Сказка о людях долины древних богатырях злых кочевниках и чудных деревьях
В древней долине, неведомой.
За хребтами горами высокими
и во время далёкое, дальнее
жили люди беззлобные, сильные.
Они землю в долине лелеяли
и с любовью большой возделывали.
А земля отвечала сторицей им,
на заботу их урожаями.
И в садах-то кусты плодоносили,
приносили людям фрукты сладкие
жизнь детям, старикам продлевающие.
Ну а склоны предгорий зелёные,
покрывали деревья огромные
на которых, росли плоды странные,
все покрытые корой твёрдою.
Но как только плоды вызревали,
корка крепкая тут же трескалась,
открывалась глазам мякоть вкусная,
начертанием с мозгом схожая.
И плоды великанов-деревьев
силу телам человеческим дали,
резвость разуму предавали.
Почитаемы были народом
все деревья в долине растущие.
А по склонам трава стелилась,
на которой паслись стада тучные.
Трава сытная и целебная
много мёда народу дающая.
Жили в сытости те долинники,
жили в радости, горя не знаючи.
Да забыли люди счастливые,
что хранить нужно землю любимую,
а не только её обрабатывать
и беречь долину от ворога.
Охранять как зеницу ока
и не только свои жилища,
а место, где сами родились
и отцы и отцы отцов умирали тут,
где их прах был развеян над долом
дабы души живым помогали.
Вот неведомо как о долине той,
проведали кочевники злые
которые искренне верили,
что мужчинам трудиться не надобно
мужчина рожден, дабы кровь проливать,
а ни пот, в земле ковыряясь.
Как нашли те лазутчики хитрые
перевалы тайные скрытые
и тропинки давно позабытые.
Ночью темною да безлунною
ворвались они к мирным жителям.
Много крови пролили на землю,
поля с пшеницей жгли огнём
и рубили пленникам головы
отдать требуя злато-серебро.
Ну а люди долины не ведали,
что такое - «золото серебро»,
для чего и кому оно нужное.
Вот Железо - оно им привычное,
для жизни в долине потребное.
И угнали в полон мирных жителей,
угнали враги, стада тучные,
сожгли поля с пшеницею.
Превратилась долина цветущая
в пепелище погано чёрное.
Одиноко стоят великаны.
Не сумел сжечь их злобный огонь.
От обиды и горя жгучего
покрылись плоды шкурой горькою
и отныне к еде непригодною.
Высоко-высоко, на границе снегов
проживает семья одинокая.
Не досталось им места в долине.
Когда-то, во время далёкое,
прошел сквозь завалы снежные,
человек на других не похожий.
Он был ростом высок не по-здешнему,
а глаза имел ярко - синие,
борода по груди тёмно рыжая,
цвет волос, как пшеница созревшая.
И не принял народ его в племя своё.
И хотя говорил он старейшинам,
что добро принесёт всему племени,
так как ведает знания тайные,
а из мира ушел, дабы тайна его
не достались воителям злобным.
Не вняли словам чужестранца
велели уйти в горы дальние
жить там себе в одиночестве,
что бы смерть забрала бесхлопотно
и ни тратить огня священного
на пришельца того бородатого.
И не стал возражать человек чужой.
Попросил лишь отдать ему девушку,
ту, которая в муках страдает.
-Всё одно на костёр возлагать её вам,
дабы к предкам скорее отправить. -
Старцы спорить не стали, возрадовались,
что ни надобно жечь дрова нужные,
вызывая огонь очищающий.
На руках он унёс деву слабую,
к смерти близкой и тяжкой, готовую.
И как только почуял пришелец,
что не видят его любопытные,
так достал он из спрятанной ладанки
склянку малую с водою тайною,
капнул каплю на лоб умирающей.
Заалели щеки девицы,
тут же смерть ушла из красавицы,
Вот и стала она женой верною,
полюбила пришельца беспамятно.
Да и как не любить избавителя
от смерти страшной, мучительной?
Промышляет пришелец охотою,
и живёт семья его в сытости.
Из ущелья далёкого, скрытного
опускался в долину он изредка,
приносил на обмен долинникам,
то, железо, что с неба падает.
Менял на одежды красивые
для жены своей, для любимицы.
Сам одет он в одежду добрую,
из отделанных шкурок пошитую.
Сапоги у него с оторочкою,
а кафтан на нем будто бархатный.
А на поясе меч невиданный,
Из тех, что в долине не надобны.
Говорили всегда долинники:
- Защищают нас горы высокие
и оружие нам ненужное! -
Рассуждали так старцы гордые.
Пролетели, прошли годы долгие
разгромили долину кочевники
опустела она, обезлюдила.
Лишь в далёком ущелье неведомом
всё живёт охотник непризнанный,
с женою живёт с красавицей,
и три сына у них, как дубки, поднялись
статью разумом они - в батюшку,
добротой и красою - в свою матушку.
Само время пришло в свет им выпорхнуть
да беда на долину нахлынула!
Горький дым из долины им весть принёс
ветер в горы прислал слово страшное.
Тяжело тут вздохнул охотник
вспомнил он поучение древнее:
- «Тот народ, кто беды не видючи,
не желает кормить своих воинов,
обречён в плену на жизнь лютую
век ему содержать злых захватчиков». –
И позвал отец сыновей своих.
Рассказал сыновьям тайну древнюю:
как источник найти где вода журчит,
в сорок струй звенит, изливается.
Но лишь две из них суть волшебные,
остальные струи погибельны
мученья несут и смерть страшную.
Пошли сыновья в путь - дороженьку,
по пути прикупили лошадушку,
молодую кобылку жерёбую.
И держали путь в дали дальние,
в горы черные и опасные.
По пути болото им встретилось,
наловили в нём жаб и лягушек.
И когда подошли к месту тайному,
все лягушки в мешке околели,
околели и шкурки повысохли,
а кобыла в пути ожерёбилась,
что и надобно было братьям.
Привязав за кусты жеребёночка,
возле входа в пещеру узкую,
в темень чёрную безбоязненно,
держась правой рукою за стеночку,
а кобылу ведя под уздцы пошли,
зашагали вперёд в жерло тёмное.
В скором времени тьма рассеялась,
и заходят в зал - конца края нет,
странный светит свет, чуть мерцаючи.
А по белой стене сорок струек в ряд!
И белеют вокруг чьи-то косточки,
под ногами хрустят, рассыпаются.
Ну и как узнать, где здесь смерть в воде,
незаметна, как тать, дожидается?
Но не зря они на болоте том
лягушат ловили, в грязь мазались!
Вот настал черёд жабам высохшим
послужить людям и помочь-узнать,
где же смертушка затаилася?
По квакуше одной под струю кладут,
кувшины держа наготове.
Чтоб воды набрать, в кувшины налить,
в кувшины налить разноцветные.
Все лягушки в струях, в ледяной воде
вдруг как порох сухой загорелись,
в колдовском огне в тьму пещер ушли,
да по воздуху тут разлетелись.
Лишь одна обросла новой шкуркой,
шкуркой новою легушачею,
но была она мертвей мёртвого,
пока капелька ближней струечки
на головку её не капнула.
Ожила тогда жаба плоская,
в тьму пещёр резвым скоком умчалась.
Так узнав они силу разных струй,
налили кувшины разноцветные.
Где же выход из зала пещерного?
Сорок разных ходов из пещеры идут
кругом кружат и в зал возвращаются
сорок каменных пастей ощерились
и оскал у них жадный, да злобный,
уверенно ждут добычу свою.
Растерялись тут братья, задумались,
а кобыла - то услыхала крик,
как у входа сыночек плачет,
кричит жалобно, мамку кликает
мамку кликает надрывается!
Потащила она братьёв за собой,
вскоре вышли все да на белый свет.
С кувшинами воды полными
в дом родной братовья воротилися.
Как обрызгал отец их живой водой
и тут стали сыны, как железные,
для меча и копья неподвластные,
да и сила пришла богатырская.
Отковал он для каждого меч,
в воде страшной, смертельной калёный!
И пошли сыновья вызволять,
из полона народ долины,
ибо были родными по матери.
Разгромили братья кочевников,
жаль, не все хлебопашцы дожили
до светлого дня свободы.
Вернулся народ в Мать-долину.
И зажили люди по-новому:
от каждого дома долинники
выделяют с семьи парня сильного,
парня сильного и здорового,
чтобы ратному делу учился
и был принят в дружину защитников,
стеречь от врагов тропы тайные.
А кувшины хранят и поныне.
Сыновьям ведом доступ в подвалы.
Там водица, хранится страшная.
Капля малая, на живое попав,
враз сжигает дотла, за мгновение!
Враги хитрые, твари злобные!
Все мечтают ту воду найти,
Что бы мир спалить и не просто спалить,
а в вихре сжечь, в вихре огненном.
Потому как живут и поныне
разуменьем древнем и варварским:
- « Чем трудиться свой пот проливать,
мы чужую кровь в битве прольём!
И станет чужое нашим!» -
Крепко тайну хранят долинники
чтут заветы предка пришлого:
- Коль врагу перевал взять захочется,
доставайте кувшин с водой огненной,
да и жгите дотла злого ворога,
что б ему воевать не моглось,
не моглось, да не хотелось! -
А на том стоит и стоять будет,
наше племя в долине живущее.
Кто с мечом к нам придёт
от воды помрёт, кто с добром,
того примем с улыбкою.
А деревья-великаны вернули
отношение доброе к людям.
Кору горькую с плодов сбрасывают.
Ест народ плоды вкусные,
Сил и разума набирается
называя их орехами чудными,
ну а родина им - долина Мать!
Если гости забудут обычаи,
что в долине у нас почитаемы
то дадим мы им на Орехи тут
и домой без подарков отправим!
Сказка вам с намёком рассказана
Добрым молодцам – наставление!
Мать сыру землю обрабатывайте
Но и ратному делу учитесь
|