Предисловие: Двадцатые годы прошлого века. В России – гражданская война. Народ разделен по цветам – одни белые, другие красные. К кому примкнуть? Простой люд в растерянности, поэтому воюет то на той стороне, то на другой. В моей памяти всплывает эпизод фильма «Чапаев», как нельзя лучше характеризующий тогдашние времена…
Забитый крестьянин спрашивает красного командира:
- Василий Иваныч, вы за кого – за большевиков аль за кумунистов?
Чапаев смущенно чешет в затылке, потому что поставлен в тупик, он не знает ответа. Однако через минуту выходит из затруднительного положения.
- Я, - отвечает он, - за интернационал!
Наступает черед мужику смущаться и он растерянно мнет в руках шапку-малахай, ибо об интернационале впервые слышит.
- А-а-а… - сражённый многозначительным ответом крестьянин уходит.
Комиссар спрашивает Чапаева:
- Василий Иванович, а ты за какой интернационал, - за второй или за третий?
Красный командир вновь в тупике: он краем уха что-то слышал про интернационал, но не знал, что он не один. Чтобы не попасть впросак, спрашивает:
- А Ленин за какой?
- За третий, - отвечает комиссар.
Чапаев облегченно говорит:
- Ну и я за третий. ПИСАТЕЛИ - НА ТРОПЕ ВОЙНЫ
Схожая, по сути, ситуация и в двадцать первом веке, но теперь в российской писательской среде. Происходящее не только не понимает крестьянский мужик, но и сама окололитературная шатия-братия блуждает средь трех сосен.
Путаница мне видится в том, что речь идет, фактически, о следующем.
После крушения прежней страны Союз писателей СССР также вынужден был преобразоваться. А всякая реформа порождает большую свару, на волнах которой рождаются склоки. На какой основе в этот раз? Во-первых, писатели разделились на два лагеря по политическим воззрениям: одни, то есть «красные», хотели оставаться по-прежнему на советской платформе (самый яркий и одиозный представитель Проханов), другие, то есть «белые», выступили за демократические обновления в творческом союзе, исходя из новых российских политических реалий.
Договориться не смогли, что привело к расколу в писательской среде. Более того, «красные» объявили войну «белым». А на войне, как на войне: все средства хороши. Первое генеральное сражение сторон: прошли два съезда российских писателей. На этих съездах было официально приняты решения, каждый съезд торжественно провозгласил о создании своего союза.
Первый стал называться - Союз Писателей России, второй - Союз Российских Писателей.
Оба Союза официально зарегистрированы, оба имеют свои уставы и свои руководящие органы, оба, соответственно, имеют право вести прием в свои ряды. Оба союза берут вступительный взнос, ежегодный членский взнос, а также плату за удостоверение члена союза. У обоих, по сути, одинаковые правила приема, те же процедуры, что были в Союзе Писателей СССР.
Разница лишь в том, кто является лицом союза. В первом Проханов, Лимонов и прочие, оглядывающиеся назад. Во втором Андрей Битов, Юрий Поляков, Евгений Евтушенко, Руслан Киреев и другие, смотрящие в будущее. Имена как в том, так и в другом союзах, согласитесь, знаковые.
Разделившись, казалось, не стало повода для гражданских сражений. Но нет! Позиционные бои продолжаются на всех информационных площадках, в том числе и в Интернете. Положение на фронте таково: нападают «красные», а «белые» лишь иногда и то вяло огрызаются в ответ. Нападающие, не смущаясь, используют, распространяя слухи, грязные приемы. Зачем? Чтобы опорочить своего противника.
На одном из литературных сайтов, в том числе и в «ЖЖ», некие анонимы, спрятавшие свои лица за масками, заговорили о том, что представители Союза российских писателей (СРП), заманивая легковерных сочинителей, используют мошеннические схемы. Аргументы? А, например, такой: гарантирует СРП льготный режим приема любому желающему, заплатившему мзду. Якобы, этот Союз рассылает письма-приглашения всем зарегистрированным пользователям Proza.ru.
Я более десяти лет зарегистрирован на Проза.ру. Там у меня более двухсот текстов. Но мне почему-то никто не присылает предложений о вступлении в некий писательский союз. Даже обидно. Ну, да ладно: возможно, обходят стороной потому, что мои произведения еще не того уровня.
А вот те, которые уже «пишут на уровне» и которые получают предложения, закатив в ужасе глаза, визжат:
- Ах-ах-ах! Как это можно! Где это видано, чтобы за вступление в творческий союз платили?
Вообще говоря, не понимаю, чему крикливые анонимы удивляются?
Я совершенно точно знаю, что вступление в Союз писателей СССР во все времена было платным. Каждый вступающий обязан был раскошелиться:
а) внести единовременный вступительный взнос, составлявший сто рублей, что примерно соответствует двадцати пяти тысячам нынешних рублей;
б) оплатить стоимость удостоверения;
в) плюс ежегодный членский взнос.
Скажу больше. Даже вступление в Союз журналистов СССР не было бесплатным. Лично я в 1963 году заплатил вступительный взнос, оплатил отдельно за удостоверение, а также ежегодно платил членские взносы.
И чего люди вдруг нынче заахали и затаращили глаза?
Не понимаю также ёрничанья по поводу того, что автор сам пишет заявление о вступление в творческий союз. Но так было и в советское время. И требование представить личное заявление, автобиографию, послужной список, публикации, рекомендации других членов союза тоже было обязательным.
Единственное обстоятельство настораживает, если только в самом деле люди получают предложения, то есть Союз писателей выступает инициатором, а не автор. Тут возможно разводят, то есть мошенники пытаются срубить бабло, прикрываясь Союзом писателей. Хотя и тут тоже две стороны: может, и разводят; может, и нет, а просто кому-то понравились произведения и решили предложить. В советскую пору такое случалось: лично мне посоветовали (сам бы я ни за что не отважился) вступить в Союз журналистов СССР в редакции районной газеты, с которой тогда внештатно сотрудничал; предложение это воспринял за честь, как оценку моих способностей.
Таким образом, не вижу ничего мошеннического в том, что кому-то предлагают (нынче в реальность сего я совершенно не верю) вступить в ряды профессионального сообщества: гордитесь, господа, что вас заметили и оценили; мне, повторяю, подобных лестных предложений не поступало.
Конечно, может быть и так, что действуют провокаторы, которые пробуют, запуская «утки», опорочить (повторяю, официально зарегистрированный) Союз Российских писателей.
Налицо – грязные инсинуации, рассчитанные на непосвященных людей. Кому эта шумиха выгодна? Очевидно, одной из воюющих сторон.
Кстати, одна важная вещь: анонимы утверждают, что в Союзе писателей России прием новых членов абсолютно бесплатный, более того, якобы, членские взносы не платят. И это ложь!
Два дня назад был в офисе регионального отделения Союза Писателей России, где мне официально подтвердили, что каждый вступающий платит вступительный взнос, плюс ежегодный членский взнос в сумме 500 рублей; чтобы получить красивые корочки члена этого союза, каждый вступающий, если, конечно, его примут, обязан заплатить 2000 рублей.
Думаю, что анонимы не зря наводят тень на плетень, мутят воду и выдают абсолютно недостоверную информацию. Кому это на руку? Вопрос, конечно, интересный.
Послесловие: [i]Чапаев в 1919-м не знал, что куммунисты – и большевики – одно и то же, что интернационалов много и смущался от этого. Нынешние господа сочинители также не знают, что в России два союза писателей, но от этого нисколько не смущаются, более того, на этой основе распространяют сплетни и, атакуя, гонят «информационную волну».[/i] |
Тропа пошла причудливыми зигзагами.