Два войска стояли друг напротив друга. Через несколько минут они должны сойтись в битве исход которой заранее предрешен. Несколько сотен русских ополченцев вряд ли способны победить двухтысячный карательный отряд ордынцев. Но даже если и случится чудо и русские победят — то придет новый более многочисленный карательный отряд и опустошит мятежные земли. До знаменитой Куликовской оставалось почти сто лет. Тем не менее в глухом лесном скиту нашелся монах который благословил своего духовного ученика, бывшего княжеского дружинника, а ныне схимника Иоанна, собирать ополчение для борьбы с иноплеменниками. Первым делом Иоанн отправился к соседним князьям, но те не поддержали его идею. Татаро-монголы сохраняли на оккупированных землях традиционную религию и структуру власти, следовательно даже под игом русской правящей элите жилось не так уж плохо. Тогда Иоанн пошел к угнетенному народу и быстро собрал несколько сотен крестьян и ремесленников в ополчение. Как бывший дружинник, Иоанн попытался обучить своих людей военному делу, но быстро понял, что крестьянин от сохи ни когда не станет хорошим воином. Кроме того катастрофически не хватало доспехов и оружия. Тем не менее, несколько сотен ополченцев вооруженных топорами и рогатинами встретили посланный ханом усмирять мятежников карательный отряд.
Для битвы выбрали зажатую между лесом и рекой поляну. Оба войска построились и замерли в ожидании битвы. Но войска не сойдутся, пока не сразятся поединщики. Битва один на один перед встречей двух войск — это не просто древняя традиция. Это своего рода кровавая жертва богам войны. И от исхода поединка зависит боевой дух армий. Случалось, что после поединка сражение уже не требуется. Воля богов открыта и ее принимает каждая сторона. Зная это, ордынцы тщательно готовили профессиональных поединщиков. У русских такой выбор происходил стихийно. Со стороны татар уже выехал богатырь на вороном коне и гарцевал перед войсками ожидая соперника. Кого послать на встречу супостату? Иоанн хорошо знал своих воинов. Это были крестьяне готовые тупо и яростно броситься в бой. Для битвы в строю этого вполне достаточно. Когда армии сходятся - начинается дикая давка, где не до искусства фехтования, где давят и топчут больше, чем колют и рубят. Но для поединка нужен умелый опытный воин. И Иоанн понимал, что во всем его небольшом войске таковой только один — это он сам. За двадцать лет в монастыре старый воин не забыл то, чему научился в княжеской дружине, а тяжелая физическая работа только укрепила железные мышцы богатыря. Да, как монах, он не имеет право проливать человеческую кровь. Но битва с иноверцами делает для этого исключение. Более того, на битву его благословил духовник, поэтому можно идти в бой с чистой совестью. Иоанн простился с воинами, перекрестился и повернул коня навстречу врагу.
Богатыри двинулись навстречу друг другу. Они не торопились сражаться. Каждый хотел рассмотреть своего противника. Лицо вражеского богатыря показалось Иоанну знакомым. На стороне татар часто сражаются славяне, привлекаемые хорошей оплатой. Таких часто набирают в карательные отряды и в сборщики налогов. Но участие в поединке — это нечто сакральное. Здесь должен быть человек из знатного рода. Кто же это?
- Приветствую тебя Иоанн! - крикнул татарин, — я вижу, тебе не сидится в монастыре и ты решил вспомнить ратное дело!
По голосу Иоанн узнал своего соперника. Это был Тимофей, младший брат Иоанна. Сколько лет прошло! Иоанн и Тимофей были совсем юными, пасли скот и увидели как татарский сборщик податей собирается надругаться над местной девицей. Парни крепко избили насильника. Тимофей взял всю вину на себя и его увели в Орду. Его уже не считали живым, а он, не плохо устроился на чужбине...
- Не ожидал увидеть тебя живым, Тимофей! - крикнул Иоанн.
- Тимур! - поправил его богатырь.
- Предатель! - крикнул Иоанн.
- Вы - быдло! Кастрированный рабочий скот!
- Грабители и насильники!
- Мы империя! Мы цивилизация! Думаешь, мы пропадем без вашей дани? Мы пришли делать из вас людей! Если бы не мы — ваши князья перебили бы друг друга в борьбе за власть. Мы пришли и установили мир!
- Мы вас не звали! Убирайтесь с нашей земли!
- Земля принадлежит богам и они дают ее людям на время.
- Бог един!
- Мы не трогаем вашу веру.
- Убирайтесь с нашей земли! Вы сожгли наши города! Вы грабите наших людей! Все кто стоит за мной — простые крестьяне у которых забрали все. Им нечем засевать поля. Их ждет голодная смерть.
- Когда ты видел наших сборщиков налогов в деревнях? Мы не нарушаем вашу иерархию власти. Мы берем дань с ваших князей. Ваши священники вообще нами не облагаются данью. А именно ваши князья и попы собирают дань с крестьян. Ваша элита грабит ваш народ, а не мы. А неужели ты думаешь, что мы смогли бы взять ваши города, если бы нам не помогла ваша продажная элита? Сколько защищалась Рязань? Сколько защищался Киев? Ты же не просто воин, ты грамотей! Ты читаешь книги! Ты знаешь сколько времени держат оборону крепости, когда они хотят обороняться! Если бы ваши крепости по-настоящему оборонялись — их можно было бы взять только измором.
- Молчи! Ты жил на чужбине и наслушался вражеской пропаганды!
- Не нравится правда?
- Ты лжешь!
- Я говорю правду! Посмотри на себя! Твои родители пахали землю и что они приобрели? Умерли в нищите, потому что у князя выросли дети и им нужны новые терема, а архиерей пригласил из-за границы известного художника чтобы написать новые иконы. А народу сказали что татары русских грабят. Ты у князя в дружине служил? А что наслужил? А в монастыре трудился как вол. И где плата за твои труды?
- Молчи или я снесу тебе голову!
- Попробуй! И кто тогда умрет за правду? Ты, бунтарь, которого не поддержали твои же князья, из-за которого сейчас погибнут несколько сотен человек, или я, Тимур Быстрый, поединщик, преданный воин хана, отец двенадцати детей и муж трех жен, которые после моей смерти будут получать достойное жалование и помнить мое честное имя. А тебя будут ненавидеть крестьяне за то, что из-за тебя сожгут их дома.
- Вы только и можете, что грабить и убивать!
- А вы только и можете что трудиться и терпеть унижения, а когда станет не вмоготу в бешенстве бросаться на кого нибудь... Вот только не на вашего обидчика... Посмотри на своих воинов. Это же крестьяне. Уведи их назад, на поля. Мы ни кого не тронем. Нам не надо кровопролитий и разорений. Нам нужен мир и порядок на окраинах империи. Если кто-то из ваших князей или попов берет слишком много дани, то давайте будем цивилизованными людьми и будем решать проблемы цивилизовано. Бунтом вы ни чего не добьетесь.
Иоанн посмотрел на своих воинов. Он прекрасно понимал, что это не воины, а доведенные до отчаянья крестьяне. Им некуда возвращаться. У них забрали семенной хлеб и им нечем засевать поля. Дома их ждет голодная смерть. Отступать некуда. Мятеж уже начат. Если даже люди и разойдутся, то все равно будут расследования аресты и пытки. Даже если докажут, что кто-то слишком переусердствовал при сборе дани и присвоил себе лишнее, то все равно крестьянам отнятое не вернут — разворуют, такой уж мы народ. Тимур прав! Он жил среди русских и жил среди татар, поэтому может сравнивать.
- Послушай, Тимур. Ты прав. Мы быдло. Мы можем терпеливо выдерживать тяжелые работы и унижения. Мы воруем везде где можем. А еще мы пьем, изменяем своим женам, и идем войной брат на брата. Мы не умеем цивилизовано решать конфликты. После этой битвы будут наказаны зажравшиеся и заворовавшиеся начальники с обоих сторон за то что довели чернь до бунта — значит мы погибнем не напрасно. Но ты забыл, как мы, русские, умеем сражаться. Вы пришли чтобы усмирить бунтарей, а вернувшись, получить жалование и насладиться любовью своих жен. А мы сюда пришли чтобы умереть, потому что смерть в бою лучше, чем смерть от голода. Тебе этого не понять!
Два войска стояли друг напротив друга. Два богатыря, два брата, представители двух разных народов, двух разных культур и двух разных жизненных позиций расходились в стороны для разбега. От точного удара копьем помноженного на скорость и массу всадника не спасет ни щит ни доспехи, а тренированный воин не промахнется. Поединщики шли на верную смерть. Войска были готовы сойтись в смертельной схватке.
Эта битва ни чего не изменила и не оставила следа в истории Древней Руси.
Колян Платков
Май 2015г
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |