Произведение «Песни Цоя не от первого лица»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Читатели: 687 +1
Дата:

Песни Цоя не от первого лица

Где вы теперь и с кем?
Кто хочет быть судьёй?
Кто помнит все имена?
Нам не хватает тем,
Не нарушай покой,
Эта ночь слишком темна.

Где твой мундир, генерал,
Твои ордена, спина, как струна?
Ты уже слышал отбой.
Просто дождь бил по крыше твоей, генерал.

Все находят время, чтобы уйти,
Никто не уйдёт навсегда.
Парламентеры один за другим,
И каждый знает горечь плода.

Где твой мундир, генерал,
Твои ордена, спина, как струна?
Ты уже слышал отбой.
Просто дождь бил по крыше твоей, генерал.

Хочется спать, но вот стоит чай
И горит свет ста свечей.
Может быть, завтра с утра будет Солнце
И тот ключ в связке ключей?

Где твой мундир, генерал,
Твои ордена, спина, как струна?
Ты уже слышал отбой.
Просто дождь бил по крыше твоей, генерал.  

                                               «Где вы теперь и с кем?» - Кто вы? – Иерархия, лестница начальников и подчинённых, для которых ступени восхождения вверх к высшей должности были важнее самой жизни. Где их души? Чем они заняты теперь? С кем рядом живут те, кто, не признавая ближних и искреннее общение, жил во имя служебной карьеры?
                                               «Кто хочет быть судьёй?» - Кто имеет право сегодня судить судей, обладавших в прошлом неограниченной властью над ближними своими?
                                                «Кто помнит все имена?» - Ведь никто уже не помнит все имена - их и невинно ими осуждённых!
                                                «Нам не хватает тем» - Разве нам не хватает тем своей жизни? – Почему мы надеемся найти ясность в прошлом, не принимая ответственность за настоящее?
                                                «Не нарушай покой» - В прошлом уже не разобраться. Не нарушай покой прежней жизни, в которой были свои надежды и утраты.
                                                 «Эта ночь слишком темна» - Слишком много зла и лжи, подлога было в прошлом. Темнота прошлого не может быть освещена лучами настоящего времени.

                                                  «Где твой мундир, генерал?» - Зачем теперь тебе внешние отличия, генерал? Что даёт тебе звание, на приобретение которого ты потратил всю свою жизнь?
                                                  «Твои ордена» - Кому нужны теперь награды за верную службу беззаконию? Сравним с « Детьми минут»:

«Зачем ты повесил на грудь золотую медаль?
В этом зале все думают, также как ты,
А ты смотришь вдаль? – Ты смотришь вдаль?»
                                                       
                                                         «Спина как струна» - Жестоковыйность сегодня не оправдание. Внешний порядок не даст покоя твоей душе.
                                                        «Ты уже слышал отбой» - Твоя социальная «правда» осуждена. Оправдание личное для тебя уже не существует.
                                                         «Просто дождь бил по крыше твоей, генерал» - Дождь, как очищение, как раскаяние. Стихия, связывающая Небо и землю. Как слёзы Неба. А «крыши» у Цоя обозначают высокие убеждения нравственного дома – «крыши домов дрожат под тяжестью дней».
                                                         «Все находят время, чтобы уйти» - Все находят возможность лично для себя избежать ответственности за содеянное.
                                                         «Никто не уйдёт навсегда» - Но никто не уйдёт от Высшего Суда. От самого себя не уйдёшь, разве только временно. Судьба у каждого своя.
                                                         «Парламентёры – один за другим» - Забыв о своей судьбе, как парламентёры от чиновничьей иерархии, от имени друг друга, как подчинённые от своего начальства отказываются от своих грехов, но каждый помнит, что предал свою личную судьбу.
                                                         «И каждый знает горечь плода» - Каждый познал холод и равнодушие в своей душе после, казалось бы, и внешне правдивых, угодливых и лживых поступков.
                                                        «Хочется спать, но вот стоит чай» - Хочется забыться, но душа понимает необходимость отрезвления.
                                                        «И горит Свет ста свечей» - Божий Суд неизбежен.
                                                        «Может быть, завтра с утра будет Солнце» - Может быть завтра придёт Правда на землю. Сравним: «Я солдат солнечных дней», «Солнечный день в ослепительных снах».
                                                          «И тот ключ в связке ключей» - Ключ к пониманию зря потраченной на внешние действия обездоленной жизни. Ключ в связке других таких же ключей.
                                                          Мрачная и тревожная песня. Понятно, почему Виктор откосил от армии. Но в конце этой песни ещё звучит надежда на покаяние, и после долгой дождливой Ночи ещё возможен Солнечный свет.
                 
                                                       Ещё мрачнее и холоднее и безысходнее песня «Гость»:
Вечер. Я сижу дома.
Это зима, это декабрь.
Ночь будет холодной,
Если верить часам, она уже рядом...

Эй, кто будет моим гостем?

Пить чай, курить папиросы,
Думать о том, что будет завтра.
Завидовать тем, кто знает, что хочет,
Завидовать тем, кто что-нибудь сделал...

Эй, кто будет моим гостем?

Расскажите мне, что происходит.
Удивите меня, расскажите мне новость.
Убейте меня, рассмешите меня.
Кто придёт ко мне, подай голос!

Эй, кто будет моим гостем?

                               Если песню «Генерал» Виктор пел от своего имени, входя в образ человека, утратившего личную судьбу и душу, то в песне «Гость» уже звучит жуткий голос человека, возненавидевшего самую жизнь.
                              «Эй, кто будет моим гостем?» - Вопрошает никчемный озлобленный недочеловек. Кто вместе со мною готов потреблять этот мир?
                              «Пить чай» - искусственное возбуждение. «Курить папиросы» - чтобы забыться.
                               «Думать о том, что будет завтра» - то есть планировать, подчинять себе действительность.
                               «Кто придёт ко мне, подай голос!» - И пусть этот голос такой же как и я никчемной особи служит мне, «рассказывает мне о том, что происходит», ибо Я ничего уже не способен воспринимать, кроме «зависти к тем, кто знает что хочет», кроме «зависти к тем, кто что-нибудь сделал» - ЗАВИСТИ к тем, кто живёт, и знает, чего он хочет от жизни.
                                 Пусть этот голос смешит Меня, удивляет Меня, даже пусть пытается Меня убить! Уже ничего не страшно. В душе самое начало зимы – декабрь. В душе – ночь и холод. И даже часы, хотя они указывают на ночь и холод живее мёртвой души. Часы всё же идут, и остаётся ориентироваться только на ход беспощадного Времени, указывающего на смерть всего живого.
                                Понятно, что Виктор пел эту песню не от своего лица. Виктор вообще не любил гостей, развлекающихся на пиру жизни.
                                «Если я в этом мире гость, то Хозяин не Ты!» - так ответил Виктор Цой в песне «Легенда» на широко известную сентенцию апостола Павла о том, что все люди лишь гости, не хозяева этого мира, и чают не земного Отечества, а Небесного.
                                 Нет, - отвечает Цой, всё как раз наоборот, ежели люди перестали себя почитать господами – хозяевами жизни, - бытия, в котором рождены ради праведного дела Истины на земле, то тогда они, теряя ответственность за себя и за ближних пред Родом человеческим, Родиною и Богом, их породившими,  становятся лишь гостями на балу у Хозяина – сиречь миродержца и Господина века сего – сатаны.

                             Рассмотрим ещё 2 такие песни, не от первого лица. Не столь мрачные, но такие же безысходные и полные неприятия жизни.

Уходи, но оставь мне свой номер.
Я, может быть, позвоню.
А, вообще, я не знаю, зачем
Мне нужны эти цифры.
И я уже даже не помню,
Как там тебя зовут.
И теперь для меня
Номера телефонов, как шифры.

Уходи! Оставь телефон и иди...
Уходи! Оставь телефон и иди...

Мы встретились чисто случайно,
Я даже не помню, где.
Вероятность второй нашей встречи
Равна нулю.
А теперь ты не хочешь уйти,
Говоришь, что не можешь уйти,
Уходи - я тебя не люблю!

Уходи! Оставь телефон и иди...
Уходи! Оставь телефон и иди...

Уходи! Оставь телефон и иди...
Уходи! Оставь телефон и иди...
               
                  Па-па-па-ба-па! У – у – ух!
                                 
                                 Песня «Уходи» из альбома «Это не любовь». Песня о том, что цифры стали важнее любви и имени любимой. Любимая стала любой. Но телефон в сознании равнодушного и обделённого искренними чувствами человека на главном месте. Всё у него просчитано, и все под номерами, как могилы на кладбище.
                                 «Мы встретились чисто случайно» - нет веры в судьбоносные встречи.
                                  «Я даже не помню где» - а хотелось бы в модном кафе.
                                  «Вероятность второй нашей встречи равна нулю» - Нет выгоды от встречи, нет нужных связей, нет планов на будущее.
                                   «А теперь ты не хочешь уйти. Говоришь, что не можешь уйти» - Мне безразличны искренние чувства. Плевать я хотел на твою любовь.
                                   «Уходи, я тебя не люблю, уходи, оставь телефон и иди» - Какая низкая расчётливость! Телефон и цифры на всякий случай оставь! Может быть не будет другого варианта, и этот тогда пригодится.
                                    И после такого прощания самодовольное пение:
«Па-па-па-ба-па! У – у – ух!»

                                  Песня «Твой номер»:

Опять бьёт дрожь,
На небе диск полной луны,
Опять идёт дождь,
Опять я вижу странные сны.

Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня...

И опять этот вечер и ветер,
И эта луна...
Мне кажется, я вижу тебя,
Но это отрывок из сна.

Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня...

Треск мотоциклов,
Драка с цепями в руках,
Тени в парадных,
Всё это я видел в снах.

Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Телефон и твой номер тянут меня, как магнит.
Как магнит... Как магнит... Как магнит...
Как магнит...

                                           Всё отобрано у молодых. Остался только телефон и номер. И номер тянет туда где треск мотоциклов, где драка с цепями в руках, где от людей в парадных остались лишь тени. Это как сон, и даже и ветер, и луна, и дождь, как отрывок из сна. У людей отобрали интимное общение, осталась лишь дрожь, да дикие страсти в искалеченных холодом общества неприкаянных душах.
                                          Жизнь в сонном, лунном, обращённом и холодном свете. Не люди, а тени людей с телефонными номерами, вызывающими магнетическое действие, слепое, плотское, влекущее.  

                                          В заключение, чтобы было понятно "друзьям", что Цой в таких песнях, как эти, не о себе писал, приведём его собственные слова из интервью, а то иначе не поверят:

      "Совпадают ли "я" в песнях с собственным "Я"? - Иногда полностью, иногда частично, иногда не совпадают совсем. Каждый раз по-своему" (ж. "Родник", №10, 1988).


Реклама
Реклама