Произведение «КАК НАДО ПИСАТЬ СТИХИ» (страница 2 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Сборник: Нерифмованное
Автор:
Баллы: 37
Читатели: 1479 +1
Дата:

КАК НАДО ПИСАТЬ СТИХИ

определённый артикль "нах" и неопределённый артикль "мля". Артикль "нах" называется определённым, потому что он чётко указывает определённое направление движения. Артикль "мля" называется неопределённым, потому что он никого конкретно не имеет в виду, а служит только для связки слов. Вот видите, насколько выгоднее при необходимости к месту вставлять такие артикли.

Пятое, что стоит упомянуть - это то, что "Евгений Онегин" написан так называемой "онегинской" строфой. Строфа - это характерная группа строк с присущим ей расположением рифм. Строфы принято отделять друг от друга по крайней мере одной пустой строкой, которая при исчислении гонорара не учитывается. Простейшая строфа - моностих, то есть одна-единственная строка. Такие моностихи сочиняет Вишневский, кому-то даже нравится. Чуть сложнее - двустишие, то есть две рифмующиеся строки. Рифмовка двух соседних строк называется смежной, хотя в школьных программах её называют почему-то парной. Затем идут терцины - три строки, первая и третья из которых рифмуются между собой, а вторая - с первой и третьей следующей терцины. Такая рифмовка двух строк, разделённых одной строкой, называется перекрёстной. От терцин следует отличать терцеты - два трёхстишия с различными рифмовками строк.

Четырёхстишия обычно получают соединением двух двустиший, а также четырёх строк с перекрёстной рифмовкой первой строки с третьей и второй с четвёртой. Четырёхстишия, где рифмуются первая строка с четвёртой и вторая с третьей, называются катренами, а такая рифмовка первой и четвёртой строки в катренах называется охватной или опоясанной. Рубайи - это тоже четверостишия, где рифмуются первая, вторая и четвёртая строки, а третья остаётся незарифмованной. Бывают строфы из пяти строк, но для них просто названия не придумали. Бывают также строфы из шести, семи и восьми строк - секстины, септимы и октавы. В октавах перекрёстно рифмуются первые шесть строк и смежно - две последние. Как рифмуются строки в четырнадцатистрочной онегинской строфе - разбирайтесь сами. Скажу только, что строфу эту изобрёл не Онегин, да и сам Пушкин опять же слямзил её у Г.Р.Державина, для заметания следов слегка изменив рифмовку. А М.Ю.Лермонтов один к одному слямзил эту строфу у Пушкина для своей "Тамбовской казначейши". Вот видите, насколько выгоднее использовать чужие строфы, чем изобретать свои.

Шестое, что не лишне заметить - это то, что онегинская строфа не есть сонет, который также состоит из четырнадцати строк. Отличие заключается в том, что сонет - не строфа, а форма. Размер сонета - пятистопный, реже шестистопный ямб. Канонический итальянский сонет, достигший совершенства у Петрарки, состоит из двух катренов и двух терцетов. Вообще же сонет - это очень строгая форма, к которой предъявляется много непременных требований. Вам же пока стоит запомнить лишь красивое слово "альтернанс", которым иногда неплохо блеснуть в приличном обществе. Правило альтернанса требует, чтобы в сонетах не было более двух строк подряд с мужской или женской рифмой. Из пятнадцати сонетов можно сплести венок сонетов. В первых четырнадцати сонетах первая строка последующего сонета должна повторять последнюю строку сонета предыдущего. А пятнадцатый сонет, называемый магистралом, весь должен состоять из начальных строк этих четырнадцати сонетов. Что - слабО?

Но вот, скажем, Шекспир чисто из английского снобизма демонстративно писал сонеты по-своему - три четверостишия с перекрёстной рифмовкой и одно двустишие. Странно выглядит у Шекспира 112-й сонет, состоящий из 12 строк со смежной рифмовкой. Другие поэты в деле коверкания строгой формы сонета пошли ещё дальше Шекспира - и появились такие сонеты, как сплошной, половинный, опрокинутый. А третьи поэты рожали на свет уже вовсе уродцев - у них сонеты были хромые, хвостатые и даже безголовые. Нет, это не мои определения - именно так эти сонеты и называются в теории стихосложения. Поэтому начинающим поэтам я советую вот что. Если у вас после мучительных родовых схваток вышло нечто безголовое и хвостатое - смело давайте вашему неудачному детищу звучное имя Сонет! И утешайтесь тем, что хоть и плохонькое, зато своё, а ведь могло быть и хуже - вон как у других-то. Вот видите, насколько выгоднее разрожаться сонетами, нежели онегинскими строфами.

Седьмое, чем хотелось бы закончить - это то, что основной художественный приём в "Евгении Онегине" - автология. То есть никаких художественных приёмов - ни тебе метафор, ни аллегорий, ни прочих перифраз с прозопопеями. Автология, в отличие от металогии, или фигуральной речи - это употребление слов в их прямом и непосредственном значении. Пушкину была чужда последовавшая затем в русской поэзии "игра в слова, игра словами" символистов, футуристов и прочих имажинистов. За что те то и дело пытались "бросить Пушкина с парохода современности". Но в конце прошлого тысячелетия куртуазные маньеристы бросили брошенному Пушкину спасательный круг. И с той поры из нашей отечественной поэзии стала уходить глупая мода писать красиво и непонятно. Вот и вы пишите, как Пушкин - понятно и некрасиво.

Далее, основные стилистические фигуры, которые мы видим у Пушкина - это климакс и антиклимакс. Нет, это не то, о чём вы подумали - хотя по смыслу где-то близко. Климакс - это ступенчатое расположение слов и выражений в порядке возрастания их значений, антиклимакс - в порядке понижения. Вот и в строфе про дядю видим такое долго повторяемое перечисление действий по уходу за больным, в конце которого происходит вполне ожидаемое бурное извержение тайной мысли ухаживающего. Ну, и упомянем под конец ещё один художественный приём, которым часто и беззастенчиво пользовался Пушкин. "Самых честных правил" - эту фразу Пушкин слямзил у дедушки И.А.Крылова. А "гений чистой красоты" - это он слямзил у В.А.Жуковского. А "в молчаньи грусти безнадежной" и "в дали, во мраке заточенья" - у Е.А.Баратынского. Как называется этот художественный приём - надеюсь, объяснять не надо. Вот видите, насколько выгоднее как начинающему, так и уже признанному поэту пользоваться подобными приёмами.

Вот я и рассказал вам о том, КАК надо писать стихи. Но вряд ли даже я смогу вам сказать, ЧТО надо писать в стихах. Эх, да если бы сами поэты это знали! А вот как сказал  об этом в последнем слове на суде Сократ: "...ходил я к поэтам, и к трагическим, и к дифирамбическим, и ко всем прочим, чтобы на месте уличить себя в том, что я невежественнее, чем они. Брал я те из их произведений, которые, как мне казалось, всего тщательнее ими отработаны, и спрашивал у них, что именно они хотели сказать, чтобы, кстати, и научиться от них кое-чему. Стыдно мне, о мужи, сказать вам правду, а сказать все-таки следует. Ну да, одним словом, чуть ли не все присутствовавшие лучше могли бы объяснить то, что сделано этими поэтами, чем они сами. Таким образом, и относительно поэтов вот что я узнал в короткое время: не мудростью могут они творить то, что они творят, а какою-то прирожденною способностью и в исступлении, подобно гадателям и прорицателям; ведь и эти тоже говорят много хорошего, но совсем не знают того, о чем говорят. Нечто подобное, как мне показалось, испытывают и поэты; и в то же время я заметил, что вследствие своего поэтического дарования они считали себя мудрейшими из людей и в остальных отношениях, чего на деле не было". Зря Сократ сказал мужам эту правду. Кому ж такая правда понравится? Вот видите...


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:34 25.12.2018
     13:02 15.11.2017
1
Как говорится,"более, чем понравилось"! Если бы в литературном институте был факультет, где учат писать стихи, Вашу статью, хоть она переполнена юмором, можно было бы смело рекомендовать в качестве "учебного пособия". Почему бы нет?
     17:51 01.07.2017 (1)
1
У Вас филологические познания! А по специальности Вы строитель? Уж не лукавите ли вы? Хотя соглашусь: поэтический строитель вы замечательный! Статья выдержана композиционно, прекрасная   преамбула, убедительные аргументы, легко и без дидактизма, с юмором! Браво!
     19:20 01.07.2017 (1)
Уважаемая Любовь! Вы, скорее всего, не прочитали предисловия. Эта статья, точнее. ироническое эссе принадлежит перу моего, к несчастью, уже покойного друга Николая Шошунова. Он, кстати, тоже не был филологом, но был энциклопедически образованным человеком, замечательным поэтом и переводчиком. А работал он конструктором космических станций в НПО "Энергия" в г. Королёве. Кандидат технических наук. Так что браво Николаю. Я же просто решил познакомить интересующихся с образчиком его незаурядного творчества.
     20:52 01.07.2017
1
Отлично! Браво Николаю и Вам, если вы опубликовали, значит разделяете основные мысли этой статьи и , конечно, владеете инструментом стихосложения. Извините за неточность, не вчиталась в предисловие: очень загружена работой, хотя это меня не оправдывает! Но я продолжу осваивать топографию Вашей страницы. С уважением ЛС. 
     16:18 04.04.2016 (1)
1
Спасибо, Ляман! И Вам Лимпапо за  то, что сохранили статью Вашего друга на Вашей страничке. За возможность узнать побольше о ямбах и хореях. О том, как пишут стихи. Лично для меня, познавательно!
     18:41 04.04.2016
Вот и славно...
     22:22 17.09.2015 (1)
1
Замечательно и с большим юмором написано.
А вообще все это подтверждает простую библейскую истину: Прекрасное отражается в чистоте. Творцы творят, прекрасное не подозревая "из какого сора растут стихи", а исследователи потом исследуют и отражают творчество в чистом и строгом зеркале своих трудов. Авторы долго изумляются, какой же глубокий смысл и элегантная форма в их произведениях!!!
     22:25 17.09.2015
1
Да, Николай был большим умницей. Он был учёным и конструировал космические станции в НПО "Энергия".
     10:32 26.08.2015 (2)
1
Я сейчас понимаю, что я только в самом начале пути...
Куда дел логаэды? Подрифмовки? Стиль? Вкус? Почерк и прочее прочее прочее...
Все великие писали как писать стихи кто коротко, кто основательно (Маяковский например), я написал уже 12 объемных статей объединенных в курс лекций "Гармония произведения"...
Пустое это - ибо даже если человеку все это знание зазубрить все одно ему только Бог в помощь, поскольку знать и уметь вещи разные.
Гость      14:12 26.08.2015 (1)
Комментарий удален
     14:21 26.08.2015
Когда голова чуть чуть от работы отдохнет... Исправлю конечно.
     10:35 26.08.2015 (1)
2
Это же ироническое эссе, наполненное мягким и добрым юмором. Автор и не ставил своей целью научить читателей основам стихосложения. Он только немного поразмышлял на эту тему.
     10:44 26.08.2015 (1)
1
Все, что ни делается, имеет предназначение. Даже если мы не понимаем этого предназначения, оно есть - это аксиома.

Просто это предназначение бывает очевидным и не очевидным...
     10:55 26.08.2015
2
Это очевидно.)))
     22:59 21.06.2015 (1)
Юра, Я законспектирую. У меня есть блокнот, где я записывю и конспектирую то, что нужно знать обязательно. Клянусь, всё выучу и никогда не забуду, всю терминологию, особенно выучу отечественные артикли. Я и в шутку и всерьёз. Что я могу тебе сказать всерьёз? Горжусь своей дружбой с тобой! И тобой горжусь тоже. Ты украшение сайта.
     21:37 22.06.2015 (1)
1
Это не моя статья.   Ты не прочитала предисловие.
Насчёт украшения сайта ты явно погорячилась.
А эссе и впрямь замечательное.
     21:41 22.06.2015 (1)
Слегка легкомысленна, а так ничего. Всё правильно понимаю. Ты же прощаешь мне это
     21:46 22.06.2015 (1)
А куда мне деваться?
     21:57 22.06.2015 (1)
1
Не в тему. Сейчас услышала по телевизору, что изобрели принтнр, который из картинки может сделатья ягоды из желатина но внутри там жидкость со вкусом ягоды, с ума сойти. до чего техника дошла
     22:03 22.06.2015 (1)
Недавно с помощью 3D-принтера американцы изготовили копию мотоцикла "Харлей Дэвидсон", а китайцы построили пятиэтвжный дом.
А ты про ягоды... Это для принтера просто развлекуха... .
     22:08 22.06.2015 (1)
И что на этом можно ездить. или в этом можно жить? Ягодки можно съесть. А людей не научились делать?
     22:14 22.06.2015 (1)
1
На мотоцикле пока ездить нельзя, хотя он полностью повторяет, причём в натуральную величину, настоящий, а вот в этом доме живут. Принтер изготовил из строительных материалов конструкции и элементы здания, а потом их собрали, как конструктор "Лего". Всё просто...
     22:17 22.06.2015 (1)
И человека по деталям тоже можно собрать по  фотке Не пробовали?
     22:25 22.06.2015 (1)
1
Давно уже собирают людей по фоткам. Например, для музея восковых фигур мадам Тюссо. Или манекенов штампуют...
     22:30 22.06.2015 (1)
1
а я была там и даже сфотографировалась с Джоном Кеннеди и Линдоном Джонсоном. И фотография сохранилась. Никто не верит, что это восковые фигуры. И не берут во внимание, что я не такая древняя
     06:45 23.06.2015 (1)
Ну да, все уверены, что ты случайно встретилась с ними в столице Великобритании.
     07:45 23.06.2015
1
Да, такие наивные
     09:47 21.06.2015 (1)
1
Статья шикарная. Насчет климакса не знала))))) Спасибо, Юра, Море информации. Очень интересно.Молодец, просвещаешь нас, графоманов)
     10:13 21.06.2015 (1)
1
Эх, каким замечательным человеком был Николай... Его уход был невосполнимой утратой и  горькой потерей для его друзей. Бог забрал его к себе на Рождество...
     19:20 21.06.2015
Понимаю Сочувствую...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама