процессе роста численности воинов при храме выяснилась любопытная психологическая особенность человека. Оказалось, что каждый из нас обладает своеобразной валентностью.
ВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. valentia — сила), способность атома химического элемента (или атомной группы) образовывать определенное число химических связей с другими атомами (или атомными группами).
В применении к людским взаимоотношениям валентностью можно назвать своеобразную способность удерживать в ближнем кругу общения 8-10 человек. Если число подчиненных (друзей, подопечных и т.п.), становится больше, то кто-то неизбежно отходит на дальний план (на более удаленную орбиту), и на какие-то периоды времени выпадает из зоны воздействия лидера.
Именно поэтому во всех армиях мира существует некое первичное подразделение, подчиненное одному человеку. Численность его составляет 8-10 человек. Если по какой-то причине (например, из-за мобилизации в связи с началом войны) количество людей в подразделении возрастает, его немедленно делят пополам и назначают еще одного командира.
Такое положение вещей закреплено в общевойсковом Уставе, который, как известно, «писан кровью». То есть многократно проверен на практике. Любые отклонения приводят к многочисленным жертвам.
Кстати, история о численности.
Как известно, у Иисуса было 12 учеников, то есть число, превышающее предельно допустимое в коллективе с одним руководителем.
В связи с этим иногда возникают разговоры, что Иуда был 13-м.
Однако Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко в своих работах показали, что апостол Андрей Первозванный - это одно из отражений Христа. То есть на самом деле апостолов было 11, а Иисус (он же Андрей Первозванный) - 12-й.
Тем не менее, практика показала, что даже личности Христа недостаточно, чтобы постоянно удерживать в зоне воздействия 11 учеников. В итоге один из них оказался иудой. Последствия общеизвестны.
В настоящее время в армиях мира разработаны четкие названия всех подразделений. Минимальное из них (до 10 человек) называется отделением. Далее следуют взвод, рота, батальон, полк и так далее.
Аналогичная структура была и в войске знаменитых татаро-монгол, покоривших огромные территории от Египта до Индокитая. Единственное отличие заключается в том, что сложными названиями они себя не утруждали. Войско делилось на тысячи, сотни, десятки… А командиры соответственно именовались тысячниками, сотниками и десятниками. Просто и эффективно.
Но посмотрим, как развивались события дальше.
Итак, теперь воины-монахи, живущие при храмах, организованы. У них есть деление на десятки (ватаги или в другом произношении варяги) и отец-командир, которого именуют «батя» («батька», «батяня») или атаман.
Но в целом демократию никто не отменял. И потому общегородское вече заинтересовано, чтобы в их городе воины были самыми лучшими. Они же их содержат на свои кровные! Значит, желают получать услуги высшего качества.
Какие именно?
Обычно в ответ на этот вопрос историки приводят следующие потребности первичных городов-государств:
- защита от разбойников,
- оборона от нападений других городов,
- ведение захватнических войн,
- усмирение и принуждение к труду захваченных в войнах пленных.
То есть все строится на изначально порочной сущности человека, на его постоянном стремлении к агрессии и грабежу.
Выше мы показывали, что это не так.
Но тогда зачем же монахи-воины при храмах?
Отчасти ответ на этот вопрос уже дан. Но предложим еще несколько важных применений.
1. Защита от хищных зверей.
В степной зоне, где зародилась цивилизация, крупных хищников, против которых жители не могли бы справиться самостоятельно, нет.
Иное дело в лесах. Тем более, что здесь возникло оседлое животноводство и земледелие. То есть защищать нужно не только людей, домашний скот и птицу, но и посевы. А если в овсы зайдет стадо зубров или кабанов… Их прутиком, как коров, не отгонишь.
Лиса - зверь не крупный и для человека не опасный. Но если она повадится в курятник, то беды наделает.
При этом охотничьих магазинов, где можно приобрести капканы, ружья или хотя бы отраву пока не существует.
Соответственно, спасение было одно: вызывать бригаду охотников, которые изведут зверя.
Отсюда традиция княжеских (или дворянских) охот, сохранившаяся вплоть до начала ХХ века. Только на заре цивилизации такие охоты были не забавой, а насущной потребностью.
Кстати, по легенде город Ярославль основан на том месте, где князь Ярослав лично взял на рогатину медведя. Очистил, так сказать, территорию от крупного хищника.
Да, во Франции королевский двор развлекался охотой на оленей. А у нас князья истребляли кабанов (зверь не простой и опасный), медведей.
Кроме того, возникла традиция соколиной охоты. А с беркутами уничтожали лис и даже волков.
Известно так же, что в степях русские князья охотились с пардусами - гепардами. Один из таких пардусов изображен среди рельефов знаменитого Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
Любопытно отметить, что из 12 подвигов Геракла (князя Андрея Боголюбского) девять совершены не на войне, а на охоте. Это:
- убийство Немейского льва,
- чудовищной Лернейской гидры, у которой было собачье туловище и змеиные головы,
- поимка Керинейской лани,
- поимка Эриманфского вепря,
- уничтожение Стимфалийских птиц, поедавших людей,
- поимка Критского быка, уничтожавшего посевы,
- укрощение наводивших ужас кобылиц Диомеда,
- похищение коров Гериона, когда Геракл по дороге до Тартесса перебил множество диких зверей,
- пленение Кербера - ужасного пса, охраняющего Аид.
Помимо общественной пользы княжеская охота давала еще и побочный эффект - добыча разнообразила стол воинов-дружинников. Конечно, жители, нанимавшие их, отчисляли какую-то постоянную долю на содержание, но жить на одну зарплату было скучно во все времена.
2. Разведка новых территорий
Об этом, собственно, уже говорилось, но сейчас хотелось бы подчеркнуть один момент. Разведка совершенно диких, неосвоенных земель, где еще не ступала нога человека, связана с большим риском. Тут и преодоление серьезных водных препятствий, болот, восхождение на крутояры в отсутствие альпинистского снаряжения и т.п.
Словом, дело было опасное, требующее незаурядной силы, ловкости и отваги.
В настоящее время, если кто-то желает совершать подвиги первопроходцев, то как правило он имеет прекрасное снаряжение (легкое, непромокаемое), сухой паек повышенной питательности и спутниковую связь, чтобы в любой момент можно было вызвать помощь на вертолетах.
На заре цивилизации ничего подобного не было, так что рассчитывать приходилось только на себя и на поддержку товарища.
Вероятно, ватаги казаков-первопроходцев придерживались того же принципа, которым сейчас руководствуется спецназ: сколько человек вышло на задание, столько же должно и вернуться.
То есть ни раненых, ни погибших на поле боя не оставляют. Живые или мертвые, но вернуться должны все. Со щитом или на щите.
Кстати, один из казачьих обычаев, четко характеризующий взаимоотношения в воинском коллективе заключался в ношении серебряных серег (не путать с манерами нынешних геев).
Суть заключалась в следующем:
Единственный сын у матери носил в левом ухе одну серьгу.
Последний мужчина в роду носил две серьги.
Перед тем, как отправить отряд на опасное дело, атаман командовал: «Равняйсь!». И сразу видел кого можно послать в самое пекло, а кого нужно поберечь до тех пор, пока не женится и не обзаведется сыновьями.
То есть следили, чтобы род не пресекся. Людей берегли.
Еще хочется отметить, что знаменитый русский атакующий клич «Ура!» означал: «Во имя света!» (Ра - бог Солнца).
Только не надо думать, что Ра - нечто сугубо египетское. В русском языке имеется масса слов с корнем «ра», означающих свет, утро, зарю…
Ярослав Кеслер в своей статье «Азбука» пишет так:
«Раскатистый звук “р” произносится с обязательным первоначальным придыханием (начальный “ъ”) и отзвуком (конечный “ъ”). Слово “ъръ”, по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце. По всей вероятности, “Ъръ” - одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра - Солнце, Бог.
Само слово “время” содержит тот же корень, поскольку начальное “в” развилось именно из “ъ”, ср. также нем. Uhr, фр. heur, англ. hour “час”, а также яр (в значении “время гона”), яра (“весна”), нем. Jahr, англ. year “год”, фр. jour “день”, обратно заимствованное “эра” в значении “время” и т. д. Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро - “от Солнца, вот (вон) Солнце, появление Солнца” (корень ут- : ср. англ. out , yond - оттуда, там); вечер (векъ-ръ) - “век Ра, истекающее время Солнца”; рано, ранок (утро) - дословно: “время прихода Солнца”; пора - “по Солнцу, после какого-то определенного положения Солнца”.
В смысле “пространство, Вселенная” от того же корня происходят русское “рама”, англ. room, нем. Raum , а также слово Rome (Рим) в смысле “центр Вселенной”. Слово “рай” (раи) означает: “множество Солнц” = “обиталище богов (Бога Ра)”. Самоназвание цыган “ром, рома” – “свободный (-ая)”, “Бог во мне”, “я – Вселенная”, отсюда же индийский Рама. В смысле “свет, светило, источник света”: клич “ура!” означает - “к Солнцу!”, яркий - “подобный солнечному свету”, “радуга” и. т.д».
Кстати, и название нашей страны - «Россия» в повседневном произношении звучит так: «РАсия».
* * *
Но вернемся к вопросам демократии.
Итак, на заре цивилизации в каждом городе все важные решения
| Реклама Праздники |