Произведение «Подержи варежки»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Ужасы
Темы: мостсуицидПсковСоветскойАрмииВеликая
Произведения к празднику: День рождения
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 33
Читатели: 1173 +2
Дата:
Произведение «Подержи варежки» участник на конкурсе
05.11.2014
Предисловие:
Это другой мост, мост имени 50-летиия Октября, расположен он выше по течению Великой. Просто мрачноватость этого снимка, сделанного с Покровской башни, наиболее гармонирует с содержанием рассказа.

Подержи варежки

Моя мама училась в педагогическом училище. Было ей четырнадцать лет. Однажды она возвращалась с Завеличья зимой по мосту Советской Армии. Современный мост этот знаменит тем, что изначально был неправильно спроектирован, пришлось устанавливать дополнительные быки, чтобы дорожное полотно выдерживало транспортную нагрузку. Архитектора-проектировщика долго третировали, в результате чего, говорят, он покончил с собой.

Зима была морозная, но посередине реки, как раз под перилами, оставалась еще незамерзающая прорубь. На мосту было пустынно, только впереди медленно шел в ту же сторону молодой парень. Когда мама поравнялась с ним, он обернулся и попросил:

- Подержи варежки!

Вот еще! С какой стати вступать в разговор и держать варежки незнакомого молодого человека? Естественно, мама проигнорировала эту просьбу. Тогда молодой человек молча повесил варежки на ограждение моста (в то время оно выглядело иначе, по верхнему краю были расположены "пики", как на садовых оградах). Варежки остались висеть, воздетыми к небу, на этих пиках, а их владелец молча взобрался на перила и рухнул с пятнадцатиметровой высоты как раз в прорубь под мостом.

Падение получилось жутким. Он упал плашмя, и брюшину сразу разорвало от удара, внутренности всплыли рядом в холодной воде...

Я ничего не знал об этом случае, но в детстве мне нередко снились кошмарные сны, связанные с переходом по мосту. То он начинал качаться под ногами, то непостижимым образом исчезали перила, и колени подкашивались от ощущения надвигающейся беды. В реальности я также сторонился края, ближайшего к воде. Даже когда по проезжей части в непосредственной близости от меня проносились автомобили, обдавая брызгами из нечистных осенне-зимних луж. Сторонюсь я "водяного" края и сейчас.

Теперь я знаю эту историю, знаю и о том, как долго мама не могла ходить по тому мосту. Еще я знаю теперь, что ужас, пронизавший все клеточки юного существа, проник и в ту, что была моим прообразом до зачатия.

Думаю, все наши самые главные страхи, все непостижимые, непреодолимые и невыдуманные ужасы - лишь тень того, что случилось пережить нашим предкам.
Послесловие:
История с первой до последней буквы не выдуманная, должен разочаровать поклонников смачных фантазийных ужасов...

Информация из Интернета об истории моста:
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Предысторию переправы можно почитать здесь...
... или здесь (более академическая версия).


Ольгинский мост (Мост Красной Армии, Мост Советской армии) 1911-1969

Построен в 1911 году по проекту Г.Н.Соловьёва.  По конструкции железный, консольно-арочный, с ездой понизу, на двух речных каменных быках, с двумя береговыми арками и устоями, длиною поверху металлических частей 187 метров.

Первоначальный видъ моста, 1911 годъ

Часовня Анастасии Римлянки с фресками Рериха у Ольгинского моста


25 мая 1919 года примерно в 23.30 мост был взорван первый раз. Взорвал его командир 2-й роты 4-ого минно-подрывного дивизиона А.А. Чепулин. Была взорвана правая консоль моста. Подвесная железная ферма длиной 36 метров упала в русло. Восстановлен мост был в середине февраля 1921 года.

Взорванный Ольгинский мост

В 1923 году в ознаменование 5-ой годовщины Красной армии Президиум Псковского губисполкома переименовал Ольгинский мост в Мост Красной Армии.
В 1925 году был проведен капитальный ремонт моста. Была передвинута на место ферма моста, сдвинутая взрывом, произведена наклепка наростка взорванной в 1919 году панели большой консольной фермы.
8 июля 1941 года в первой половине дня Мост Красной армии был взорван второй раз. На этот раз его взорвали бойцы 50-ого отдельного инженерного батальона 1-ого мехкорпуса. Опять взорвали правую консоль.  Мост был взорван преждевременно, это привело к трагедии. Дело в том, что на западном берегу реки находилась 118-ая стрелковая дивизия. Дивизия занимала позиции по линии Псковского УР на участке Филатова гора-Корлы. По воспоминаниям горожан из-за взрыва мостов (а чуть позже был взорван и Рижский мост) бойцы переправлялись через Великую на подручных средствах и вплавь. Немцы висели у дивизии "на плечах", поэтому быстро переправились в районе Наугольной башни и рванули к центру. По воспоминаниям очевидцев они расстреливали плывущих через реку красноармейцев из пулеметов с места, где теперь расположен парк дружбы с немецким городом Гера....
Летом 1942 (?) года мост был восстановлен вновь. под взорванную консоль был установлен дополнительный (третий) бык.
В 22 июля 1944 года мост был взорван в третий раз. Немцы подошли к этому делу со всей основательностью. Был взорван центральный пролет длиной 75 метров  В русло упали все фермы моста. Ценральная ферма взрывом была "сломана" пополам. Казалось бы мост погиб..
Но уже 15 сентября 1944 начались восстановительные работы. Автором проекта восстановления моста был инженер-майор Сыч В.М.

Временный мост через Великую после освобождения Пскова (День города, 23 июля 1944 года, накануне праздника Ольги Российской 24 июля /11 )

Мост Советской Армии до 1969 года

За время работ было поднято обрушенных строений общим весом 1200 тонн на высоту 20 метров.
Движение по временному мосту было открыто в 18 часов 11 апреля 1945 года.
Ну и самое печальное. Мост был разобран в 1969 году. Очень жаль.... Мост действительно был украшением города. Вместо него построили безликое дефектное строение.

Разборка моста в 1969 году


***
Винтовая лестница

Мост через реку Великую, построен осенью 1970 года. С набережной на мост можно подняться по винтовой лестнице.
Дополнительные быки под полотном моста хорошо видны на этом снимке.

И еще из Интернета:(подробно тут)

Ещё весной прошлого года, гуляя возле разрушенного дома своего родственника, обратил внимание на то, что не только дом Батова с часовней рядом разрушается, но и Ольгинский мост. Сразу вспомнилась семейная легенда – проклятие Петра Дионисиевича власти, все разрушающей. Казалось бы, сменилась власть, которая расстреляла и не дала захоронить по-человечески потомственного почетного гражданина Пскова. Пришла новая, но в середине 1990-х разорили, переломав надгробия Батова и рода его жены Хмелинских на Мироносицком кладбище уже при новой власти граждане, для которых нажива выше греха разграбления могил. Проклятие разрушения и невозможности стройки вокруг дома Батова действительно существует, взгляните на две руины недостроенных гостиниц…

Дом Батова у Ольгинского моста



Дом Батова у Ольгинского моста

дальше...

дальше...

дальше... (тут уже наши южнотаежные джунгли...)

А вот и "гостиницы": их строили и "достаривали" за время Перестройки и после нее поляки, турки, индусы... Опечатка случилась не случайная...

***
Вместо послесловия
Ольгинский мост ночью

Примерное место, где находилась та самая незамерзшая полынья.


Современный Ольгинский мост (бывший Советской Армии). Вид с Завеличья.


Реклама
Обсуждение
     13:14 21.10.2014 (1)
1
Возможно Вы правы. Я встречал людей, которые необьяснимо боялись воды, края даже небольшой высоты, собак любого размера. Может, действительно корни в далеком прошлом.  
     20:55 21.10.2014
1
Здесь речь не о фобии воды, высоты или опасности. В детстве я бегал по полуразрушенной стене окольного города, теперь понимаю, что ветхая известка узкой тропы могла бы местами и не выдержать, а высота там была до 6 метров. Забирался в деревне на высокие березы (отец мой тот и вовсе мальчишкой залезал "в распорку" по двум рядом растущим стволам на головокружительную высоту;. возможно, мне тоже передалось с генами). Стоять на кромке моста, даже не имеющего перил, могу достаточно спокойно, хотя и не испытываю адреналинового восторга на краю пропасти. А вот проход по мосту почему-то был такою "подсознательной слабостью", как во сне, так и наяву (причем наяву - главным образом проход именно по тому мосту). Сейчас я по-родительски боюсь на мостах только за своих девчонок. Когда старшая была малышкой (младшей еще не было) даже наказал однажды крапивой за то, что просовывала голову между прутьями парапета пешеходного моста - посмотреть уточек. Спросил, конечно, предварительно: "Хочешь, накажу крапивой?" Она засмеялась: "Хочу!" Ну и пощекотал немного как в бане крапивным веником под коленками. Потом долго утешал "на ручках", у себя на плече. Похоже, вразумилась.

Возле моста, о котором идет речь в рассказе, по свидетельству водолазов ниже по течению есть глубокое место (возможно, возникает некая вымывающая грунт турбулентность при слиянии двух рек - Великой и Малой Псковы). По некоторым данным, глубина там чуть ли не12 метров (хотя в верхнем течении реки на широком месте по Ольгину броду - древним известняковым плитам - можно перейти Великую при малой воде пешком). В глубоком месте за мостом видели затонувший танк, похоже, немецкий (вероятнее всего, с экипажем). Там же, как говорят, долгое время качались утонувшие тела с прикрепленным к ступням ног грузом - фашисты казнили таким образом патриотов. В торце того же моста возле Рыночной площади (сейчас примыкающий к кинотеатру "Октябрь" сквер) в самом начале оккупации провели показательную казнь десяти горожан, тела долгое время оставались привязанными к деревянным столбам для всеобщего устрашения. Об этом написано, в частности, в книге Е.Нечаева "На земле опаленной" (сюжет там, конечно, художественно обработан, но исторические факты не являются домыслом). Смерти, конечно, на нашей земле было везде вдосталь. Но, вероятно, людям в депрессивном состоянии такие места открываются как-то по-особенному (это я о том парне). Что послужило толчком - кто знает? Несчастная любовь, или известие о "черном воронке", который должен был вот-вот за ним прибыть? Вождь и Учитель в то время был еще жив...

Относительно возможности удара о воду (если кто-то задастся таким вопросом)... Тут тоже есть примеры из жизни. Если вспомнить, например, силу удара прибоя при штормовых порывах на море. Или хотя бы ощущения при падении плашмя с высокой "водяной горки" (даже при высоте края ската в полметра над водой столкновение получается достаточно жестким). Закон Бернулли однажды "сыграл злую шутку" с военным летчиком истребителя, пролетавшим слишком низко над поверхностью нашего Чудского озера (летная часть дислоцировалась там же, километрах в 40 от побережья, на севере области). Сильное разрежение воздуха в пространстве между самолетом и поверхностью воды привело к тому, что истребитель буквально "вдавило" в озеро. Самолет так и не нашли. От летчика выбросило на  берег только шлем и ботинок. Ужасы гидроаэродинамики непостижимы, а посредством повторного эксперимента, конечно же, непроверяемы.
Реклама