Произведение «ИГРЫ С МИНУВШИМ Гл. 22 Наш "фамильный" художник» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Темы: платонАристархЮрийИванцовРусского
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 828 +1
Дата:

ИГРЫ С МИНУВШИМ Гл. 22 Наш "фамильный" художник

1983-1992-й

«По чуть потрескивающему ледку подходим к дому номер семь, идём к Аристарху Бетову на его день рождения. А работает он художником-оформителем в проектном институте, и только по выходным пишет картины. Невысокий, незаметный, но всегда вижу в его глазах некое свечение участия и преданности нам, в которое верю, что не погаснет в ту минуту, когда позарез будет нам нужен.
Побродить бы еще, подышать мартовским весенним воздухом, но уже поднимаемся по истертым ступенькам меж исписанных стен подъезда, уже разворачиваем альбом рисунков и акварелей Русского музея, - подарок юбиляру, - и я целую его в щеку. Почти следом приходит наш общий друг Юрий Андреевич, громоздит на стул свою картину: весеннее небо, - небо он пишет всегда отлично! – справа дорога с подтаявшим снегом, слева стайка берез, а за ними поле изумрудной озими. Отлично!.. Показывает еще и письмо, - приглашают в Воронеж с выставкой.
- Ехать ли? - сомневается.
- Да ты что? Конечно, ехать, - восклицает Платон.
А потом - сумбурное застолье: Коля Иванцов (журналист) всё говорит с Платоном о «собственной чашке» в семье, - плохо, мол, это или хорошо; Таня, жена Иванцова - о детях да о детях; Лёля, жена именинника, угощает и угощает всех, а дочки и мать помалкивают, улыбаясь.
Но вот Аристарх провожает нас по темноватым улочкам к троллейбусу, идет рядом со мной, и я всё говорю и говорю о солнце, совсем другом солнце Цейлона, а он - о солнце и луне Армении; я - об Индии, о ее запахах, цветах, он - опять об Армении, о том, как попал там в больницу, лежал никому не нужный, а потом начал рисовать тех, кто был в палате, за это ему понесли еду, фрукты и он стал выздоравливать... А над нами висела огромная луна - солнечная поляна - и я щебетала:
- Ах, как же плохо, что в городе мы ее почти не замечаем! Она прекрасна лишь в поле, в лесу, деревне…
А под ногами похрустывал ледок и пахло, пахло весной! И свежий ветерок ласкал холодил щеки.
Но подползли освещённые окна троллейбуса, мы с Платоном вошли в салон, я оглянулась: Аристарх стоял какой-то распахнутый, - и пальто, и глаза! Но резко захлопнулись створки, отрезав его прощальный взмах.
... Приходили Бетовы… Пили мы кофе, говорили и говорили о том, что накопилось, ждало выплеснуться. Лёля добрая, милая женщина, во всём согласная с мужем и, наверное, он для неё - и голова, и творец. А для нас - не только талантливый художник, но и тот, с кем можно поговорить обо всём, зная, что не пойдёт, не донесёт «куда надо», а такое многого стоит.
... Балкон открыт, ветерок свежий подувает, а я сижу и шью себе из жатого ситца пиджак. И как же отрадно наедине с моим «величеством» - долгожданным одиночеством! Но вот... Платон и Аристарх. Оказывается, сегодня у них первый сеанс, - художник хочет написать портрет мужа. Ну что ж, придется моему «одиночеству» подождать, да и пиджаку – тоже. И вот «объект» - у стола. И уже Аристарх говорит и говорит о рассказах Платона, откладывает кисть, берёт в руки сборник, листает его:
- Вот, нашел! – И читает: - «Зачем встречаться с беспокойным прошлым? Пусть бы по-прежнему прикрывало твою лысеющую голову от беспощадных лучей жизни легкое облачко тихой грусти по несбывшемуся...» - Смотрит на Платона, перелистывает страницы, читает дальше: - «Но нет, оказывается не поздно задуматься даже тогда, когда пойдет вторая половина дня и крылья мечты, надежды уже опустились, повисли ненужным грузом и просто мешают жить». - Закрывает книгу, кладёт её на столик, снова берет кисть, но пока смотрит на Платона: - Ты же этими словами подталкиваешь читателя к действию, открываешь ему глаза.
Вижу, приятно мужу слышать это, а я… Нет, не хочу пока «вписываться» в их диалог и уже иду на кухню заваривать чай.
... Шли с художественной выставки, и Аристарх опять говорил и говорил о сборнике Платона: ничего, мол, более лучшего за последние годы не читал и особенно - рассказ «Серебряные сопки».
... Платон пришел домой в половине двенадцатого под хмельком.
- Где так долго?.. – вышла к порогу.
- Да были с Юрой Махониным у Аристарха, обмывали событие. Его портрет «Инженер» взяли на областную выставку.
- Ну что ж, портрет отличный, мог бы Аристарх стать настоящим портретистом, если бы…
- Если бы писал тех, кого хочет и как хочет, а то в нашем Союзе художники всё больше пишут передовиков производства в манере соцреализма.
- Но Платон, передовики тоже люди, и если художник настоящий…
- И если художник...  - опять подхватил: - конъюнктурщик, то из него получится только плохой художник, как и из писателя. Вот я написал правду об обкомовцах-пенсиорах, которые хотят себя еще и в книгах увековечить, прочитал Аристарху и Юре, а они сказали: рассказ, мол, очень глубокий, но держать её надо в столе, да подальше, чтобы не попала в руки гэбистов*.
Ох, а ведь прав. Прав мой, зажатый идеологией, писатель.
... И снова Платон позировал Аристарху, а за чаем:
- Позавчера, кажется… - Аристарх отпил глоток: - Ну да, позавчера. Иду по улице, а навстречу две собаки гонят кошку. Мечется та, не знает куда спрятаться... и вдруг прыг ко мне на плечо! Почему ко мне? – засмеялся: – Рядом же и другие шли.
И взглянул на меня, будто я и должна ответить на его вопрос.             
- Аристарх, - улыбнулась: - если бы я была кошкой, которую гнали собаки, то в тот опасный момент именно на твоё плечо и вспрыгнула.
- Почему? – поставил чашку на блюдце, взглянул удивлённо.
- А потому, что верю тебе до конца… без границ. Верю в то, что не оставишь, когда будет нужно. - Вроде бы смутился, но ничего не ответил, и я «перевела стрелку» на другое: - Золотой ты муж, Аристарх, - сказала и взглянула на своего: – Успеваешь и на службу ходить, и вечерами портреты заказные писать, и дачу строить. - Платон вроде бы понял мою игру. - А у нас дачи никогда не будет.
- Почему же не будет? А Платон на что? - вроде бы и он понял, взглянул на Платона, но тот промолчал. - Разве не построит? - И, погасив улыбку: - Вот мне сейчас предлагают еще одну работу. Конечно, не хочется забрасывать живопись, но придется, чтобы домик дачный достроить.
И на это не ответил Платон… у которого голова и руки приспособлены только для карандаша или ручки.
... И состоялся последний сеанс. К десяти вечера портрет был готов и «выставлен» для просмотра. Молодец Аристарх!
- Только вот борода Платона как-то уж очень… на первом плане. – И поспешила смягчить замечание: – Но зато придает ему некую монументальность.
Ничего не ответил художник, да и Платон лишь улыбнулся.
За окном повисли сумерки, и муж пошел проводить нашего художника… усталого, взлохмаченного, и такого же затурканного жизнью, как и мы».

Встречи с Аристархом, хотя и не частые, случались тогда ещё не один год. Заказывали мы ему портреты дочери, сына, своих родителей, которые с фотографий писал карандашом, и поэтому в шутку называли его «наш фамильный художник», тем более что начал писать и мой портрет, а потом…
В тот день, когда стало темнеть, Аристарх закончил писать и разрешил мне посмотреть.
- Ой, какая я круглолицая! – удивилась: - Да еще этот пестрый платок на плечах… Прямо, красавица Кустодиева*!
И Аристарх уловил мою лёгкую иронию:
- Но портрет сырой… буду еще работать.
И ушел с Платоном, а я… А я начала подправлять портрет… пальчиком, и так увлеклась, что когда Платон вернулся, то сразу заметил:
- Мазки какие-то странные… Что, он еще чем-то писал?
- Да, нет, - засмущалась, - это я попробовала…
Платон так и ахнул.
Конечно, стыдно мне было! Когда Аристарх увидел мое «творчество», то ничего не сказал, но в тот день писать не стал и заторопился домой. Правда, потом... несколько раз предлагал продолжать сеансы, но я не захотела, - то ли не верила, что получится хороший портрет, то ли мешал не погасший стыд? И незаконченный портрет мой, «лицом» к стене, стоит и теперь за письменным столом мужа.
Но висят на стенах отличные карандашные рисунки моей мамы, отца, родителей Платона и самый мой любимый – этот: первый послевоенный год, мне – восемь лет, маме – за сорок и мы, заморенные, худые, сидим на кровати, на мне – черное платьице с круглым вырезом и серыми рукавами, - на черные маме не хватило ткани.

«Вот уж и впрямь золотые руки у Аристарха, - не только дачку почти построил, но и камин выложил. Правда, покайфовать нам возле него пока не удалось, - как-нибудь зимой, - а вот вчера… С Юрой Махониным и его женой Валей сидели мы на их уютной верандочке, Лёля угощала нас салатами прямо с грядок, потом пили чай с домашними крендельками, ходили купаться к озерцу, что совсем рядом, а когда вечером в купальниках шли вдоль заборчиков, над которыми тянулись к нам ветви с почти зрелыми яблоками, то Аристарх пошутил:
– Прямо три грации!
На что Юра сомнительно хмыкнул, а Платон поспешил смягчить его ухмылку:
- А что? Вполне.             
О-отличный был день!
... Муж ходил на заседание избирательной комиссии. А дело в том, что Аристарх предложил институту, где работает, выдвинуть Качанова кандидатом в местные Советы. И собрание проголосовало за него почти единогласно, но тамошний Райком партии развернул компанию «против» демократа Качанова, и вскоре признал то собрание недействительным. И всё же Аристарх не собирается сдаваться, - хочет еще раз собрать институтских коллег.
... Были у Бетовых. За бутылкой водки они рассказывали, как вечерами ходят по подъездам и расклеивают листовки, которые Аристарх тайком отксерокопировал в своем институте: «Черные чернила тем, кто ездит в черных «Волгах!» и «за» кандидатуру Платона. Кстати, на собрании в институте «за» кандидатуру Качанова снова проголосовали почти единогласно, так что, хлопотами Аристарха мой муж стал кандидатом в предстоящем «всенародном волеизлиянии народа» в наш местный Совет.
... Пять сеансов Аристарх писал портрет и нашей дочки, и вот мы - перед ним: с царственной осанкой сидит она в кресле, длинные волосы – волной, на поручне - рука с браслетом, пёстрая индийская юбка чуть оголяет колено и она, чуть улыбаясь, смотрит на нас.  Хороша!.. а, вернее, портрет хорош! И не к чему придраться… и хвалим, а Аристарх сидит с румянцем на щеках и глаза поблёскивают. Доволен!
Но уже - за столом, Платон с бокалом:
- Моя жена задумала создать литературный триптих: жизнь матери, свою, а дочка должна завершить его. Первая часть сделана, вторая... – смотрит на меня, - думаю, будет. Предлагаю выпить за то, чтобы и третья, - теперь уже посылает улыбку дочке: - как и этот прекрасный портрет, тоже будет написана. Ну а внучка вырастит, разбогатеет и всё издаст.
Я, молча, улыбаюсь тосту, улыбаются и Аристарх с дочкой, и только внучка Машка согласно гулит и гулит в своей красивой качалке.
... Пользуясь полномочиями депутата местного Совета, Платон «выбил» у коммунистической власти, - не одним же обкомовцам иметь дачи! - целое колхозное поле для журналистов «Новых известий», где он


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама