Произведение «Наказание»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Сказка
Сборник: Детство золотое
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 45
Читатели: 826 +1
Дата:
Произведение «Наказание» участник на конкурсе
02.03.2015

Наказание

Жила-была девочка. С виду обычная малышка: платьице с оборочками, банты в косичках, ямочки на щеках, а на самом деле она отличалась от остальных детей, так как обладала уникальными способностями: всё, что она произносит вслух, тут же сбывается. Вы скажете – это же дар, его надо ценить! И мысленно сразу представите что можно наговорить и какие блага получить с помощью такого умения. Но все, кто с этой девочкой был знаком, считали, что не дар это вовсе, а чистое наказание.

Например, спросят у девочки: «Хочешь кашку?» Если она ответит: «Да», то всё будет хорошо, но если девочка вдруг скажет: «Нет, хочу конфетку», то в мгновение ока, только что приготовленная мамой каша, превращается в горку конфет прямо в той же кастрюльке, в которой была сварена. Так как каша была горячей, то конфеты тоже будут горячими, слипшимися, растаявшими, в размокших обёртках. Какое удовольствие есть такие конфеты? Уж лучше кашу.

Когда девочка была совсем маленькой уж и натерпелись с ней мама и бабушка. Представьте только - говорит бабушка внучке: «Пойдем, Лёлечка (имя у девочки было Оля, но все звали её Лёля) поиграем в песочнице», а малышка капризничает: «Я не хочу играть с песком, я хочу кататься на пони!» И тут же,  прямо посреди двора, появляется настоящая лошадка, с, заплетённой в косички, гривой и нетерпеливо бьёт копытцем! Дети  в восторге, а бабушке что делать? Куда потом этого пони девать?

Или увидит девочка у какого-нибудь ребёнка во дворе красивую куклу и давай канючить: «Хочу такую же!» Раз, и кукла оказывается в руках у Оли, а на весь двор раздаётся плач малышки, у которой кукла прямо из рук исчезла. Сколько сил бабушка и мама потратили на то, чтобы объяснить Лёлечке, что нельзя так говорить!

А еще хуже было, когда девочка читала вслух. Ну подумайте, читает она, к примеру, сказку «Кошкин дом», а там такие слова:
У неё, у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах серёжки.
На сапожках —
Лак, лак.
А серёжки —
Бряк-бряк.

Не успела Лёля дочитать последние слова, как бабушкина рыжая кошка  вдруг  истошно заорала и, ковыляя, вбежала в комнату: на ногах у нее одеты маленькие красные сапожки, а в треугольных ушках болтаются любимые бабушкины серьги. Всё желание читать пропадает. И так с любыми книжками,  ну, что за наказание! А представьте, что могло произойти, если бы девочка дочитала "Кошкин дом до конца"! Потому Лёлечка быстро научилась читать молча, «про себя». Вот так и жила девочка, стараясь лишний раз не разговаривать, с бабушкой и мамой, которые понимали Лёлечку и без слов.

Однажды к ним в гости приехал мамин брат с женой и сынишкой. Мальчика звали Васяткой, был он на год младше Лёли, озорной, шумный, болтал без умолку и всё время задавал вопросы: «А это что? А зачем? А почему так?» Замучил он всех этими вопросами. Не ребёнок, а наказание!

И вот, однажды вечером, взрослые ушли из квартиры, оставив дома детей с бабушкой. Бабушка весь день стряпала пирожки, умаялась, села в кресло вязать, да сама не заметила, как заснула. Васятка, которому взрослые строго-настрого приказали с Олей не разговаривать, но не объяснили почему, тут же отшвырнул машинку, с которой играл и стал приставать к девочке с вопросами: «Лёля, а ты почему всё время молчишь? Ты больная, да? А чем ты больна? А когда ты выздоровеешь? Ты заразная? А ты родилась больной? Или от кошки заразилась? А почему с тобой разговаривать нельзя? А ты скоро умрёшь, да? А ты читать умеешь? А считать? Ну скажи хоть словечко, скажи, а!» И так он настойчиво задавал вопросы, что Лёля терпела-терпела, а потом не выдержала и как прикрикнет на него: «Да замолчи ты уже наконец!» И тут Вася замолчал. Рот он по-прежнему открывал, как будто что-то говорил, но не слышно было ни звука!

Лёлечка испугалась. «Что же я натворила! - подумала она,  – Надо срочно вернуть Васе голос!» И она произнесла: «Вася, начни говорить!» И сразу же (как будто у телевизора звук включили) слова из мальчика посыпались с ещё большей скоростью: «А ты разговаривать умеешь, я знаю! А давай поиграем в прятки! А ты считалочки знаешь?» Девочка поняла: Вася даже не заметил как у него голос на полминутки пропадал. И тут ей пришла в голову мысль: а что, если пошутить над приставучим мальчишкой?  Лёля вообще-то была девочкой доброй и смирной, но Васю так и хотелось проучить! А болтун всё не унимался: «Лёля, а, Лёля! Давай в мяч поиграем, ну давай!» И она решилась: ей пришла в голову идея как можно наказать пустомелю. Девочка сказала: «Ага!» и кивнула так энергично, что косички на голове подпрыгнули - это чтобы другие слова не произносить, а мальчику стало понятно, что Лёля согласилась играть. Вася даже замолчал на минутку, приоткрыв рот от удивления, но сообразил, что не стоит терять время зря и быстренько сбегал в другую комнату за мячом.  

Вернувшись он затараторил считалочку:
- Раз и два, и три, четыре,
Кто у нас живёт в квартире?

Но тут Лёля перехватила инициативу и, на ходу придумывая, начала рифмовать сама:
-Ты, зайка беленький, прыгучий!
Только она это произнесла, как мальчик превратился в симпатичного белого зайчонка, который сидел на полу и удивлённо смотрел на Олю глазками-бусинками.
- Ты, Ежик маленький, колючий!
Вы уже поняли, что теперь вместо зайчика на полу возле Оли сидел ёжик, топорща иголки.
- Ты, Котик серенький, усатый!
“Мяу,” – раздалось в комнате, котёнок был таким милым, что девочка улыбнулась: ей захотелось его взять на руки, погладить.
- Ты, Пёсик чёрненький, лохматый!
Небольшой щенок ткнулся мокрым носом в Олину коленку. Рыжая кошка, до этого мирно дремавшая у бабушки на коленях, соскочила на пол, изогнула спину дугой и яростно зашипела на щенка. Собачка осторожно гавкнула и пугливо прижалась к Лёлиным ногам. Девочка испугалась, что бабушка, хоть и была глуховата, но может услышать лай и проснуться, поэтому быстренько придумала более молчаливый вариант перевоплощения:
- Ты, Ужик вёрткий, торопливый!
Щенок превратился в небольшую змейку, которая тут же поползла прочь из комнаты, Лёлечка запаниковала: ведь ужик может заползти куда-нибудь в трунодоступное место, и решила побыстрее закончить считалочку, она поняла, что зашла слишком далеко.
- Ты, мальчик Вася говорливый!
И в комнате опять появился мальчик, он лежал на полу, на том же месте, куда успела отползти змейка, но как только увидел, что опять стал человеком, встал и, не приближаясь к Оле, заговорил: «А я папе расскажу, что ты меня заколдовала! А тебе, знаешь, как влетит за это! А мой папа, знаешь, что сделает! А он тебя так накажет! А я еще маме пожалуюсь и она твоей маме всё расскажет!» Лёля уже и сама пожалела о том, что сделала с Васяткой, ей стало стыдно, она даже подумывала о том, чтобы извиниться перед мальчишкой, но он не унимался: «А тебя, знаешь, как накажут: гулять не пустят, сладкого не дадут и в угол поставят!» «Вот же пристал! Сгинь, ябеда!» - в сердцах крикнула Лёлечка и тут же зажала рот рукой, она поняла что сказала, но было уже поздно: мальчик исчез, словно растаял в воздухе.

Бабушкина кошка, уже привыкшая к странным событиям, то и дело, происходившим в квартире из-за неосторожных слов Оли, тем не менее осуждающе посмотрела на девочку, кончик её рыжего, пушистого хвоста нервно подрагивал. «Вот беда! - подумала девочка, - Что скажет мама, когда вернётся?» Но дома вдруг стало так хорошо, тихо, спокойно, слышно было только уютное посапывание спящей, ничего не подозревающей, бабушки, что на одну секундочку (всего на одну!) Лёля засомневалась: а надо ли возвращать надоедливого мальчишку? Но тут же устыдившись этих мыслей, быстро произнесла: «Вася, немедленно появись передо мной!» И в тот же миг мальчик появился - как будто свалился с неба. Хотя откуда небо в квартире? Скорее уж не с неба, а с потолка. Вася ошарашенно крутил головой, пытаясь понять что произошло. Видно было, что ему не по себе. Лёля с виноватым видом молча вышла из комнаты. Она благоразумно решила, что лучше держаться от мальчика подальше: мало ли что еще может случиться!

А Вася своим родителям так ничего и не рассказал. И с тех пор он стал вести себя гораздо спокойнее. Вопросы он по-прежнему всем подряд задаёт, но по одному и  прежде хорошенько подумав.
Реклама
Обсуждение
     15:00 22.02.2015 (1)
Интересный сюжет!
     19:37 22.02.2015
Спасибо, Александр. А мне сюжет Вашей сказки понравился, особенно - концовка!
Хорошо, когда хорошо кончается)))
     14:43 18.02.2015 (1)
Неплохая иллюстрация на тему:
будьте осторожны — ваши желания могут сбыться!
Эх, где живут такие девочки?..
     16:15 18.02.2015 (3)
1
А зачем Вам такая девочка, если не секрет?
     01:40 19.02.2015 (1)
Секрет, конечно.
Если не сказать, тайна...
     08:00 19.02.2015 (1)
1
ну вот, теперь буду мучиться от неразгаданной тайны....Заинтриговали)))
     14:49 19.02.2015 (1)
Значит, выполнил основную задачу нашей случайной встречи...)))
     15:54 19.02.2015 (1)
Какой продуманный... Даже для случайных встреч у Вас свои задачи))))
     16:50 19.02.2015 (1)
Это работа Бессознательного, Илона.
Разумеется, я ничего не продумываю — за меня решает ОНО...))))
     16:58 19.02.2015 (1)
ОНО решает за всех, всё не случайно
     21:13 19.02.2015 (1)
О, вы поклонница Юнга?
Верите в коллективное бессознательное?
Я нет...
Впрочем, скорее, вы имеете в виду некое Божественное провидение, ммм?..;)
     21:40 19.02.2015 (1)
Я верю в себя и немножко в судьбу)))
     21:54 19.02.2015 (1)
А в себя, надо полагать, множко...))))
     21:59 19.02.2015 (1)
ну а в кого еще верить?
     22:40 19.02.2015 (1)
Действительно.
Не в красоту же, которая спасёт мир?..;)
     04:57 20.02.2015 (1)
1
"В себя" = "в красоту" )))
     10:51 20.02.2015 (1)
Естественно, это синонимы.
Как я сразу не понял...;)
     11:46 20.02.2015
вот-вот)))

     22:30 18.02.2015 (1)
1. Отправить в Минск, на переговоры в Норманнском формате, хорошенько проинструктировав девочку в Кремле (хотя, впрочем, и АСИ может "проинструктировать", как я вижу :^).
2. Второй пункт - дежурство за занавеской в Овальном кабинете Белого Дома. Нужно заучить только одну фразу: "Сгинь, проклятый!" - и повторять её после каждого очередного избрания Президента Соединенных Штатов.

Вот будет весело!... Президентам, вместе, в том месте, куда они все попадут... )))
     22:33 18.02.2015
     22:28 18.02.2015 (1)
А куда делось полное отражение Илоны, которое было такой симпатяшкой? Осталась одна буква! Та же, что и на трубе после исчезновения А, Б...  
     22:34 18.02.2015 (1)
Владимир, в исчезновении отражения, виноваты Вы!
Все Ваши "графини Вишни", "отражения" и тп

Вот так! Несите ответственность!

     22:35 18.02.2015 (1)
Да я понесу, скажите только, куда!
И только не вместе с чушью!
     22:41 18.02.2015 (1)
про "чушь" - это к чему?
     23:04 18.02.2015 (1)
Это к тому, что ни в коем случае не нужно мешать её с ответственностью.
     08:02 19.02.2015 (1)
да, не смешивать - это очень хорошее правило )))
     09:36 19.02.2015 (1)
Помнится, такая кулинарная рекомендация: "Взболтать, но не смешивать". ))
     12:16 19.02.2015 (1)
1
     16:58 19.02.2015 (1)
Да... Вывода-то два... И именно их - "смешать, но не взбалтывать".

1. Всякий дар - это Наказание.
2. Всякое наказание - Дар.
...
Глубокая философия...  
     17:04 19.02.2015 (1)
1
спасибо за интересные беседы)))
     17:17 19.02.2015
А что ещё делать на Фабуле Платону да Аристотелю в ожидании Сократа (Васятки)?
     22:04 15.02.2015 (1)
1
Хорошая  сказка, жизненная.  Я  уже  много  лет нахожусь  в  состоянии Оли.
Нет, такого  дара,  как  у девочки Оли,  у  меня  нет. Но,  около  меня   выросло   три  поколения  таких  Васяток.  И  на  сколько  вопросов  пришлось, да  и  сейчас  приходится  отвечать ...
     22:09 15.02.2015 (1)
Смеюсь))) Мне такие "Васятки" тоже знакомы)))

Спасибо, Валентин!
     22:34 18.02.2015 (1)
Хороший Васятка. И жаль, что его так жёстко, не по-сказочному, "заткнули". Мягше надо, деликатнее с Васятками. Иначе ничего у нас не будет. И суперодарённые девочки Лёли перестанут появляться. Такой вот парадокс бредбериевской бабочки... ))
     22:41 18.02.2015 (1)
Владимир, не троньте святое!
(Обожаю научную фантастику - это для меня святое)

а Васяток таких бестолковых пруд пруди, жаль Лёлечки редко попадаются, а когда они
всё-таки встречаются людям на пути, их не ценят  
     23:16 18.02.2015 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Хорошо, тогда вы меня вынудили задать несколько вопросов:
1. Откуда взялся дар замечательной Лёлечки?
2. Почему родители и все прочие относились к этому дару спокойно, как к чему-то обыденному, реагировала и открыто возмущалась только бабушкина рыжая кошка?
3. Почему Лёлечка вызвала из небытия вновь "мальчика Васю говорливого", не использовав свой дар для его усовершенствования в процессе реинкарнации? Это не изобличает в ней крайне умную девочку (владеющую современными технологиями НЛП и терапевтического зомбирования).
4. В чём "бестолковость" Васятки? Я так вижу, только в том, что он не дожидался ответа на поставленный вопрос, ибо был преисполнен (особливо в области языка) неуёмных жиненных сил.
5. Не в том ли главная мораль волшебной истории, что мы несём ответственность за сказанные слова (не за заданные вопросы, как тут подведено)? То есть мораль-то думающий читатель подводит в сторону Лёли (и самого себя), а не Васятки. Это первым весьма деликатно отметил Владимир Вишняков.
6. Каково неутешительное будущее Лёли? Неужели вечное молчание и боязнь что-либо сказать не так?
7. Почему она не оказалась столь умной девочкой, чтобы своими же словами не ограничить прявление собственного дара?
8. Наказанием, по ходу повествования, названы и Лёля, и Васятка. Так кто же (или что же) всё-таки настоящее наказание, по мнению автора?
Вопросов много. А банальная сказка без вопросов, засыпающему уже слушателю, подводит всего лишь одну-единственную мораль (и тут она подведена, но, по-моему, не к тому водопою). Одним словом, у Фриды Шутман - юмористический рассказ, как Вы правильно подметили, тут же - волшебная история с многозначным философским подтекстом. Тоже немного иной жанр. ИМХО, простите, не хотелось, а вырвалось: я в прошлом - Васятка (как, впрочем, чувствую, и Вы! )) ).
     08:39 19.02.2015
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Хорошо, тогда вы меня вынудили задать несколько вопросов:
1. Откуда взялся дар замечательной Лёлечки?

Возможно, передался по наследству от прабабушки
2. Почему родители и все прочие относились к этому дару спокойно, как к чему-то обыденному, реагировала и открыто возмущалась только бабушкина рыжая кошка?

Потому, что уже о нём знали (см.п.1), а ещё потому, что уже привыкли и научились с этим жить. Любящие люди вообще быстро привыкают ко всем твоим недостаткам и любят тебя таким, какой ты есть.
3. Почему Лёлечка вызвала из небытия вновь "мальчика Васю говорливого", не использовав свой дар для его усовершенствования в процессе реинкарнации? Это не изобличает в ней крайне умную девочку (владеющую современными технологиями НЛП и терапевтического зомбирования).

Лёля умная девочка, но для её возраста (ей где-то от 6 до 8 лет должно быть) рановать еще делать такие глубокие выводы (я про усовершенствование) и изучать основы нейро-лингвистического программирования, так что вполне естественно, что она воспринимает действительность слишком буквально, по-детски, и так же её воспроизводит.
4. В чём "бестолковость" Васятки? Я так вижу, только в том, что он не дожидался ответа на поставленный вопрос, ибо был преисполнен (особливо в области языка) неуёмных жиненных сил.

Бестолковость в том, что он и не нуждался в ответах, цель: говорить ради разговора, не делая выводов и не узнавая ничего нового. Хотя, в конце сказки до него, всё таки, кое что дошло…
5. Не в том ли главная мораль волшебной истории, что мы несём ответственность за сказанные слова (не за заданные вопросы, как тут подведено)? То есть мораль-то думающий читатель подводит в сторону Лёли (и самого себя), а не Васятки. Это первым весьма деликатно отметил Владимир Вишняков.

Конечно, именно поэтому сказка называется “Наказание”, а не “Наказание Васятки”. Для меня здесь “наказанием” является именно жизнь девочки,  то, что еще ожидает её впереди с таким-то “даром”. Но, для моей младшей дочери – этот вывод был не очевиден, когда она прочитала первый вариант сказки (там не было Васятки, но было продолжение в виде выросшей девочки, уже девушки), то есть та сказка была только для взрослых. Мне захотелось убить двух зайцев: пусть каждый делает вывод в меру своих способностей, и появился Васятка. Моя дочь от сказки в восторге.
6. Каково неутешительное будущее Лёли? Неужели вечное молчание и боязнь что-либо сказать не так?

“Вечное молчание”? Да Вы что! Ни в коем случае! У неё, в идеале, должно развиться понимание того, что и когда можно говорить. Подумайте, ведь можно многое сказать так, чтобы слова не были восприняты вселенной, как команда к действию, а человек, которому они адресованы сделал выводы сам (кстати, НЛП этому учит)
7. Почему она не оказалась столь умной девочкой, чтобы своими же словами не ограничить прявление собственного дара?

Возможно, когда она подрастёт у неё это желание и возникнет (не забывайте, она – ребёнок, Вы должны знать психологию детей). Но, если честно, не думаю, что она будет от дара отказываться или как-то его изменять. Во-первых, велик риск изменить в худшую сторону, а во-вторых, у этого дара есть масса положительных и полезных применений, пофантазируйте сами)))
8. Наказанием, по ходу повествования, названы и Лёля, и Васятка. Так кто же (или что же) всё-таки настоящее наказание, по мнению автора?

На этот вопрос я уже ответила смотрите выше.

Вопросов много. А банальная сказка без вопросов, засыпающему уже слушателю, подводит всего лишь одну-единственную мораль (и тут она подведена, но, по-моему, не к тому водопою). Одним словом, у Фриды Шутман - юмористический рассказ, как Вы правильно подметили, тут же - волшебная история с многозначным философским подтекстом. Тоже немного иной жанр. ИМХО, простите, не хотелось, а вырвалось: я в прошлом - Васятка (как, впрочем, чувствую, и Вы! )) ).

Я не Васятка, Вы ошиблись. Я – Лёля.
Кстати, любая сказка содержит философский подтекст, он называется – мораль. Ваш “Гараня” тоже.
“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
Я рада, что моя банальная сказка затронула Вас до такой степени, что у Вас появилось столько вопросов и захотелось разобраться! Значит цель сказки достигнута. Спасибо, мой самый благодарный читатель!
     23:29 17.02.2015 (1)
1
Как попасть в вашу сказку и попросить девочку Олю, чтобы она произнесла только три слова: "Пусть наступит мир."?
     03:25 18.02.2015
1
Эх, если бы это было возможно...

     20:18 15.02.2015 (1)
1
Здравствуйте! Представляете Илона, что было бы, если Ваша сказка родилась в годы, когда был написан Цветик-семицветик))) Фурор Спасибо, понравилось, очень
     20:49 15.02.2015
В годы "семицветика" я сама еще слушала сказки ))))
Спасибо, Алексей!
     12:05 15.02.2015 (1)
2
Так вот оно какое было, детство Илоны Илоны! И как мне с этим быть? У меня тоже есть в готовой сказке местечко про ёжика. А вдруг да и превратят моего ёжика в говорливого Васятку? Что тогда с моей сказкой будет? Наплету частоколов вокруг поболе, чтоб не пробралась в сказку никакая девочка Лёля! ))
     12:07 15.02.2015
Думаю, Ваш ёжик окажется стойким к моей магии)) Хотя.... Давайте ёжика, я попробую!  
     08:31 15.02.2015 (1)
2
Хорошая сказка! И для детей, и для взрослых. Действительно, надо думать, прежде чем что-то говорить.
     09:11 15.02.2015
1
Спасибо, Владимир, из Ваших уст это особенно приятно слышать))
Реклама