Произведение «В защиту еврейской поэзии...»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка рецензентов: 9.9
Баллы: 27
Читатели: 1525 +1
Дата:

В защиту еврейской поэзии...

Долгое время литература Израиля оставалась загадкой для населения Российской Федерации. В период оттепели, в первой половине 60 – х годов русские советские поэты обратили внимание на историю еврейской литературы. Так, в 1963 году Борис Слуцкий провёл немаловажную работу и на свет появилась антология «Поэты Израиля». Через три года появился и сборник израильских писателей под названием «Искатель жемчуга». Русские послеперестроечные журналы, освобождённые от жестокой цензуры, стали смело публиковать на своих страницах произведения ивритоязычных авторов. Так, в рижском русскоязычном журнале «Родник» появились первые подборки стихов израильских поэтов. Девяностые годы ознаменованы многочисленными публикациями еврейских писателей. Журнал «Иностранная литература» вместил в себя подборку рассказов израильских писателей, роман Ш- И Агнона «В сердцевине морей», стихи Давида Авидана… Публикации известного журнала изменили ситуацию и отношение российских читателей к произведениям еврейских авторов. В 1995 году появляется антология изральской литературы, благодаря издательству СПБ. Сборник рассказов и повестей «Во цвете лет» Ш- Й Агнона выходит в свет, благодаря изд. «Панорама». В основном публикации произведений израильских авторов можно было встретить в журналах либерального толка: «Знамя», «Иностранная литература», «Звезда», «Новая юность», «Новый мир». В начале 21 века читательская масса разделилась словно на два лагеря: нейтралы и антагонисты ( термины принадлежат автору статьи). Но, как отмечает А. Рейтблат ( журнал «НЛО» 2005, номер 73): «еврейская аудитория для израильской литературы в России невелика.». Так что нейтрально относящихся к публикациям еврейских авторов в русских журналах не так уж и много. К ним относятся сами евреи , в основном ориентированные на ивритскую или идишистскую культуру. Что касается русских читателей, то среди них интерес несомненно присутствует, но по большому счёту он касается «еврейского вопроса» в России. О них – то как раз и хотелось мне поговорить. Начало 21 века отмечено интересной исторической деталью в области литературы, на мой взгляд. Большинство русских читателей обращается к истокам русской литературы. «От идеологии к мегапроекту» ( термин из хорошего журнала «Полигнозис»). Есенин противопоставляется Маяковскому ( как поэту – певцу еврейской революции в России), Рубцов – Бродскому , Николай Зиновьев- Пастернаку. Плеяда радикально настроенных читателей с пеной у рта готова доказывать самодостаточность русской литературы, отвергая влияние литературы русскоязычных евреев. Не спорю, Есенин, Рубцов- наше всё, тихая гладь безмятежных русских просторов, глухая тоска и светлая вера. «Ах, отчего мне
Сердце грусть кольнула,
Что за печаль у сердца моего?» (с) Всё от того, что я читаю стихи русских поэтов. Но в «минуты музыки печальной» ловлю себя на мысли, что хочется смыть с себя тоску и уныние, загореться страстью, оптимизмом, верой в свои силы и тут на память приходят строки Пастернака «И тополь - король. Я играю с бессонницей.
И ферзь - соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.», или строки Маяковского «В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.»

Иногда, мне кажется, стоит обратиться к поэзии еврейских поэтов. Хотя бы ради того, чтобы снова полюбить жизнь, себя, наконец.
Стихи Давида Авидана впервые были опубликованы в журнале «Иностранная литература», в 1990 году. Чем интересна поэзия данного автора? Противостоянием. В пятидесятых года Авидан был сторонником новаторского направления в изральской литературе. Новаторство сего направления заключалось в противопоставлении человеческих желаний и стремлений общественным законам. Поэт воспевал сокровенные, тайные желания лирического героя. Порой, его строки, да и названия произведений дышали вульгаризмом. Ну, к примеру, сборник стихов «Бразим аруфей сфатаим» переводится, как «Краны с отрубленными губами». Сразу вспоминается Маяковский с его «На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.» или «Улица провалилась как нос сифилитика».
Новые контрастные обороты, от неприкрытой вульгарности до изысканной утончённости, вообще присущи произведениям еврейских авторов. Читателя щадить не стоит. Он – немалое дитя, разберётся. Парадоксально устроен человек. В критические, переломные моменты своей жизни человек совершает много ошибок, приобретая незаменимый опыт. Чтобы вновь возродиться, ему помогают произведения именно такого рода авторов. Обратите внимание на сегодняшнюю литературу. Что вдохновляет харьковчан в борьбе против политики новой киевской власти? Строки из «Гимна антимайдана»:
«Лопнуло терпение, натянуты нервы как струны
Я вижу лица, вернее рыла тварей майданутых
Разорвать бы вам пасти, как собакам бешеным
Мы хотим вас видеть на майдане повешенными»…

Конечно, русской поэзии это неприсуще. Разве можем мы себе представить Рубцова – «пронзительно русского национального» поэта, стремящегося в своих стихах кого уничтожить или повесить? Нет, рубцовский литературный герой не способен на противостояние. Сравним:

«Мы сваливать не вправе
Вину свою на жизнь.
Кто едет - тот и правит,
Поехал - так держись!
Я повода оставил.
Смотрю другим вослед.
Сам ехал бы и правил,
Да мне дороги нет...»

Те, кто отвергает поэзию еврейских поэтов, отвергают и саму жизнь. Человек не должен никогда отчаиваться. Живыми существами правит инстинкт самосохранения. Слабых природа уничтожает. Сильные – выживают. Выживают те, кто не боится «опуститься» на «дно» строк, те, чей разум кипит и чьё сознание способно бороться до конца. Произведения еврейских поэтов несомненно оказали немаловажное влияние на современную литературу 21 века. В своё время повлиял на современных авторов ироничный Губерман, получивший широкую известность среди российской читательской аудитории благодаря «гарикам» ( афористичным четверостишиям). Многие современные последователи поэзии Губермана старались писать стихи так, чтобы они афоризмами разлетались из уст в уста читающей братии. Но, если Губерман иронизирует, «не мудрствуя лукаво», то Давид Авидан учит ничего не бояться в этой жизни. Человеку свойственно ошибаться, падать, но после падения настоящий человек способен встать, «ничего не бояться»… «прямо ступать, не сворачивать вспять» и «очнуться падению вслед». Помни, помни, дорогой читатель: «В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней».


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     13:25 17.12.2016
1
В наше время впору защищать поэзию Михаила Светлова, Павла Когана, Овсея Дриза и иже с ними...
     10:42 08.02.2015
Не могу промолчать, тема-то моя.)
Не хочу критиковать и комментировать, дабы не вызвать духов бездны.
Но...Могу порекомендовать работу в тему, это статья великого немецкого композитора Рихарда Вагнера -Еврейство в музыке.
Статья очень умная, доказательная и интересная. Она не просто о музыке, а об искусстве вообще.
Лучше прочесть ее тут, тут с комментариями.
http://lebed.com/2002/art3056.htм
     17:41 13.06.2014
-1
Приглашаю в наш питерский лит.ежемесячник
- если не петь, то пришлось бы плакать...
но проникает свет
     12:22 08.06.2014 (1)
Ващета, я не силен в Еврейской поэзии...Я в своей-то не силен. Но три момента меня здесь заинтересовали: "Я обожаю Достоевского!" "Сразу Пелевин мерещится с его "Чапаев и Пустота" и "Коран мне показался мелодичнее".
Света, а почему бы Вам не открыть именно эти темы. Был бы счастлив присоединиться к обсуждениям.
Тем более я тоже "кошатник". Нет ни одного рассказа, где бы у меня не присутствовали эти лохматые.
Правда есть одно неудобство: Отвечаешь кому-то а ответ возникает где угодно но не там где он должен быть.
     12:59 08.06.2014 (1)
Ну, открою как - нибудь Мне бы с этой темой разобраться. Столько вопросов возникло. Чем больше общаюсь с авторами, тем больше сомнений...

Спасибо за проявленный интерес.

Если и открою тему о Достоевском, то об Иване Карамазове. На все века актуальном персонаже...
С ув.
     02:15 09.06.2014 (1)
Придется перечитать "Братьев..." Если навскидку, то мне больше интересен был Алешенька.
Тем не менее - открывайте.
     04:18 09.06.2014 (1)
Казанову.А.
  У Алеши в душе мир, в согласии с самим собой живет... Все его дергают, думая, что решит их проблемы, страсти затушит... А разве ему это под силу? Он только любить может искренне, от души, да к смирению призывать... А Иван делатель, изменить мир хочет, от грязи очистить... Но грязь-то липкая, брезгует сам-то... Чужими бы руками... Да на грех совестлив... Вот и плохо закончилось для него все...
  Мне Алеша тоже милее, но Иван интереснее...
     04:31 09.06.2014 (1)
Привет, Иринка!
Я всегда знал, что Достоевский глубже чем его читатели. Вспомни "Бесов": Вера убивает двух человеков. Одна не может вынести своего желания и с криком"Я убила Бога" - вешается. Другой вешается через много лет но тоже с обращением к Богу. Или "Преступление..." Ни слова о Боге а Раскольников в конечном итоге встает на площади на колени и кричит:"Простите меня, люди!" Дорос до того маляра, который поднял сережку и грех свой несет, вплоть до смертной казни.
Так же и в "Братьях"... Мир в душе Алеши призрачен. Тот же Иван прибегает к нему, пытаясь получить совет...И не получает. Нет ответов у Алешеньки. Пуст он...Как пуста Вера, дающая благодать но только себе!
     04:41 09.06.2014 (1)
Ну... А я про что? Алеша мил и добр... Но пользы от него никакой... А все равно на него рассчитывают... Разве нет? Ну, а мир из его души под конец исчезает, так это да, не спорю...
  А уж то, что мне с Достоевским по глубине не тягаться... Так это правда, знаю...
  Привет!
     04:50 09.06.2014 (2)
Тем и интересен Алешенька. Иваны двигают этот мир, так же как и тот Немец из "Обломова". Они хороши но неинтересны.
А здесь...Такое поле для размышлений! "Почему мир Алешеньки рушится?", "Почему Вера такая хрупкая штука?"
А с Достоевским не надо "тягаться". Он тем и хорош, что позволяет задуматься и прийти к своим выводам. Каждому.
     12:59 09.06.2014 (1)
Вряд ли Иваны двигают этот мир. Как раз в образе Ивана расписан русский человек с его сомнениями, философией. Великий инквизитор - практически отдельное произведение. В дальнейшем эту мысль продолжит и Леонид Андреев в своём "Иуда Искариот". Обязательно напишу статью об этом, но позже, хочется затронуть глубоко, глубже, чем сам Достоевский. Образ Ивана - образ автора романа. А Алёша - прототип европейского человека с его толерантностью и стремлением быть выше, милосерднее, чем окружение варваров в образе Дмитрия ( распоясавшихся русских, татар, кого угодно)...Так что здесь нужно осветить всё...И это требует кропотливой работы.
     16:18 09.06.2014 (1)
Ну, про Алешу - это уж совсем не туда... Нет. Да и про Дмитрия тоже... Все три брата, да и папенька их - все они разные ипостаси русской души. Кстати, Достоевский не раз упоминал, что Алеша его любимый персонаж и в следующем романе должен был стать главным героем. А европейцев Федор Михайлович не очень жаловал.
   Толерантность и милосердие - очень далеко стоят друг от друга. Это раз. Два - стремление быть выше перечеркивает и толерантность, и тем более милосердие.
   Очень интересно было бы ознакомится подробнее с Вашим видением романа, проблем в нем затронутых.
     16:28 09.06.2014 (1)
Ирина, если бы Вы ознакомились поближе с публицистикой Достоевского, да и с биографией - в целом, то поняли бы, что Иван - есть проект романа, его философия и сила мысли.
     17:19 09.06.2014 (2)
Знаете, Света, с биографией Достоевского знакома не по наслышке, а довольно хорошо.
  Мое и Ваше мнения различны. Такое бывает. Великие произведения потому и великие, что вызывают споры и разногласия. Мне любопытно Ваше прочтение. Правда. Но не могу согласиться с тем, что лишь в Иване автор выразил себя. И философия романа тоже не вся в этом образе. Он пытается осмыслить происходящее В России, понять причины надвигающейся катастрофы, которую предчувствовал. На мой взгляд главная мысль романа - Вера и Безверие. Где путь к спасению? Вера помогает человеку жить и выжить, но она так хрупка... Почему? Несправедливость мира человеческого приводит к безверию. Но оно разлагает человека, практически уничтожая такие понятия как мораль и нравственность. Поэтому мы и видим в финале Ивана в таком ужасном состоянии.
  Но есть любовь... Высшая любовь... Может в этом спасение?
  Помните его знаменитую фразу: "Красота спасет мир"? Затерли ее, правда. Но это уже наша вина, а не Достоевского. Красота - это и есть Высшая любовь.
  Наивно, да? Но Федор Михайлович не был наивен.  Мечта, указание пути куда надо стремиться. Не находит он другого.
     03:47 12.06.2014 (1)
Привет, Иринка!
Читаю ваш диалог и радуваюсь как ребенок: Такие умнички!
Мне пришлось перечитать Достоевского совсем недавно. (Не буду лукавить, не всего) Именно "пришлось". Был спор с сыном о Пелевине, которого он считал гением. А поскольку Пелевин почти в каждом своем произведении затрагивает Достоевского, то и пришлось перечитать...
Поэтому, рискну вставить в ваш спор о братьях свое скромное мнение:
Карамазовы, это все тот же Раскольников. Мало было Достоевскому того, что он написал в "Преступлении..." Широка душа Русская...Вот и решил каждую сторону души подарить одному из братьев.
Вот, как-то так...
     04:02 13.06.2014 (1)
Привет, привет!..  
  Ну, не буду особо спорить... Хотя Раскольников не столь многогранен и немного не туда, на мой взгляд. В "Бесах" эта линия (Раскольникова) лучше просматривается. Вот там-то Достоевский и разложил его по разным персонажам. Углубил и расширил.
  Согласишься со мной, нет?
     04:07 13.06.2014 (1)
Соглашусь. Хотя, чувствую, тебе хочется поспорить.
Но...Как говорил Ходжа Насреддин:"Спорить с женщиной - сокращать свое долголетие."
К тому же ты права.
     04:18 13.06.2014
Слушай, а не перейти ли нам куда-нибудь в другое место? А то я замучилась этот комментарий искать, чтобы ответить.
     17:26 09.06.2014
Нет. Не наивно. Скорее идеально. Но я не считаю Достоевского идеалистом. И обязательно докажу это в следующей своей статье...
Эх, уважаемые авторы, спасибо вам за вдохновение. Честно говоря, впервые узрела неподдельный интерес к литературе. Стала определённо замечать, что сайт Фабула занимает достойный уровень в этом смысле. С уважением ко всем участникам и благодарю за интересную беседу. Особое почтение Ирине Гришиной.
До связи:-)
     04:57 09.06.2014 (1)
Про тягаться - так это ты написал, что Достоевский глубже, чем его читатели... Я смиренно согласилась.
  А вот по поводу Ивана позволь с тобой не согласиться... Сравнивать его Немцем (Штольца в виду имеешь?) так просто глупо... Пардон, конечно. Немец он и есть немец... А иван русский! Для Достоевского это важно. Нет у него неинтересных русских.  
     05:05 09.06.2014 (1)
Ага, Штольц...
У меня всегда так: Как красивую бабу увижу, все из головы вылетает!
А "неинтересные" Русские у Достоевского есть. Вспомни тех озлобленных алкашей, которые на глазах Раскольникова упавшую кобылу плетьми забивали.
Да и Немцы не все уроды. Тот же Фонвизин. Правда он Русским стал. Но все равно - Немец.
Как и Стессель, который Порт-Артур Японцам продал.
     05:11 09.06.2014 (1)
Ну, ты прав, прав... Кстати, немцев уродами никогда не считала... Ремарка, например, очень люблю... А среди русских тоже далеко не все ангелы...
  А ты просто жуть какой умный и памятливый... А вот до сих пор тех алкашей вспомнить не могу...
     05:16 09.06.2014 (1)
Ойййййй! Ну я весь в смущении... "Жуть какой умный и памятливый..."
Память наша так устроена, что выбрасывает все плохое.
Наверняка помнишь симпатичную пару из соседнего подъезда и не помнишь тех алкашей, живущих этажом выше.
А я Ремарка ничо не читал.
     05:22 09.06.2014 (1)
Это ты зря, почитай... Думаю, тебе должно понравится. Ну а если не понравится, так опять не страшно... Хотя думаю, что не пожалеешь.
  А я отправляюсь спатеньки. Надеюсь на скорую встречу.  
     05:27 09.06.2014
Пока!
     21:58 08.06.2014
Прочитал и не понял, от кого или от чего нужно защищать еврейскую поэзию?  
У нас весь советский период, к примеру, это сплошная еврейская поэзия.
     11:27 07.06.2014 (3)
Еврейских поэтов не может быть по определению ибо все они прозаики!
     21:20 07.06.2014 (1)
Рядом с шекелями все евреи поэты.
     21:31 07.06.2014 (3)
И не говори! Разве они могут: " Не жалею, не зову, не пачу..." И хер их сорок лет пустыни поправило...циники в жизни.. как черная обама...-) :-) :-)
     09:44 08.06.2014 (1)
Чёрного Обамку бабушка в Замбези ждёт. Ей на правой ягодице священное тату надо сделать, а самой не достать и не видно. Африка 5 там - тамов до дыр стёрло - нет...не слышит Обамка голоса  духа Понго - Понго. Спрятался чёрный мальчик в белом доме и издевается над населением страны, в которой его предки выращивали на плантациях табак, что бы травить белое население. У Обамки  тоже есть священное тату вокруг анального сфинктера. Знак вуду.
     09:50 08.06.2014 (1)
Петрович, да вы никак Обамы жопу в натуре видели?
     09:54 08.06.2014
Да её все видели. Просто он её за фейс выдаёт.
     21:45 07.06.2014 (2)
Какая пустыня? Сорок лет с многотысячными стадами, слугами, рабами, шатрами. Читай исход из Египта. Там сотни тысяч человек. Это где они прошли - там теперь пустыня. Овцы выгрызают даже корни. А  они в жертву десятками скотину приносили. вот и представь картину маслом.
     22:01 07.06.2014 (1)
Вы о Чечне?:-))) Вот где пустыня с горами.
     22:29 07.06.2014 (1)
Не был...Про Афган могу поговорить..
     22:37 07.06.2014 (2)
:-))) В Чечне тоже овцы выгрызают даже корни ( стиль участника беседы сохранён). И нет садов, но есть много - много овец и баранов, готовых принести себя в жертву  Аллаху.
     22:50 07.06.2014 (1)
Этих не только в Чечне...Их по всему исламскому миру хватает. Самое забавное, что фанатики не читают Корана.  Иначе знали бы корни ислама. А они в том самом еврейском ветхом завете.  Вот где облом. Кстати слово Аллах , производное от Эллоха - Эллохим  имеющее множественную форму и означающую единство сил. Так, что единобожием тут и не пахнет.
     11:30 08.06.2014 (1)
А кто спорит? Библия , Коран - молодые сравнительно религии. Черпают свои заповеди из Иудаизма. Коран, кстати, я читала в своё время от корки до корки. Так уж вышло, что этот литературный источник мне показался более поэтичным...
Ветхий Завет - куда честнее, чем Новый.  Почитаешь, и всё становится ясным, кто идёт на заклание и почему русский народ - бараны.  Да и Николай Рубцов не даст соврать...
"Да, умру я!
И что ж такого?
Хоть сейчас из нагана в лоб!

...Может быть,
Гробовщик толковый
Смастерит мне хороший гроб.
А на что мне хороший гроб-то?
Зарывайте меня хоть как!
Жалкий след мой
Будет затоптан
Башмаками других бродяг.
И останется всё,
Как было,
На Земле, не для всех родной...
Будет так же
Светить Светило
На заплёванный шар земной!"(с)
     11:50 08.06.2014 (2)
1
Иудаизм кстати говоря тоже не совсем самостоятелен, хотя и говорится о неком собрании устных традиций семитских племён. Иудаизм  корнями смотрит в индуизм и конкретно в ведическую космологическую  докрину. Институт троичного божественного начала лежит в тримурти. И ещё. Слово бог в переводе с арамейского означает силу, либо источник силы. Следовательно имя собственное Эллохим таковым не является. Судя по множественности отображённой в этом имени, оно означает совет богов. В этом случае мы его трактуем в единственном числе. Как например государственная дума в единственном числе из множества депутатов.
Исходя из вышесказанного, формула..Един Аллах и нет бога кроме Аллаха и Магомед пророк его...звучит несколько иначе. Вот поэтика  Корана не вызывает сомнений. Это очень высокое творчество.

Ну и стишок о смерти...


Приходит смерть и мёрзнут лапки.
Меня всего бросает в дрожь.
Неужто мне оденут тапки
И деревянный макинтош?

Оркестр настраивает трубы,
Скрипач со скрипкой молодой
И гробовщик мне смотрит в зубы,
Мол не блеснёт ли золотой.

И вот у ямы вся массовка,
Я слышу звуки молотка,
Ура...забыли!!! Я в кроссовках ,
Хоть не закопанный пока.

Зашевелится ночью бровка,
Пора мне братцы выходить.
В удобных, стареньких кроссовках
Люблю по кладбищу бродить.

Так что пока не отрезвитесь,
Я слишком резвых торможу.
Вы ночью кладбища боитесь?
А то давайте....провожу.

Напрасно не кусайте локти,
Себя мне в жертву принесли.
Всё хорошо....вот только ногти,
Мне сквозь кроссовки проросли.

И пусть гниют в могилах кости,
Я ведь не просто так брожу.
Мне ни за что не платят гости,
Я мёртвый  мёртвых  сторожу.

Я там где мёртвый что то ищет,
В земле  копаясь под дождём.
Так что дружок  плати мне тыщу
И потихонечку пойдё - ё - ё - ём.

     12:04 08.06.2014 (2)
У меня стишок тоже о смерти есть:-) Но  он более воинственный. Типа, не за  мной  смерть придёт, а я , как смерть, ....ну и так далее:-) Кажется, он где - то здесь опубликован. Не хотелось бы быть жертвой, как описывает нас русских, любой истинно русский поэт. Вот об этом и писала, в  сущности, статью. Видимо, не так подала. Ну да теперь уж поздно об этом говорить:-(
     12:12 08.06.2014 (1)
А, вот. Нашла...


Живите, не забывая:
Смерть – не старуха.
Это Вам – не курносая.
Она молодая и вечно живая
Девица русокосая.
Вы её можете застать в сквере:
Когда, например, в одиночестве пьёте пиво.
Вам не поможет номер «ере»,
и даже предъявленная ксива.
Захотите от большой реки оторваться
и провозгласить себя ериком,
Вас настигнет смерть – россиянка
между черт ногу сломит и сквериком.
И Вы ещё не раз вздохнёте,
Захотите вновь стать обывателем.
Так мир устроен: Вы их гнёте
или они Вас,..
Привет создателям.
И когда Вы поймёте, что власть это скверно
А иногда просто блажь
Смерть живая с холмов Одерна
Вас потревожит...
О, отче наш!

Грубо коснётся Вашего тела,
Косточки Ваши покусывая,
Вашу кожу превратит в цвет мела.
Смерть - не старуха...
Смерть – красавица бело-русая…
     12:20 08.06.2014 (1)
Реальность субъективна, хотя бы по глубоко - индивидуальному отходу из неё. никому не дано заглянуть через плечо умирающему. смерть, это очень личное и у каждого она своя.
     12:28 08.06.2014 (1)
Мы сейчас не о Смерти как таковой, а об отношении к ней. Одни воспринимают Её, как данность, другие - как ненужную нелепость. Угадайте, кто есть кто...
     12:37 08.06.2014 (1)
Пусть на ступени бескрайней ночи  ты бросил чётки своих желаний.

  Твой день прошёл и ты не хочешь ни редких встреч ни расставаний.

  Уже не будет больная память тебя терзать стыда удушьем.

  Смотри на звёзды...держись подальше...того, что метит равнодушьем.

  Быть может статься вернётся время..поднимет веки...расправит кожу.

  Подхватит чётки с моих ступеней и стану я чуть - чуть моложе.

  И с ним пройду я цветущим лугом без сожаленья и укоризны.

  Как с самым лучшим и близким другом опять смотреть театр жизни.

  На сцене действо...в бокале сома и вечность тихо закроет двери.

  Мне эта пьеса так знакома  а я и время сидим в партере.

  Зал задохнётся в беззвучном стоне  аплодисменты как звук прибоя.

  И смерть в бесформенном балахоне  задёрнет занавес за собою.
     12:44 08.06.2014 (1)
Вполне достойное произведение, по крайней мере ощутимо Ваше отношение к смерти. Смерть для вас - переход в иную реальность. И русским Вам не назовёшь, но и евреем - тоже:-)...
Только почему Вы пренебрегаете пунктуацией? Интонация на выбор читателя?
     12:59 08.06.2014
Грамматёшки не хватает. 6 классов советской школы в шестидесятых годах прошлого столетия. Насчёт нацоинальности затрудняюсь сказать. В паспорте русский, но родители расстреляны в 1953 году. Тогда модно было ставить другие фамилии и места рождения. Во всяком случае всю жизнь прожил в России и ни разу за бугром не был.
     12:10 08.06.2014 (1)
Ни один из поэтов не писал о русском как о жертве.  Совершенно не верные трактовки. Поэты провозглашают жертвенность русского. Его готовность стать жертвой во имя высших идеалов. ( Ну а пессимизм - зараза привнесённая из западной европы. То бишь нигилизм философа Ницше, закончившего свои дни в дурдоме ).
     12:15 08.06.2014 (1)
"Ни один из поэтов не писал о русском как о жертве.  Совершенно не верные трактовки. Поэты провозглашают жертвенность русского. Его готовность стать жертвой во имя высших идеалов. " (с)

Ага, так зарезанная овца может рассуждать о том, что готова была стать жертвой во имя высших идеалов.
     12:34 08.06.2014 (1)
Вы видимо при развитом социализме не жили. Не встречались с фанатиками коммунистами, которых не успел в лагерях сгноить Сталин. Весь народ строил государство в котором просто не успевал жить, заведомо зная, что и внуки в нём жить не будут. Это ли не жертвенность?
     12:50 08.06.2014 (1)
Зато мой прадед жил,. более того, не дожил и до сорока лет. Воевал и после Великой Отечественной. Уважаемый, это другое. Как же Вам объяснить: одно дело жертвовать ради того, чтобы твои дети и внуки жили лучше , чем ты. И умереть на стройке, войне с внешним врагом и прочих деятельных процессов. Другое дело - заранее себя похоронить. И писать стихи об этом. Скажите, вот честно, положа руку на сердце, такие, как Николай Рубцов, способны воскресить жизнь в угасшей душе?
     13:02 08.06.2014 (1)
Безусловно да. Хотя бы исходя из обратного. Пройти его путём, что бы выдернув душу из его вирш сказать брррррррррррррррррррррррр.
     13:10 08.06.2014 (1)
В этом что - то есть:-)
     13:11 08.06.2014
Ещё как есть.
     11:55 08.06.2014 (1)
Ох, познавшие эту формулу, правят, видимо, миром. А такие, как я, занимаются интерпретацией и лишь догадываться нам приходится-((( Вот и подаёмся в поэты:-)

Да, Вы правы. Коран это поэзия высшей пробы.
     12:02 08.06.2014 (1)
Христос сказал...Каждому воздаётся по вере его. Не думаю, что эта фраза была направлена в религиозное русло, учитывая, что Христа ученики называли Равви ( учитель ), но никак не жрецом нового религиозного течения. Каждому воздаётся по вере его. Вера - есть некое состояние СОЗНАНИЯ( первичного состояния пустоты, которое мы и обожествляем ). Подумайте о такой трактовке веры.
     12:06 08.06.2014 (1)
Мне тут сразу Пелевин с его "Чапаев и пустота" мерещится:-) Легче заполнить пустой  стакан...В этом что - то есть.
     12:13 08.06.2014 (1)
Не читал. Я вообще мало читаю. В основном литературу узко - направленной тематики.
     12:20 08.06.2014 (1)
Почитайте. В произведении главный герой - пустота:-)
     12:29 08.06.2014 (2)
Мы немного отвлеклись от основной темы. Еврейской поэзии. Быть евреем в России безусловно тяжело. но поэзии еврейской действительно нет. Это миф. Еврей не обязательно должен быть правоверным иудеем, но иудаизм накладывает определённый отпечаток на МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Это генетический уровень если угодно и это придаёт некий аромат творчеству. В том числе и поэзии.
( На стихире есть один поэт, который все стихи пишет о любви.  Грамотно пишет. Мне не надо смотреть его фамилию, что бы угадать в нём восточного человека ).
     12:37 08.06.2014 (2)
А я знаю истинно русского человека. Наверно, слишком русского, чтобы признать в нём мудреца. Но он пишет стихи о любви так лаконично, что иногда мне кажется, что русский человек не способен даже за любовь бороться:-(

Ссылку на его творчество могу прислать в личку. Он -довольно популярный в сети поэт. Да и в советские времена публиковался....
     12:43 08.06.2014
Мудрец не обязательно философ.
     12:40 08.06.2014 (1)
Бороться за любовь? Не смешите. Это будет борьба за обладание предметом любви. Это уже не любовь. Это собственность.  Любовь свободна и её не удержать.
     12:54 08.06.2014 (1)
Я так не считаю. Мудрость - в Законах природы. А закон природы гласит - добейся расположения. А когда поэт оставляет всё, как есть, при чём свою излюбленную самку боготворит лишь в стихах, обрекая свою литературную героиню на ненависть и нелюбовь к слабым мужчинам - вот это и есть русская поэзия...
     13:09 08.06.2014 (1)
Страшное это слово...добейся. Тут можно и заставить полюбить. Силой например.Аа в стихах всё понятно. Там живёт идеал, как и у поэтесс идеал их мужчин. Возможно завышенная планка не даёт разглядеть душу живущую рядом. Это бывает не только у поэтов. Лет через тридцать мы будем наблюдать поколение пенсионеров одиночек.
     13:12 08.06.2014 (1)
Петрович, как бы помягче выразиться. Нет в его стихах идеала. Описана любовь и страх потерять то, что приобретено: жена, дети, привычная жизнь. Впрочем, наверно, это тема вне национальности. Все вы мужики - такие:-)))
     13:15 08.06.2014 (1)
Как и женщины. Дом, уют и дети. Главное, что бы этот козёл побольше капусты приносил.
     13:18 08.06.2014 (1)
:-))) Вот как раз женщины с поэтическим восприятием мира далеко не таковы. Знаю многих дурочек, бросивших всё ради Любви...Мужчины в этом вопросе более прозаичны, особенно когда касается выбора.
     13:24 08.06.2014 (1)
Не стоит устраивать противостояния полов. Можно привести множество примеров с обеих сторон. Мы ведь сейчас не истину отстаиваем. Да и не нуждается эта дама в защите. Мы отстаиваем свою точку зрения на неё. Позицию если угодно. Не стоит эта тема продолжения. Вы уж поверьте.
     13:28 08.06.2014 (1)
Ну -да, отклонились от темы. Снова увлеклась. Извините.
Просто мне надоело быть жертвой и наблюдать жертвенность. Всё началось с того, что  стала наблюдать за позицией  Игоря Стрелкова и многое для себя поняла...
О нём тему открою в  ближайшее время...Многое переоценила, благодаря событиям на Украине...Многое.
     13:31 08.06.2014
У меня сейчас стишок на страничке прорезался. Как раз о любви. Интересно узнать мнение. ( Только без пунктуации ).
     12:33 08.06.2014
Ничего не отвлеклись. Всё - по теме. Даже об отношении к смерти...
     22:44 07.06.2014 (1)
Гм...Интересный поворот...Побеседуем завтра ибо у нас на Урале  уже час ночи, а утречком огород поливать... Заходите и Вы ко мне на страничку дяди, там много чё есть обхезать...
     22:51 07.06.2014
Спасибо за приглашение. Забегу. Спокойной ночи.
     22:00 07.06.2014
Афуеть! " Апофеоз войны" Верещагина...
     21:36 07.06.2014 (1)
Мне когда тридцатник стукнул, охватила такая депрессивная депрессия, что если я стану читать Есенина с его "Я не буду больше молодым", то мне придётся ходить с корвалолом и валерьянкой:-(((
Не всегда спасает от депрессии русская литература. Скорее - наоборот, погружает в неё.
     22:04 07.06.2014 (1)
Главное, прочитать  : " Бесы " Феди нашего Достоевского, все мозги постепенно в место своё соберутся...
     22:29 07.06.2014
О, Достоевский это отдельная дискуссия...
Вот с него и начинаются депрессии.Хотя, я его обожаю...
     19:30 07.06.2014 (1)
Например Омар Хайям....
     21:16 07.06.2014 (1)
Бывают разные Хуйямы...:-) :-) :-)
     21:18 07.06.2014
Я  только про одного.  Других не знаю.
     17:32 07.06.2014 (2)
Пастернак, Слуцкий, Маршак, Маяковский. Скорее поэты, чем прозаики:-) Спасибо за комментарий.
     18:29 07.06.2014 (2)
Маяковский с какого боку в эту блестящую плеяду затесался?
     18:50 07.06.2014 (1)
1
У Маяковского - далёкие польские корни:-) Но говорим не только о национальном содержании авторов, говорим о том направлении, которое выбирает тот или иной поэт...
Поэзия Авидана и знакомство с чисто израильскими поэтами было приведено в качестве примера. Просто у литераторов часто возникает спор, какие стихи писать.

Вот приведу пример стихотворения одного из русских современных поэтов:

Я - русский

В степи, покрытой пылью бренной,

Сидел и плакал человек.

А мимо шёл Творец Вселенной.

Остановившись, Он изрек:

«Я друг униженных и бедных,

Я всех убогих берегу,

Я знаю много слов заветных.

Я есмь твой Бог. Я всё могу.

Меня печалит вид твой грустный,

Какой нуждою ты тесним?»

И человек сказал: «Я - русский»,

И Бог заплакал вместе с ним. (с)


Ну вот примерно об этом моя статья...
     18:55 07.06.2014 (1)
Последняя строчка стихо этого, как бы русского,  пиита ни в пи@ду , ни в Красную Армию...:-) :-) :-)
     18:57 07.06.2014 (2)
Николай Зиновьев к Вашим услугам. Сегодня его творчество включено в школьную программу...
     19:02 07.06.2014 (1)
Кстати, творчество Зиновьева касается направления с интересным названием ( у одного литературоведа сорвано:-) "Русская народная линия"...

Наблюдала несколько раз горячие споры последователей Н. Зиновьева, Н. Рубцова о том, какие стихи нужно писать. Многие из сторонников направления "русской народной линии" отвергают поэзию Маяковского, Пастернака и прочих хороших советских по духу авторов...
     19:07 07.06.2014 (2)
1
Ой, а можно я тут тоже встряну, а?
Вот мне кажется тех, кто учит, какие стихи нужно писать (если речь не о технике и качестве), надо гнать пинками из любых обсуждений литературы вообще и поэзии в частности.
Уф.
Выпустила пар, теперь можете гнать меня.  
     21:12 07.06.2014
Не лукавься!:-)  У каждой  избушки...ну далее знаешь..:-)
     19:10 07.06.2014 (1)
Но Вы же не станете меня учить, какие стихи читать и любить. Оставайтесь:-)))
     19:15 07.06.2014 (1)
Да зебры меня упаси!
Стихи любить и читать надо какие нравятся, чему тут учить?  
     19:19 07.06.2014 (2)
Ну, скажем так, я тут пострадавшая:-) Многие из рецензентов, так называемых националистов, меня обвиняли в том, что я скорее увлечена была русскоязычной литературой, чем русской. Потому, мол, такие и стихи пишу:-)))А как многие меня ругали в  своё время за любовь к Пастернаку - не передать:-)
     21:36 07.06.2014 (1)
Есть одна предельно простая истина. Кому то ваши работы будут нравиться безоговорочно. кому то безоговорочно не нравятся. И остаётся часть, которая никогда ваших работ не читала и читать не будет. Изюминка в том, что симпатии и антипатии к  вашему творчеству не требуют объяснений, но люди это пытаются объяснить. Казалось бы..ну прочёл... и ступай с богом, ан нет. Антипатию надо излить и человек ищет удобную для этого форму. Всё просто.
     21:59 07.06.2014 (1)
Так вот в чём дело? А мне кажется, здесь вступает в силу ещё и возрастной ценз. Скажем так, читателей старшего поколения тянет к истокам, а - помладше выкаблучиваются в поисках новой формы:-) Можно так  сказать, во всём Летов виноват с его "Солнце садилось, красное, как холодильник" (с) Чел стёбом занимался, а многие поверили:-) С тех пор, видимо, произошла некая переоценка ценностей. Не всякий читатель воспринимает традиционную поэзию. Особенно наше, усталое поколение...Кому - за тридцать:-(((
     22:02 07.06.2014 (2)
Чего эт вы так рано устали?
     22:14 07.06.2014 (1)
У меня тут подборочка. Смотрите, что о нас пишет Якобсон ( не русак, правда):-) И это 1930 год. А как актуально....



из статьи, исследующей русский авангард. "О поколении, растратившем своих поэтов" Якобсон ( 1930, май)

Горесть отсутствия застит отсутствующего. Сейчас больней, но легче писать не об утраченном, а скорее об утрате и утративших.Утратившие – это наше поколение. Примерно те, кому сейчас между 30 и 45-ю годами...(с)

     22:16 07.06.2014 (1)
Да уж.
Якобсон - настоящий комсомолец!
Но можно и не фикус.
Можно гортензию.
Или хомяка.
     22:21 07.06.2014
:-)))А
Хомяка сожрёт мой Мухтар. А для гортензии сад нужен. Где я Вам его возьму?
     22:06 07.06.2014 (1)
Жизнь бешеная. И до пенсии как минимум лет тридцать. Жуть.
Потому и приходится всяких Пастернаков, да Маяковских читать, чтобы воспрянуть, так сказать духом.
     22:07 07.06.2014 (1)
Надо завести попугайчиков.
Или фикус.
     22:17 07.06.2014 (1)
Не, я - старая кошатница...Они тоже усталые...Целыми днями дрыхнут.
     22:21 07.06.2014 (1)
Вот! Видите! Я ж говорил!
А фикусы - не дрыхнут.
В этом смысле они очень удобные.
     22:24 07.06.2014
:-)))
     19:21 07.06.2014 (1)
А что плохого в любви к Пастернаку?
И автор хороший, и овощ полезный.  
     19:25 07.06.2014 (1)
:-))) Ага.

Сейчас, если найду, скину  ссылку на статью очень хорошего публициста. Там, кстати, довольно интересно он отвечает на Ваш вопрос.
     19:28 07.06.2014 (1)
Ой.
Не надо.
Я тут отдыхаю от литературы и публицистики.
Не кидайте мне сюда отголосков работы.  
     19:33 07.06.2014
Не, Вам понравится. Он тоже дядька с юмором. И прекрасный поэт, кстати...

http://fabulae.ru/Notes_b.php?id=6669

http://fabulae.ru/Notes_b.php?id=6678

Ладно, мне тоже пора. Не могу долго за компом сидеть. Глаза болят:-(
     19:01 07.06.2014 (2)
Никак он не русский, правда националист...:-) :-) :-) Интересно бы узнать, а что  выключили из школьных программ? То -то замечаю молодежь дебильная клинское хреначит с кепкой набекрень, а мы еврея Вознесенского читали и рыдали  когда -то...
     19:16 07.06.2014 (1)
Смотря, какова программа. Та, которую я наблюдаю у племянницы, есть Рождественский. Она мне как - то список присылала свой...

Вот он.


Произведения писателей и поэтов второй половины ХХ века:

Л.Леонов
"Нашествие"

О.Бергольц
Стихи

Е.Винокуров
"Москвичи"

Е.Шварц
"Дракон"

Ф.А. Абрамов
"О чем плачут лошади"
Тетралогия "Пряслины":
"Две зимы и три лета"
"Братья и сестры"
"Пути-перепутья"
"Дом"
"Поездка в прошлое"

Чингиз Айтматов
"И дольше века длиться день…"

В.Быков
"Обелиск"
"Сотников"

В.П. Астафьев
"Вам продолжать эту жизнь" (письмо, адресованное юной читательнице)
"Васюткино озеро"
"Игры"
"Конь с розовой гривой"
"Фотография, на которой меня нет"
"Царь-рыба"
"Печальный детектив"

В.И. Белов
"Скворцы"

К.Булычев
"Заповедник сказок "
"Когда мне было 12 лет"

Д.Б.Кедрин

А.Фатьянов
Тексты песен к кинофильмам

Р.Гамзатов
Стихи

В.Г. Распутин
"Уроки французского"
"Последний срок"
"Прощание с Матерой"
"Живи и помни"

Р.П.Погодин
"Тишина"
"Дубравка"

Ф.Искандер
"Тринадцатый подвиг Геракла"

Е.И. Носов
"Кукла" ("Акимыч")
"Живое пламя"

А.М.Володин
"Старшая сестра"
"Пять вечеров"

А.В.Вампилов
"Свидание"
"Прошлым летом в Чулимске"
"Старший сын"

В.М. Шукшин

Ю.П. Казаков
"Тихое утро"

А.Арбузов
"Иркутская история"
"Жестокие игры"

В.Розов
"В добрый час!"
"Гнездо глухаря"

Н.М. Рубцов
"Звезда полей"
"Тихая моя родина…"
"Посвящение другу"

М.В. Исаковский
Стихи

А.Я. Яшин
"Покормите птиц"
"Спешите делать добрые дела"

Ю.В.Бондарев
"Простите нас!"

Д.С. Лихачев
"Земля родная"

А.Солженицын
"Один день Ивана Денисовича"
"Матренин двор"
"Архипелаг ГУЛАГ"
"Как нам обустроить Россию"

П.Нилин
"Жестокость "

В.Дудинцев
"Не хлебом единым "

Р.И. Рождественский
Стихи
     21:04 07.06.2014
Все не то...Что есть то, но очень мало...:-)
     19:11 07.06.2014 (1)
Но выбрано - то направление чисто русской литературы. А так - да, на лицо совсем не кацап:-))
     21:08 07.06.2014
Хороший намек...начинаете нравиться...со словами поаккаратнее..:-) :-) :-)
     18:33 07.06.2014 (1)
Думаю, ни с какого.
«Я дедом - казак, другим - сечевик, а по рождению – грузин»
ВВ Маяковский.
     18:36 07.06.2014 (2)
Есенин- крупнейший еврейский поэт 20 века, работал на пару с Солженицыным...
     18:45 07.06.2014 (1)
Есенин - крупнейший русский поэт, обожающий еврейских женщин:-)
     18:49 07.06.2014
Вот они -то его и погубили...
     18:40 07.06.2014
Я в статье затрагиваю не только ивритоязычных авторов.
     17:54 07.06.2014 (2)
1
Светлана, простите, но я против. Это русские поэты или советские. И поэзия это русская.
Это наши евреи, дорогие нашему сердцу, так сказать.
Вот Пауль Целан, например, чисто еврейский поэт.
     18:38 07.06.2014 (2)
Согласна, это направление, жизнеутверждающее. В статье, как раз противопоставляется рубцовская поэзия ( и его последователей)  и поэзия авторов именно "направления творческих изысканий". Спасибо за поправку. С ув.
     19:00 07.06.2014 (2)
Согласна, это направление, жизнеутверждающее. В статье, как раз противопоставляется рубцовская поэзия ( и его последователей)  и поэзия авторов именно "направления творческих изысканий".

Нда.
Никогда не приходилось переводить собственные слова с русского на русский упрощенный.
Направление творческих изысканий есть у поэта любой национальности, это не определяющая характеристика той или иной группы, это словосочетание обозначающее аспект деятельности.
Любой поэт - человек ищущий. Рубцов в том числе.
Противопоставлять направления поэзии друг другу, на мой взгляд, дело несколько щекотливое. Можно сравнивать по общим и расходящимся критериям, а попытки сталкивания и противопоставления нивелируются симбиозом направлений на корню.
Но общая мысль и изначальная задумка статьи вполне достойные.
     23:02 07.06.2014
Забавно смотреть как умные люди на литературных сайтах устраивают конкурсы основанные на соревновательных началах. Это кто в лидерах....скажем Пушкин, или Фет.
     19:07 07.06.2014 (1)
Ксения, истинно русские поэты - скорее последователи, чем новаторы. Если внимательно изучить творчество Рубцова, то можно заметить главное, на мой взгляд предназначение его поэзии: восстановить, возродить чисто русскую поэзию с её символами, сознанием под одним общим определением "Душа  хранит"...
     19:12 07.06.2014
Светлана, истинно русская поэзия начинает свою историю за несколько веков до Рубцова, и чтобы ее возраждать, ее сначала надо похоронить, что, в общем-то, дело трудновыполнимое - отказывается она живьем в белые тапки.
Так и истинно русские поэты (среди которых, от Ломоносова до современного талантливого молодняка новаторов хоть отбавляй) совершенно никуда не исчезали и не вымирали.
     18:44 07.06.2014 (1)
Не, статья хорошая. Только название мне лично не очень нравится.
Всё искусство в целом нуждается в защите от тех, кто определяет его нужность или качество по нацпризнаку.
С уважением.
     18:52 07.06.2014
Да, надо, наверно, отредактировать название. А то неувязочка получается:-) Спасибо.
     17:58 07.06.2014 (1)
Или Лейзер Вольф, допустим.
Еврейский поэт - это определение не национальной принадлежности, а направления творческих изысканий. Так что перечисленные, за вычетом, пожалуй, Пастернака, действительно русские поэты.
     18:32 07.06.2014 (1)
А Пастернак разве писал на иврите?
     18:53 07.06.2014 (1)
Нет, но Пастернака сложно назвать русским поэтом.
Как, впрочем, и еврейским.
Как, впрочем, и исключительно поэтом.  
     19:00 07.06.2014 (1)
Классно формулируешь
Писал на русском, значит, наш!
А Целана когда читаешь, жалеешь, что на иврите не могёшь его стихи прочесть, или на немецком,
на русском мелодика не та.
     19:04 07.06.2014 (1)
А в чем проблема?
Всего делов - иврит выучить.  
     19:07 07.06.2014 (1)
мне бы ВиМ прочесть для начала
     19:08 07.06.2014 (1)
И Джойса, Джойса!!!  
     19:13 07.06.2014
С Джойсом полегче, я его по главам вкушаю. Меня направляет один вредный поэт своими замечательными стихами. Жаль, про ВиМ не пишет, замотивировал бы
     22:11 07.06.2014 (1)
вы извините, Светлана, но это всё равно, что итальянцам защищать макароны... да и вообще, кто посмел нарушить ваш покой... куда не сунься там или Рейн, или Пригов, или Быков, или Губерман...  но я спокойно к этому отношусь... сударыня, я вам сейчас открою тайну)) еврейской поэзии, литературы нет... есть поэты еврейской национальности пишущие на русском языке...и не больше...
     22:33 07.06.2014 (1)
Нет, есть направление, некая религия. Отличная от религии русских людей. Разве русскому человеку запрещено пропагандировать религию евреев и их восприятие мира? Вот отсюда и пляшем. О том и статья. Впрочем, надо полностью её переписать. Неудачно вышла, сужу по реакции читателей:-)
     22:37 07.06.2014 (1)
название я уже придумал... "Еврейскую поэзию, не задушишь не убъёшь!"
а чё, живенько так...
доброго здоровья!
     22:41 07.06.2014 (1)
:-))) О, тогда от русскоязычных поэтов сего сайта отбоя не  будет. Страшно:-)
     22:47 07.06.2014 (1)
ни это ли задача творчества?))
сударыня, у поэзии нет национальности, просто иногда место жительства нам мешает...
     22:49 07.06.2014 (1)
Ну, это спорно, уважаемый.
Можно вопрос, я чайник в технических вопросах. Откуда Вы смайлики черпаете? И спасибо за цветочек. Приятно:-)
     22:57 07.06.2014 (1)
ааа, ладно, давайте спорить... я завсегда...
как самовар чайнику... ваще это секрет большой, но вам кипятковой скажу... вверху квадратики с козявками видите, ну когда начинаете писать комент?.. край права рожа жёлтая, жмите туда, там их пропасть... и это всё что я знаю...
     23:02 07.06.2014
А, спасибо, бесценный. Теперь я всех своих забодаю смайликами:-)


Я себя ощущаю вот так сейчас. Пора спать, наверно.
Спокойной ночи. Ещё раз "спасибо"
Гость      19:10 07.06.2014 (1)
Комментарий удален
     20:19 07.06.2014
???

Если у Вас Давид Авидан - Синицын, то - да:-) Как впрочем, тренажёр - весы...Ну, Вы меня понимаете.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама