Произведение «Поединок»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 26
Читатели: 656 +1
Дата:
Произведение «Поединок» участник на конкурсе
26.05.2015
Предисловие:
название

Поединок

Два войска стояли друг напротив друга. Через несколько минут они должны сойтись в битве исход которой заранее предрешен. Несколько сотен русских ополченцев вряд ли способны победить двухтысячный карательный отряд ордынцев. Но даже если и случится чудо и русские победят — то придет новый более многочисленный карательный отряд и опустошит мятежные земли. До знаменитой Куликовской оставалось почти сто лет. Тем не менее в глухом лесном скиту нашелся монах который благословил своего духовного ученика, бывшего княжеского дружинника, а ныне схимника Иоанна, собирать ополчение для борьбы с иноплеменниками. Первым делом Иоанн отправился к соседним князьям, но те не поддержали его идею. Татаро-монголы сохраняли на оккупированных землях традиционную религию и структуру власти, следовательно даже под игом русской правящей элите жилось не так уж плохо. Тогда Иоанн пошел к угнетенному народу и быстро собрал несколько сотен крестьян и ремесленников в ополчение. Как бывший дружинник, Иоанн попытался обучить своих людей военному делу, но быстро понял, что крестьянин от сохи ни когда не станет хорошим воином. Кроме того катастрофически не хватало доспехов и оружия. Тем не менее, несколько сотен ополченцев вооруженных топорами и рогатинами встретили посланный ханом усмирять мятежников карательный отряд.
Для битвы выбрали зажатую между лесом и рекой поляну. Оба войска построились и замерли в ожидании битвы. Но войска не сойдутся, пока не сразятся поединщики. Битва один на один перед встречей двух войск — это не просто древняя традиция. Это своего рода кровавая жертва богам войны. И от исхода поединка зависит боевой дух армий. Случалось, что после поединка сражение  уже не требуется. Воля богов открыта и ее принимает каждая сторона. Зная это, ордынцы тщательно готовили профессиональных поединщиков. У русских такой выбор происходил стихийно. Со стороны татар уже выехал богатырь на вороном коне и  гарцевал перед войсками ожидая соперника. Кого послать на встречу супостату? Иоанн хорошо знал своих воинов. Это были крестьяне готовые тупо и яростно броситься в бой. Для битвы в строю этого вполне достаточно. Когда армии сходятся - начинается дикая давка, где не до искусства фехтования, где давят и топчут больше, чем колют и рубят. Но для поединка нужен умелый опытный воин. И Иоанн понимал, что во всем его небольшом войске таковой только один — это он сам. За двадцать лет в монастыре старый воин не забыл то, чему научился в княжеской дружине, а тяжелая физическая работа только укрепила железные мышцы богатыря. Да, как монах, он не имеет право проливать человеческую кровь. Но битва с иноверцами  делает для этого исключение. Более того, на битву его благословил духовник, поэтому можно идти в бой с чистой совестью. Иоанн простился с воинами, перекрестился и повернул коня навстречу врагу.
Богатыри двинулись навстречу друг другу. Они не торопились сражаться. Каждый хотел рассмотреть своего противника. Лицо вражеского богатыря показалось Иоанну знакомым. На стороне татар часто сражаются славяне, привлекаемые хорошей оплатой. Таких часто набирают в карательные отряды и в сборщики налогов. Но участие в поединке — это нечто сакральное. Здесь должен быть человек из знатного рода. Кто же это?
- Приветствую тебя Иоанн! - крикнул татарин, — я вижу, тебе не сидится в монастыре и ты решил вспомнить ратное дело!
По голосу Иоанн узнал своего соперника. Это был Тимофей, младший брат Иоанна. Сколько лет прошло! Иоанн и Тимофей были совсем юными, пасли скот и увидели как татарский сборщик податей собирается надругаться над местной девицей. Парни крепко избили насильника. Тимофей взял всю вину на себя и его увели в Орду. Его уже не считали живым, а он, не плохо устроился на чужбине...
- Не ожидал увидеть тебя живым, Тимофей! - крикнул Иоанн.
- Тимур! - поправил его богатырь.
- Предатель! - крикнул Иоанн.
- Вы - быдло! Кастрированный рабочий скот!
- Грабители и насильники!
- Мы империя! Мы цивилизация! Думаешь, мы пропадем без вашей дани? Мы пришли делать из вас людей! Если бы не мы — ваши князья перебили бы друг друга в борьбе за власть. Мы пришли и установили мир!
- Мы вас не звали! Убирайтесь с нашей земли!
- Земля принадлежит богам и они дают ее людям на время.
- Бог един!
- Мы не трогаем вашу веру.
- Убирайтесь с нашей земли! Вы сожгли наши города! Вы грабите наших людей! Все кто стоит за мной — простые крестьяне у которых забрали все. Им нечем засевать поля. Их ждет голодная смерть.
- Когда ты видел наших сборщиков налогов в деревнях? Мы не нарушаем вашу иерархию власти. Мы берем дань с ваших князей. Ваши священники вообще нами не облагаются данью. А именно ваши князья и попы собирают дань с крестьян. Ваша элита грабит ваш народ, а не мы. А неужели ты думаешь, что мы смогли бы взять ваши города, если бы нам не помогла ваша продажная элита? Сколько защищалась Рязань? Сколько защищался Киев? Ты же не просто воин, ты грамотей! Ты читаешь книги! Ты знаешь сколько времени держат оборону крепости, когда они хотят обороняться! Если бы ваши крепости по-настоящему оборонялись — их можно было бы взять только измором.
- Молчи! Ты жил на чужбине и наслушался вражеской пропаганды!
- Не нравится правда?
- Ты лжешь!
- Я говорю правду! Посмотри на себя! Твои родители пахали землю и что они приобрели? Умерли в нищите, потому что у князя выросли дети и им нужны новые терема, а архиерей пригласил из-за границы известного художника чтобы написать новые иконы. А народу сказали что татары русских грабят. Ты у князя в дружине служил? А что наслужил? А в монастыре трудился как вол. И где плата за твои труды?
- Молчи или я снесу тебе голову!
- Попробуй! И кто тогда умрет за правду? Ты, бунтарь, которого не поддержали твои же князья, из-за которого сейчас погибнут несколько сотен человек, или я, Тимур Быстрый, поединщик, преданный воин хана, отец двенадцати детей и муж трех жен, которые после моей смерти будут получать достойное жалование и помнить мое честное имя. А тебя будут ненавидеть крестьяне за то, что из-за тебя сожгут их дома.
- Вы только и можете, что грабить и убивать!
- А вы только и можете что трудиться и терпеть унижения, а когда станет не вмоготу в бешенстве бросаться на кого нибудь... Вот только не на вашего обидчика...  Посмотри на своих воинов. Это же крестьяне. Уведи их назад, на поля. Мы ни кого не тронем. Нам не надо кровопролитий и разорений. Нам нужен мир и порядок на окраинах империи. Если кто-то из ваших князей или попов берет слишком много дани, то давайте будем цивилизованными людьми и будем решать проблемы цивилизовано. Бунтом вы ни чего не добьетесь.

Иоанн посмотрел на своих воинов. Он прекрасно понимал, что это  не воины, а доведенные до отчаянья крестьяне. Им некуда возвращаться. У них забрали семенной хлеб и им нечем засевать поля. Дома их ждет голодная смерть. Отступать некуда. Мятеж уже начат. Если даже люди и разойдутся, то все равно будут расследования аресты и пытки. Даже если докажут, что кто-то слишком переусердствовал при сборе дани и присвоил себе лишнее, то все равно крестьянам отнятое не вернут — разворуют, такой уж мы народ. Тимур прав! Он жил среди русских и жил среди татар, поэтому может сравнивать.

- Послушай, Тимур. Ты прав. Мы быдло. Мы можем терпеливо выдерживать тяжелые работы и унижения. Мы воруем везде где можем. А еще мы пьем, изменяем своим женам,  и идем войной брат на брата. Мы не умеем цивилизовано решать конфликты. После этой битвы будут наказаны зажравшиеся и заворовавшиеся начальники с обоих сторон за то что довели чернь до бунта — значит мы погибнем не напрасно. Но ты забыл, как мы, русские, умеем сражаться. Вы пришли чтобы усмирить бунтарей, а вернувшись, получить жалование и насладиться любовью своих жен. А мы сюда пришли чтобы умереть, потому что смерть в бою лучше, чем смерть от голода. Тебе этого не понять!

Два войска стояли друг напротив друга. Два богатыря, два брата, представители двух разных народов, двух разных культур и двух разных жизненных позиций расходились в стороны для разбега. От точного удара копьем помноженного на скорость и массу всадника не спасет ни щит ни доспехи, а тренированный воин не промахнется. Поединщики шли на верную смерть. Войска были готовы сойтись в смертельной схватке.
Эта битва ни чего не изменила и не оставила следа в истории Древней Руси.

Колян Платков
Май 2015г
Послесловие:
Специально для конкурса «Героика»
Реклама
Обсуждение
     18:48 11.05.2015 (1)
Странно - но актуально и ныне. И вопрос так и не решен до сих пор. Но русские действительно будут стоять насмерть. И так и есть!
     10:56 13.05.2015 (1)
1
Причем будут стоять насмерть даже в той ситуации, когда логичней было бы подумать и принять иное решение.
     12:09 13.05.2015 (1)
Именно так, Коля! Иначе на Украине война бы давно затухла. Натравили русских на русских - вот и бьются сдуру, а бабки получают не те.
     17:06 13.05.2015 (1)
1
Любэ хорошо поет на эту тему "Русские рубят русских"
     20:00 13.05.2015 (1)
Спасибо за ссылку. Меня это давно волнует и коробит, но что могу? А там они когда поймут?
     21:30 13.05.2015 (1)
но что могу?

Не лезть в чужие разборки в т.ч. и в виртуальные. Учиться на чужих ошибках.
А там они когда поймут?

Когда нибудь, а может быть и ни когда. Главное определить свое правильное положение в конфликте.
     11:40 14.05.2015
В чужие разборки я не лезу, но имею право на собственное мнение, не так ли. Иначе я тупое животное.
Когда поймут - не знаю, им придётся пройти через многое, как и мы прошли. Притом мы и сами ещё плаваем неведомо где и как. Кто уши развешивает и лапшу не снимает, кто думает, но найти единения не могут. А кто вообще ищет удобную нишу для благополучного существования.
Свое положение определила точно, как и многие.
     12:50 12.05.2015 (2)
Через несколько минут

Оборот XIX века, как минимум. Не для Куликовской битвы: тогда день не мерили минутами, сказали бы: "Через малое время".
А дальше и вовсе пошли казённые обороты из школьного учебника.
Насилу дочитал. Ибо - сухо, канцеляризмы и бюрокронимы...
Сдал Колян, отсырел платочег!
У русских такой выбор происходил стихийно.

Вот за эту строчку - понравилось. Ко всему гожа!

PS. Согласен с Дядей Петей: автор - не Колян Платков, а Хитрован Платков! Микрошеф рулит, хороший рататуй!
От слов
Но ты забыл...
-
Очень понравилось
     10:52 13.05.2015
1
Сдал Колян, отсырел платочег

Потому что множество поколений на Руси плачут в платочег на тему: "почему мы так живем?"
     01:08 13.05.2015 (1)
1
Не для Куликовской битвы: тогда день не мерили минутами, сказали бы: "Через малое время".

Я заведомо использовал современную терминологию применительно к старинным событиям, чтобы показать вечность и актуальность описанных в рассказе проблем.
     12:32 13.05.2015 (1)
Таки получилось. Но многие термины, например, "франчайзинг", "пул", "толерантный" или "некошерный" остались за бортом! Есть простор для доработок!
     17:00 13.05.2015 (1)
1
Ну не все же в один рассказ пихать.
Вот например моя "Альтернативная история Петра и Февронии"
про события примерно тех лет что и Поединок, но содержит много современных предметов, понятий событий. Там даже есть кое что из сверхсовременного, например, меч Джедая :)
     17:02 13.05.2015 (1)
Ладно... Вот про франчайзинг не забудьте! Вверните где-нибудь обязательно! Предварительно можно в платочег завернуть для лучшей пропихуемости!  
     17:08 13.05.2015
1
Вот про франчайзинг не забудьте! Вверните где-нибудь обязательно! Предварительно можно в платочег завернуть для лучшей пропихуемости!

Спасибо за идею.
Особенно пригодится, если будет конкурс на тему экономики, денег.
     10:35 11.05.2015 (3)
Слишком много вопросов по сюжету.
В чем причина бунта? Перебор с налогами? Так за каким же главный герой ездил к соседним князьям? Типа, я  там, у твоего соседа, быдло взбунтовал, не подмогнешь ли, князюшка?И в чем сам бунт выразился? Не жалаем платить? И местная власть никак не отреагировала? А почему не подавила бунт? Почему главаря не "грохнули" тихонько и не отчитались в Орду. мол в Багдаде все спокойно - приезжайте за данью. Или, наивные, рассчитывали, что не попадут под раздачу? Так не было на Руси наивных князей - не доживали до воскняжения.
Главный герой собрал ополчение. Как он мотивировал крестьян на поход? Не платить дань иноплеменникам? А им не все равно было, кому платить? Тяжко? Бывало, что деревнями снимались и уходили в дальнюю глушь, где не найдут. Но бунтовать? Смысл? Какие шансы у землепашца против проффи, коими тогда были княжьи дружинники, и, уж тем более - монгольские "каратели"?
Автор же сам обозначает безнадежность затеи:
"...Но даже если и случится чудо и русские победят — то придет новый более многочисленный карательный отряд и опустошит мятежные земли..."
Крестьяне что - не понимают, что убьют не только их, но и женщин, детей? Что пойдут прахом все их труды - все пожгут и разорят супостаты. Хоть и мало что осталось, а осталось. Так какова же их мотивация?
Нет случаи народного ополчения в те времена бывали. Евпатий Коловрат, к примеру, собрал около 1000 человек. Но только после того, как Батый катком прокатился по Рязанскому княжеству и вырезал под корень саму Рязань. Там мотивация вполне понятна - месть. А здесь?
И главный герой хорош. Взыграло у него, так он, мало того, что сам пошел на смерть, так и людей, ему, ну, допустим, поверивших, повел на ВЕРНУЮ смерть!
Идея автора понятна. Дискуссия между братьями вполне злободненва. Но вот оформление... Уж извините, Колян Платков, оформление вашей идеи заставляет желать лучшего.
     10:45 13.05.2015 (1)
Почему главаря не "грохнули" тихонько и не отчитались в Орду. мол в Багдаде все спокойно - приезжайте за данью. Или, наивные, рассчитывали, что не попадут под раздачу?

Если почитать историю древней Руси то именно наивными и были. Что, думали что Батый разорит Рязань и на этом успокоится. А на счет того чтобы грохнуть - то грохали и власть Орды использовали в своих разборках. Но грохали чаще всего личных своих сиюминутных врагов, например тех кто претендавал на вожделенную должность.
     11:44 13.05.2015
Параллель с Куликовской битвой не корректна. В той битве, Дмитрий Донской выступал не "игоборцем", так сказать, а всего лишь союзником Тохтамыша в его конфликте с Мамаем. И народное ополчение на Куликовом поле врядли было. Разве что в обозе...
Там профи бились с профи. Их бы там в секунду стоптали. Да и пеший бой с фалангой генуэзской пехоты(билась в центре)  простолюдины не выдержали бы.
думали что Батый разорит Рязань и на этом успокоится

Так уже знали - не успокоится. Или не князь в Орде отвечал за дань в наделенном ему уделе?
А вот полководцу приходится стать Пересветом

Какой же он полководец? Если его убьют в поединке, что будет с его отрядом? Кто будет руководить? Он ведь единственный там воин!
     01:25 13.05.2015
Причина бунта всегда одна: находится лидер, который ведет народ.
В рассказе прослеживается параллели с Куликовской битвой, однако по сюжету духовник мнит себя Сергием Радонежским, а на самом деле он Поп Гапон. А вот полководцу приходится стать Пересветом. По поводу смысла и почему. Почему в современной Украине Майдан вовремя не задавили и дали развязаться гражданской войне? А на Болотной площади в Москве такое развитие событий не допустили, хотя кому то очень хотелось? Ответ прост: такие люди оказались на местах, ответственные за принятие решений.

Собственно рассказ о том, что простой воин предан своей властью и ему ни чего не остается кроме как идти на подвиг. Идти на подвиг в такой ситуации гораздо сложнее, чем когда власть проявляет заботу о воинстве в виде разумного тактического планирования военных действий. Глупостью и амбициями властей воины оказались в ситуации когда у них остается только один путь - героическая смерть в бою.

Подобная ситуация постоянно на Руси складывалась, складывается и наверное и дальше будет складываться.
     10:15 12.05.2015 (1)
Бывало в истории и не раз, когда полное несопротивление врагу приводил к гораздо большим потерям, чем активная борьба.
На счет профи и не профи . на Куликовской битве против русских ополченцев шли настоящие профи : ордынцы Мамая(не важно татары ли это или казаки-ордынцы-славяне по другим версиям), спецназ из Италии, литовцы- не ополченцы,кстати. Возможно, что битва играла и дополнительный религиозный оттенок, хотя Сергий Радонежский и предлагал попробовать замириться.
Тем не менее князь Дмитрий со своим ополчением наголову разбил профи Мамая и прочий спецназ.
Повел ли князь ВСЕХ людей на верную смерть?
     10:41 13.05.2015
1
Возможно, что битва играла и дополнительный религиозный оттенок

Религию всегда используют для того, чтобы мотивировать людей на войну, на бесплатную работу или на "дай денег". Однако это вовсе не означает что событие имеет религиозный смысл.
хотя Сергий Радонежский и предлагал попробовать замириться.

В этой ситуации как раз был религиозный смысл, т.к. хан Мамай хотел насадить на Руси ислам. До него монголо-татары не ломали существующие политические и религиозные системы. В моем рассказе духовник воина Иоанна делает нечто подобное. Почему? А фиг знает что пришло в его больную голову в монастыре! И такие товарищи и их духовные чада до сих пор ходят по храмам и собирают деньги и людей на борьбу за что то (реально - за чье то личное благосостояние)
Повел ли князь ВСЕХ людей на верную смерть?

Преподобный Сергий Радонежский и Поп Гапон повели людей на смерть. И оба считали что дело за которое они ведут людей на смерть правое. Но только с помощью всестороннего исследования можно определить было ли дело правое или нет.
А что касается простого воина то ему выбора не остается или почти не остается. Ситуация примерно такова пойдешь в бой - то там может быть не убьют. А останешься - то точно убьют. Или свои или чужие.
В моем рассказе воины именно в такой ситуации, когда их ратный подвиг ни чего не принесет, а если и принесет то больше вреда, чем пользы. Но деваться некуда, так как карательный отряд уже вышел и он все равно проведет зачистку.
     17:27 07.05.2015 (1)
1
Какой грамотный ордынец! Словечки : элита, иерархия знает... Сказка весьма качественная, с тонким намеком на толстые обстоятельства...
     17:29 07.05.2015 (1)
Разговор шел на старорусском языке. Но современный автор пересказал его современными словами, сохранив не потерявший актуальности до сих пор смысл :)
     17:30 07.05.2015
Да понял я, понял...:-)
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама