Произведение «Неизвестные песни Виктора Цоя» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4.6
Баллы: 4
Читатели: 1955 +1
Дата:

Неизвестные песни Виктора Цоя


Два года назад в интернете бурно обсуждался вопрос об авторстве т.н. «Нерукотворного альбома». Слушатели разделились на два непримиримых лагеря: одни утверждали, что эти гениальные 30  песен мог написать только Виктор Цой и слышали голос самого Цоя; другие доказывали, что автором и исполнителем этих песен является 14 летний поклонник и подражатель В.Цоя  Иван Курнаев и его группа «Новый день».

Но, согласитесь,  появление несовершеннолетнего гения не могло до поры до времени оставаться неизвестным широкой аудитории. Очевидно также, что столь молодой автор за два десятка последующих лет должен был бы написать множество прекрасных произведений, или в стиле Цоя, или своих таких же гениальных, но не написал!

Спустя годы, уже возмужавший Иван Курнаев, предварительно переименовав названия песен,  в судебном порядке был признан автором «Нерукотворного альбома» и обладателем авторских прав на тексты и музыку. Его противники были объявлены сектантами,  поскольку исследуя  «тексты Курнаева» с богословской точки зрения, объявили  Виктора Цоя пророком ХХ века.  После интернетской разборки лидер «сектантов» Леонид Соснин был  изгнан с сайта «Йа-Хха» Рашида Нугманова, режиссёра фильма «Игла» и  осмеян в программе Андрея Малахова «Пусть говорят», из которой предусмотрительно вырезали его веские аргументы…

Один из исследователей творчества В.Цоя,  Александр Овчанов, сравнивая песню 1989 г. «Вопрос» (  1993 г.)  с песнью «Живи сегодняшним днём» из  т.н. «Нерукотворного Альбома» или  «1000% не Цоя»,  сделал исчерпывающее, в своей доказательности родства четверостиший, наблюдение, констатирующее одинаковую постановку «Вопроса» о Смысле Жизни на основе точного совпадения рифм:

«Вопрос»: мира – в тире / лет – ответ

«Расскажи мне историю этого МИРА. Удивись количеству прожитых ЛЕТ. Расскажи, каково быть мишенью в ТИРЕ. У меня есть ВОПРОС, на который Ты не дашь мне ОТВЕТ». – Это В.Цой, в авторстве которого нет сомнений.

«Живи сегодняшним днём»: лет – ответ/ мир – тир.

«Не надо бояться будущих ЛЕТ. Никто не знает, каким будет МИР. На этот ВОПРОС не найду я ОТВЕТ, Потому что жизнь похожа на ТИР».

Подобное совпадение не может быть случайным хотя бы потому, что вот такого совпадения до сих пор не бывало в поэзии не только у нас в России, но и у других народов мира. Цоеведы  для того, чтобы снять неудобную проблему «догадались» лишь до того, что автор «Нерукотворного Альбома» мог  слышать неизвестную песню В.Цоя «Вопрос» в авторском исполнении задолго до её официального исполнения и «сработать» с неё плагиат. Что же, и так можно было бы ответить, если бы подростку Ивану Курнаеву, как, впрочем, и умудрённым цоеведам,  хотя бы уже ныне был понятен Смысл четверостишия в песне «Вопрос», или же идентичный Смысл у плагиатора в детском альбоме.

Но, вот беда, в том-то дело и состоит, что и сегодня никто не захотел догадаться, что же, собственно, хотел сказать четырьмя строчками В.Цой и   повторяющий Гения Ваня Курнаев. Так и подмывает спросить цоеведов и иже с ними Ивана: «Ваня, ты же, как-никак, уже зарегистрировавший авторство почтенный бард, что бы значил «твой» или всё же цоевский Вопрос о мире? Ванечка, дай ответ?» – Не даёт ответа, только ссылается на темноту  работы подсознания, кое всегда «творчески» компилирует по неисповедимой причине чужие образы и идеи.  

Это не удивляет. Неверующие и духовно неразвитые люди до конца своей жизни не смогут понять «каково быть мишенью в тире». Им, стрелкам по легкодоступным бытовым целям  недоступна жертвенная Любовь к Божьему миру, которой в полноте глубокого смирения обладал Виктор Цой.

Потому он и утверждает в песне «Вопрос»: «У меня есть Вопрос, на который Ты не дашь мне ответ», что не токмо неверующий человек, но и  Сам Бог, оставляющий Свободу твари, не ответит за нас, с какой моралью и нравственностью нам жить, стрелять ли по воробьям, метить ли на хорошо оплачиваемые должности в социуме,  устраивая, как правило за счёт ближних, материальное благополучие.  

Или же самому праведнику стать Целью для других, в самом высочайшем смысле исполняя свою Судьбу, принимая Божию Цель и предназначение своё – Крест Свой в жизни на земле по Совести и Справедливости:

«Спасибо всем тем, кто несмотря ни на что, Не боялся мечтать, не боялся Судьбы… Путь без огня не появится вдруг, Чтобы точен был путь – мы найдём следы» («Следы» из «1000% не Цоя»)…

Ещё раз внимательно ознакомимся с доводами А. Овчанова:  «Какова же вероятность того, что «не Цой» разыскал никому не известную песню, причём, только ради того, чтобы продолжить нераскрытую в «Вопросе» тему? Глубже поразмышлять над вопросом без ответа, о жизни, похожей на тир? Подражатель, наверное, очень заботился о будущем (вопреки собственному совету «Живи сегодняшним днём»). Это же надо – найти раритетную, практически никому не известную песню, в расчёте на то, что когда-нибудь эту песню всё же издадут – и кто-нибудь догадается, что мысли там и там очень похожие… Тонкий расчёт…  Если это так, то данный «не Цой» настоящий гений интриги».                
 
Лично меня  вполне убедили доводы А.Овчанова. И именно поэтому пришло желание довести расследование до логического конца.  Исходя из понимания, что обе эти песни являются обязательными для Виктора этапами – ступенями на пути осознания своего места в мире Божием, попытаемся определить последовательность их появления в его творческом наследии.

Поставим вопрос, а именно какая из них была первой по времени, какая второй; или же они возникли одновременно, как два ответа, на Главный Вопрос в жизни В.Цоя,  - для кого жить, для себя, или ради ближних,  добиваться для себя полноты существования, или же для Высшего Бытия самому стать Его пищей?  

В песне «Вопрос», этот мучительный Вопрос только ставится: «Так много весёлых ребят. И все делают велосипед. А один из них как-нибудь утром придумает порох». – Все заняты приспособлениями к жизни, не решаются жить в простоте, без инструментальных подпорок цивилизации. И, вследствие этого, вместо жизни необходимо будет рождена смерть.

«Ну а я тут сижу без Тебя. Мне до этих ребят дела нет. Лишь окурки лежат на полу, да мусора ворох». – А это о том, что Витя не желает приспосабливаться к ребятам и их велосипеду, к мусору цивилизации – низменным окуркам на полу жизни.
«И так странно проходят часы. И так странно не хочется спать. И так странно, когда за окном проезжает машина». – Время уходит мимо жизни, и это никому, кроме Виктора не кажется странным. Как будто все спят, и только машина – имитирует движение естественной жизни.

«И я не знаю, точны  ли весы, Но мне не хочется их проверять. Мне слишком нравится эта картина». – То есть Виктор догадывается, что в окружающем его мире нет Справедливости – весы не точны, но он стоит пока на перепутье, привык уже жить в мире условностей, и понимает, что восстановление правды смертельно опасно.          
«Расскажи мне историю этого мира. Удивись количеству прожитых лет». – Эти слова обращены конечно не к кому-либо иному, но непосредственно  - к  Самому Богу и являются продолжением предыдущего текста, где говорится о том, что на земле нет и не было Справедливости, и  Самому Богу ответить на этот непраздный вопрос нечего.
«Расскажи, каково быть мишенью в тире. У меня есть вопрос, на который Ты не дашь мне ответ». – Здесь о том, что каждая свободная тварь на любом уровне бытия сама для себя решает основной Вопрос, идти ли ей по пути жизни или смерти, и понимание того, что живущий свободно, без компромисса со злом, становится мишенью для приспособленцев.                                                                                                                                                                                  
Вывод.  Видя перед собой «ребят, делающих велосипед» Виктор делает только предположение, что без веры в Бога, без морали, «один из них утром придумает порох», и констатирует своё нежелание принимать участие в этом вот всеобщем поиске гаек и болтов ( « и один кричит, а другой молчит, а третий торчит, забивая болты» - песня «Дети минут»).
Виктору «СТРАННО», что время ушло из жизни, а люди ослепли настолько, что живя без смысла, даже не хотят уснуть реально, для того чтобы не видеть всеобщего оскудения. В последних трёх строках второго шестистишия Виктор признаётся, что и сам он готов смириться с «СТРАННОЙ КАРТИНОЙ» цивилизации, что и сам он во власти сомнений, и даже для своего спасения, как и другие продукты социума, готов принять несправедливость.

Из этой песни видно, что Виктор и сам, хоть и в несправедливости, хотел бы прожить подольше, а не «умереть молодым»; ему казалось возможным найти место в «СТРАННОЙ КАРТИНЕ» той жизни, какую ему пришлось увидеть, но чувство «мишени в тире» не покидает его, он совсем другой, чем его окружение, и он не может найти ответ на Вопрос, который задан и требует разрешения, и без ответа на него нет Виктору покоя. Это в песне «Вопрос», где задаётся вопрос, оставшийся без ответа.

А вот в песне «Живи сегодняшним днём» даётся ясный ответ именно на этот конкретный вопрос, который кроме В.Цоя  никто и никогда не решался не только в эстрадной песне, но и мировой культуре в целом задавать Богу и людям. Ответ этот сродни Евангельскому пониманию: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»:
« Стань птицей, живущей в моём небе. Помни, что нет тюрьмы страшнее, чем в голове. Стань птицей, не думай о хлебе. Я стану дорогой» (из песни «Стань птицей»).
Виктор в песне «Живи сегодняшним днём» делает обычный для себя сознательный выбор, заключающийся в том, что « в жизни, похожей на тир», он не  боится стать мишенью для других, как «Мистер Икс» не желает менять свой внутренний духовный строй,  выцеливать для себя.

Это очень похоже на  христианское: « И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой, Я не хочу никому ставить ногу на грудь. Я хотел бы остаться с Тобой  (с Богом), просто остаться с Тобой ( т.е. не решая Вопрос выбора между добром и злом безвольно присоединиться к Богу),  Но высокая в Небе Звезда зовёт меня в путь».
Как видим, Виктор отвечает ближним и Богу, что он выбирает Свободно Жертву, крестный жертвенный путь во имя творения добра и правды, хотя бы мир и грозил ему скорой безвременной смертью, и может быть даже наверняка он знал, что с такими взглядами на жизнь, в эпоху перекройки социализма на холуйство перед западным образом жизни, скоро умрёт.

С этого понимания и начинается песня «1000% не Цоя»: «В  твоих глазах – капельки слёз. В моих руках – только песок. В моей голове – СТРАННЫЙ ВОПРОС, Почему у каждого только свой срок». Можно было отойти в сторону, не принимать смертельный бой, назначенный Судьбою, не решать самому ВОПРОС, заданный Богу и людям, но в следующих строках Виктор делает выбор:        

«Каждый из нас должен будет уйти, Когда придёт этот день, придёт этот час», и как бы полемизируя со стихом из своей предыдущей песни «Вопрос»: «Мне слишком нравится эта картина» ( напоминаем, СТРАННАЯ  КАРТИНА мира в которой нарушена Справедливость), Виктор уверенно утверждает: «Надо идти. Много СТРАННЫХ  КАРТИН. ТЕЛО В ЗЕМЛЕ,  А ДУША – СРЕДИ НАС».

Задумаемся же над этими гениальными словами, выражающими ещё неслыханный  Подвиг  нравственности, органично исходящий из

Реклама
Обсуждение
     15:12 26.01.2016 (1)
Благодарю за рекомендацию. Есть, альбом послушаю.
Когда-то мы неделю сидели и выслушивали якобы неизв. юношеские песни Цоя.
Очень талантливо сделано.
Оказалось - белорусская группа "Кино 2-я серия"
Что Цоя легко пародировать.... (хм.. я бы не смог, наверно) - что ВОЗМОЖНО пародировать, это говорит о высоком качестве. Что ни крути, а и у Пушкина есть вполне опр. стиль, к-рому возможно подражать. Это всего-навсего значит, что есть ВОЛНА, на которую можно (обьективно) быть настроенным. Кто сер в творчестве - у того волны нет.
Цой жив!
     16:44 26.01.2016 (1)
Речь идёт только о том, что интонации, как и интимную жизнь, проявленную в голосе, невозможно подделать. Ничего не имею против Асхата Оша и Бекхана. А тут, у Курнаева, всем очевидный плагиат. У меня нет сомнений, что это ГОЛОС  ЦОЯ, а если и обработанный голос Курнаева под Цоя, то за ним слышен ЧЁТКО  ОРИГИНАЛ.
     21:43 26.01.2016 (1)
Так можно произвести спектральный анализ.
Это говорю совершенно серьезно.
То, что я слышал, нарочно зашумлено, что ли?
Насчёт плагиата согласен.
Интонации подделать можно.
В театральном институте учат. Интонации Высоцкого -сделаны-, изготовлены.
Вот они и старались, как могли :)

С текстом же вопрос сложнее. Любой и гениальный поэт не гениален во всех своих изделиях.
Что-то гениально, что-то неудачно.
Но всё же есть явление "рост".
Полагаю, если бы Цой работал и после "Чёрного альбома", тексты были бы сильнее.
Это личные ощущения "нравицца-не нравицца", формальные док-ва гениальности можно подогнать.
     22:41 26.01.2016
Не надо никакого "спектрального анализа", достаточно вполне чутких ушей, ума и чувства, и , как следствие этого, глубины понимания значительности того, или иного текста. Такая глубина понимания у меня есть. И ТОЛЬКО  У  МЕНЯ. Ещё и у Александра Овчанова и Леонида Соснина, но их заставили замолчать.
Реклама