Покупая тур, я была несколько обеспокоена тем, как поведу себя в самолёте. Всё-таки первый полёт. Однако, пройдя посадочный коридор (или как называется сия кишка, которая заменила восхождение по трапу, чего я по причине своего невежества в этом вопросе, не знала), я очутилась в тесном салоне безо всякого беспокойства. Плавный взлёт, плавный полёт не вызвали у меня паники, несмотря на мои опасения. Всё же, хотя автомобильных аварий по статистике больше, шанс уцелеть в них выше: падая с высоты на землю, мало надежды выжить. Беспокойство по поводу того, что меня укачает, сменилось весьма комфортным полётом. Приятная собеседница скрасила два с лишним часа пути. Надеюсь, я не утомила её своей болтовнёй и не была слишком навязчива, рекламируя себя как автора.
Моё знакомство с Прагой началось со знакомства с её аэропортом. Впервые попав в «Шереметьево» в Москве, я никак не отреагировала на огромное пространство и все сопутствующее. Но аэропорт Вацлава Гавела, который в самолёте стюардессы и пилоты упорно называли «аэропорт Вацлава Хавела», стараясь русским языком передать чешский акцент, что получалось жалко, был мал и скромен. Вот это меня удивило. Прага – столица, значит принимает много людей со всех концов света. Однако по сравнению с «Шереметьевым» это была двухкомнатная квартира в «хрущёвке» после роскошного родового поместья. Преимущество было в том, что заблудиться в пражском аэропорту было труднее, чем в Москве.
То же самое можно сказать и о трассе, ведущей из аэропорта в город – две полосы в разные стороны в России прокладывают для не очень больших городов.
Въезд в город – это слалом: мимо двухэтажных строений на горках, пригорках и возвышенностях, мимо крутых поворотов и узких улочек. Словом, мне показалось, что я приехала не в столицу ,а в какую-то европейскую провинцию.
Прага – это брусчатка, брусчатка и ещё раз брусчатка. Если вы хотите ходить по Праге пешком, вам каблуки в любом их виде (большие, маленькие, на плоской подошве, на широкой) – они вам не понадобятся никогда. Новая часть города в этом плане мало отличается от Старого города, поскольку тротуары новой части, богатого отелями, тоже замощены брусчаткой.
Мой отель «Hotel City Clab» на улице Скольксой был мил, тих и скромен. Три «звезды» для человека, который собирался в нём только спать – это роскошь. Кровать, шкаф, стол, ночной стол, прикроватная тумбочка и ванная комната – больше ничего не надо, это даже много. Я была приятно удивлена и обрадована, наслушавшись дома разговоров обо всём на свете. В частности о турецких отелях «три звезды». Вежливый персонал, ресепшн с баром вместе, гостиная на несколько столиков и шведский стол с изобилием по утрам – я почувствовала себя важной персоной.
Прага – это город туристов. Смешение языков, обилие всех цветов кожи с их оттенками, разнообразие одежды – город похож на Вавилон, как его представляли и описывали древние. Город-картинка, город-сказка, город-сувенир и вместе с тем город, где живут люди. Хотя в это трудно поверить. Поскольку невозможно всё время жить на ярмарке. Но пражане живут. Остаётся только удивляться как.
Многообразие туристов не удивляет. Забавляет, как гиды водят большие группы: впереди идёт гид и несёт, как майское дерево, спицу с цветными лентами. При чём, цвет лент не зависит от того, из какой страны туристы: немцы шли под оранжево-жёлтыми лентами, японцы – под бело-синими. Некоторые гиды за отсутствием лент использовали полураскрытые автоматические зонты. Что тоже выглядело весьма забавно. Однако порадовало меня наличие у пражан славянской смекалки. Дисциплинированные немцы ходили гуськом, китайцы – «свиньёй», а эмоциональные итальянцы – везде. Как при этом они не теряли гида, для меня оставалось загадкой. Но больше всего удивляло то, что при наличии огромного количества туристов (возможно, среди них я видела и пражан, но поскольку на заговаривала с ними, не было возможности это узнать) собаки без поводков не теряли своих хозяев. Они спокойно сновали между ногами и не только, но даже не скулили. На улицах не было видно ни собачьих «сюрпризов», ни хозяев с совками и пакетами. И из-за этого создавалось впечатление, что в городе вообще нет живности. Никакой. Даже при явном её, живности, наличии. Кроме людей и попугаев, с которыми развлекал туристов напротив сувенирного магазинчика молодой человек в длинной тунике и стилизованной короне. Туалеты, общественные они или нет, не пахли, выхлопы машин тоже. Хотя, глядя на узенькие улочки, скопление людей и огромное количество летних кафе поневоле удивляешься смелости или глупости тех ,кто катается по Праге, да ещё по старой Праге на машине. Диву даёшься, как ещё лет 150 назад здесь ездили на лошадях и в каретах, не говоря про угольные повозки.
Забавно было смотреть на карту метро: всего три произвольно проложенные ветки. Что в сравнении с Москвой всё равно, что сравнивать одноколейную сельскую «железку» с пересадочным узлом и вокзалами. Даже Питер Е-бург и Владик имели веток больше, как мне кажется, хотя столицами европейских государств не являлись. Метро было низким, сумрачным и узким. Не произведение искусства, как в Москве, не бомбоубежище, как там же. Это было то же, что автобус или трамвай, коих в городе было множество: средство передвижения, общественный транспорт. Короткие поезда, тесные станции, мрачное оформление. Сдаётся, архитекторы планировали, чтобы пассажиры там не задерживались дольше необходимого.
Удивительный город Прага. Здесь каждый дом – произведение искусства. Даже в Новом Месте нет одинаковых домов. Они отличны цветом, декором, размером, формой окон – всем. Здесь постройки 30-х годов соседствуют с модерном 60-х. Прага – город невообразимой архитектуры. В Старом Городе попадаются дома, по фасаду которых может уместиться только одно окно. От силы два. Но узких. Невозможно поверить, что там живут люди. Каждый дом Старого города имеет своё графическое обозначение. Будь то корона, лилия, змея или страус. И это вовсе не всегда обозначало, что дом принадлежал королю, принцу крови, аптекарю или птичнику. Просто присваивать номера домам тогда ещё никому не пришло в голову. Многие дома разрисованы фресками или выложены камнем. Некоторые угловые имеют купол и шпиль. Прага совместила историю и современность. И, хотя история и пострадала, скрытая рекламой и кафешками, сувенирными лавками и растяжками на фасадах, этот город не может разочаровать. Потому что он всегда разный. Огромное количество кафе, кафешек, забегаловок, закусочных в Старой Праге создаёт неоднозначное впечатление: как будто Прага – это город, куда люди приезжают только есть, есть и ещё раз есть. Обилие цветов на подоконниках окон радует глаз, а доброжелательные пражане – душу.
На другой день над Прагой стали сгущаться тучи. Но даже сумрачный вид не навевал мистики, которую обещали путеводители. Прага – город. Своеобразный, нарядный, совершенно не похожий ни на европейский, ни на восточный город. Спутать его с каким другим городом, по моему разумению, невозможно. Хотя, опыта в сравнениях у меня нет. Но Прага никакая не мистическая, если вы сами себя не убедите в этом. Да, город тесен и узок, и диву даёшься, как здесь живут люди, зачем так много ресторанчиков и забегаловок, к чему туалеты на каждом шагу – даже в метро! – и сувенирных лавок в Старом Городе. Всё это так, но… Этот город не обезличен, стандартов, делающих одни города похожими на другие, здесь нет. И, хотя в нём нет таких ярких достопримечательностей, как Тадж-Махал или Эйфелева башня, Лувр, Тауэр или Кремль, но весь город – это музей. Музей под открытым небом. Это город учёных: Тихо Браге и Иоганн Кеплер работали здесь вместе. И из их отношений родился некрасивый миф о плагиате, который, как и отравление Сальери Моцарта не имел под собой оснований. Здесь Пражский Университет был основан гораздо раньше знаменитого МГУ имени Ломоносова. Прага – город, где жили мыслители, реформаторы и мученики. Ян Гус провозгласил здесь свои взгляды, которые позже повторил Мартин Лютер, внеся свои коррективы. В этом единственном городе есть астрономические часы – своеобразный символ Праги, растиражированный торговцами сувениров, часы, которые показывают не только время обычное, но и вавилонское – от рассвета до заката, положение по отношению к Зодиаку Солнца и Луны, а так же времена года и ниже большой круг дней святых. Сей шедевр человеческого гения, незаслуженно не внесённый в список чудес света работает ещё на старом механизме. И каждый час с боем курантов отворяются створки над часами, и 12 святых проходят свой круг. А 4 порока ниже создают свой танец: жадность укоризненно качает головой и звенит кошельком, тщеславие вертится перед зеркалом, смерть в виде скелета звенит в колокольчик, а неверие (мусульманин в тюрбане и шароварах) приглашающе машет рукой. Всё действо – меньше минуты. Но каждый час под ратушей стоит неубывающая, возможно, даже ночью, толпа, чтобы посмотреть на это чудо. Мало кто осознаёт, сколь труда вложено в этот невероятный механизм. И вложено давным-давно.
Ожидая после ознакомительной экскурсии экскурсию вечернюю по подвалам Праги, я не поехала в отель – это бы означало приехать, чтобы уехать. А у меня от ходьбы по Карловому мосту устали ноги. К слову сказать, Карлов мост – интересное сооружение, некогда соединявшее купеческую часть Праги с аристократической. Каждая фигура на мосту имеет свою легенду, а барельеф, отполированный тысячами прикосновений, свой миф. Как говорил гид, прежде, чем построить нынешний Карлов мост, до него стояли деревянные. Один, десятого века, был снесён наводнением. Второй, названный Юдифиным, тоже был деревянным и тоже был сресён наводнением. Нынешний был построен из песчаника, что меня весьма удивило, поскольку, учась в институте, я о песчанике была иного мнения. И просто не могла представить, что столь непрочный материал мог служить для постройки грандиозного сооружения, которое бы наводнение не смыло или не вымыло оснований. Гид особенно упирала на время создания моста: 1357. 9.7 в 5 часов 31 минуту по совету астрологов, что является палиндромом, то есть читается в обе стороны одинаково. На башнях, по традициях того времени выставлялись головы казённых преступников. Скульптуры изображают различных исторических персонажей и тоже являются легендой города. Самая забавная скульптура св. Яна Непомуцкого, изображённого с нимбом из 10 звёзд. Нижний барельеф изображает сцену их двух исторических событий. Есть легенда, согласно которой, если прикоснуться к женщине на барельефе справа (изображавшей сцену убийства рцыарем женщины и ее ребенка, на заднем плане скидывание с моста Яна Непомуцкого и его утопление), а к собачке на барельефе слева (где изображена домашняя сценка – рыцарь с собачкой и его жена на заднем плане в своей комнате на коленях), то в течение года желание, загаданное при этом, может исполниться. Я своё загадала. Теперь буду ждать исполнения. Хотя, в помощь святых я не верю. Но, как говорил Эйнштейн, то, что я не верю в то, что подкова приносит счастье, не значит, что она не может его принести. Подробное описание скульптур и легенд, связанных с ним,
| Помогли сайту Реклама Праздники |