Произведение «Я видел воочию эти 32 безупречных фуэте. Памяти Майи Плисецкой»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Мемуары
Темы: музыкаСССРтанецбалеткончинаПлисецкаяБольшой театрфуэте
Сборник: Помарки на полях истории современности
Автор:
Баллы: 96
Читатели: 2537 +1
Дата:
«Я видел воочию эти 32 безупречных фуэте. Памяти Майи Плисецкой» выбрано прозой недели
08.06.2015

Я видел воочию эти 32 безупречных фуэте. Памяти Майи Плисецкой

  Скончалась Майя Плисецкая. Она немного не дожила до 90-летия, до юбилейных чествований.
  Впрочем, славы у неё было на несколько столетий. Когда театралы говорили «Майя», фамилия не требовалась.
  Я, признаюсь, не застал её самые годы. Но 32 два безупречных фуэте видел вживую.
  Тогда уже был Юрий Григорович. Был атлетичный и мужской «Спартак», возвращавший нас к истокам балета. Плисецкая танцевала там, естественно, Эгину. Куртизанка – это по её характеру.  
   Все нынешние тверки, что вгоняют в раж наших чиновничков, не стоят и одного её прохода на пуантах в «Кармен-сюите». Она танцует секс, писала пресса о Плисецкой. В ложах Большого судачили аналогично. И настраивали бинокли. Кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита» специально для Майи Плисецкой. А поскольку балерина метко вышла замуж, то и французскую музыку Жоржа Бизе переиначил, как пишут в энциклопедиях «оркестровал» специально для неё супруг – Родион Щедрин. Это был балет Плисецкой. Красивый, техничный, сольный.
Любовь свободна, век кочуя,
Законов всех она сильней.
Меня не любишь, но люблю я,
Так берегись любви моей!

  Эта знаменитая страстная хабанера зримо виделась в танце.
  Побывала Майя Плисецкая и в балетмейстерах, поставила, естественно, «Анну Каренину», само собой, на музыку Родиона Щедрина. И уж конечно, сама исполняла заглавную партию.
  Плисецкая оставила сцену в возрасте 65 лет, что само по себе фантастично. Естественно, обзывали «бабушкой русского балета», но ей-то, что.
  Не чуралась артистка и дел земных. Подписала письмо 25-ти деятелей культуры и науки против реабилитации Сталина. И было это не сейчас, а в 1966 году. И адресатом был Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.
  Ей многое сходило с рук. Ведь балет Большого театра звали в советское время «валютным цехом страны». Это, конечно, шутка, но брендом Советского Союза он был. И страна гордилась тем, что у неё есть ракеты и Майя Плисецкая.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:05 30.07.2022
и я с вами... Вечная память

Исповедь балерины
Владимир Шебзухов
.
Памяти Майи Плисецкой*
.

Взгрустнула, как-то, балерина…
Всеми любимая Звезда,
Блестящим танцем, как всегда,
Весь зал сегодня покорила!
.
Но грусть в раздумье не случайна,
Хоть и устала от похвал.
«В театре – молвила печально –
Специалистов – полный зал!
.
Не проходили взглядом мимо –
Как выдала СЕГОДНЯ прима
Своё очередное "ПА"!
Знать, свой азарт на них напал…
.
По мне, желательно, чтоб зритель,
Чего-то нового любитель,
Придя впервые на спектакль,
Где не смеялся и не плакал
Над тем, иным ли "ПА" блестящим,
.
Столкнулся с нечто… Настоящим!»

.......
*По диалогу
М.Плисецкой и С.Капицы
     05:33 23.01.2017 (1)
2
 Я тоже видел Майю Плисецкую в "Кармен-сюиту" ... Это было потрясение ...
 Спасибо за память.
  
     06:44 23.01.2017 (1)
1
Было время, когда я видел все балеты в Большом.
Опера для меня была тяжеловата.
     07:04 23.01.2017 (1)
1
 Вся моя семья влюблена в оперу ...  В неделю хотя бы раз слушаем ...
     07:52 23.01.2017
1
Для меня это тяжко. Но балет любил.
"Спартак" даже смотрел с разными составами. 
У меня была девочка-театралка. Мы с ней даже в Питер на премьеры в БДТ ездили. Сил было полно. Приезжали. Шли в театр. Потом гуляли до утра. И шли к поезду. Там и отсыпались.
Было время видел весь репертуар Таганки и "Современника".
Музыкальные театры для меня всё же были вторичны.
     16:22 13.06.2015 (1)
3
Мир стал скучней.
     16:30 13.06.2015 (1)
1
Возможно, так. Хотя кончина незаурядного человека повышает интерес к "информационному полю планеты". В принципе, если выдающаяся личность продолжает существовать в общественном сознании, то мир её не потерял. Ибо то, что он смог бы ещё свершить, всё же предположительно, а то, что уже свершил, состоялось.
     16:36 13.06.2015 (1)
1
Интерес и деятельность не являются понятиями тождественными.Чем меньше личностей остаётся на этом свете,тем более захватывает монотония существования.
     16:44 13.06.2015 (1)
1
Они и не могут быть тождественны. Ибо посмертный интерес - это понятие, конечно, динамичное, но всё же не столь уж щедро пополняемое новыми фактами. Ибо личность уже не участвует.
     16:45 13.06.2015 (1)
1
Абсолтно наоборот.После биологической смерти и наступает этап построения мифов.
     16:50 13.06.2015
1
Я про это и написал.  
Ибо личность уже не участвует.

Трудятся другие.
Биографии многих знаменитостей на 90% процентов состоят из мифов. А сами они придумали лишь малую их толику.
     00:20 26.05.2015 (1)
4
Спасибо за память о великой  Майе Плисецкой. Сколько бы ни было написано слов о ней - они не передадут миллионной доли очарования ее танца.
     00:42 26.05.2015 (1)
3
Я не был балетоманом. Был просто благодарным зрителем. Посему и написано воспоминаниями.  Фрагмент прошлого.
     00:50 26.05.2015 (1)
3
Я тоже не балетоман. Но настоящее искусство  доступно всем.  Майю Плисецкую я узнавала по контуру ее фигуры, про руки уже молчу, нет слов.....
     01:04 26.05.2015 (1)
3
Как-то в дивертисменте был и "Умирающий лебедь". Конечно, время, конечно, сборная солянка Большого, но всё же видел. Она ж не была самой техничной. Она была самой артистичной.
Мы тогда всё же жаждали Таганки и "Современника".
     08:49 26.05.2015 (1)
3
Признаюсь, что и театралкой я не была, я была запойным читателем.   В детстве не было страшнее наказания, чем отобрать у меня книгу.
Мне трудно судить о техничности Плисецкой, возможно в силу дилетанства в этом вопросе.  Я видела  в кино Павлову, Уланову, и так и не поняла в чем их превосходство над другими балеринами их времени. Зато  ни малейшего вопроса не возникает по поводу Майи Плисецкой: корона только на ней, и навсегда, в пределах моей жизни.  Преклоняюсь перед ней во всем: роль в кино, просто интервью, манера поведения, каждое слово, жест, шаг - для меня она - совершенство.
Мир потерял Красоту, мир потерял Идеал - вот такое у меня ощущение.
Скажите: кто займет ее место сейчас?
Пустота.......
     11:17 26.05.2015
3
Сейчас, наверное, нет официальной примы Большого. Плисецкая ей стала в 60-ом, сменив Уланову.
Мне нравились ещё Касаткина с Василёвым.
Потом был взлёт Надежды Павловой. Недоброжелатели острили, что её фамилия помогает. "Информированные" люди знали о ёё романе с Брежневым. Вторая Павлова не была родовитой. Не Плисецкая. Танцевала она немного нестандартно.
Но общественным явлением никто из новых балерин не стал.
Балет, кстати. уже при Григоровиче стал более мужским.
Я ж написал о времен, когда театр был немного большим, чем театр. И литература была не только чтивом, но общественно-политическим инструментом. Единственной легальной площадкой оппозиции. Конечно, в основном, в виде "фиги в кармане".
У меня, кстати, здесь есть и "Прощальное слово" о Юрии Любимове. В этом случае "мемуар" более фактичен.
     21:27 06.05.2015 (1)
3
А мне не довелось её на сцене вживую увидеть, к сожалению.

V
     06:25 07.05.2015 (1)
3
Я, естественно, тоже не всё посмотрел. И далеко не всё. Раннюю - по возрасту. Позднюю, увы, аналогично. Активность была не та.
Наибольшее впечатление произвела "Кармен-сюита". Тут есть деликатная деталь. Она ж не была самой техничной балериной тех лет. Но она была артисткой. И тот балет был для неё. Ходили слухи, что в "Спартаке" она физически не тянет. Но там же на сцене господствовали Спартак и Красс. А не Фригия с Эгиной.
Забавно было с "Умирающим лебедем", Нас частенько посылали на всякие официальные посиделки. После них обычно был балет. Почему-то любили "Жизель" с её скучнейшим первым актом. На обычных спектаклях партер в первом акте пустовал. А тут объявили дивертисмент. Мы, было, уже намылились обмыть окончание повинности. Но задержались. И там был этот номер. Уже редкий.  
Я не балетоман. Я и в театре смотрю спектакль, а не живое творчество актёров на сцене.
И балет - это для меня общее впечатление, а не детали конкретного исполнения. А знатоки балдеют, например, от прыжка. Но исполнителей я всё же различал. Мне нравилась ещё Касаткина с Василёвым.
Плисецкая же примой Большого официально стала в 60-ом. Сменила Уланову. Это, конечно, эпоха.
     12:34 07.05.2015 (1)
4
Да - говорят, ни фотографии, ни видеозаписи
не передают всей её магии. Много пересматривала - это так.
Самой странно, почему так получилось, что не видела.
Было время балетом очень увлекалась.
Сгонять на Эйфмана в Питер - было как нечего делать.
Но она уже и не танцевала тогда. Не совпали во времени )
Балет - это, конечно, общее впечатление - музыка, мизансцены, костюмы...
Но всё сразу распадается, если нет личности, если нет хорошего "прыжка"

V
     12:50 07.05.2015
1
Но есть и такие, кто понимает, что сейчас она ножку согнула изящнее, чем обычно. Или он не допрыгнул сантиметров пять. Мне это было не дано. Я обороты автоматически не считал.
Для меня балерины стиля Плисецкой были понятнее, чем абсолютно техничные. Про магию тоже не скажу. Я всё ж полный любитель. Я смотрел балет спектаклем без слов.  Конечно, не совсем на том уровне, когда в опере музыка слышать слова мешает,  
Но программки, наверное, ещё живы.
     09:12 04.05.2015 (1)
2
С самого детства  слышал в семье фамилию Плисецкая.
Похоже, родители были в неё "влюблены."
А я не успел вырасти и посмотреть - и уже, не увижу.
Ощущение, что пропустил ОЧЕНЬ важное.
     09:24 04.05.2015
3
Балет это всё же на любителя. Я несколько раз заставал момент, когда кто-то начинал гоготать при батмане. Я особым ценителем меломаном не был. Оперу не любил. Но балеты смотрел охотно. Иногда бывали и приличные гастроли.
Тогда были балерины техничнее Плисецкой. В этом она не была первой. Но она была артистична. Чувствовался живой человек, а не тренированное тело.
Часто победители конкурсов не блещут в дальнейшем.
Ещё была артистичная пара Касаткина и Василёв. Сейчас они вроде бы балетмейстеры.
     11:43 03.05.2015 (1)
4
"Ошибки делали семьдесят лет
Хоть лучше всех у нас ракеты и балет."
В.Токарев.

То ли анекдот, то ли правда. Говорили, что когда Сталин начал "чистить" геев, его спросили - как быть с балетом, мол там почти сто процентов - геи. Балет не надо трогать - решил Сталин.
     12:02 03.05.2015 (2)
3
Анекдот, конечно.
Насколько я понимаю, эти статьи использовали очень избирательно.
     04:36 04.05.2015 (1)
1
Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
А также в области балета,
Мы впереди, говорю, планеты всей...

Юрий Визбор
     09:09 04.05.2015 (1)
2
Не иметь развитой  соц. системы надзора (за престарелыми, немощными и прочими, кто нуждается в уходе, лечении или просто  в комфортном времени дожития) и при этом запускать в космос миллиарды с мушками, ронять корабли  в океан, не умея гироскоп в нужное положение поставить - это верх цинизма и фарисейства.
Балет - дешевле)
     09:15 04.05.2015
1
Так я ж о советском балете.
Конечно, лучшие советские традиции сохраняются и даже возрождаются, наполняясь актуальной шизой.
Цены на билеты в советские театры были смешные. Мы в студенческие годы на спектакли без аншлагов покупали их за копеечные цены. Даже в КДС можно было такой приобрести.
     12:48 03.05.2015 (1)
3
Ну да, как и психиатрию.
     13:00 03.05.2015 (1)
3
Но с точки зрения нормального следователя все диссиденты были шизиками.
     13:13 03.05.2015 (1)
3
Разумеется! Ведь только ненормальный не видит всех преимуществ советской системы перед любой другой. Иметь счастье жить в Советском Союзе и превозносить западные либо иные ценности... - это носит все признаки психического заболевания, настолько явные, что даже следователь, без специального образования способен их определить )
     13:26 03.05.2015 (1)
3
Да следаки люди циничные. Их главный аргумент: "На что ты прёшь! Раздавим же".
Они же чётко ловят конъюнктуру. Официально ж в СССР политических не было.
     13:37 03.05.2015 (1)
2
Ага. Как и наркоманов, проституток... Были только спекулянты и валютчики. Система жирно расписалась в собственной экономической несостоятельности тем, что открыто признала их существование.
     14:00 03.05.2015 (1)
3
Вот валютчики и шли за контрреволюционеров.
Сейчас доллар вновь враг государства.
В интернете есть болваночка с крахом доллара. Там все кратко расписано. И её обычно оторачивают какой-либо новостью и впаривают заново.  Как собственные размышления.  Думается, что рублёвый шок пройдёт, и вновь её запустят.
     14:08 03.05.2015 (1)
3
Крах доллара обязательно наступит! "Жаль только жить в эту пору прекрасную..." )))
     14:21 03.05.2015 (1)
3
Любая вещь должна иметь свой конец.
Если это произойдёт в ближайшем будущем, то Россия пойдёт по миру. Все наши резервы  и фонды в нём родимом. А эти тупари даже такого не понимают.
Я понимаю, что яростная борьба с мировой финансовой системой - это чистой воды пропаганда и демагогия. Но их же несёт.
     14:36 03.05.2015 (1)
2
Мда... Экономика, как наука нервно курит в сторонке, когда за дело берутся наши "экономисты" от сохи. Причём не всегда это комментаторы на жаловании, но порой и товарищи с весом, так сказать, берут-таки грех на душу.
     14:48 03.05.2015 (1)
2
Ну, министры врут по долгу службы.
А вот от условно "партейных" чиновничков идёт очень опасный "контент".
     15:13 03.05.2015 (1)
2
Условно "партейные" чиновнички - это те, которые выносят врагу "ключи от города" и при смене власти моментально переключаются (перестраиваются) и начинают "сотрудничать" против прежних хозяев? )))
     15:22 03.05.2015 (1)
1
Да нет. Я о тех, кто не специалист, а функционер широкого профиля.  С тяжкой наследственностью.
А кто и как себя поведёт при осаде...
     16:46 03.05.2015 (1)
2
Так и я о "функционерах широкого профиля", о перманентных вожаках и рупорах. О тех, кто рвётся командовать затем, что ни руками, ни головой сами ни на что не способны. Приспособленчество - их конёк. И хозяев и убеждения такие деятели меняют как перчатки. Я писал некогда о таких: Их кредо - "в какое - похер влиться стадо и в нём переть по головам".
     02:04 04.05.2015
2
В стадо согнали. Сбили в стаи.
     17:26 03.05.2015
Мне очень смешно. Не понял. Как к психиатрию  Они же ловко лавит коньюктуру.Это сказа.
     16:25 03.05.2015
Майю, на щит поднимая,
Достойно проводим в мае...
     13:38 03.05.2015 (1)
2
И я видела. Я боготворю Плисецкую. Вечная память.
     13:53 03.05.2015 (1)
1
Я-то всё с ней, конечно, не видел.
Она же примой Большого стала в 60-ом. Этот период у меня в программках отсутствует. Видел конец 60-ых и начало 70-ых.  И позднее почти ничего не видел.
     13:55 03.05.2015 (1)
2
Я смотрела "Кармен"- это сказка...Мы потом всю ночь по Москве ходили- не могли спать. Это была сказка...
     14:02 03.05.2015 (1)
1
Пожалуй, это самый сильный её спектакль. Мне в первый раз с креслом повезло.
     14:03 03.05.2015 (1)
2
Нам по "блату" достался балкон первого яруса))))) Но все было хорошо видно.
     14:27 03.05.2015
1
Всё хорошо было видно в КДС. Но там репертуар был проще.
Мы в студенческие годы иногда переходили после занятий площадь. И когда были какие-то дни культуры покупали копеечные билеты на верхотуру, а часто их просто раздавали у Кутафьей башни. И поднимались в буфет. Выпив пива, шли восвояси.
Реклама