Произведение «КРЕЩЕНИЕ РУССИ»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 344 +1
Дата:

КРЕЩЕНИЕ РУССИ

Олейников Артур Рштунович

КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Что мне в том, что виновных нет и что я это знаю…
Ф. М. Достоевский « Братья Карамазовы»

I


Солнце стояло в зените и казалось еще немного еще чуть и обрушится на Землю с самой высокой своей вершины. Словно оно к чему-то такому приготовилось, к такому, чего не бывало прежде.
Людям было велено собраться на берегу реки. Были все и малые дети с бабами, и мужики бородачи и молодежь.
Священник по пояс в воде стоял смиренно с крестом в руке с мыслью, что все верно, что все так и должно быть и иначе нельзя.
-Кто по добру воду не зайдет, приедет воевода, закапывать живьем станем!- крикнул староста.
Первыми дрогнули бабы и похватали детишек и бросились в реку.
Мужики остались на своих местах и парни, крепко взявшись с девками за руки, посмотрев на дедов и отцов, не сдвинулись с места.
-Идите девки, идите вам детей рожать, чтобы потом знали, как оно с нами делали,- сказал Андрей. Коренастый мужик с русой бородой и глазами все ровно, что голубое безоблачное небо. Больше всего священник боялся взгляда Андрея, словно сам Господь был в тех глазах. И он отводил взгляд, и думал, как может этот и не пойти?
-Ты мне язык прикуси!- бросил староста. - Ишь грамотей! Дело делается!
-И вы парни идите,- сказал Андрей. - Бабе мужик нужен, баба без мужика все ровно цветок - красива, а проку ни какого! Если все в землю поляжем только им на радость. Эй, Никодим!- окликнул Андрей священника, и ты рыть могилу нам станешь? Это что же крестом вашем? А?
Никодим вздрогнул.
-Ты мне поговори!- побагровел от ярости староста. - А ну все идите воду, пока подобру говорю. И ты Андрей первый пошел!
-А ты заставь!- усмехнулся Андрей и посмотрел на солнце, и небесное святило, блеснуло, как никогда прежде ярко словно сказало, что оно вместе с Андреем, вместе, чтобы как оно там не выйдет потом.
Андрей улыбнулся солнцу в ответ и сказал:
-Ай да мужики домой! А люд пусть освежится я и сам рад да срамно вместе с ребятишками да парнями да девками молодыми! Грешен!- развернулся и пошел себе восвояси, а следом все мужики.
-Ну, смотри, сам напросился! Собачий сын! Все воеводе доложу!- кричал вдогонку староста.
-Докладай, Богу и без тебя все ведома. А собака зверь полезный, все лучше сыном собаке, чем насильничать! - ответил Андрей и мужики все подняли на смех старосту позеленевшего от злости.



II

К вечеру стали возвращаться уже обращённые. Одни шли подавленные, словно, что-то у них навсегда забрали, другие так себе словно ничего не произошло. Но были и некоторые наоборот преобразившиеся с каким-то новым приобретённым глубоким духовным чувством прежде неведомым, как например жена Андрея Фекла.
Жена Андрея Фекла белогрудая красавица баба привила за ручку домой трехлетнего сынишку.
Андрей черный от тяжелой думы сидел за столом.
-Зря ты Андрюша, придет воевода с дружиною, что станет? Ты бы пошел к старосте повинился. Христос он того младенец на заклятие мира был отдан и принял смерть, за грехи наши.
-Это кто ж такое тебе рассказал?
-Никодим, он после как нас воду с головой аукнул, рассказывал на берегу, про Христа, про то, как он мучился на кресте, как мать его Мария все видела и как страдала бедная. Ой-й-й!- протянула Фекла. Видно, что во всех концах света наша бабская доля такая.
-И что он еще вам говорил?
-Говорил, что душегубы как бы не старались, как не мучали Христа, а потом и вовсе копьем его пронзили! Воскрес Христос!
-Воскрес?!- подивился Андрей.
-Да Господь воскресил его, за подвиг его! И всех теперь кто примут в сердца Христа, ждет спасение. Жизнь вечная! Христос оказывается, то спасение на землю принес. Как его там говорил Никодим, указал путь к Богу!
-А что ж его раньше того пути не было? Вот солнце?
-Тоже верно! Но то Господь сотворил солнце и землю, все и сына своего принес, чтобы солнце нам и дальше святило! Повинись, Андрюша повинись!
-Обратится, это я всегда успею, а если нет, то когда на тот свет доберусь, Богу виниться буду, а не гадине этой, что смертью стращает! Что-то Христос смертью видно никого не стращал, если его так все полюбили?
-Да что ты Андрюша, Никодим говорил, любовь, любовь главнее главного. То Христос так нас всех любил, что в жертву себя принес!
Андрей призадумался.
-И ты скажи мне. Что ты приняла?- серьезно спросил Андрей.
-А что не принять, ведь так мучали. Никого нельзя мучать ничего живого, а человека и подавно. И пусть будет то Христос, хоть Федот пастух наш, все одно за муку награда. Так Никодим говорил. Ну что ты в рот воды набрал? Аль все сомневаешься?
-Смутила ты меня, смешала! Ладно, спать ложиться давай.

III

Староста не стал ждать воеводы с дружиной, давно уже Андрей стоял поперек горла. Собрал мужиков из числа готовых на все, чтобы только выслужится и ночью с охапками соломы и факелами пришел к дому Андрея.
-Облажуй, облажуй!- отдавал приказы староста. - Но все я его предупреждал, - и староста поднес огонь к соломе. И вспыхнул огонь и побежал по всем кроям. В довесок староста размахнулся и забросил факел на кровлю и пришедшие с ним последовали его примеру.
-Дверь подоприте!- приказал староста и улыбнулся огню в считаные минуты охвативший весь дом.
Последним от едкого дыма проснулся Андрей, увидел, что нет рядом жены, и сына и похолодел от ужаса. Дым стоял коромыслом и он упал на пол и пополз и звал жену.
-Фекла! Фекла!
И ничего не слышал в ответ. Вспыхнув и разгоревшись снаружи, изба превратилась в люто натопленную баню с дымом и гарью.
Андрей добрался до дверей и закричал не своим голосом.
-Фекла!
Женщина, прижав к груди трехлетнего сынишку, была бездыханна, как и ребенок, так и не сумев выбраться из дверей, заперших снаружи, приняв страшную смерть.
-А-а-а-а-а!- закричал Андрей и образ солнца, что днем святил ему, словно его всего разжег и вдохнул нечеловеческую силу. Он поднялся на ноги, разбежался и с первого раза вынес дверь. Вернулся в дом и вынес жену с ребенком. Положил ребенка на жену, а сам поднатужился и поднял обоих на руки и пошел к Никодиму.
Уже выбегали из изб народ, кто шел за Андреем, кто бросился тушить его дом, который было уже не спасти.
Все ожило и зашевелилось. Никодим с крестом вышел навстречу Андрею и не мог произнести не слова и прятал глаза.
-А она, Никодим, она воскреснет?- с болью и горечью спросил Андрей. - Она поверила, поверила тебе. Воскреснет как твой Христос?- спрашивал Андрей со слезами на глазах. - Воскреснет? Так воскреси, воскреси ее!
-Я не могу!- ответил Никодим, и крест выпал у него из рук.
-Так зачем, какое право ты имел прийти к нам, и говорить, что Бог воскресил Христа, и потому мы теперь должны уверовать в него как в Бога. Должны, должны? А мою жену и ребенка убили, замучили, так же как и твоего Христа и Его Бог воскресил, а чем мы хуже все? Чем моя жена мой ребенок хуже Христа?! Воскреси их! Не можешь, не можешь! Так значит, пусть однажды Он придет и воскресит мою Феклу и всех кто умирает и еще умрет за него, иначе он предаст всех, кто в него поверил.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама