Произведение «Тенгри-Таг. Рассказ» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Приключение
Темы: приключенияАльпинизм
Сборник: Приключения
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 2703 +1
Дата:
«Тенгри-Таг. Рассказ» выбрано прозой недели
02.05.2016
Предисловие:
Небольшой рассказ об альпинистах.

Тенгри-Таг. Рассказ



- Борис Константинович! У нас ещё одно ЧП! – Витька-радист ввалился в большую палатку-столовую.
- Спокойно, Витя, давай по порядку, - остудил радиста начальник альплагеря «Тенгри-Таг» Лысенков.
- В группе Лёшки Головина двое пострадавших. Чех Стани́слав и сам Головин. Только что Марат Ганиев выходил на связь. Стани́слав на гребне, во время спуска, сорвался в пропасть. Он шёл в связке с Головиным. Лёшка успел среагировать и задержал падение чеха, но сам при этом повредил позвоночник. Стани́слава вытащили подоспевшие товарищи, но он без сознания. Головин в сознании, но  шевелиться не может, сильные боли в области поясницы. Мне Марат Ганиев об этом сказал. Что будем делать? У нас же штатный спасотряд ушёл на другое ЧП, и вернётся не раньше завтрашнего утра. Марат на связи, ждёт вашего решения.
- Пошли к рации, - коротко бросил Лысенков и поднялся из-за стола, - врача, Лену Матвееву, тоже позови, нужна её консультация.
- Я мигом, - отозвался Витька и исчез.
Уже через пару минут, в палатку, где находилась рация, влезли Лысенков, начальник альплагеря «Тенгри-Таг», радист Витька и врач Елена Матвеева, которая только накануне поднялась в альплагерь «Тенгри-Таг», чтобы сменить врача Павла Мостового. В данный момент, Мостового не было в лагере, он ушёл со спасательным отрядом на помощь другой группе альпинистов, где произошёл несчастный случай. Один из альпинистов упал в трещину и сломал несколько рёбер и ногу.
- Давай, Витя, вызывай группу Головина, - попросил радиста Лысенков.
- Марат, Марат, ответь базе! – прокричал в микрофон Витька.
- Я слышу, тебя Витя, я на связи, - раздалось шипение из наушников.
- Начальник лагеря, Борис Константинович у рации, доложи ему обстановку.
- Борис Константинович, чех пришёл в сознание, но оно у него какое-то спутанное, и учащённое, клокочущее дыхание. Лицо синюшного цвета. Он сказал, что потерял сознание, когда закашлялся и потому сорвался с гребня. Мы не знаем, что делать. Стани́слав кашляет с хрипами и изо рта выделяется пена розового цвета. Головин в сознании, лежит не двигается. Говорит, что пока не двигается, боль затихает. Как только начинает чуть-чуть шевелиться - сильная, острая боль в пояснице, - Марат переключил рацию на приём.
- Понял тебя Марат, понял! Передаю микрофон нашему новому врачу Елене Матвеевой, она скажет, что надо делать, - Лысенков передал микрофон Елене.
- Марат! У вас есть кислородная маска и спирт? – прокричала в микрофон Лена.
- Да, - коротко ответил Марат.
- Смочите внутреннюю поверхность кислородной маски спиртом, оденьте Стани́славу и придайте ему полусидячее положение. Через полчаса ещё раз смочите спиртом внутреннюю поверхность маски. У Стани́слава все признаки отёка лёгких. Его срочно надо транспортировать вниз. Головина постарайтесь не шевелить. Если он может говорить, передайте ему рацию, мне надо задать ему пару вопросов, чтобы определить серьёзность его травмы.
- Головин на связи, - послышалось хриплый голос, сквозь потрескивание наушников.
- Алексей, с вами говорит врач Елена Матвеева. Вы чувствуете свои ноги? Попробуйте пошевелить пальцами ног. Можете ими двигать, или нет?
- Да, я чувствую, что могу шевелить пальцами ног, но мне это делать очень трудно и больно, - ответил Головин.
- Понятно. Не шевелитесь. Скорее всего, у вас выпал межпозвоночный диск и зажал нерв. Если в ближайшее время не освободить нерв, воспалится и могут возникнуть серьёзные осложнения. Я поднимусь к вам и сделаю всё, что нужно. До этого момента, без необходимости – не двигаетесь. Передайте рацию Марату, а я передаю микрофон начальнику лагеря.
- Марат, ты слышал рекомендации врача? Давай, действуй! Марат! Сколько у вас палаток?
- Две палатки, на шесть человек…
- Одну палатку установите в надёжном месте, и осторожно уложите в неё Головина. Вторую палатку используйте, как носилки, и начинайте спуск чеха. Его надо срочно эвакуировать вниз. Вас четверо, постарайтесь осторожно начать спуск. Все лишние вещи оставьте в палатке с Головиным, потом их заберём. Мы через двадцать минут выходим к вам на встречу. Всё, конец связи, - Лысенков положил микрофон и посмотрел на радиста и врача, - Лена, быстро собирайся, бери всё необходимое и через двадцать минут я тебя жду. Витя - ты на связи. Вызови вертолёт, пусть завтра, с рассветом, прилетит за пострадавшими. Кто у нас сейчас находится в лагере, кроме нас?
- Повар Ахмет и трое новичков из Новосибирска проходят акклиматизацию, у них через три дня восхождение.
- Ахмет! – крикнул Лысенков, прямо из палатки радиста.
- Я здесь, - через несколько секунд появилась голова повара.
- Срочно приготовь несколько термосов с горячим чаем, через двадцать минут я их заберу.
- Сейчас сделаю, - быстро сказал Ахмет и исчез.
- В какой палатке новички? – спросил Лысенков у Витьки.
- От палатки-столовой, третья, вверх.
Лысенков вылез из палатки радиста и зашагал к палатке, где расположились новички из Новосибирска.
- Ребята, вы на месте? – спросил начальник альплагеря, подойдя к палатке.
- Да, Борис Константинович, мы здесь, - из палатки высунулась голова молодого парнишки.
- Ребята, срочно нужна ваша помощь. У нас несчастный случай на горе, а штатный спасотряд ушёл на помощь другой группе. Вся надежда на вас, - громко сказал Лысенков, чтобы его слышали остальные ребята.
- Да, конечно! Раз такое дело мы сейчас быстро соберёмся. Что нужно взять с собой? – спросил тот, который выглядывал из палатки.
- Лишнего ничего не берите! Ледорубы, верёвку, фонарики, всё остальное получите в большой палатке. Жду вас в столовой через 10 минут, - сказал Лысенков и почти побежал к своей палатке.
Через двадцать минут, наскоро собранный новый спасотряд, под руководством начальника альплагеря «Тенгри-Таг» Лысенкова Бориса Константиновича уже шагал вверх по леднику. В составе спасательного отряда, кроме начальника альплагеря, был врач Елена Матвеева и трое альпинистов-новичков из Новосибирска. Лысенков взял высокий темп и трое молодых альпинистов едва поспевали за ним, не говоря уже о враче Елене, которая ещё не акклиматизировалась. Всё же высокий темп выдерживали все, понимая то, что помощь попавшим в беду альпинистам нужна, как можно, быстрее. За один час, спасотряд преодолел расстояние, которое обычно проходят альпинисты, идя на восхождение с полной выкладкой, часа четыре. Ещё через час, отряд, ведомый начальником альплагеря, уже поднимался на гребень огромной горы. Солнце клонилось к закату, и встретить спускающуюся группу, Лысенков планировал ещё засветло.
Так и получилось. Около шести часов вечера две группы альпинистов встретились. Уложив пострадавшего на транспортировочные носилки, Лена быстро, но без суеты, сделала необходимые инъекции, на пострадавшего чеха нацепили новую кислородную маску.
- Я думаю, что мне больше нечем помочь пострадавшему, его надо срочно транспортировать вниз, - обратилась Лена к начальнику альплагеря, - а я пойду на помощь Головину. Ему тоже нужна срочная помощь.
- А ты сможешь одна подняться к палатке Головина? – с сомнением спросил Лысенков.
- Борис Константинович, я мастер спорта международного класса, и уже бывала на этой горе в позапрошлом году. Мы как раз делали восхождение по этому маршруту. Так что я смогу найти палатку Головина. Сейчас мне Марат ещё раз подробно объяснит, где они её установили, и я начну подъём, - успокоила начальника лагеря, Лена, - вы не теряйте времени, начинайте спуск пострадавшего.
Шесть человек подхватили носилки с пострадавшим, и начали спуск. Лысенков пошёл впереди группы, а Марат Ганиев задержался, чтобы объяснить Матвеевой, где находится палатка с Головиным. Минут через десять, Марат догнал спускавшихся товарищей. Елена Матвеева уверенно начала подъём на гребень вершины. Ещё не совсем стемнело, когда спасотряд спустился на ледник. Самый сложный участок был пройден и теперь оставался только пологий, но длинный спуск по леднику к основному лагерю. Из-за гребня показалась огромная, полная Луна. Серебристый свет заливал белые шапки высоких гор и текущий, куда-то вдаль, мощный ледник.
Группа спасателей осторожно несла носилки, хотя чеху стало намного легче, после введённого морфина и смены кислородной маски. Да и потеря высоты, тоже благоприятно влияла на самочувствие Станислава. Однако Лысенков не разрешал чеху идти самостоятельно. Приспособились нести носилки так, чтобы пострадавший в них находился в полусидячем положении. Кое-где, подсвечивая фонариками путь, спасатели уверенно шагали в сторону базового лагеря.
В то же время, совершенно одна, без всякой страховки, Елена Матвеева поднималась к палатке Головина. Следы, спустившихся альпинистов, были ещё видны при лунном свете. Лена ориентировалась на них, и тяжело дыша, упрямо пробиралась по гребню огромной горы. За очередным скальным выступом, она увидела трепыхающуюся на ветру маленькую палатку.
- Лёша! Ты здесь? Я уже пришла тебе на помощь! – не доходя, метров пять, до палатки, прокричала Лена.
- Да, тут, - раздался хриплый голос из палатки.
- Вот и хорошо, - пытаясь отдышаться, сказала Лена, расстегивая палатку, - сейчас я тебе помогу, потерпи ещё немного.
- Да я ничего, терплю. Только холодновато немного, а так нормально, - прохрипел Головин.
Осторожно, чтобы не задеть лежащего Головина, Лена протиснулась в палатку и затащила свой, не очень-то объёмный, рюкзак. В рюкзаке находились только пуховый спальник, медицинские принадлежности и термос с горячим чаем. Лена предполагала, что ей придётся провести ночь в палатке Головина и предусмотрительно прихватила свой спальник. Аккуратно застегнув за собой палатку, Лена начала искать возможность пристроить электрический фонарик. Пристроив фонарик, первым делом достала термос с горячим чаем и напоила Головина.
- Лена, а ничего, что мы с тобой на «ты»? – спросил оживший после чая Головин.
- Ничего, ничего, Лёша, - успокоила Головина Лена, копаясь в своём рюкзаке.
- У меня такое впечатление, что мы с тобой были когда-то знакомы, - с какой-то надеждой, сказал Головин.
- Возможно, возможно, - всё также безразлично ответила Лена, продолжая доставать из рюкзака медицинские принадлежности.
- Если честно, то я не помню девушек с фамилией Матвеева, - не унимался Головин.
- Ладно, воспоминания оставим на потом, а сейчас ты мне должен помочь. Только без резких движений и без всякого напряжения. Расстёгивай спальник и верхнюю одежду. Если тебе трудно, скажи, я помогу, а пока приготовлю шприц для инъекции и лекарство. Давай, потихоньку, не спеша, - попросила Лена.
Головин с большим трудом расстегнул спальник, пуховую куртку и устало вздохнул. Предстояло ещё освободиться от высоких утеплённых брюк, с подтяжками. Тут, конечно, Головин один бы не справился. Лена отложив в сторону приготовленные инструменты, осторожно помогла освободиться от подтяжек брюк, и освободить верхнюю часть туловища Головина.
- Теперь мне нужно тебя перевернуть на живот. Я должна осмотреть место травмы. Сильно не напрягайся, я постараюсь сама тебя перевернуть, но и ты мне немного помогай. Руками шевелить не больно? – спросила Лена.
- Нет, руками шевелить не больно, - ответил Головин.
- Хорошо, сейчас я тебя


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     16:39 06.09.2018 (1)
Очень интересно было читать про альпинизм. Плотно в жизни занимался и знаю только про водный туризм. Спасибо.
с
     17:03 06.09.2018 (1)
Спасибо за визит и прочтение! Рад, что рассказ понравился. Значит, не зря был написан.
С уважением, Сергей
     17:51 06.09.2018 (1)
Кстати, Сергей, в те годы, когда я занимался водным туризмом, я жил тоже в Алма-Ате.
     20:43 06.09.2018
В Алма-Ате водным туризмом занимались, в основном, на майские праздники на реке Или. Это я хорошо помню, поскольку это была негласная традиция сплавляется на плотах по реке Или именно в майские праздники. По другим рекам Семиречья, водный туризм не практиковался. А вот горный туризм, это в Алма-Ате был развит очень хорошо. Рад знакомству с родственным по духу искателем приключений! 
     08:58 07.05.2016 (1)
Прочитал с интересом. Есть нестыковки. Мастер спорта международного класса за 4 часа подъёма не должна задыхаться. Сомневаюсь, что были мастера спорта межд. класса в альпинизме.
Брать новичков на спас работы бессмысленно.
Альпинисты и горники сочтут это словоблудием.
     09:41 07.05.2016
Спасибо за прочтение! Однако, привожу цитату из спортивных нормативов по альпинизму:
"Мастер спорта России международного класса:
Мужчины – набрать 30 баллов за занятые места на чемпионате России и иметь 3 восхождения ( первопрохождение, зимнее, высотное) 6Б категории сложности.
Женщины – набрать 20 баллов за занятые места на чемпионате России и иметь восхождение 6Б категории сложности".
Так что в этом плане нестыковки нет.
Другое: задыхаться может любой альпинист, любого уровня подготовки, если он не прошёл высотную акклиматизацию. В данном случае, было дано упоминание о том, что врач только накануне поднялась в базовый лагерь. Поэтому, вполне возможно, такое состояние мастера спорта международного класса.
По поводу новичков. В рассказе не упоминалось о том, что это совсем "зелёные" новички. Естественно, эти новички имели определённую альпинистскую подготовку, раз прибыли в лагерь для высотного восхождения. Под словом "новички" подразумевались альпинисты только что прибывшие для акклиматизации и подготовки к высотному восхождению. В этом случае к "новичкам" можно отнести любого прибывшего альпиниста и любого уровня подготовки. "Новички", в данном рассказе, фигурируют только в качестве вновь прибывших, а не в качестве начинающих альпинистов. Не думаю, что такие моменты я должен был детально расписывать в рассказе. Здесь нужна была быстрота принятия решения, а не обсуждение квалифицированной подготовки альпинистов. Как я уже упоминал, если эти "новички" прибыли для участия в высотном восхождении, то это автоматически вводит их в разряд опытных альпинистов, имеющих соответствующую подготовку.
Когда-то, очень давно, я работал инструктором горного туризма на турбазе. У нас на турбазе проходили сборы "Руководителей сложных горных путешествий". На эти сборы приезжали со всего Союза мастера спорта по горному туризму и при заезде на маршрут мы их всех называли "новичками" не потому, что они новички, а потому, что они вновь прибывшие.
Надеюсь, Ваши сомнения о нестыковках в рассказе, поубавились.
С уважением, Сергей
     15:34 24.12.2014 (1)
Чего только не бывает.
Благодарю за интересный рассказ.
Сколько нарушений ТБ :)
Приглашаю в наш питерский лит.ежемесячник в январский 82-й том
С уважением
Александр
     15:57 20.01.2015
Спасибо! Пока без интернета, как появится, обязательно загляну.
Реклама