Произведение «Драма для детей» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Драматургия
Темы: стихи на заказОРКСЭ
Произведения к празднику: Международный день защиты детей
Автор:
Баллы: 22
Читатели: 1473 +1
Дата:
Произведение «Драма для детей» участник на конкурсе
24.11.2014
Предисловие:
На обложке книжки - Жалейкин

Драма для детей

Если бы я взялся писать драму для детей, о чем бы она была? Всяко разно не об отношениях со сверстниками. Тут, если даже и явится кому неотступный помысел подсыпать из потайного перстня в бокал яд, глубины души он не затронет. Так, одни мимолётные фантазии. Никаких шекспировских страстей между труждающимися в песочнице не возникает.

Иное дело - животные. Говорят, пока не отмерла у человека вилочковая железа, он воспринимает все одушевленные существа равновеликими и равно значащими. Поэтому малыш, впервые изобразивший понятный для взрослого рисунок, намалюет на нем божью коровку строго размером с маму и папу. Котики и собачки, неизменно занимающие экзальтированных дам произвольного возраста - вот те персонажи, которым отданы драматические помыслы подрастающего поколения!

В детстве одной из любимых моих книг была "Капли солнца" Николая Сладкова. В ней ли или не в ней, но этим самым автором составлен был цикл рассказов о Жалейкине. Рассказов, думается, до сих пор трогающих детскую душу. Если кто вздумает проверить, многое ли в нем осталось от ребенка, перечитайте истории о радении Жалейкиным за птенчика, лягушонка, иную мелкую живность, подбираемую им то в лесу, то на болоте. Кого Жалейкин уморил, кого успел выпустить живым обратно в дикую природу, точно не упомню. Но ощущение драмы, более напряженной, чем шекспировский "Король Лир", в глубине сердца осталось.

***


Рассказы для детей короткие и не утомительные. Им, юным читателям, много знаков в минуту не осилить. Так что буду краток, как Лев Толстой. И в целом, и в отдельных предложениях. Вот первая история.

ТУМАН



Была у меня собака. Звали её Туман. Было мне лет шесть или семь. Случилось мне заболеть в деревне. В усадьбе тёти Верки Домниной родились щенки. Одного мне принесли, чтобы я быстрее поправлялся. Шёрстка у него была дымчатая, словно туман над речной поймой. Так я его и назвал. И не заметил, как выздоровел. Дружили мы всё лето. Туман был верный, всюду бегал за мной. Другом он был лучшим, чем я. Когда старшие мальчишки начинали его тискать, я не умел его защитить.

Настала осень. Меня увезли в город, я пошёл в школу. Как сейчас помню, каждый вечер перед сном долго вспоминал о Тумане. Жалко мне было оставлять друга в деревне. Поселили его у соседки в конуре. А я всё думал, как было бы, возьми мы его с собой. Представлял, как прячу его у себя под кроватью, будто для него там устроено потайное логово.

На следующее лето снова мы были вместе с Туманом. Только теперь это была не моя собака. Туман бегал свободно без привязи по деревне. Мы его гладили, он не был злым. При том, что вырос довольно большим вислоухим псом. Мастью он был всё такой же пепельно-белый, немного с желтизной.

Случился в деревне пожар. Первый на моей памяти. Потом-то их было много. Горел сарай возле старой высокой развесистой ели. Мужики лили воду на крышу стоявшего неподалёку дома. Шум, крик, суета. Пламя стало стихать. Мы присели на корточки в пыли дороги и стали гладить Тумана. Он лежал спокойно, но вдруг ощерился и в прыжке укусил меня за голову. Вряд ли он мстил за моё невольное предательство. Гомон и крики на пожаре слишком возбудили его. Откуда нам было знать, что в такие минуты не стоит приступать к собаке даже с лаской.

Теперь я взрослый человек. На левом веке в память о том пожаре остался след от клыка моего Тумана. Укуси он немногим ниже, составлял бы этот рассказ одноглазый писатель. Пёс вскоре стал самым грозным в деревне. Сила челюстей его была огромной. Годом позже мужики вытащили из грязи в лесу завязшего полосатого кабанёнка. Отдали его отставной учительнице Вере Павловне Байковой. Добрая она была. Выписывала все журналы, какие можно, и всем давала читать. Кабанёнка назвала Борькой. Он повсюду бегал за нею хвостиком. Пока не набросился и не перекусил его пополам Туман. С тех пор собаку всегда держали на привязи и не отпускали от конуры.


***


Не устали читать, мои маленькие друзья? Тогда вот вам ещё одна история, пожалуй, грустнее первой.

ВЫСТРЕЛ



Приходилось мне слышать в лесу множество выстрелов. Я их всех быстро забываю. То зайцев гоняет местный охотник, то идёт на рябчиков или глухарей. Но то, что я видел перед впервые слышанным выстрелом, до сих пор помню.

Мне было пять лет. В городе у знакомых сиамская кошка родила котят. Мне принесли одного. Он был породистый, лапки и мордочка тёмные, сам снежно-белый. Я был маленький, а котёнок и того меньше. Когда он немного подрос, я выстриг ему бок кривыми ножничками. Хотел послать его маме волосики, показать, какие большие выросли. Так он и остался с бочком, выстриженным треугольными ступеньками. Шёрстка не успела отрасти.

В мае мы были уже в бабушкиной деревне. Крыльцо там выстроено особое, под шатром из дранки. Старое крыльцо с "заперилами", открытое и ветру, и дождю. Я сидел на его ступеньках. Котёнок играл неподалёку с одуванчиками. Вдруг налетела большая чёрная собака, перехватила котёнка зубами и умчалась за хозяином. Хозяин, дядя Женька Федотов, большой лысый мужик с кривым шрамом над верхней губой, куда-то ехал на тракторе. Красный гусеничник прогремел мимо. Я так и остался сидеть на крылечке, будто парализованный.

Мне не то что было очень страшно. Может, сама природа удержала меня на месте. Справиться с этой огромной непредсказуемой собакой я бы не сумел. Говорили, по временам пёс наскакивал со спины даже на своего дюжего хозяина. Скорее всего, я был бы им попросту растерзан. Но мне было горько оттого, что я не смог, даже не попытался защитить своего котёнка.

Я долго плакал потом именно от этого. Ближайшая соседка, невысокая и щуплая Марья Анисимовна всплескивала руками и приговаривала: "А я-то думала, он мою курочку тащит!" И мне было горько ещё оттого, что людям безразлично моё горе. Мне тогда казалось, что каждый думет только о своём потерянном или не потерянном благе.

Это содрогание, этот паралич долго не отпускал мою совесть. Пока я не совершил множество других взрослых деяний и недеяний. Таких, которые заглушили мой детский ужас и детскую печаль. Ни котёнка, ни того, что от него осталось, так и не отыскали.

Ах да, о выстреле. Говорили, дяде Женьке этот кобель достался от другого хозяина, что тот нещадно бил собаку. Этого я не могу знать. В моей памяти только зелёные огороды, дорожка к далёкому ручью, видимая с нашего крылечка. Дядя Женька и сын его Николай ведут большого чёрного пса. Один справа, второй слева. Собака идёт, не сопротивляется, не выказывает злобы и беспокойства. А в свободной руке дядя Женька держит ружьё.


Вижу, слушателей у меня поубавилось. Иные ушли к игрушкам, иные отвлеклись и стали мутузить друг друга. Ты, дружок, самый терпеливый, сидишь, положив ручки на коленки, склонив набочок головку. Хочешь ли ещё одну историю? Ты, верно, от моих уже утомился, да и страшные они. Надо что-нибудь весёлое, героическое тебе рассказать. А вот, хотя и не у меня это написано, почитаю тебе из книжки дяди Андрея Кураева. Не простой книжки, учебника! Называется "Основы православной культуры". Если б ты, моя душа,  учился в четвёртом классе, учительница познакомила бы тебя с ним на уроке. Тут не просто название рассказа, а именно тема урока, потому сразу предупреждаю: не смущайся её сложностью и учёностью.

Ещё скажу наперёд. Если я от себя буду пересказывать, получится нехорошо, вроде воровства. У писателей это называется "плагиат". Поэтому урок дяди Андрея помещу я в особую рамочку, а рамочку скатаю в свиточек, как это во всех добрых сказках принято. Чтобы ты мог отличать его от моих грустных историй, я даже запишу его другим шрифтом, с другим цветом букв. Ну так, смотри и слушай:

[hide][quote]

Урок 3. Человек и Бог в православии



Множество детских рук почему-то было протянуто к Ваниной груди. За этими руками совсем не было видно котенка, которого, собственно, руки и хотели погладить. Еще за две минуты до этого котенок пугливо сидел на дереве, а на него недобро бродячая собака. Ребята пробовали отогнать пса от малыша своими приказами, но бродячий хулиган, невесть откуда взявшийся на школьном дворе, отчего-то их не слушался.
И тогда Ваня решительно шагнул вперед, прошел сквозь лающее кольцо, снял котенка с дерева и прибежал  с ним к порогу школы.
Наигравшись с котенком, 4 класс теперь перевел взгляды на самого Ваню:
- А тебе не страшно было?
- Страшно…
- Собака такая большая, а ты ведь побежал к ней один!
- Я был не один…
Ванин ответ настолько противоречил тому, что весь класс видел своими глазами, что все в недоумении замолчали. Ване стало очень неловко, и он еле слышно сказал:
- Просто я кое-что вспомнил…
- Вспомнил? Что? О чем? Кого? - наперебой загалдели друзья.
- Вспомнил, что с Богом бояться не надо.
Ребята в недоумении замолчали.
Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:
- Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!
Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:
- В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…
Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:
- Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно  чувствую что-то доброе…
Слова Вани  скорее порождали новые вопросы… А с серьезными вопросами школьники обращаются к учителям. А тут как раз школьная дверь приоткрылась и из нее вышел хозяин самой загадочной комнаты в школе – учитель физики. Как его зовут, четвероклассники еще не знали. Как и не знали они, что такое «физика». Но всякие штучки, которыми блестел класс с табличкой «кабинет физики» были для них уж очень привлекательны.
Вот к нему и бросились ребята с вопросом – «Что такое Бог?!»
Учитель ответил по ученому:
- Мир культуры – это мир человеческих творений. Однако и в былые века и сегодня есть немало людей (в том числе и выдающихся ученых), которые полагают, что и сам мир природы – это тоже творение. Правда, не человеческое, а Божественное. Эти люди Творцом всего мира и человеческого рода считают Бога. Отношения человека и созданной им культуры они переносят на отношения мира  и Бога. Они говорят: представьте себе модель Солнечной системы. Это как бы глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник-солнце. Вокруг шарика, обозначающего нашу Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания. Могла ли такая модель возникнуть сама собой, или у нее есть автор – мастер, который ее придумал и изготовил? Может эти прутики и шарики появились постепенно? Может, шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились? А центральный шарик решил еще и засветиться? Но если даже для простой игрушки все же нужен творец, то, по убеждению религиозных людей,  тем более Творец необходим для создания нашего огромного сложнейшего и прекрасного мира.
Я и сам считаю, что Бог дал миру законы природы. А человеку он дал


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:47 18.11.2014 (1)
1
Не знаю, как другим детишкам, а лично мне в детстве самыми грустными рассказами казались те, в которых погибал четвероногий герой повествования. То есть, если пес - герой рассказа задавил мелкого котика, моя симпатия была на стороне пса, потому что воспринималось как хищник поймал добычу, а не как бедного зверька обидели.
А фотка с Кураевым - супер. Откуда?
     17:43 19.11.2014 (1)
1
В данном случае герой рассказа - мелкий котик. Срочно переориентируйте симпатии!
Кураева сфоткали горные тролли. Прикалывались перед тем, как съесть. Мне же переслали по дружбе, через И-нет. Наберите "Кураев и Гендальф", и обрящете!
     12:43 20.11.2014 (1)
1
Теперь я знаю откуда на православных информационных ресурсах столько "троллей" :)
     12:55 20.11.2014
Да, атомы съеденного Кураева влекут их именно туда! Он и в атомарном виде - страшная сила, а тролли об этом не догадывались...
Гость      23:32 16.11.2014 (1)
Комментарий удален
     23:43 16.11.2014
1
А говорите, не вспомнили! Жалейкин - это самая что ни на есть детская драма, душещипательная. Вот же и обложка книжки о нём - "Не долго думая". Позаимствуйте в библиотеке, или где они у вас там бывают?
     14:03 16.11.2014
1
А, главное, говорить Кураев мастак(а текст, может, не он писал. Референты, мать их). Заслушаешься. Умеет ЦПШ кадры готовить. У меня-то на кураевых давний иммунитет, а вот детишек как уберечь?
     21:57 15.11.2014 (1)
1
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Вилочковая железа не отмирает.
Она инволюционирует.
Как и эпифиз.
     22:18 15.11.2014 (1)
1
Спасибо за комментарий и уточнение. В данном дискурсе столь научное определение выглядит неудобоваримым. Поэтому использовал то слово, которое употреблялось на родительских форумах, посвященных, кстати сказать, критике того самого кураевского учебника.  
В поэтической речи употребляется, например, выражение "сердце умерло", означающее сужение его "горизонтов", хотя физиологическое сердце может продолжать себе биться вполне равномерно.
И, я же не утверждаю, что "отмирает", так прямо и пишу:
Говорят, пока не отмерла у человека вилочковая железа...
     22:26 15.11.2014 (1)
1
Кураевский учебник - первый опыт подобного учебника.
Он несвободен от недостатков.
Но это не значит, что он никуда не годен.
     22:30 15.11.2014 (1)
1
Давайте не будем спорить. Это сфера моих профессиональных интересов, как, по-видимому, вилочковая железа - сфера Ваших.  
     22:36 15.11.2014 (1)
1
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Владимир, Вы же для чего-то публикуете тексты на сайте?
Для обсуждения, полагал я.
Я не спорю, а пытаюсь выстроить диалог с интересным мне автором (и комментатором).
Но - воля Ваша! Третий раз не потребуется.
     22:54 15.11.2014
1
Александр, я не против обсуждения моего текста. Но воздержался бы здесь на конкурсе от обсуждения текста Кураева, хотя он в моём произведении и "задокументирован" (без этого никак). Не хотелось бы вести по поводу учебника дискуссию, приводящую к обоюдоприемлемым и однозначным выводам. Есть и другие читатели, и у каждого может быть своё свободное мнение. Я высказал свою точку зрения, Вы - свою. Ограничимся по поводу Кураева одиночными репликами.

Художественные, логические и научные недостатки собственного текста готов обсуждать, внимательно прислушаюсь ко всем Вашим замечаниям и наблюдениям, как к мнению уважаемого мною критика.
Реклама